Химические элементы карточки. Инструктивные карточки для проведения практических работ по химии

Вариант №1

1. Что означают формулы: 2Na ; P 4 ; 3Cl 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuS ; Al (ОН) 3 .

Вариант №2

1. Что означают формулы: 5Ca ; 2 F 2 ; S 8 ; Fe 2 O 3 ; 3CS 2 ; Mg (ОН) 2 .

_________________________________________________________________

Вариант №3

    Что означают формулы: 2Zn ; P 4 ; 3O 2 ; Fe 2 O 3 ; 2CH 4 ; 3HNO 3 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

_________________________________________________________________

Вариант №4

    Что означают формулы: 2K ;3S 8 ; Cl 2 ; Al 2 O 3 ; 2CuS ; H 2 CO 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов брома;

б) из двух атомов бора и трех атомов кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант № 5

    Что означают формулы: 2Mg ; P 4 ; 3N 2 ; Mn 2 O 7 ; 2SiO 2 ;2HClO 4 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

б) из двух атомов калия и одного атома серы.

Вариант № 6

    Чтоозначаютформулы: 2Mn ; S 8 ; 2NH 3 ; Na 2 O ; 3MgCl 2 ;H 2 SO 4 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома меди и двух атомов хлора;

б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант № 7

    Чтоозначаютформулы: 2Fe ; N 2 ; 2P 4 ; Ag 2 O ; 2KOH ;H 3 PO 4 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов хлора;

б) из двух атомов азота и пяти атомов кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант № 8

    Что означают формулы: 3Mg ; F 2 ; 3O 2 ; Cu 2 O ; 5FeS ; K ОН.

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома железа и двух атомов хлора;

б) из двух атомов натрия и одного атома серы.

_________________________________________________________________

Вариант № 9

    Что означают формулы: 2Cu ; PH 3 ; 3S 2 ; 2Al 2 O 3 ; 2CuS ; 2HNO 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома ртути и двух атомов хлора;

_________________________________________________________________

Вариант №1 0

    Что означают формулы: 2Si ; 3N 2 ; 3Cl 2 O ; Mn 2 O 3 ; CuSO 3 ; Fe (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.

Вариант №1 1

    Что означают формулы: 2Na ; 2P 4 ; 3Cl 2 ; P 2 O 3 ; 2CuS ; Al (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома азота и трех атомов водорода;

б) из одного атома золота и двух атомов брома.

_________________________________________________________________

Вариант №1 2

    Что означают формулы: 2Ba ; PH 3 ; 3Cl 2 ; Al 2 O 3 ; 2CuCl 2 ; Au (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов брома;

б) из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №13

    Что означают формулы: 2Ca ; P 4 ; 3Cl 2 ; Au 2 O 3 ; 2MgS ; Al (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома бария и двух атомов хлора;

б) из двух атомов натрия и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №1 4

    Что означают формулы: 2K ; P 4 ; 3Cl 2 ; Fe 2 O 3 ; 2CuF ; Ag ОН.

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

б) из двух атомов серебра и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №1 5

    Чтоозначаютформулы: 2Ba ; O 3 ; 3S 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuPO 3 ;HClO 2 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома магния и двух атомов хлора;

Вариант №16

    Что означают формулы: Ca ; P 4 ; 3Cl 2 ; MgCO 3 ; 2Cu 2 S ; HPO 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №1 7

    Что означают формулы: 2Na ; P 4 ; 3Cl 2 ; MnSO 3 ; 2CuOH ; AlPO 4 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов фтора;

б) из двух атомов фосфора и пяти атомов кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №1 8

    Что означают формулы: Ba ; F 2 ; 3NaCl ; Mn 2 O 3 ; 2CuCO 3 ; Al (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома бария и двух атомов хлора;

б) из двух атомов калия, одного атома углерода и трех атомов кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №1 9

    Что означают формулы: 2Na ; P 4 ; 3CO 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CaS ; Cu (ОН) 2 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов иода;

б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант № 20

    Что означают формулы: 2Fe ; P 4 ; 3O 2 ; Cu 2 O ; 2K 2 S ; Fe (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома азота и трех атомов хлора;

б) из двух атомов серебра и одного атома кислорода.

Вариант № 2 1

    Что означают формулы: 2Na ; S 8 ; 3Cl 2 ; Fe 2 O 3 ; 2CS 2 ; Al (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома магния и двух атомов хлора;

б) из двух атомов железа и трех атомов кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №22

    Что означают формулы: 2Ag ; P 4 ; 3Cl 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuS ; H 3 BO 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома меди и двух атомов брома;

б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант № 23

    Что означают формулы: 2Zn ; P 4 ; 3Br 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuS ; Hg (ОН) 2 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов хлора;

б) из двух атомов алюминия и трех атомов кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант № 24

    Что означают формулы: 2Ag ; 2P 4 ; Cl 2 ; Au 2 O 3 ; 2CuS ; Fe (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома углерода и двух атомов кислорода;

б) из двух атомов меди и одного атома серы.

_________________________________________________________________

Вариант № 25

    Что означают формулы: 2K ; H 2 ; 3Cl 2 ; Fe 2 O 3 ; 2SiO 2 ; Mg (ОН) 2 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома фосфора и трех атомов водорода;

б) из двух атомов натрия и одного атома кислорода.

Вариант №26

    Что означают формулы: 2Zn ; P 4 ; 3S 2 ; Al 2 O 3 ; 2CuC ; Al (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома железа и трех атомов хлора;

б) из одного атома калия, одного атома кислорода, одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №27

    Что означают формулы: 2Mn ; P 2 ; 3Br 2 ; Fe 2 O 3 ; 2K 2 S ; H 2 SO 4 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов фтора;

б) из двух атомов золота и трех атомов кислорода.

___________________________________________________________________

Вариант № 28

    Что означают формулы: 2B ; P 4 ; 3Cl 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuS ; Al (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из двух атомов железа и трех атомов серы;

б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.

Инструктивные карточки для проведения практических работ по химии

Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента.

Химический эксперимент – источник знаний о веществе и химической реакции – важное условие активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний.

Реализация экспериментальной части программы требует от учителя высокой всесторонней профессиональной подготовки, глубокого понимания роли химического эксперимента в учебно-воспитательном процессе, творческой активности в применении эффективных методов обучения.

Разумеется, для проведения эксперимента на высоком научно-теоретическом и методическом уровне необходимо разнообразное оборудование, в том числе и новейшие технические средства, но далеко не каждая школа имеет такую оснащённость кабинета химии, поэтому для удобства работы учителя и учащихся предлагаются данные инструктивные карточки для проведения практических работ в 8,9,10,11 классах.

Инструктивные карточки составлены в соответствии с образовательной линией О. С. Габриеляна. Многие практические работы составлены с учётом замены химического оборудования и реактивов на более простые и доступные для каждого учителя.

Представленные инструктивные карточки содержат каткое описание выполняемых опытов, иллюстрации, показывающие как должен быть собран прибор для проведения опыта, что даёт возможность учащимся ясно видеть цель работы, не отвлекаться на чтение опытов, которые не будут выполняться в данной работе, а также даёт представление о том, какие записи необходимо сделать в тетради для составления отчёта о работе.

В ходе выполнения практических работ инструктивные карточки должны находиться на столах у учащихся и способствовать чёткой и слаженной работе во время проведения опытов.

Предлагаемые практические работы дают возможность расширить использование эксперимента в различных условиях, изучить особенности химических процессов, представить их разнопланово. Такой подход позволит учителям более эффективно использовать химический эксперимент с учётом конкретных условий каждой школы.

Практическая работа

Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Определение углерода и водорода.

    Соберите прибор, как показано на рисунке.

    Осторожно нагревайте вещества, находящиеся в горизонтальной пробирке.

    Зарисуйте в тетрадь установку для опыта.

    Напишите в тетрадь ответы на вопросы:

1) Как вы доказали наличие водорода в исходном образце?

Качественное определение хлора.

1. Изготовьте из медной проволоки тонкую спираль, используя стержень шариковой ручки.

2. Закрепите спираль в держателе для пробирок.

3. Прокалите спираль в пламени спиртовки, затем опустите в чашку с тетрахлорметаном и вновь внесите в пламя.

4. Составьте структурную формулу тетрахлорметана.

5. От присутствия какого элемента пламя окрашивается в зелёный цвет?

Вывод: Наличие каких элементов в органическом веществе доказали?

Практическая работа

Получение этилена и опыты с ним

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

1. Соберите прибор, как показано на рисунке

2. Зарисуйте в тетрадь установку для опыта

3. Осторожно нагревайте содержимое пробирки.

4. Выделяющийся газ пропустите через раствор бромной воды, а затем через раствор перманганата калия

5. Попытайтесь поджечь выделяющийся газ.

Не забывайте о правилах работы с веществами!!!

6. Письменно ответьте на вопросы:

1) Составьте уравнение реакции получения этилена из этилового спирта. К какому типу она относится?

2) Составьте уравнение реакции взаимодействия этилена с бромной водой? Как изменяется окраска бромной воды и перманганата калия?

3) Составьте уравнение для реакции горения этилена.

Вывод: С какими свойствами этилена познакомились?

Практическая работа

Спирты.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Горение спиртов

Налейте в фарфоровую чашку небольшое количество этилового спирта и подожгите его, а затем проверьте горение изоамилового спирта.

1. Составьте уравнения реакций горения для этилового и амилового спиртов.

2. Чем отличается характер горения данных спиртов7

Растворимость спиртов в воде

Проверьте растворимость этилового и изоамилового спиртов в воде.

1. Какой спирт растворяется в воде? В чём причина различного поведения спиртов?

2. Почему изоамиловый спирт собирается на поверхности воды?

3. Какие органические вещества будут так же собираться на поверхности воды?

Получение глицерата меди

Из сульфата меди (II ) и гидроксида натрия получите гидроксид меди (II ) в пустой пробирке. К получившемуся осадку добавьте глицерин.

1. Составьте уравнение реакции получения гидроксида меди (II ).

2. Составьте уравнение реакции получения глицерата меди (II )

3. Как изменилась окраска гидроскида меди (II ) в результате химического превращения?

Задача: Вычислите объём углекислого газа, который образуется при горении 7 г 96% этилового спирта.

Практическая работа

Углеводы.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Опыт 1

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II )

В пробирку с порошком глюкозы добавьте небольшое количество воды и растворите её.

К раствору глюкозы добавьте немного гидроксида меди (II ), а затем сульфат меди. Пробирку с полученным раствором нагрейте.

    Что можно сказать о растворимости глюкозы?

    Составьте реакцию взаимодействия сульфата меди ( II ) и гидроксида натрия.

    Запишите реакцию взаимодействия гидгоксида меди ( II ) с глюкозой.

Отметьте изменение окраски под соответствующими веществами.

Опыт 2

Приготовление крахмального клейстера и взаимодействие его с йодом

В пробирку с крахмалом налейте немного воды и встряхните смесь. В пустой пробирке вскипятите небольшое количество воды и влейте в неё раствор крахмала. Полученный клейстер разбавьте холодной водой и добавьте несколько капель йода.

    Что наблюдается при действии йода на крахмал?

Опыт 3

Обнаружение йода в пищевых продуктах.

    В каком продукте крахмала больше всего? Как обнаружили?

Вывод: Что является качественной реакцией на глюкозу и крахмал?

Практическая работа

Карбоновые кислоты

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Опыт 1

Взаимодействие уксусной кислоты с простыми веществами.

В пробирку с уксусной кислотой добавьте цинк. В другую пробирку с уксусной кислотой добавьте железо. Что наблюдаете?

Составьте уравнения проделанных реакций. Почему отличаются эти реакции по скорости?

Опыт 2

Взаимодействие уксусной кислоты со сложными неорганическими веществами.

а) К уксусной кислоте добавьте кусочек мела

б) В пробирку налейте немного щёлочи, подкрасьте её фенолфталеином и добавьте уксусной кислоты.

в) К оксиду меди (II ) добавьте уксусную кислоту и нагрейте до изменения окраски.

Составьте химические уравнения проделанных реакций. С какими классами неорганических веществ может взаимодействовать уксусная кислота?

Получение сложного эфира.

В пробирке находится смесь амилового (пентилового) спирта, уксусной кислоты и концентрированной серной кислоты. Нагрейте смесь в течении нескольких минут, а затем вылейте содержимое пробирки в стакан с холодной водой. Проверьте наличие эфира по запаху.

Составьте химическое уравнение проделанной реакции

Как называется этот тип реакции?

Какую роль при этом играет концентрированная серная кислота?

Вывод: Какими свойствами обладает уксусная кислота?

Практическая работа №1 8 класс

«Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

Цель работы: ознакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, лабораторным оборудованием и приемами обращения с ним.

Оборудование : Лабораторный штатив с кольцом и лапкой, спиртовка, пробиркодержатель, колбы, стаканы, воронка, фарфоровая посуда, спички.

Примечание:

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Изучение техники безопасности при работе в кабинете химии.

2. этап работы : Строение и обращение с лабораторным штативом.

    Изучи строение лабораторного штатива, используя стр.106.

    Собери штатив для работы и разбери.

    Зарисуй строение штатива, отметь его назначение в тетради.

3. этап работы: Строение спиртовки, приемы работы с ней.

1. Изучи строение спиртовки, используя стр. 107.

2. Изучите приемы обращения со спиртовкой, используя инструкцию, выданную учителем.

3. Изучи строение пламени спиртовки, выясни, в какой зоне пламени следует производить нагревание и почему.

4. Нагрейте в пробирке воду, соблюдая приемы работы со спиртовкой.

5. В тетради зарисуйте спиртовку и укажите ее части, отметь назначение спиртовки и правила нагревания.

4. этап работы: Знакомство и обращение с лабораторным оборудованием и посудой.

    Внимательно следи за рассказом учителя, в тетради сделай вывод о том, как следует обращаться с оборудованием и посудой.

Заключение:

    Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, записи рисунки делай аккуратно.

Практическая работа №2 8 класс

«Наблюдения за изменениями, происходящие с горящей свечой, и их описание».

Цель работы: изучить явления, происходящие при горении свечи.

Оборудование : свеча, спички, изогнутая стеклянная трубка, предметное стекло, держатель, пробирка, стеклянная трубка с оттянутым концом в резиновой груше, два химических стакана разной емкости.

Примечание: 1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, явления физические и химические их отличие, внимательно слушай указания учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Исследование формы пламени.

1. Зажгите свечу и определите форму пламени, вспомните какие зоны имеет пламя, почему свечу используют как источник света?

2. этап работы: Явления, происходящие при горении свечи.

1. Изучите ход выполнения этапа, использую стр.110.

3. Какое явление происходит при таянии парафина свечи?

3. этап работы: Обнаружение продуктов горения в пламени.

А) Обнаружение углерода

1. Закрепите предметное стекло в держателе и внесите в темную зону пламени, объясните что там появилось.

Б) Обнаружение водорода

1. Зафиксируйте перевернутую вверх дном сухую пробирку и подержите над пламенем свечи до запотевания, объясните наблюдаемое явление.

4. этап работы: Влияние воздуха на горение свечи.

1. Изучите ход выполнения этапа, используя стр. 111.

2. Осуществите этап на практике.

3. Объясните, как влияет воздух на горение свечи?

Заключение:

1.Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, выводы рисунки делай аккуратно, убери рабочее место после себя.

Практическая работа №3 8 класс

«Анализ почвы и воды».

Цель: изучить состав почвы и некоторых характеристик образцов воды из разных источников, освоить практические приемы работы с веществами. Оборудование : лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробирка с пробкой, пробирка, лупа, фильтрованная бумага, воронка, стеклянная пластина, стеклянная палочка, пинцет, пипетка, прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5 см, высотой 30-35 см (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки), коническая колба с пробкой, нагревательный прибор, спички, индикаторная бумага (синяя и красная), лист с печатным текстом. Реактивы: образцы почвы, воды из водоема, водопроводной воды, дистиллированная вода.

Примечание:

    Правила по технике безопасности изучи, используя стр.105.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Опыт 1.
Механический анализ почвы.

В пробирку помещаем почву (столбик почвы высотой 2-3 см).
Добавляем дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.
Закрываем пробирку пробкой и тщательно встряхиваем 1-2 мин.
Наблюдаем с помощью лупы за осаждением частиц почвы и структурой осадка.
Наблюдаемые явления: вещества, содержащиеся в почве, оседают с различной скоростью. Через некоторое время содержимое расслоится: внизу осядет тяжелый песок, выше будет мутный слой из зависших частичек глины, еще выше - слой воды, на ее поверхности - механические примеси (например, древесные опилки).
Вывод: почва - это смесь различных веществ.

Опыт 2.
Получение почвенного раствора и опыты с ним.

1. Готовим бумажный фильтр, вставляем его в воронку, закрепленную в кольце штатива.
Подставляем под воронку чистую сухую пробирку и фильтруем полученную в первом опыте смесь почвы и воды.
Наблюдаемые явления: почва остается на фильтре, а в пробирке собирается фильтрат - это почвенная вытяжка (почвенный раствор).
Вывод: почва содержит нерастворимые в воде вещества
2. Несколько капель этого раствора помещаем на стеклянную пластину.
С помощью пинцета держим пластину над горелкой до выпаривания воды.
Наблюдаемые явления: вода испаряется, а на пластинке остаются кристаллы веществ, ранее содержавшихся в почве.
Вывод: почва содержит растворимы в воде вещества.
3. На две лакмусовые бумажки (красную и синюю) наносим стеклянной палочкой почвенный раствор.
Наблюдаемые явления:
а) синяя индикаторная бумага изменяет цвет на красный.
Вывод: почва кислая.
а) красная индикаторная бумага изменяет цвет на синий.
Вывод: почва щелочная.
Опыт 3.
Определение прозрачности воды.

Прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5 см, высотой 30-35 см (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки) ставим на лист с печатным текстом.
Вливаем в цилиндр дистилированную воду до тех пор, пока через воду не будет виден шрифт.
Измеряем линейкой высоту столба воды.
Наблюдаемые явления: ... см - высота столба воды.
Аналогично проводим опыт с водой из водоема.
Наблюдаемые явления: ... см - высота столба воды.
Вывод: дистиллированная вода имеет большую прозрачность, чем вода из водоема.
Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.
Коническую колбу наполняем на 2/3 объема исследуемой водой, плотно закрываем пробкой и сильно встряхиваем.
Открываем колбу и отмечаем характер и интенсивность запаха, используя таблицу учебника.
Наблюдаемые явления: .... (например, запах отчетливый - неприятный, интенсивность - 4 балла).
Вывод: ... (например, неприятный запах может быть причиной отказа от питья).
Общий вывод по работе : в ходе выполнения данной практической работы изучались состав почвы, исследовались прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приемы работы с веществами.

Практическая работа №4 8 класс

«Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей».

Цель работы: научиться готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.

Оборудование : весы, мерный цилиндр, ложечка, химический стакан, стеклянная палочка, вода, сахар.

Примечание:

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, процессы растворения, формулы для расчета.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Расчетная часть.

1. Получив задание от учителя, произведи расчет для выполнения практической работы.

2. этап работы: Взвешивание навески сахара.

1. На весах взвесьте требуемую навеску сахара, и высыпьте ее в стаканчик.

3. этап работы: Измерение объема воды.

1. Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объем воды и вылейте ее в стакан с сахаром.

4. . этап работы: Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей сахара.

1. Перемешайте стеклянной палочкой сахар с водой до полного его растворения.

Заключение:

1.Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, расчеты, рисунки делай аккуратно.

2. Сделайте правильные выводы по работе.

3. Уберите свое рабочее место.

Практическая работа №5 8 класс

«Признаки химических реакций».

Цель работы: Закрепить знания о признаках химических реакций; продолжить развивать умения: работы с веществами и химическим оборудованием, наблюдать и описывать проведенные реакции.

Оборудование : Спиртовка, пробирки в штативе, щипцы, медная проволока, соляная кислота, мрамор, серная кислота, сульфат натрия, хлорид бария, оксид меди (2), ложечка, фенолфталеин.

Примечание:

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, признаки химических реакций.

2. Реактивы используем согласно требованиям и экономно.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Прокаливание медной проволоки в пламени спиртовки.

1. В щипцы возьмите медную проволоку и внесите в пламя спиртовки, нагрейте, обратите внимание на изменения, которые произошли с проволокой.

2. этап работы: Взаимодействие оксида меди (2) с серной кислотой.

2. Возьмите ложечкой оксид меди (2) , поместите его в пробирку, добавьте серную кислоту и нагрейте. Что происходит?

3. этап работы: Взаимодействие мрамора с соляной кислотой.

1. Поместите в пробирку кусочек мрамора и добавьте соляную кислоту, что происходит?

4. этап работы: Взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислотой.

1. Поместите в пробирку раствор гидроксида натрия и по каплям добавьте фенолфталеин, что произошло, затем добавьте раствор соляной кислоты, что происходит?

5. . этап работы: Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.

1. Поместите в пробирку 2мл раствора сульфата натрия и добавьте несколько капель хлорида бария, что происходит?

Заключение:

1. Какие признаки химических реакций вы наблюдали во всех этапах работы.

2. Сделайте правильные уравнения реакции, определив их тип и выводы по работе.

Практическая работа №6 8 класс

«Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца».

Цель работы: Подтвердить и закрепить знания об условиях, при которых химические реакции между растворами электролитов идут до конца, формировать умение подбирать пары электролитов.

Оборудование : Штатив с пробирками, спиртовка, держатель, спички, предметное стекло, CuSO 4 , KCl, NaOH, Na 2 SO 4 , Na 2 CO 3 , HCl, HNO 3 , фенолфталеин.

Примечание: 1. Вспомните и соблюдайте правила поведения и техники безопасности.

Алгоритм проведения работы:

Проведение реакций между растворами электролитов:

А) .Сульфатом меди (2) и гидроксидом натрия.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора сульфата меди (2) и добавьте по каплям гидроксид натрия.

Б) .Хлоридом калия и гидроксидом натрия.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора хлорида калия и добавьте по каплям гидроксид натрия.

В) .Сульфатом натрия и соляной кислотой.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора сульфатом натрия и добавьте по каплям соляной кислоты.

Г) .Карбонатом натрия и соляной кислотой.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора карбоната натрия и добавьте по каплям соляной кислоты.

Д) .Гидроксидом натрия и соляной кислотой.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора гидроксида натрия прилейте фенолфталеин и добавьте по каплям соляной кислоты.

Е) .Сульфатом натрия и азотной кислотой.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора сульфата натрия и добавьте по каплям азотной кислоты.

Заключение: 1. Что происходит в каждом этапе, объясните наблюдаемое, сделайте правильные уравнения реакции, выводы по работе, уберите рабочее место.

Практическая работа № 7 8 класс

«Свойства кислот, оснований, оксидов, солей».

Цель работы: Провести химические реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, оксидов, солей, Формировать умение грамотно оформлять эксперимент, писать уравнения реакции в свете ТЭД.

Оборудование : Штатив с пробирками, стеклянная палочка, Н 2 SO 4 , Mg, CaO, BaCl 2 , CuSO 4

NaOH, FeCl 3 , синий лакмус, спиртовка, держатель.

Примечание: 1. Вспомните и соблюдайте правила поведения и техники безопасности, реактивы используйте экономно, эксперимент проводите согласно инструкции.

Алгоритм проведения работы:

1. этап: Осуществите реакции, характеризующие свойства Н 2 SO 4 , имея Mg, CaO, KOH, BaCl 2 .

1. Налейте в пробирку 1мл серной кислоты и поочередно добавьте предложенные вещества (не забудьте опыт проводите в одной пробирке, промывайте), что происходит, объясните наблюдаемое.

2. Составьте уравнение диссоциации кислоты и реакции ионного обмена между взятыми веществами.

2. этап: Получите Cu (OH) 2 , проделайте реакции, характеризующие его свойства.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора сульфата меди (2) и добавьте по каплям раствор гидроксид натрия, что происходит?

2. Полученный осадок голубого цвета разделите на две пробирки, в одну добавьте серную кислоту, другую нагрейте, что происходит, объясните наблюдаемое.

3. этап работы: Проделайте реакции, характеризующие свойства FeCl 3 и CuSO 4 .

1. Налейте в пробирку раствор хлорида железа (3) и добавьте по каплям раствор гидроксида натрия, что происходит?

2. Налейте в пробирку раствор сульфат меди(2) и отпустите железную скрепку, что происходит?

3. Составьте уравнение реакции ионного обмена между взятыми веществами.

Заключение: Сделайте правильные уравнения реакции, выводы по работе, уберите свое рабочее место.

Практическая работа № 8 8 класс

«Решение экспериментальных задач».

Цель работы: Формировать умение решать экспериментальные задачи

Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента.

Химический эксперимент – источник знаний о веществе и химической реакции – важное условие активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний.

Реализация экспериментальной части программы требует от учителя высокой всесторонней профессиональной подготовки, глубокого понимания роли химического эксперимента в учебно-воспитательном процессе, творческой активности в применении эффективных методов обучения.

Разумеется, для проведения эксперимента на высоком научно-теоретическом и методическом уровне необходимо разнообразное оборудование, в том числе и новейшие технические средства, но далеко не каждая школа имеет такую оснащённость кабинета химии, поэтому для удобства работы учителя и учащихся предлагаются данные инструктивные карточки для проведения практических работ в 8,9,10,11 классах.

Инструктивные карточки составлены в соответствии с образовательной линией О. С. Габриеляна. Многие практические работы составлены с учётом замены химического оборудования и реактивов на более простые и доступные для каждого учителя.

Представленные инструктивные карточки содержат каткое описание выполняемых опытов, иллюстрации, показывающие как должен быть собран прибор для проведения опыта, что даёт возможность учащимся ясно видеть цель работы, не отвлекаться на чтение опытов, которые не будут выполняться в данной работе, а также даёт представление о том, какие записи необходимо сделать в тетради для составления отчёта о работе.

В ходе выполнения практических работ инструктивные карточки должны находиться на столах у учащихся и способствовать чёткой и слаженной работе во время проведения опытов.

Предлагаемые практические работы дают возможность расширить использование эксперимента в различных условиях, изучить особенности химических процессов, представить их разнопланово. Такой подход позволит учителям более эффективно использовать химический эксперимент с учётом конкретных условий каждой школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа

Анализ почвы и воды.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Опыт № 1

Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой добавьте в три раза больше воды, закройте пробкой и тщательно встряхните в течении 1-2 мин.

1. Как происходит осаждение частиц?

2. Какой цвет имеет осадок?

3. Какова структура частиц? (крупнозернистые, мелкозернистые и т. д.)

Опыт № 2

Получение почвенного раствора и опыты с ним.

А) Приготовьте прибор для фильтрования, как показано на рис.

Профильтруйте смесь почвы и воды, полученную в первом

опыте.

Б) Несколько капель почвенного раствора поместите на предметное стекло и проведите выпаривание. Что наблюдаете?

В) Исследуйте почвенный раствор индикаторной бумагой.

1. Зарисуйте прибор для фильтрования

2. Какие вещества, содержащиеся в почвенном растворе вы обнаружили при выпаривании?

3. Какую среду имеет почвенный раствор?

Опыт № 3

Определение прозрачности воды.

Установите мерный цилиндр на печатный текст учебника и осторожно вливайте исследуемую воду из колбы.

На какой высоте не будет виден шрифт?

Сделайте вывод о прозрачности воды.

Опыт № 4

Определение интенсивности запаха воды.

Встряхните исследуемую воду в колбе и проверьте интенсивность запаха.

Дайте оценку запаху в баллах, пользуясь таблицей на стр. 112 в учебнике

ВЫВОД: Что можно узнать при анализе почвы и воды?

Практическая работа

Приготовление растворов и расчёт их массовой доли в растворе.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Задача 1

Вычислите сколько г сахара (С 12 Н 22 О 11 ) необходимо и какой объём воды потребуется для приготовления 60 г 4% раствора. Чему равно количество сахара в растворе?

Решите задачу в тетради и приготовьте данный раствор в колбе, используя готовую навеску сахара, подпишите этикетку по образцу и приклейте её.

Задача 2

Приготовьте 50 мл 6% раствора NaCl и рассчитайте количество и число молекул данного вещества в растворе.

Решите задачу в тетради и приготовьте данный раствор в колбе, используя готовую навеску, подпишите этикетку по образцу и приклейте её.

Практическая работа

Признаки химических реакций

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Опыт 1

Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди с серной кислотой.

1.Закрепите медную проволоку в держателе и прокалите в пламени спиртовки. Счистите образовавшийся налёт на лист фмльтровальной бумаги.

Какой признак реакции вы заметили?

2. К оксиду меди (чёрного цвета), находящемуся в пробирке добавьте серную кислоту.

Составьте уравнение данной химической реакции. К какому типу она относится?

Каков признак этой реакции?

Опыт 2

Взаимодействие мела с кислотой.

К кусочку мела, находящемуся в пробирке добавьте небольшое колическтво соляной кислоты. Что наблюдаете?

Составьте уравнение происходящей реакции. К какому типу она относится?

Какой признак данной реакции?

Опыт 3

Взаимодействие хлорида железа с роданидом калия.

В пустую пробирку налейте небольшое количество хлорида железа, рассмотрите его окраску и добавьте немного роданида калия

Составьте уравнение проделанной реакции. К какому типу она относится?

Какой признак реакции вы наблюдали?

Опыт 4

Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.

К прозрачному раствору сульфата натрия, находящемуся в пробирке добавьте немного хлорида бария. Что наблюдаете?

Составьте уравнение данной реакции. К какому типу она относится?

Каков признак данной реакции?

Вывод: С какими признаками могут протекать химические реакции?

8 класс

Практическая работа

Ионные реакции

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Опыт 1

Обнаружение сульфат – ионов.

В двух пробирках содержатся соли серной кислоты – сульфат натрия и сульфат калия. В обе пробирки добавьте хлорид бария до появления осадка.

Составьте ионные уравнения данных химических реакций и укажите цвет осадков.

Опыт 2

Обнаружение хлорид – ионов.

Приготовьте раствор хлорида натрия. Используя нитрат серебра, докажите, что в состав данной соли входит хлорид – ион.

Составьте проделанную реакцию, как ионное уравнение, указав цвет осадка.

Опыт 3

Обнаружение сульфат – ионов и хлорид – ионов.

В двух пробирках находятся растворы хлорида калия и сульфата магния. Используя соответствующие реактивы докажите, что в одной пробирке присутствуют сульфат – ионы, а в другой хлорид – ионы.

Составьте ионные уравнения для проделанных химических реакций, указав цвет осадка.

Опыт 4

Определение качественного состава вещества.

Приготовьте раствор сульфата меди (II), разделите его на две пробирки.

Докажите, что в данном растворе содержатся ионы меди и сульфат – ионы, получив соответствующие осадки.

Составьте проделанные реакции в ионном виде и укажите цвет осадков.

Практическая работа

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Опыт 1

Реакции с образованием осадка.

а) В пробирку с сульфатом меди (II) добавьте немного щёлочи.

б) В пробирку с сульфатом алюминия добавьте хлорид бария.

Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций. Укажите цвет осадков.

Опыт 2

Реакции с выделением газа

К кусочку мела (карбонат кальция) добавьте немного соляной кислоты.

Составьте молекулярное и ионное уравнение проделанной реакции.

Опыт 3

Реакции с образованием воды.

а) В пустую пробирку налейте немного щёлочи и подкрасьте её фенолфталеином, затем добавьте серной кислоты.

б) Налейте в пробирку небольшое количество сульфата железа (II), затем добавьте щёлочи. К образовавшемуся осадку добавьте серной кислоты.

Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций.

Как называется реакция между кислотой и щёлочью?

Вывод: При каких условиях возможны реакции ионного обмена?

Раствор (формула в-ва) ……%

Приготовили: Ф.И.

дата

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

10 КЛАСС

Практическая работа

Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Опыт № 1

Определение углерода и водорода.

  1. Соберите прибор, как показано на рисунке.
  2. Осторожно нагревайте вещества, находящиеся в горизонтальной пробирке.
  3. Зарисуйте в тетрадь установку для опыта.
  4. Напишите в тетрадь ответы на вопросы:

1) Как вы доказали наличие водорода в исходном образце?

2) О содержании какого элемента свидетельствует помутнение известковой воды? Составьте соответствующее уравнение химической реакции.

Опыт № 2

Качественное определение хлора.

1. Изготовьте из медной проволоки тонкую спираль, используя стержень шариковой ручки.

2. Закрепите спираль в держателе для пробирок.

3. Прокалите спираль в пламени спиртовки, затем опустите в чашку с тетрахлорметаном и вновь внесите в пламя.

4. Составьте структурную формулу тетрахлорметана.

5. От присутствия какого элемента пламя окрашивается в зелёный цвет?

Вывод: (Наличие каких элементов в органическом веществе доказали?)

Практическая работа

Получение этилена и опыты с ним

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

1. Соберите прибор, как показано на рисунке

2. Зарисуйте в тетрадь установку для опыта

3. Осторожно нагревайте содержимое пробирки.

4. Выделяющийся газ пропустите через раствор бромной воды, а затем через раствор перманганата калия

5. Попытайтесь поджечь выделяющийся газ .

Не забывайте о правилах работы с веществами!!!

6. Письменно ответьте на вопросы:

1) Составьте уравнение реакции получения этилена из этилового спирта. К какому типу она относится?

2) Составьте уравнение реакции взаимодействия этилена с бромной водой? Как изменяется окраска бромной воды и перманганата калия?

3) Составьте уравнение для реакции горения этилена.

Вывод: С какими свойствами этилена познакомились?

10 класс

Практическая работа

Спирты.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Горение спиртов

Налейте в фарфоровую чашку небольшое количество этилового спирта и подожгите его, а затем проверьте горение изоамилового спирта.

1. Составьте уравнения реакций горения для этилового и амилового спиртов.

2. Чем отличается характер горения данных спиртов7

Растворимость спиртов в воде

Проверьте растворимость этилового и изоамилового спиртов в воде.

1. Какой спирт растворяется в воде? В чём причина различного поведения спиртов?

2. Почему изоамиловый спирт собирается на поверхности воды?

3. Какие органические вещества будут так же собираться на поверхности воды?

Получение глицерата меди

Из сульфата меди (II) и гидроксида натрия получите гидроксид меди (II) в пустой пробирке. К получившемуся осадку добавьте глицерин.

1. Составьте уравнение реакции получения гидроксида меди (II).

2. Составьте уравнение реакции получения глицерата меди (II)

3. Как изменилась окраска гидроскида меди (II) в результате химического превращения?

Задача: Вычислите объём углекислого газа, который образуется при горении 7 г 96% этилового спирта.

10 класс

Практическая работа

Углеводы.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Опыт 1

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)

В пробирку с порошком глюкозы добавьте небольшое количество воды и растворите её.

К раствору глюкозы добавьте немного гидроксида меди (II) , а затем сульфат меди. Пробирку с полученным раствором нагрейте.

  1. Что можно сказать о растворимости глюкозы?
  2. Составьте реакцию взаимодействия сульфата меди (II) и гидроксида натрия.
  3. Запишите реакцию взаимодействия гидгоксида меди (II) с глюкозой.

Отметьте изменение окраски под соответствующими веществами.

Опыт 2

Приготовление крахмального клейстера и взаимодействие его с йодом

В пробирку с крахмалом налейте немного воды и встряхните смесь. В пустой пробирке вскипятите небольшое количество воды и влейте в неё раствор крахмала. Полученный клейстер разбавьте холодной водой и добавьте несколько капель йода.

  1. Что наблюдается при действии йода на крахмал?

Опыт 3

Обнаружение йода в пищевых продуктах.

Проверьте содержание йода в белом хлебе, картофеле и йогурте.

  1. В каком продукте крахмала больше всего? Как обнаружили?

Вывод: Что является качественной реакцией на глюкозу и крахмал?

Практическая работа

Карбоновые кислоты

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Опыт 1

Взаимодействие уксусной кислоты с простыми веществами.

В пробирку с уксусной кислотой добавьте цинк. В другую пробирку с уксусной кислотой добавьте железо. Что наблюдаете?

Составьте уравнения проделанных реакций. Почему отличаются эти реакции по скорости?

Опыт 2

Взаимодействие уксусной кислоты со сложными неорганическими веществами.

а) К уксусной кислоте добавьте кусочек мела

б) В пробирку налейте немного щёлочи, подкрасьте её фенолфталеином и добавьте уксусной кислоты.

в) К оксиду меди (II) добавьте уксусную кислоту и нагрейте до изменения окраски.

Составьте химические уравнения проделанных реакций. С какими классами неорганических веществ может взаимодействовать уксусная кислота?

Опыт 3

Получение сложного эфира.

В пробирке находится смесь амилового (пентилового) спирта, уксусной кислоты и концентрированной серной кислоты. Нагрейте смесь в течении нескольких минут, а затем вылейте содержимое пробирки в стакан с холодной водой. Проверьте наличие эфира по запаху.

Составьте химическое уравнение проделанной реакции

Как называется этот тип реакции?

Какую роль при этом играет концентрированная серная кислота?

Вывод: Какими свойствами обладает уксусная кислота?

Предварительный просмотр:

Практическая работа

Получение газов и изучение их свойств.

Опыт № 1

Получение и собирание водорода

1. Получите водород, используя цинк и соляную кислоту.

2. Зарисуйте прибор для получения и собирания газа.

3. Составьте окислительно – восстановительное уравнение химической реакции получения водорода.

4. Как доказать наличие кислорода в пробирке?

Опыт № 2

Получение с собирание кислорода.

1. Получите кислород, используя перманганат калия.

2. Зарисуйте прибор для получения и собирания кислорода.

3. Составьте окислительно-восстановительное уравнение химической реакции получения кислорода.

4. Как доказать наличие кислорода в химическом стакане?

Опыт № 3

Получение с собирание углекислого газа.

1. Используя мел и соляную кислоту, получите углекислый газ.

2. Зарисуйте прибор для получения и собирания углекислого газа.

3. Составьте ионное уравнение химической реакции получения углекислого газа.

4. Как доказать наличие углекислого газа в пробирке?

Вывод: Что общего у полученных газов и чем они отличаются?

11 класс

Практическая работа

Сравнение свойств неорганических и органических соединений.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Опыт 1

Образование соли, взаимодействием органических и неорганических оснований с кислотой и опыты с ними.

1. Из имеющихся реактивов получите гидроксид меди (II). К образовавшемуся осадку добавьте соляную кислоту. К образовавшемуся раствору соли добавьте раствор щёлочи

Запишите уравнения проделанных реакций в ионном виде

2. Получите эмульсию анилина, добавьте соляную кислоту, а затем раствор щёлочи.

Запишите уравнения проделанных реакций

В чём сходство органических и неорганических оснований?

Опыт 2

Получение сложных эфиров.

1. Нагрейте смесь изоамилового спирта (изопентилового), уксусной кислоты и конц. серной кислоты до пожелтения. Затем вылейте горячую смесь в стакан с холодной водой. Эфир собирается на поверхности.

2. Подожгите смесь борной кислоты и этилового спирта в фарфоровой чашке. Эфир – триэтилборат сгорает зелёным пламенем.

Составьте уравнение получения сложного эфира из изоамилового спирта и уксусной кислоты.

Запишите уравнение образования сложного эфира из борной кислоты () и этилового спирта

Составьте реакцию горения для тетроэтилбората:

11 класс

Практическая работа

Решение экспериментальных задач по неорганической химии

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Задача 1

Дана смесь, состоящая из хлорида калия, сульфата железа (III). Проделайте опыты, при помощи которых можно опрелить хлорид – ионы и ионы

железа (+3).

Задача 2

Из имеющихся веществ: сульфата меди (II), сульфата магния, гидроксида натрия, железа, хлорида железа (III) получите:

а)гидроксид железа (III)

б) гидроксид магния

в) медь

Составьте уравнения проделанных реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде, рассмотрите процессы окисления-восстановления

Задача 3

В трёх пробирках даны кристаллические вещества:

а) сульфат аммония

б) нитрат меди (II)

в) сульфат железа (II)

Определите какое вещество находится в каждой пробирке.

Напишите уравнения проделанных реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

11 КЛАСС

Практическая работа

Решение экспериментальных задач по органической химии.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Задача 1

С помощью характерных реакций распознайте вещества находящиеся в пробирках:

этанол

уксусная кислота

глюкоза

сахарный сироп

глицерин

Задача 2

Распознайте с помощью одного и того же реактива, в какой из пробирок находятся растворы:

мыла

белка

соды

Составьте уравнения проделанных реакция, назовите образовавшиеся продукты и укажите № пробирок, в которых находились вещества

11 Класс

Практическая работа

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Осуществите практически следующие превращения:

a) CuO CuSO 4 Cu(OH) 2 CuO

CuCl 2

б) FeSO 4 Fe(OH) 2 Fe(OH) 3 FeCl 3 Fe(OH) 3

Составьте проделанные реакции в молекулярном, полном ионном виде и сокращённом. Рассмотрите окислительно – восстановительные процессы.

Практическая работа № 2

Скорость химических реакций.

Химическое равновесие.

Цель работы: …………..

Оборудование: ………..

Реактивы: ……………..

Опыт № 1

Влияние природы реагирующих веществ на скорость химических реакций.

1. В две пробирки положите металлы цинк и магний и добавьте серной кислоты.

2. Составьте окислительно-восстановительные реакции происходящих процессов.

3. Какой металл активнее и почему?

Опыт № 2

Влияние температуры на скорость химических реакций.

1. Налейте в две пробирки р-р серной кислоты. Одну пробирку подогрейте. Одновременно в обе пробирки опустите кусочки железа.

2. Составьте окислительно-восстановительную реакцию происходящего процесса.

3. В какой пробирке реакция идёт быстрее и почему?

Опыт № 3

Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость реакции

1. В две пробирки насыпьте равное количество оксида меди (II). В одну пробирку добавьте конц. серную кислоту, а в другую разбавленную

2. Составьте ионное уравнение происходящего процесса.

3. В каком случае скорость реакции больше?

Опыт № 4

Влияние поверхности реагирующих веществ на скорость химической реакции.

1. Возьмите две пробирки с карбонатом кальция (в одной – порошок, а в другой – кусочек вещества). Добавьте в обе пробирки соляной кислоты.

2. Составьте ионное уравнение происходящей химической реакции.

3. В каком случае реакция идёт быстрее и почему?

ВЫВОД: Какие условия влияют на скорость химических реакций?

11 класс

Практическая работа № 4

Гидролиз

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы :

Задача 1

Используя индикаторную бумагу, распознайте соли, находящиеся в пробирках: Na 2 SO 4 , K 2 CO 3 , MgSO 4

Напишите : 1. Какие соли находились в каждой пробирке

№ 1 - , № 2 - , № 3 -

2. Составьте химические уравнения гидролиза для солей в которых он возможен.

Задача 2.

Приготовьте раствор карбоната натрия, разделите его на две пробирки, в обе добавьте несколько капель фенолфталеина. Затем один из растворов разбавьте небольшим количеством воды.

1. Составьте уравнение гидролиза для данной соли.

2. Как добавление воды влияет на ход гидролиза?

Задача 3

Разделите имеющийся раствор ацетата натрия на две пробирки, в обе добавьте небольшое количество фенолфталеина. Одну пробирку нагрейте Что наблюдаете?

1. Составьте уравнение гидролиза.

2. Как температура влияет на ход гидролиза?

Задача 4

К порошку магния добавьте немного хлорида железа (III). Что наблюдаете?

Составьте уравнения реакций происходящих процессов (гидролиз соли и взаимодействие магния с продуктами гидролиза)