Подворье Киево-Печерской Лавры. Церковь Успения Богоматери -Подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни

Место, где стоит храм, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям: сначала - Троице-Сергиеву монастырю (ныне Лавре), потом - Псковскому Архиерейскому Дому. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская лавра. Вначале храм на лаврском подворье был небольшим, с трудом вмещал молящихся. В 1894-1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново - с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней.

Созданием проекта и постройкой храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков (автор Морского собора в Кронштадте, церкви Милующей Божьей Матери на Большом проспекте и др.). Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан.

События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. С 1919 года начинается постепенное выселение монахов из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. В ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили и отправили в северные концлагеря.

Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре они также были арестованы. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 1934 году храм был закрыт и превращен в склад. В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания.

В 1991 году бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Началось восстановление храма и всего подворского комплекса, которое продолжается до сих пор.

15 сентября 2013 года храм Успения Божией Матери был освящен Великим чином Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преп. Амвросия, старца Оптинского (XIX), имеется мощевик Собора преподобных Старцев Оптинских, а также мощевик Киево-Печерских святых, в котором находятся частицы мощей 82 подвижников, в том числе таких почитаемых преподобных: Моисея Угрина (XI), Илии Муромца (XII), Нестора Летописца (XI-XII), Агапита врача безмездного (XI-XII), Иоанна Многострадального (XII), Исаии Чудотворца (XII в.) и других.

В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница», написанный на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар. Образ является точным списком с чудотворной иконы древней афонской обители.

В алтаре храма хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: прор.Иоанна Предтечи, ап.Андрея Первозванного и ап.Иакова Зеведеева (I), прав.Лазаря Четверодневного (I), сщмчч.Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), свт.Николая Чудотворца (III-IV), вмч.Пантелеимона (III-IV), преп.Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

На Оптинском подворье основан мужской хор «Оптина Пустынь». Коллектив профессиональных певчих возрождает традиции древнего уставного монастырского пения: на богослужениях в храме исполняются знаменные песнопения, оптинские распевы, разные виды древнерусских одноголосных распевов, русского церковного многоголосия, а также греческие, сербские, болгарские и грузинские распевы.

Ставропигиальный православный собор располагается на Васильевском острове, что в Санкт-Петербурге. Церковь сооружалась в течение двух лет с 1885 по 1887 год., это пятиглавое религиозное здание рассчитано на 2000 прихожан. Сегодня Успенский храм является подворьем Козельской пустыни.

История постройки храма

В 1721 г. по указу государя Петра Первого на территории Васильевского острова началось возведение подворий для архиереев Синода. Троице-Сергиева пустынь приобрела землю у семьи Нарышкиных. Через 30 лет монастырь перенес подворье на набережную Фонтанки, оставив на берегу Невы церковь Рождества.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Санкт-Петербург

  • Это здание вскоре собирались продать, но покупатель так и не нашелся. Поэтому Екатерина II распорядилась передать оставшуюся одинокой церковь во владение епархии Пскова. В подворье проводились церковные заседания и проживали архиереи.
  • Вскоре Священный синод перенял правление, так как Псковской епархии недоставало средств и географической близости для рационального контролирования дел. Смена владельцев не повлияла на благоустройство, поэтому вновь встал вопрос о продаже участка с одинокой церковью. Священный синод отдал его за 86 тысяч рублей.
  • Участок включал, главным образом, двухъярусную, постоянно ремонтирующуюся церковь . Во дворе храма располагались служебные строения и склад материалов. Рядом находился общественный туалет и яма с мусором. Митрополит Арсений предлагал осуществить полноценную перестройку, но скончался, не успев разработать и утвердить проект.
  • Бедное подворье сдавалось в аренду мирянам, с 1879 г. начались ремонтные работы, архитектор П. Шестов построил одноэтажный флигель. Старый Рождественский храм, к сожалению, уже не мог вмещать всех желающих, его состояние становилось критическим: не хватало освещения, штукатурка стен отваливалась, целостность пола и потолков была сильно нарушена. В архиерейских покоях установили чугунные колонны, чтобы избежать крушения кровли.

В конце XIX века прошел архитектурный конкурс, где рассматривались проекты нового здания. В 1884 г. на месте одного из снесенных строений воздвигли двухэтажный дом для настоятеля и митрополита. Отсюда архиереи могли выходить прямо в храм. Через несколько лет соорудили сад и 2 двора, конюшню, сарай и ограду. Подворье обрело статус закрытого комплекса с отдельными помещениями для монахов, архиереев и настоятеля. В 1915 г. здесь благоустроили богатую библиотеку, принадлежащую отцу Владимиру.

Возведение Успенского собора

Первый камень заложили в конце лета 1895 г., работами руководил архимандрит Феогност. Строители трудились с самого утра до позднего вечера, вместо кирпича для арок было решено использовать бетонную смесь. В начале осени 1896 г. внутри строящегося здания воздвигли временный собор, предназначенный для ежедневных богослужений. Через год на купола храма подняли православные кресты.


На заметку! В начале лета 1932 г. Успенский храм передали под управление Ленинградского митрополита, а спустя четыре года, его использовали в качестве спортивного зала. Во время блокады Ленинграда под кровлей установили пункт ПВО, а внутри самого собора - склад морского флота. Подвал оборудовали в бомбоубежище, а сад использовали как зенитный расчет.

Восстановление

В 1956 г. поступило распоряжение о том, чтобы внутри церкви соорудить крытый каток. В результате подготовительных работ уничтожили напольное покрытие, настенную живопись, а на месте алтаря организовали гардероб. Здесь поместили склад инструментов и мастерскую по заточке, стены украсили знаменами и портретами вождей.

Другие храмы в честь Успения Богородицы:

В 1967 г. каток использовали для обучения детей. Состояние здания ухудшалось, требовался полноценный ремонт. Чтобы исправить проблемы с финансированием, здесь открыли бани и цветочный магазин.

В 1991 г. Успенский храм передали Оптину монастырю, временный иконостас разместили там, где располагался каток. Началось постепенное восстановление Божьего дома: убирались не принадлежащие архитектуре церкви стены, вывозился мусор. Ежедневные богослужения начали проводить только с середины зимы 1996 г.

Иконы Богородицы в Успенском храме, Санкт-Петербург

В 1998 г. на храм поставили крест, а к 2003 г. полностью реконструировали иконостас. В 2013 г. Успенский храм сиял новой жизнью, патриарх Кирилл освятил его традиционным ритуалом.

На заметку! В 1994 г. при храме открыли воскресную школу и богословские курсы. В 1999 г. эти заведение переквалифицировались в институт религиоведения, где изучалась христианская культурология и практиковалось миссионерство, социальная деятельность. В 2010 г. здесь организовали православную гимназию в честь святителя Амвросия.

Архитектура

Собор имеет пять глав и создан в псевдорусской манере, вмещает до 2000 человек. При возведении использовали кирпичную кладь и бетонную смесь. Нижний ярус облицевали гранитом серого цвета, а верхний - песчаником. Гладкие поверхности куполов покрыли алюминиевыми листами.

Внутреннее пространство собора образовалось за счет перекрещивания арок, поэтому зданию не требуются поддерживающие колонны. Изначально стены храма расписывали московские мастера. В восстановительных работах участвовали выпускники Академии искусств города Санкт-Петербурга.

Внутренняя роспись купола демонстрирует Христа и сонм ангелов, под барабаном располагаются композиции, рассказывающие о деяниях Спасителя. Тема алтаря, находящегося в центре, - Успение Пречистой Девы. Рядом располагается мраморный престол и позолоченный иконостас из фарфора.

Роспись главного свода Успенской церкви в Санкт-Петербурге

Святыни храма, как добраться

Сегодня Успенский храм благополучно принимает паломников и проводит ежедневные богослужения.

При Успенском храме, расположенном на Васильевском острове, работает и институт религиоведения. Братия также обладает скотом и имеет возможность заниматься сельским хозяйством.

Место, где стоит Успенская церковь, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям. В 1721 году Троице-Сергиева лавра, следуя указам Петра I, начала обустраивать на Васильевском острове свое подворье. На нем был выстроен небольшой деревянный храм.

Но через 35 лет, в 1756 году, монастырь, столкнувшись с очень большими материальными трудностями, вынужден был переехать. Дом Императорским указом велено было передать «к епархии Псковской в подворье». Псковский архиерейский дом почти сто лет владел этим подворьем. Здесь по указанию Синода обыкновенно размещались иногородние архиереи, приезжавшие в Санкт-Петербург для присутствия в Синоде. Здесь останавливался и святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), в ту пору — епископ Рязанский, который по воспоминаниям казначея владыки архимандрита Павла молитвой остановил затопление подворья во время наводнения 1827 года.

В 1854 году временно управляющий Псковской епархией Рижский архиепископ Платон представляет Синоду объяснение сложных подворских обстоятельств и просит передать подворье в ведение Синода. Но через 20 лет и Синоду пришлось задуматься о его продаже. В этот самый момент от митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина) поступает в хозяйственное управление Синода предложение о приобретении данного места Киево-Печерской лаврой.

К сожалению, вскоре после приобретения зданий подворья в 1875 году митрополит Арсений умер (†1876) и задуманное им благоустройство подворья отодвинулось на много лет. Все здания подворья, в том числе и церковь Рождества Христова, обветшали и вследствие многократных перестроек и переделок производили впечатление архитектурного хаоса. Митрополит Иоанникий (Руднев), для которого подворье было местом его постоянного пребывания, был крайне нетребователен в отношении личного комфорта и мирился с перекосившимися полами и подпорками к потолкам жилых покоев, но был озабочен необходимостью перестроить церковь, не вмещавшую богомольцев.

Начиная с 1886 года, владыка Иоанникий был первенствующим членом Святейшего Синода. А с 1891 года до самой своей кончины в 1900 году занимал Киевскую и Галицкую кафедру, и, стало быть, являлся настоятелем Киево-Печерской лавры вместе с ее Санкт-Петербургским подворьем. Известны постническое воздержание святителя, его широкая благотворительность, скромность жизни, справедливость, простота и прямота в общении, и наконец, живое и искреннее благочестие.

Митрополит Иоанникий хорошо знал архитектора Косякова, строившего в Галерной гавани Петербурга храм Милующей Божией Матери. Ему было вверено преобразовать захудалое подворье в великолепный церковный комплекс, способный стать настоящим духовным центром, связующим Петербург и Киев, имперскую столицу и Печерскую лавру.

В 1894-1900 годах здания подворья было построены заново, включая храм Успения Пресвятой Богородицы. Образы киевских святых и теперь украшают его своды. 15 августа 1895 года состоялась закладка храма, а уже 18 декабря 1897 года владыка Иоанникий произвел освящение главного алтаря с хорами. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Храм выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика. Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова — наружные мозаики храма. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера под руководством академика Федора Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал Виктор Васнецов.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским; настоятелем храма был в это время архимандрит Феогност (Пашков).

С 1919 года монахов выселяли из келий под предлогом «уплотнения» жилья, а с 1930 по 1933 год все насельники подворья и активные прихожане храма были арестованы и приговорены к отправке в ссылки и лагеря. Среди арестованных членов общины был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад Ленинградского военного порта, а в 1961 году в ней уже открылся крытый каток. На его льду проводили занятия спортивные общества того времени. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону Успения Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор. Со временем каток пришел в упадок, требовалось все большие вложения в ремонт здания.

В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего подворья в Петербурге рассматривался еще до революции. Но только в 1991 году при участии Святейшего Патриарха Алексия II город передал в безвозмездное и бессрочное пользование бывшее подворье Киево-Печерской лавры вновь образованному подворью ставропигиального мужского монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни. Казалось, восстановить храм практически невозможно: стены были испорчены сыростью и грибком, росписи скрыты под слоями штукатурки. В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать Литургию в южном приделе. Регулярные богослужения в храме смогли проводить только с 1993 года.

В 1995 году новый настоятель подворья иеромонах (ныне игумен) Ростислав (Якубовский) пригласил к сотрудничеству выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств Ярослава Штеренберга и Геннадия Журавлева, создавших бригаду реставраторов, приступивших к восстановлению наружного облика здания и реставрации интерьеров. Средства на возрождение обители собирали всем миром; основным спонсором выступил Вадим Новинский. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Только в 2013 году завершилось воссоздание интерьера и настенных росписей.

15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни.

Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии /Патриархия.ru

Успенский собор - Оптинское подворье в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге, на набережной имени лейтенанта Шмидта отражается в невских водах красивый и величественный храм Успения Пресвятой Богородицы - архитектурная жемчужина Васильевского острова и всей Северной Пальмиры. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Санкт-Петербурга стоит на земле, которая с древних времен являлась монастырским подворьем, сразу , а позже .

Храм Успения Богородицы - великолепная церковь - украшение представительств сразу нескольких русских монастырей, с 90-х годов XX века стала гордостью и достоянием подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Счастливо пережив трудные времена, храм Успения Пресвятой Богородицы преобразился в подлинный духовный центр религиоведения и церковных искусств, православного образования, богословия и иконописи.

Сегодня в храме проходит ежедневное уставное богослужение, возрождаются давние традиции монашеской жизни, воссоздан прежний архитектурный ансамбль подворья ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни.

Успенский храм подворья ныне - место активной просветительной, социальной и благотворительной работы, социального служения многих людей доброй воли.

Подлинная гордость храма и подворья - мужской хор «Оптина Пустынь», сопровождающий службы в традициях старинных монастырских распевов, в составе хора - профессионалы, выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Прошлое и современность тесно переплелись в судьбе этого удивительного островка духовной жизни на большом . История делается сегодня, и ее великий свидетель - храм Успения Пресвятой Богородицы.


Саша Митрахович 28.10.2018 10:07


Годом основания подворья официально считается 1721 год, предшественницей же будущего Успенского храма стала небольшая деревянная домовая церковь Рождества Христова, размещавшаяся на втором этаже здания подворья.

Однако с течением времени маленькая домовая церковь подворья становится все более тесной для богослужений и нуждается в глобальной перестройке. Особенно это было заметно в дни больших церковных праздников. Поэтому с 1891 года началась работа по обновлению подворья лавры.

Важнейшим ее этапом стал конкурс 1894 года, который был организован в кругу именитых российских архитекторов для строительства целого комплекса новых зданий будущего храма, посвященного Успению Пресвятой Богородицы и преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Было представлено немало заявок, победил в конкурсе проект гражданского инженера и известного зодчего .

Автор проектов церкви Милующей Божией Матери на Большом проспекте, Казанского храма Новодевичьего Воскресенского монастыря и грандиозного стремился развивать в отечественной архитектуре национальные черты, базирующиеся на опыте духовно близкой нам Византии, творчески и самобытно переработанном.

На сей раз перед зодчим была поставлена еще более серьезная задача: сделать порядком обветшавшее и морально устаревшее подворье достойным представительством и подлинным духовным центром на берегах Невы.


Храм Успения Пресвятой Богородицы - Киево-Печерская лавра в миниатюре

В 1894 году на подворье начался демонтаж старых построек для расчистки места под будущий большой храм. Публикации в прессе подогревали и без того большой интерес к стройке, и жители Петербурга предвкушали тот день, когда на можно будет посетить «лавру в миниатюре» и воочию услышать ее легендарные и традиционные хоровые распевы.

Наконец здания подворья были заново отстроены, а сам храм Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских получился красивым и просторным. Выдержанный в канонах псевдорусского стиля, отныне он мог вместить до двух тысяч верующих. Облик нового храма имел схожие черты с известной мемориальной церковью в Борках, возведенной на месте .

18 декабря 1897 года, когда были подняты кресты на купола, провели освящение алтаря и хор. На следующий день освятили и боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских. А к 1900 году строительство храма Успения Пресвятой Богородицы и всех новых зданий подворья успешно завершилось.

Отныне в храме всегда было многолюдно. В помещении сформировалась великолепная акустика, позволявшая расслышать во время службы каждое слово священника. В холодное время года эффективная система обогрева притвора не давала мерзнуть молящимся, стоявшим в последних рядах. Службы совершали монахи Киево-Печерской лавры, и послушать их приходило немало богомольцев со всех окрестностей и из других приходов.


Саша Митрахович 28.10.2018 10:32


К началу XX века подворье имело храмовый комплекс построек с отдельными входами для прихожан, церковной братии и митрополита. Кроме того, с начала Первой мировой войны в подвалах Успенской церкви хранились фонды большой библиотеки митрополита Владимира (Богоявленского), утраченной в годы советской власти.


Октябрьская революция разрушила привычный уклад жизни обители, ее служителей и прихожан. 1919 год стал началом выселения из обители священнослужителей.

В 1920-е годы власти уже открыто задались целью во что бы то ни стало закрыть Успенскую церковь. Начались массовые аресты братии и прихожан, которые продолжались до 1932 года. Успенский храм подворья лишили высокого статуса ставропигиального, однако богослужения продолжались здесь вплоть до конца 1933 года.

В 1934 году было принято решение о ликвидации храма и дальнейшей организации на его территории физкультурного зала. Двери церкви закрылись для прихожан на долгие годы. Из нее вывезли практически все, от икон и иконостаса до паникадила и прочей церковной утвари. Лишь кресты еще продолжали осенять осиротевший храм, покуда их не спилили перед самой войной. Почитаемую икону Успения Божией Матери, «изображение и меру» древнего лаврского образа, успели передать из разоренного подворья в .

На первое время помещения церкви были переоборудованы под склад Ленинградского военного порта. Митрополичьи покои разделили, преобразовав в общежитие, а затем в коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны храмовый купол скрывал наблюдательный пункт ПВО, а в церковном подвале оборудовали бомбоубежище.

1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Уже в 1961 году на его льду приступили к тренировкам большинство спортивных обществ Ленинграда.


Существование в храме катка нанесло зданию огромный ущерб: в алтаре размещалось машинное отделение для холодильных установок и гардеробы, на хорах организовали буфеты и кладовые спортивного и технического инвентаря. Всю центральную часть бывшей церкви занимало обширное ледовое поле, а зрительный зал пестрел портретами Ленина и других советских партийных деятелей; на стенах были развернуты транспаранты патриотического содержания. Все эти «новшества» практически уничтожили дорогую метлахскую плитку на полах и живопись на стенах и потолке.

Лед порождал холод и сырость, от которой стены ветшали, крошились и разрушались грибком. Содержать здесь каток со временем стало попросту нерентабельно. Однако и после закрытия ледовой арены в Успенском храме некоторое время функционировали бани, а позднее были разбиты плантации для выращивания цветов на продажу, что продолжало поддерживать в здании влажность на недопустимых уровнях.

Реставрация и возрождение


Только в 1991 году здание Успенского храма по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возвратили Русской православной церкви в качестве подворья .

Восстановление здания потребовало больших затрат, технических и людских ресурсов, огромного напряжения сил. За дело взялись все, кто мечтал вновь увидеть Успенский храм в первозданном виде и во всем его великолепии. Восстанавливались полы и росписи на стенах, вывозились горы строительного мусора. В 1998-м главный купол здания обрел крест, а в 2005-м купол был позолочен. К 2003 году по архивным фото восстановили иконостас. И лишь спустя 10 лет завершилась реставрация настенных росписей.

15 сентября 2013 года произошло великое событие - чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни на .

Сегодня весь комплекс подворья - объект культурного наследия федерального значения.


Саша Митрахович 28.10.2018 11:15


Храм Успения Пресвятой Богородицы - архитектурная жемчужина и всего Санкт-Петербурга. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.

Роспись интерьеров с 1902 по 1903 год выполняли московские художники Дьяконов, Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Федора Андреевича Соколова.

Существование внутри храма ледового катка нанесло большой ущерб интерьерам, в особенности настенной росписи. Замечательные росписи были попросту замазаны штукатуркой, белилами и масляной краской, причем местами наносилось до восьми слоев!

Холод и влага постепенно разрушали закрашенные ретивыми вандалами росписи на стенах Успенского храма. После возвращения его в 1991 году Русской православной церкви для спасения росписей пришлось создавать специальную группу художников-реставраторов, которые восстановили уникальные изображения. Для реставрационных работ в эту группу специально приглашались выпускники Российской академии художеств, хорошо понимающие академический характер настенной живописи православного храма.

С главным специалистом отдела Петроградского и Василеостровского районов КГИОП Виктором Ворониным:

Алла Максимова : История храма не берегу Невы полна удивительных противоречий. С одной стороны, детище архитектора Василия Косякова почти не пострадало во время нескольких войн, с другой стороны, постарались в кавычках бюрократы сначала Петрограда, потом и Ленинграда. От собора остались почти одни только стены. Стены эти, однако, видели то, что сегодня мечтали бы запечатлеть камеры всего мира. Однако, обо всем по порядку. Возведения храма Успения Богородицы закончили в 1900-ом году. Авторство росписи приписывают знаменитому художнику Васнецову. Что касается архитектора Косякова, он работал также над проектами Морского собора в Кронштадте, храмами в Петергофе, Астрахани, Батуми. Церкви на Васильевском острове, впрочем, не повезло особенно. При новой власти храм пытались закрыть несколько раз. В частности, петроградцев пугали мракобесием, исходящим от этого места, потом начались аресты священников и монахов. В начале 30-ых посадили всех без исключения. Однако и это не помогло. Приход продолжал существовать несмотря ни на что. Тогда, рассказывает нынешняя заведующая канцелярией храма Лидия Ивановна Загородская, взялись и за простых людей.

Лидия Загородская : И вот тогда, в конце 1934-го, начале 1935-го года, арестовали 50 прихожан. Это были цвет, это были лучшие из лучших. Это были люди, которые верно служили церкви, и их арестовали. Арестовали хор, главного регента, певчих. Арестовали старосту. Всех арестовали. И тогда храм опустел. Люди испугались. И в 1935-ом году вышло решение исполкома Ленсовета о закрытии этого храма и передаче его под склад военно-морской базы.

Алла Максимова : Склад работал тут до войны, во время военных действий и в Блокаду здесь были устроены пункты наблюдения. Во дворе стояли зенитки. К этому моменту в келье монахов, с болью в голосе говорит Лидия Ивановна, были превращены в коммуналки. Кирпичная кладка и мозаика храма почти не пострадали, чего о других ценностях сказать нельзя.

Лидия Загородская : Иконостас ведь деревянный, позолоченный вывезли. Все иконы вывезли. Ни одной иконы не сохранилось, за исключением иконы храмовой «Успение Пресвятой Богородицы». Эта икона сегодня хранится в Князь-Владимирском соборе. Очень много было люстр, дорогие, индивидуальные, по рисунку Косякова, потому что Косяков прорабатывал все, вплоть до ручек дверных. Все это было снято, демонтировано, уничтожено, разграблено.

Алла Максимова : И вот середина 50-ых. В истории подворья Киево-Печерской Лавры наступает эпохальный момент. Впервые в Ленинграде, здесь, прямо в храме заливают каток с искусственным льдом. Фрески на стенах побелели. Позже на них нанесены несколько десятков слоев масляной краски. Историки называют переделки в храме кощунством. Факт, однако, остается фактом. Здесь начинаются тренироваться самые талантливые фигуристы города на Неве, в том числе пары Белоусова - Протопопов и Москвина - Мишин. Последний, Алексей Николаевич, признался нам, что это был его первый каток.

Алексей Мишин : Каток в самом церковном зале. И были хоры, и на этих хорах сидели родители и смотрели. Там был маленький кабинет директора, Григория Васильевича Рыбакова. Там была такая вообще обстановка, которая позволяла хорошо и вольготно дышать, потому что были очень высокие потолки, купола. Впервые в мировой практике мы стали выполнять там поддержки на одной руке, что было архисложно. И помню, как мы занимались атлетической подготовкой и таскали штангу в подвалах церкви, стены которой имели метровую толщину.

Алла Максимова : Понимание того, где они катались, пришло спустя годы. Тогда, впрочем, стены, которые помнили песнопения, молитвы и светлые праздники, здорово помогали. В этом тренер олимпийских чемпионов убежден.

Алексей Мишин : Вы знаете, чувствовался какой-то такой душевный подъем. И я был тогда совершеннейшим атеистом, конечно, но эта архитектура, она ведь создана не зря и не случайно. Она ведь создана для того, чтобы что-то пробуждать в человеке светлое, доброе, спокойное. Это атмосфера, безусловно, существовала, потому что я не помню, чтобы на этих катках существовали какие-то, я не знаю, грязные взаимоотношения или какие-то недобрые помыслы. И мы приходим туда часто, в эту церковь, спрашиваем: «Разрешите нам пройти вниз?». И нам разрешали пройти вниз. И мы видим те самые, они выглядят, в общем-то, как катакомбы, в которых когда-то творилось начало отечественного фигурного катания.

Алла Максимова : Ну а, так сказать, новая старая биография храма на берегу Неву началась в 91-ом году. Церковь тогда передали монастырю Оптина пустынь, почти сразу начали реставрировать.

Виктор Воронин : Да, это была реставрация несколько лет назад сделана, кстати, за средства городского бюджета, поскольку этот храм, наверное, самый заметный из храмов, которые есть в панораме Невы. И благодаря тому, что и фасады сейчас так заиграли, заблестели купола и золотом, и серебром. Все, кто видел это, обратили, наверняка, внимание на такое нетрадиционное, наверное, колористическое решение, которое применило Косяков. Купола были частично вызолочены, орнаменты в нижней части, а основная часть покрыта сусальным алюминием, который имитировал серебрение. Сейчас, при реставрации мы не стали воссоздавать алюминий, а восстановили собственно серебрение, которое позволило то самое колористическое решение Косякова воссоздать.

Наталья Костицина : Слушайте, если возвращаемся, Виктор, к церкви Успения Богородицы, моя коллега сказала в своем материале о том, что масляной краской были замазаны…

Виктор Воронин : Да, вся внутренняя роспись храма была многослойно закрашена масляной краской. Это создает, конечно, большие проблемы сейчас при воссоздании отделки храма. Очень много времени, сил и, соответственно, средства приходится затрачивать на послойное, очень тщательное, медленное снятие этой масляной краски. Но как у всякого явления есть разные стороны. Штукатурка не была сбита, не была уничтожена. При таком, казалось бы, кощунственном приспособлении под каток. Тем не менее, те, кто приспосабливал здание, сохранили эту роспись, и сейчас те, кто войдут в этот храм…

Наталья Костицина : Что можно сейчас там увидеть?

Виктор Воронин : Поражаются. И я сам, несмотря на то, что для меня это неудивительно, всякий раз, когда прихожу туда и вижу какие-то новые участки живописи, освобожденные от лесов, на меня это производит очень сильное впечатление, во многом нетрадиционная для нашего города архитектура, нетрадиционна живопись. Это подворье Киевского монастыря с сильными барочными западными влияниями, с очень богатым декором, стремлению к обилию позолоты и так далее. Участвовал ли в декорировании храма Васнецов - сомнительно. По крайней мере, документальных подтверждений этому нет, но, по-видимому, киевские мастера принимали участие в росписи. И я всем рекомендую, кто там не был, сходить и посмотреть на уже расчищенные участки, а их много, начиная от купола, где изображен Христос Вседержитель, заканчивая хорами, где, кстати, тоже очень нетрадиционные для города сюжеты, связанные с историей Киево-Печерского монастыря, всем рекомендую это увидеть.

Наталья Костицина : Кстати, упомянула о майолике, ведь эти майоликовые панно делал тот самый знаменитый Кремер, который и преподавал в училище Штиглица, его руке принадлежат майоликовые панно.

Виктор Воронин : И петербургские, и киевские мастера очень многие принимали участие в строительстве, постепенно все это раскрывается, то, что было закрашено краской не только в интерьере, но и на фасадах, оно постепенно раскрывается. И майолики, и мозаики, там очень много техник декорирования применено. И должен отметить, что как раз позиция пользователя, как мы выражаемся юридически, этого памятника подворья монастыря Оптина пустынь, она чрезвычайно способствует реставрации. Люди не стремятся сделать все как можно быстрее, что, как правило, приводит к ухудшению качества. Люди разделяют наш научный реставрационный подход. И не торопятся.