Памятники софии. Александр II — Царь Освободитель Болгарии Памятник александру второму в софии

Меткий на прозвища русский народ дал этому императору прозвище Миротворец. За то, что главной особенностью его правления было полное отсутствие каких бы то ни было войн. Речь идет об императоре Александре III. Стоит упомянуть и о том, что при нем были проведены весьма значительные политические и экономические реформы: отмена подушной подати, обязательный выкуп земли, понижение выкупных платежей. Кроме того, народ уважал своего самодержца за его глубокую религиозность и патриотизм на благо России. Все это стало причиной того, что сразу же после смерти императора Александра III было принято решение об установке ему памятника в Москве.

Памятник императору Александру III около Храма Христа Спасителя

В год смерти - 1894 - была объявлена всенародная подписка на сбор средств для создания памятника Александру III. Работа над монументом длилась почти 18 лет и завершилась в 1912 году, за это время было собрано 2 миллиона 388 тысяч 586 рублей, исключительно только народных денег. Таково глубокое уважение русского народа к императору из Дома Романовых (что старательно пытались закамуфлировать в советское время историки от коммунистической идеологии). Памятник символизировал единение православной России и русского Самодержавия. "Это была статуя, изображавшая русского императора как помазанника Божия ", – писал американский ученый Ричард Уэртман.

Вид на Храм Христа Спасителя и памятник Александру III с Москвы-реки

Автором памятника императору Александру III стал знаменитый скульптор, действительный член Академии художеств, А.М.Опекушин, известный по монументу А.С.Пушкину на Страстном бульваре в Москве. Так же в соавторстве с ним работали известный московский зодчий А.Н. Померанцев и инженер-архитектор К.А. Грейнерт. Памятник, выполненный из бронзы, изображал Императора сидящим на троне при всех царских регалиях: со скипетром, державой, короной и мантией монарха. Мантия спускалась одним концом на пьедестал из красного гранита. Гранитный пьедестал покоился на таком же гранитном постаменте. На уступе цокольной части помещались четыре бронзовых двуглавых орла в коронах с распростертыми крыльями. На пьедестале была высечена надпись:

Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему

Александру Александровичу всея России

1881-1894

Первоначально памятник планировалось установить в Кремле, но затем решено было поменять место и выбрана была площадка перед Храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной, лицом к Москве-реке, как более выгодная с точки зрения архитектурной перспективы.


Императорская чета - Николай II и Александра Федоровна -

На открытии памятника царю Миротворцу

Открытие памятника состоялось 30 мая 1912 года. Церемониал торжеств представлял скромную копию ритуала освящения Храма Христа Спасителя. В 8 часов утра пятью пушечными выстрелами с Тайницкой башни Кремля возвестили о начале торжества. Около памятника выстроились войска. К 10 часам к памятнику прибыла императорская чета: Николай II и Александра Федоровна. Их сопровождала свита в лице членов Государственного Совета, Государственной Думы, сенаторов, генералов и адмиралов, фрейлин и статс-дам, разнообразных губернских и уездных предводителей. Крестный ход из Храма во главе с Митрополитом Владимиром и царствующими особами сопровождался колокольным звоном близлежащих церквей. У памятника состоялось благодарственное молебствие с коленопреклонением. После 360 выстрелов салюта и исполнения Преображенского марша с памятника было снято покрывало, и Митрополит Владимир окропил монумент святой водой. Вечером город и памятник были иллюминированы. За московский памятник Александру III император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей.



Снос памятника императору Александру III летом 1918 года

Памятник просуществовал лишь шесть лет. Летом 1918 года он был разрушен во исполнение декрета "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". В пункте первом этого декрета в частности было написано следующее: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера." Таким образом опекушинский монумент был признан толпой малообразованных людей, захвативших власть, не представляющим интереса и не имеющим художественной ценности. Чуть позже таким же способом они будут "признавать и оценивать" ценности Эрмитажа, Русского музея, Кремля и т.п. хранилищ искусства, как не представляющие интереса для России и распродавать их направо и налево за бесценок ценителям настоящего искусства за рубежом...

А много ли столиц на свете, где увековечен русский император?

Памятник Александру II стоит в самом центре Софии, напротив здания парламента. И адрес у монумента подходящий: "бульвар Царя-Освободителя". И весь этот квартал туристы часто называют русским. Напротив памятника императору грандиозный храм Святого Александра Невского - кафедральный патриарший собор Болгарской православной церкви (вмещающий более 5000 человек!), возведенный в 1912 году по проекту русского архитектора А. Померанцева в честь победы в войне 1877-1878 годов. По соседству - церковь святителя Николая Чудотворца (является подворьем Русской православной церкви).Чуть подальше - обелиск в знак победы русского оружия. Да и ближайшая улица квартала названа Московской...

Я много лет работал корреспондентом в Болгарии. И мне не очень приятно задавать этот вопрос: почему в современной России так несправедливы к памяти императора Александра? Одна-единственная скульптура в Москве, возле храма Христа Спасителя, работы Александра Рукавишникова - откуда такая скупость на похвалу человеку, сделавшему неизмеримо много для нас, россиян? Понимаю, коммунистические идеологи вычеркнули из российской летописи много славных страниц. Но сегодня-то кто не велит вспомнить об Освободителе и Реформаторе и достойно увековечить нашу память о нем не только в столице?

Флорентийский скульптор, гениальный Арнальдо Дзокки изваял Александра на высоком (12 метров!) гранитном постаменте. Государь изображен верхом на скакуне - дань тогдашней европейской традиции - в гордой (царственной, конечно же) позе. Александр, по утверждению мемуаристов, лихим наездником не был, но на театре военных действий часто садился в седло. Как и его брат, великий князь Николай, главнокомандующий русских войск, как и трое сыновей, которые на той войне командовали отрядами...

С четырех сторон постамента - скульптуры поменьше, сюжеты Освободительной войны. Генералы Скобелев и Гурко, граф Игнатьев, битва при Старой Загоре, подписание Сан-Стефанского мирного договора, созыв Учредительного собрания. По периметру - благодарное население. И надпись, не поблекшая за столетия: "Царю-освободителю - Признательная Болгария".

В 1892 году с идеей создания памятника русскому императору выступил Второй конгресс поборническо-ополченского корпуса. Был объявлен международный конкурс на лучший проект, участвовал 31 претендент. Детище победителя-итальянца Дзокки возводилось с апреля 1901 года по сентябрь 1907го. Средства на строительство дал муниципалитет Софии, часть денег выделил болгарский князь Фердинанд, остальные были собраны пожертвованиями болгарского народа...

Судьбу памятника - как и его прототипа - легкой не назовешь. Во время Второй мировой войны он сильно пострадал в ходе абсолютно бессмысленной американской бомбежки. Со временем были проведены реставрационные работы, а в 2013 году памятник приобрел свой первозданный вид. Финансирование обеспечил российский благотворительный фонд "Поколение", а в работе вместе с русскими реставраторами участвовали болгарские эксперты...

Что меня подкупает в неустанной работе рядовых болгар по сохранению памяти Александра Второго и других героев Русско-турецкой войны, так это их рассудительность и взвешенность. Недавно Балканский институт восстановления и развития предложил по случаю 140-й годовщины Освобождения Болгарии установить в центре небольшого придунайского города Свиштов памятник императору Александру II работы российского скульптора Зураба Церетели. Городской совет единодушно поддержал идею, а вот жители города решили не торопиться.

Нет, они не против установки памятника (80 процентов горожан проголосовали "за"). Но давайте подумаем, сказали рассудительные свиштовцы, куда памятник поставить. Дело в том, что высота скульптуры - 8 метров! Согласитесь, в центре маленького города, застроенного невысокими домами, монумент будет выглядеть просто-таки гигантом. Между тем неподалеку есть мемориальный комплекс "Памятници", именно в этой географической точке началось победное шествие русских войск, когда солдаты под водительством генерала Михаила Ивановича Драгомирова форсировали реку.

Перед началом операции генерал обратился к воинам: "На нас смотрит вся Россия. Для нас нет флангов, нет тыла. Есть только фронт! Или за Дунай или в Дунай!". После успешной операции Свиштов стал первым освобожденным от ига болгарским городом. И не логичнее ли, предложили горожане, установить памятник Освободителю именно в этом месте?

Привычный, как солнце, как ветер,
Как в небе вечернем звезда,
Как будто над городом этим
Вот так и стоял он всегда.

Константин Ваншенкин написал эти строки о солдате другой освободительной войны. О памятнике Алеше, что возвышается над Пловдивом. Обо всех памятниках. О нашей памяти.

Адрес: Улица Царя Освободителя

В случае, если вам интересно, кто этот человек на коне напротив болгарского парламента, то это Памятник Царю-Освободителю, посвященный русскому царю Александру II. В Болгарии он просто известен как Царь- Освободитель. Он известен в Болгарии за начало русско-турецкой войны 1877- 78. Чтобы спасти братские христианские народы Балканского полуострова русские войска, болгарские добровольцы и румынские часть наголову разбили Оттоманскую армию. 3 марта 1878 в Сан Стефано турки были вынуждены подписать Сан Стефанский договор, по которому ряд народов Балкан получили независимость. Если стоять спиной к памятнику то слева от болгарского парламента стоит бывшее здание посольства Российской Империи. Чуть дальше храм монумент Александра Невского , посвященная погибшим русским воинам. То есть исторический центр по сути натыкан зданиями так или иначе связанный с Россией.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Памятник Царю-Освободителю представляет собой 4,5-метровую фигурку лошади Александра II, выполненную из бронзы, поставленную на черную полированный гранитный постамент. Общая высота составляет 12 метров. Средняя часть монумента украшен фигурами и массивным ренессансным карнизом, завершенный скульптурой русского царя. Кольцевидный, высокий рельеф из бронзы, окружающий середину пьедестала, изображает людей во главе с богиней победы, Нике. В рельефе изображены лица более 30 военачальников, государственных деятелей и общественных деятелей, в том числе генерал Михаил Скобелев, генерал Иосиф Гурко, граф Николай Игнатьев, князь Николай Николаевич старший. Три других меньших бронзовых рельефа изображают ключевые события, такие как битва при Старе Загоре, подписание мирного договора в Сан-Стефано и созыв Учредительного собрания. Фронтальная часть памятника увенчана бронзовым лавровым венком, подарком румынского короля Кэрола I в память о погибших румынских воинах и надпись «Царю Ослободителю / Признательна Болгария».

Впервые идея воссоздания памятника Царя Освободителя была предложена в декабре 1892 года на II съезде Корпуса. Было принято единодушное решение о создании инициативного комитета по сбору средств, необходимых для подведения памятника Александру II и строительства дома для ветеранов апрельского восстания и русско-турецкой войны. Стоян Займов был избран председателем Комитета, а почетный председатель - принц Фердинанд, внесший первый взнос в размере 50 000 левов. Пожертвования в размере 300 000 левов были получены депутатами 10-го Национального собрания, а другие средства были собраны различными общественными организациями и массовыми закупками специально выпущенной почтовой марки с изображением Александра II.

На заседаниях комитета с 15 по 18 февраля 1900 года была создана программа конкурса по созданию памятника, которая фиксирует его обязательные элементы, материалы для ее строительства и определяет окончательные суммы реализации (300 000 франков) и призовой фонд (5000 франков за первый приз и 4000 франков за вторую-пятую награды). Условия конкурса были отправлены в академии искусств по всему миру и представляют большой интерес; Зарегистрировано 90 скульпторов, 32 из которых из 13 стран: девять из Парижа, три из Флоренции, три из Софии, двое из Цюриха, Берлина и Праги, один из Рима, Вены, Будапешта, Копенгагена, Лиссабона, Гааги, Ганновера, Турина, Бакса, Тифлиса и Смирны.

С 1 по 15 сентября 1900 моделей были изложены в королевском арене для просмотра общественности, а 20 сентября князь Фердинанд официально открыл заседание членов жюри в составе проф. Антонен Мерсие из Франции, проф. Этторе Феррари из Италии, проф. Роберта Баха из России, болгарские художники Ивана Мурвичка, Антона Митова, Петко Клисурова, архитектора. Никола Лазарова, инженера Стоймена Сарафова, Стояна Заимова и дипломатов.

Конкурс выиграл флорентийский скульптор Арнальдо Цоки. Второй на пятое место, классифицируется соответственно Германией Герхард Еберлайн, француз Антонен Лару и Гастон Мале, чех Франтишек Роус и француз Еужен Бовери. С похвальные отзывы присудили пять других претендентов, в том числе учителей школы искусств, Жеко Спиридонова и Борис Шац. Первый камень в фундамент был заложен 23 апреля 1901 года (День Святого Георгия победителя) в присутствии князя Фердинанда I. Работы по строительству памятника заканчивается 15 сентября 1903 года. Памятник Царю-Освободителю официально был открыт 30 августа 1907 г. в присутствие Фердинанда I с его сыновьями Бориса и Кирилла, великого князя Владимира Александровича, сына Александра II, его жена Мария Павловна и их сын Андрей, генная министр обороны. генерала Каулбарса, генерала Столетова, командующий Санкт-Петербургом, генерал Паренсов, а также Арнольдо Цоки.

В селе Никольская Кашма, впоследствии - Б-Шереметьево, на берегу реки Кашмы, которая во второй половине XIX века уже протекала вблизи нынешней улицы Центральной, возвышался величественный памятник, на постаменте была надпись: «Царю-освободителю Александру II ».

Такие памятники были воздвигнуты в 1881 году во многих городах и, возможно, в некоторых сёлах в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости, а вернее - рабства.
В год 400-летия Дома Романовых необходимо вспомнить о деятельности Александра II, одного из лучших государей России после Петра I.
Александр II, воспитанник поэта В.А.Жуковского, реформатора М.М.Сперанского, вступил на престол в феврале 1855 года после смерти отца, императора Николая I.
Время было тяжёлое: продолжало существовать крепостное право, шла Крымская война, неудачная для России, несмотря на героизм русских воинов.
Новому императору удалось заключить мир с враждующими державами: Англией, Францией, Турцией. Мирный договор лишал Россию Черноморского флота и портов на Чёрном море. Пришлось долгие годы бороться за отмену позорных для России статей договора. Во внутренней политике Александр IIослабил цензурный гнёт, объявил амнистию декабристам, участникам Польского восстания тридцатых годов.
Но главное - он отменил крепостное право, провёл земскую, судебную и военную реформы.
Во время правления Александра IIбыла значительно расширена территория Российской империи в Средней Азии, на Дальнем Востоке.
К семидесятым годам благодаря деятельности министра иностранных дел (канцлера) А.М.Горчакова Россия практически отказалась от многих статей Парижского договора. А в результате победоносной Русско-Турецкой войны 1877-78 годов Россия укрепила свои позиции на Балканах, помогла в освобождении братских народов Сербии и Болгарии.
Однако проведённые реформы не были до конца последовательными, вызывавшими недовольство крестьян, которые потеряли часть земель, особенно в Черноземье. Непоследовательной была и судебная реформа. В России расширилось революционно-демократическое либеральное движения. Особенно активно действовали народники, хотя крестьяне, вначале бунтовавшие, их не поддерживали. Народники перешли на индивидуальный террор, направленный, прежде всего, против Александра II, на которого было совершено несколько покушений. А 1 марта 1881 года он был смертельно ранен от бомбы Гриневицкого.
Но в народе он пользовался любовью, его смерть потрясла всё общество. Жители многих городов России обратились к правительству с просьбой воздвигнуть памятник царю-освободителю на собранные ими деньги.
Прихожане Спасской церкви с. Никольской Кашмы, жители не только данного села, но и Константиновки, Гурова, Шачи, собрав деньги, тоже обратились с такой же просьбой к правительству. 30 августа 1881 года их прошение было удовлетворено. В самом центре села воздвигли памятник Александру II, обращённый лицом к площади, недалеко от древнего храма во имя Николая Чудотворца. И с того времени стали проводить в селе крестные ходы к памятнику 2 раза в год: 1 марта и 30 августа.
О крестных ходах вспоминали старейшие жители села Бучинова Анна Михайловна, Фофонова Дарья Степановна, Курнин Фёдор Иванович, родившиеся во 2 половине XIXвека.
По их воспоминаниям, это было необыкновенное торжество. Большинство жителей Никольской Кашмы и других сёл шли торжественно к памятнику на площадь в праздничных одеждах с портретами царя, с иконами, церковными знамёнами.
Представители земства, священники, уважаемые люди села вспоминали о царе, его заслугах, присутствующие пели молитвы.
После победы Великой Октябрьской революции крестные ходы уже не проводились. Но памятник стоял.
В 1937 году в селе произошли трагические события: были арестованы священники Фёдор Петрович Критский и в Рудовке - Дмитрий Иванович Богоявленский, которых расстреляли, а директор школы Смирнов Михаил Григорьевич и учитель, коренной житель села Лисютин Пётр Яковлевич, осуждены на 8 лет.
В этом же году была разрушена колокольня, а церковь закрыта. Одновременно был разрушен и памятник Александру II.
Житель села Новиков Алексей Егорович, к сожалению, скончавшийся в августе текущего года, вспоминал, как его разрушали. Разбитые части памятника погрузили на телеги и увезли, а небольшие осколки сбросили в Кашму.
Последующие поколения даже и не знают о существовании памятника.
В пятидесятые годы прошлого столетия перед тем местом построили родильное отделение больницы. Возникло желание узнать, где был памятник. Помогла внучка священника Д.И.Богоявленского Юлия Александровна Носкова, которая прислала фотографию, сделанную её дедом.
Начались поиски. Фундамент памятника первым обнаружил шофёр больницы Лукьянов Вячеслав Николаевич. Мы долго стояли у этого памятного места, а в голове рождались мысли об отношении к прошлому, об ошибках. Ведь разрушались памятники нашей истории и культуры.
Хотелось бы, чтобы и в нынешнее время такие ошибки не совершались, хотя в девяностые годы прошлого века подобное повторилось.
В настоящее время ведётся работа по созданию учебника истории. И необходимо, чтобы составителями были настоящие патриоты России, способные объективно отразить все события нашей истории. Ведь молодое поколение должно знать настоящую правду: трудную, сложную, но великую во все времена существования нашего государства.
А учителя, особенно истории и литературы, должны внимательно изучать все события страны и своего родного края, села. Только тогда будущие поколения будут жить в сильном государстве. Ведь неслучайно Н.В.Гоголь назвал Русь тройкой, несущейся вперёд, обгоняя другие народы и государства.

В 1898 году по инициативе Организации ополченцев в Софии возникла идея создания такого памятника. Был объявлен международный конкурс по созданию проекта памятника. В конкурсе участвовали 31 претендент из различных стран. Победителем был объявлен, в то время никому неизвестный, флорентийский скульптор, талантливый Арнальдо Дзокки. Он являетя автором известных памятников в Болонье –Гарибальди, в Буенос-Айрессе –Колумбу, в Каире – Святому Франциска Ассизскому.

Памятник строился с апреля 1901 по сентябрь 1907 годов. На его строительство были привлечены средства муниципалитета Софии, часть средств выделил болгарский князь Фердинанд и остальные средства были собраны в виде пожертвований болгарского народа.

При создании памятника Царю-Освободителю Дзокки привлек литейщика, оказавшегося не соответствующим высокому классу. И уже через 35 лет на памятнике появились первые трещины. А во время бомбардировок Второй мировой войны — памятник сильно пострадал. С тех пор памятник не ремонтировался. Проводились небольшие работы по текущему ремонту, чтобы поддержать его, но серьезного ремонта не было.

Мэрия Софии еще в 2008 году хотела отремонтировать памятник, однако дело стояло на месте. Сейчас есть проект реставрации памятника болгарского архитектора Любомира Петрова. Стоимость работ 1,5 млн. лев. Работа началась при финансировании российского благотворительного фонда «Поколение», охраняющего историческое наследие. В работе по реставрации достопримечательности Болгарии — памятника Александру II — участвуют болгарские эксперты и русские реставраторы.