Михаил (Чуб), архиепископ Тамбовский и Мичуринский. Михаил (Чуб)

25 апреля 1985 года , в четверг Фоминой седмицы, на 74-м году жизни почил о Господе один из старейших по хиротонии иерархов Русской Православной Церкви архиепископ Тамбовский и Мичуринский Михаил (в миру Михаил Андреевич Чуб ). 3S лет служил он Церкви как добрый пастырь и выдающийся богослов.
Жизнь почившего святителя была нелегкой, как и жизнь многих его ровесников, разделивших испытания, выпавшие на долю нашего Отечества. Но среди всех житейских скорбей милость Божия всегда подкрепляла и наделяла щедрыми дарами Владыку Михаила.
Михаил Андреевич Чуб родился 18 февраля 1912 года в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба (†22 октября 1960), клирика храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Царском Селе (впоследствии Детское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области). Отец будущего иерарха, происходивший из бедной крестьянской семьи, с 1901 по 1903 год служил псаломщиком Крестовой церкви митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского; †1912). Впоследствии Андрей Трофимович был рукоположен во пресвитера к Константино-Еленинскому храму в Царском Селе, а затем, до 1934 года, был его настоятелем.
Детские воспоминания архиепископа Михаила связаны с Константино-Еленинским храмом. Он с первых лет жизни полюбил храм, в котором около 20-ти лет служил его отец.
В начале XX века весь христианский мир отмечал 1600-летие Миланского эдикта - документа, знаменовавшего начало новой эпохи в жизни Церкви Христовой. По случаю этой даты в Царском Селе была построена госпитальная церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. Храм был устроен в полуподвальном помещении, и интерьер его, в соответствии с замыслом создателей, напоминал первохристианскую катакомбную церковь. Этот храм, по воспоминаниям Владыки Михаила, сблизил его с той далекой эпохой, когда Церковь, уже прославленная подвигами апостолов, проповедников Евангелия и мучеников, постоянно расширяла свои пределы и возрастала, умножая число своих членов. Юношеские впечатления во многом определили серьезные богословские интересы архиепископа Михаила. Уже в те годы он полюбил святоотеческую письменность. Рано проявившаяся любовь к молитве (с детства знал он наизусть акафист Божией Матери) и уединению сделала святоотеческие творения постоянными спутниками его жизни.
Получив среднее образование в первой трудовой школе Детского Села, Михаил Андреевич обучался с 1930 года в Заочном гидрометеорологическом институте, а затем - в Заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940 году.
Способности к языкам, рано проявившиеся у Владыки, были присущи и его родителям. Позднее он отмечал, что своим исследованием о священномученике Мефодии он во многом обязан родителям, и особенно матери, знавшей несколько европейских языков. Архиепископ Михаил в совершенстве владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Андреевич был преподавателем иностранных языков в танковом училище, находившемся в г. Рыбинске (ныне г. Андропов). Он удостоен правительственных наград, в частности медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1947 году Михаил Андреевич поступил в Ленинградскую Духовную Академию. За годы обучения в Академии он духовно сблизился с профессором, известным патрологом Александром Ивановичем Сагардой († 1950), который оказал большое влияние на формирование его богословских интересов. М. А. Чуб с увлечением изучал духовное наследие священномученика Мефодия Олимпского (Патарского; † ок. 311). Исследование и богословское осмысление его творений стало делом всей жизни Владыки Михаила.
Окончив Ленинградскую Духовную Академию в 1950 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Святой Мефодий Олимпский. Его жизнь, творения и богословие», Михаил Андреевич был оставлен при Академии преподавателем общей церковной истории. Впоследствии ему пришлось преподавать различные дисциплины, но особым признанием коллег и студентов пользовались его академические лекции по истории Древней Церкви. 11 июня 1950 года, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григории (Чукова; † 1955), Михаил Андреевич был рукоположен епископом Лужским Симеоном (Бычковым; † 1952) во диакона, а на следующий день - во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 16 октября 1953 года доценту ЛДА священнику Михаилу Андреевичу Чубу определено быть епископом Лужским, викарием митрополита Ленинградского и Новгородского по управлению Патриаршими приходами в Финляндии. 4 декабря 1953 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Григорий совершил в храме ЛДА иноческий постриг отца Михаила. При пострижении ему вновь дано было имя Михаил - теперь уже в честь Архистратига Божия Михаила. По возведении иеромонаха Михаила в сан архимандрита, 12 декабря в академическом храме состоялось его наречение во епископа Лужского.
13 декабря 1953 года , в день памяти апостола Андрея Первозванного, митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием, архиепископом Херсонским и Одесским Никоном (Петиным; † 1956), епископом Таллинским и Эстонским Романом (Тангом; † 1963) и епископом Костромским и Галичским Иоанном (Разумовым; ныне митрополит Псковский и Порховский) была совершена епископская хиротония архимандрита Михаила. Он первым из выпускников возрожденных Ленинградских Духовных школ был призван к архиерейскому служению.
Исполняя епископское послушание по управлению Патриаршими приходами в Финляндии, епископ Михаил много сделал для престарелых иноков Валаамской обители. Как великую святыню хранил он поднесенный ими в знак благодарности за проявленную заботу образ преподобного Серафима Саровского, написанный на части камня, освященного тысячедневной молитвой Преподобного.
С ноября 1954 года Преосвященный Михаил управлял Старорусским викариатством Ленинградской митрополии. Все это время он продолжал преподавать в Академии и Семинарии. Приняв в начале 1955 года с титулом «епископ Вяземский» управление Смоленской епархией, епископ Михаил смиренно ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Алексием о предоставлении возможности завершить курс лекций в Академии. Как он сам вспоминал впоследствии, грустно было, не окончив чтения годичного круга лекций, оставлять академическую кафедру, хотя и ради кафедры святительской. Ходатайство было удовлетворено.
В апреле 1955 года епископ Михаил утвержден епископом Смоленским и Дорогобужским. С августа 1957 по март 1959 года епископ Михаил управлял Берлинской и одновременно Смоленской епархиями. С марта 1959 года - епископ Ижевский и Удмуртский. С марта 1961 по ноябрь 1962 года управлял Тамбовской епархией, после чего назначен епископом Ставропольским и Бакинским. В феврале 1965 года возведен в сан архиепископа. В 1966 году архиепископ Михаил временно управлял Краснодарской епархией. В феврале 1968 года назначен архиепископом Воронежским и Липецким, в октябре 1972 года - Вологодским и Великоустюжским. С сентября 1974 года до кончины архиепископ Михаил управлял Тамбовской епархией.
Одновременно с архипастырскими трудами Высокопреосвященный Михаил проводил обширную научно-богословскую деятельность. Его работы, опубликованные в «Богословских трудах», «Журнале Московской Патриархии»,. «Stimme der Orthodoxie» («Голосе Православия»), «Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», свидетельствуют о глубине его богословских исследований и широте интересов. Едва ли не первым из современных русских богословов он отозвался на археологические открытия, связанные с историей Кумранской общины. Историко-агиографические очерки архиепископа Михаила, посвященные отечественным святым и подвижникам благочестия (святителю Тихону Задонскому, преподобному Герману Аляскинскому, епископу Игнатию (Брянчанинову),. афонскому старцу Силуану), получили высокую оценку читателей. Следя за развитием, инославной богословской мысли, архиепископ Михаил нередко выступал в церковной печати с рецензиями на наиболее интересные работы.
Архиепископ Михаил принимал участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви. С середины 50-х годов он участвовал во многих собеседованиях с представителями различных христианских конфессий. В августе 1957 года он был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений и несколько лет трудился на этом посту. Среди многочисленных послушаний необходимо отметить участие епископа Михаила в первой официальной встрече представителей Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церкви в Утрехте, Нидерланды, в августе 1958 года. Впоследствии Преосвященный Михаил был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. Со времени основания сборника «Богословские труды» (1959) он являлся бессменным членом его редакционной коллегии.
9 марта 1974 года в Актовом зале Ленинградской Духовной Академии состоялась защита диссертации «Святой священномученик Мефодий и его богословие» (см. об этом ЖМП, 1974, № 7, с. 7-10), представленной архиепископом Михаилом на соискание степени магистра богословия. В своем труде Высокопреосвященный Михаил дал всесторонний богословский и исторический анализ деятельности и письменного наследия святителя Мефодия. Члены Совета Академии единодушно высказались за присуждение архиепископу Михаилу ученой степени магистра богословия. Исследование архиепископа Михаила вызвало большой интерес в богословских кругах как в нашей стране, так и за рубежом. Оно было опубликовано в «Богословских трудах» (сборники 10, 11, 13, 14).
Последней зарубежной публикацией архиепископа Михаила явилось реферативное изложение материалов для доклада о святом Мефодии Олимпском на 7-й международной конференции по патристическим исследованиям, проходившей в Оксфорде в 1975 году, (Sonderdruck aus Studia Patristic a. Vol. XV. Papers presented to the Seventh International Conference on Patristic Studies held in Oxford 1975. Akademie-Verlag. Berlin, 1984, S. 69-70).
Богословское ведение и высокая христианская культура архиепископа Михаила наиболее полно раскрывались в его проповедническом служении. Проповеди его были духовно глубоки и назидательны, вместе с тем понятны и близки сердцам всех слушавших.
В связи с празднованием 300-летия основания Тамбовской епархии и 150-летия со дня преставления преподобного Серафима Саровского Высокопреосвященный архиепископ Михаил в 1982 и 1983 годах обращался с посланиями к клирикам и мирянам Тамбовской епархии.
За заслуги перед Святой Церковью архиепископ Михаил удостоен ордена святого равноапостольного князя Владимира II степени, ордена - награда Александрийской Православной Церкви - святого апостола и евангелиста Марка II степени, а также других церковных наград.
В последний год своей жизни Владыка Михаил часто болел, но в летние месяцы каждый воскресный день выезжал в города и села своей епархии.
Для прихожан Покровского кафедрального собора в г. Тамбове служения архиепископа Михаила в предпасхальные и пасхальные дни 1985 года явились еще одним свидетельством любви к ним архипастыря, который служил, превозмогая недуги.
Последний раз перед своей кончиной Владыка Михаил служил в Никольском храме в г. Моршанске. Этот храм он особенно любил.
Кончина Высокопреосвященного Михаила наступила около полудня в четверг Фоминой седмицы. Немощи тела, причиняя страдания Высокопреосвященному Михаилу, не могли изменить его отношения к жизни, его занятиям и оставались незаметными для окружающих. Как и всегда, в эти последние дни, отведенные ему Господом на земном поприще, Владыка Михаил являл любовь и заботу к людям, посещавшим его, не оставлял духовных занятий, постоянно питая свой ум и сердце творениями отцов Церкви: на письменном столе, рядом с одром почившего святителя, были найдены выписки из «Добротолюбия», сделанные, очевидно, незадолго до кончины.
Тело усопшего архипастыря было подготовлено к погребению по монашескому чину, облачено в полные святительские одежды, а по положении во гроб накрыто мантией. Гроб телом покойного был поставлен в Покровско кафедральном соборе. Клирики епархии совершили литийное моление о новопреставленом святителе, читали Евангелие.
В пятницу 26 апреля в Тамбов, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, для совершения отпевания почившего иерарха прибыл епископ (ныне архиепископ) Воронежсю и Липецкий Мефодий. В соборе, поклонившись останкам усопшего и обратившись к клиру с пасхальным приветствием «Христос воскресе», епископ Мефодий совершил заупоконую литию.
В субботу 27 апреля епископ Мефодий в сослужении соборных клириков и прибывших для прощания с новопреставленным Владыкой Михаилом священнослужителей Тамбовской и Воронежской епархий совершил Божественую литургию. По отпусте литургии было совершено священническим чином отпевание почившего иерарха, которое совершил епископ Мефодий в сослужении почти всех клириков Тамбовской епархии, собравшихся проводить в путь всея земли любимого Владыку. По шестой песни канона слово, проникнутое сыновней любовью к почившему и скорбью о утрате, произнес секретарь Тамбовского епархиального управления протоиерей Вячеслав Столярчук.
Множество богомольцев, прибывших со все концов епархии, заполнили Покровский кафедральный собор.
По окончании отпевания гроб с телом почившего Владыки был перевезен на Петропавловское городское кладбище, где в храме во имя первоверховных апостолов Петра и Павла была совершена лития.
Погребен Владыка Михаил близ алтарной апсиды храма, около могилы одного из свои предшественников по Тамбовской кафедре - архиепископа

2 марта (18 февраля по старому стилю) мы отмечаем 105 лет со дня рождения одного из выпускников Санкт-Петербургской Духовной Академии, архиерея Русской Православной Церкви, а также преподавателя патрологии в нашей Академии — архиепископа Михаила (Чуба).

Архиепископ Михаил (в миру Михаил Андреевич Чуб; 1912 – 1985) родился в семье диакона, служившего в храме в честь «Всех скорбящих Радость», что в Царском селе. До поступления в Ленинградскую Духовную Академию с 1930 года получал образование в Гидрометеорологическом институте, а в 1940 году окончил заочный институт иностранных языков, в совершенстве владея французским, немецким и английским языками. В годы ВОВ Михаил Андреевич Чуб являлся преподавателем иностранного языка при танковом училище города Рыбинск. Был удостоен правительственных наград, а именно: «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945гг.». В Ленинградской Духовной Академии будущий архипастырь обучался с 1947 по 1950 гг., получив степень кандидата богословия за труд «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творение и богословие». В годы обучения в ЛДА на формирование будущего архиерея Русской Православной Церкви немалое влияние оказал Сагарда Александр Иванович, являвшийся известным патрологом и профессором Духовной школы на Неве. Окончив обучение в ЛДА, Михаил Андреевич Чуб назначается преподавателем обще – церковной истории в Ленинградской Духовной Семинарии. В 1950 рукоположен в сан диакона, а затем пресвитера. В 1953 году читает лекции по Истории Древней Церкви в Духовной Академии. В этом же году 4 декабря принимает монашеский сан, а 18 декабря становится епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, с поручением управления патриаршими приходами в Финляндии. С 11 ноября 1954 г. – епископ Старорусский, викарий Ленинградской епархии, с 2 февраля 1955 г. – Вяземский, с 5 апреля 1955 г. – Смоленский и Дорогобужский, с 15 августа 1957 г. – Берлинский и Германский, с 5 марта 1959 г. – Ижевский и Удмуртский, с 8 августа 1961 г. – Тамбовский и Мичуринский, с 16 ноября 1962 г. – Ставропольский и Бакинский. 25 февраля 1965 г. присвоен титул архиепископа. С 27 февраля 1968 г. – архиепископ Воронежский и Липецкий, с 11 октября 1972 г. – Вологодский и Великоустюжский, с 3 сентября 1974 г. – Тамбовский и Мичуринский. В период с 1957 – 1959 гг. Преосвященный Михаил являлся заместителем председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича). 9 марта 1974 года архиепископ Михаил получил степень магистра богословия за свой научно-исследовательский труд «Святой священномученик Мефодий и его богословие». В период последнего десятилетия своей жизни Преосвященный Михаил вновь положил множество трудов для управления Тамбовской и Мичуринской епархией, начиная с 3 сентября 1974 года и до дня своей кончины. 25 апреля 1985 года архиепископ Михаил (Чуб) отошел ко Господу.Вступив в великопостный период, хотим предоставить вниманию читателей проповедь Преосвященного Михаила (Чуба), сказанною им перед Святой Плащаницей в период последних дней Великого поста, воспоминающих страдания, смерть и воскресение Спасителя нашего Иисуса Христа.

Приложение:
Cписок научных трудов архиепископа Михаила по годам:

  1. Некоторые слова Мефодия Патарского (славянский и русский текст). Машинопись. Л., 1950. – С.53-283.
  1. Из Афонской старины (договор 1466 года между Рыльским монастырем и обителью св. Пантелеимона на Афоне) // Журнал Московской Патриархии. М., 1953. №09. С. 31-35.
  2. Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Болгарии // ЖМП. 1953, № 7. С.16.
  3. Речь при наречении во епископа Лужского 12 декабря 1953 г. // ЖМП. 1954, № 1. С.26-28.
  1. Аграфы в творениях св. муч. Мефодия // ЖМП. 1954, № 6. С.43-50.
  2. Патриаршая Покровская община в Хельсинки // ЖМП. 1954, № 11. С.41- 47.
  1. Библиография // ЖМП. 1955, № 7. С.68-76.
  2. Библиография на книгу Курта Аланда «Церковная история в жизнеописаниях» // ЖМП. 1955, № 12. С.71-73.
  3. Еще раз о договоре 1466 года // ЖМП. 1955, № 4. С.64.
  4. Лекции по Патрологии, читанные студентам IV курса Ленинградской духовной академии в 1954-55 уч. г. (машинопись).
  5. Памятники древне-христианской письменности // ЖМП. 1955, № 12. С. 56-63.
  6. Славный путь служения Церкви (к восьмидесятипятилетию Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория) // Журнал Московской Патриархии. М., 1955. №03. С. 21-28.
  1. Старец Силуан // ЖМП. 1956, № 1. С.48.
  2. Из поучений старца Силуана // ЖМП. 1956, № 2. С.54-58; № 3, С.42-49.
  3. Четвероевангелие 891 года // ЖМП. 1956, № 4. С.43-49.
  4. Знамение времени // ЖМП. 1956, № 4. С.71-74.
  5. Успенский кафедральный собор в Смоленске // ЖМП. 1956, № 7. С.28-33.
  6. Делегация богословов Англиканской Церкви в Советском Союзе // ЖМП. 1956, № 9. С.24.
  7. Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской Церквей // ЖМП. 1956, № 10. С.38.
  1. Никольский храм и приход в Хельсинки // ЖМП. 1957, № 3. С.34-36.
  2. К 10-летию открытий на берегу Мертвого моря // ЖМП. 1957, № 12. С.54-64.
  3. История восточного монашества IV века: (Лекции) (машинопись). ???
  1. Плащаница Смоленского Успенского собора // ЖМП. 1958, № 4. С.44-50.
  2. Значение восстановления Патриаршества в РПЦ (Речь на торжественном акте в Моск. дух. академии 13 мая 1958 года) // ЖМП. 1958, № 6. С.73-79.
  3. Иоанн Креститель и община Кумрана // ЖМП. 1958, № 8. С.65.
  4. Отношение Русской Православной Церкви к социально-политической жизни (Доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // ЖМП. 1958, № 9. С.34.
  1. Предисловие к извлечению из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 145-151.
  2. Мефодий Патарский, священномученик. К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 173-183.
  3. Мефодий Патарский, священномученик. Молитва (из сочинения «О воскресении») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 152-153.
  4. Мефодий Патарский, священномученик. О жизни и о разумной деятельности (слово второе «О житии и деянии разумъне») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 154-159.
  5. Мефодий Патарский, священномученик. О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (словах) «Небеса проповедуют славу Божию» (О пиявици сущии в притчах и о Небеса исповедают славу Божию») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 184-205.
  6. Мефодий Патарский, священномученик. О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники (о разлучении яди и о юници менимеи в левитице еяже пепеломь грешнии кропяхуся) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 160-172.
  1. Слово на праздник Вознесения Господня // ЖМП. 1962, № 5.
  1. Слово перед Плащаницей // ЖМП. 1963, № 3. С.16-18.
  2. Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1963, № 11. С.27.
  1. Предисловие к диалогу св. священномученика Мефодия «О свободе воли» // Богословские труды. М., 1964. №03. С. 187-191.
  2. Дополнительные сведения о результатах находок в Кумране // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1964. №048. С. 234-251.
  3. Мефодий Патарский, священномученик. О свободе воли / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1964. №03. С. 192-208.
  1. Конституция о Церкви»: (Разбор конституции о Церкви, принятой 2-м Ватиканским Собором) // ЖМП. 1966, № 5. С.65; № 6. С.71.
  1. Епископ Игнатий (Брянчанинов). (К 100-летию со дня рождения). Лекция, прочитанная в актовом зале ЛДА 13.V. 1967. Машинопись. Л., 1967. – 38с.
  2. Епископ Игнатий (Брянчанинов) // ЖМП. 1967, № 5. С.75; № 6. С.58.
  1. Доклад на 3-м Всехристианском Мирном Конгрессе. (Прага, 31 марта 1968 г.) // ЖМП. 1968, № 5. С.35-46.
  2. Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1969, № 12, с. 32-35.
  3. О минускульном кодексе Четвероевангелия 891 года в Библиотеке Академии Наук СССР. Berlin, Akademie-Verlag, 1968. 198-201 с. Оттиск из сборника «Studia evangelica V.» Edited by F.L.Gross. Berlin, 1968.
  4. Христологические проблемы в западном богословии (о сб. статей «Исторический Иисус и проповедуемый Христос». Берлин, 1960) // Богословские труды. М., 1968. №4. С. 281-288.
  1. Преподобный Герман Аляскинский чудотворец // ЖМП. 1970, № 11. С.60-72.
  1. Проповеди архиеп. Луки Симферопольского и Крымского // ЖМП. 1971, № 6. С.69-75.
  2. Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве // ЖМП. 1971, № 10. С.60-75.
  1. Св. священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. М., 1973. №10. С. 7-58.
  2. Духовность Православия в выдающихся его представителях // Богословские труды. М., 1973. №10. С. 117-120.
  3. Святой священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. М., 1973. №11. С. 5-54.
  1. Св. священномученик Мефодий и его богословие. Магистерская диссертация. Машинопись. Л.: ЛДА, 1974. – IV. 316, VIII с., 10 с. ил.
  2. Святой священномученик Мефодий и его богословие. Автореферат диссертации. Л., 1974. – 27 с.
  3. Пир десяти дев священномученика Мефодия // ЖМП. 1974, № 9. С.67-68.
  1. Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №14. С. 134-143.
  2. К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №13. С. 172-180.
  3. Предание Церкви в богословии св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №14. С. 126-133.
  4. Древние греческие рукописи Нового Завета (Лекция, прочитанная 18 ноября 1951 года для студентов ЛДА преп. свящ. Михаилом Чубом). Б/м, б/г. – 38 с., 23 с. илл.

Материал подготовил студент 3 курса бакалавриата чтец Константин Бабак

Владыка Михаил (Чуб). 1956 год


Владыка Михаил (в миру - Михаил Андреевич Чуб) родился 18 февраля (2 марта) 1912, в Царском Селе в семье диакона. Русский.

Отец - Андрей Трофимович Чуб, служил в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Царском Селе (впоследствии был рукоположён во иерея к выделенному в отдельный приход нижнему Константино-Еленинскому храму, в котором прослужил около 20 лет).

  • Окончил первую трудовую школу Царского Села.
  • С 1930 учился в заочном гидрометеорологическом институте, а затем в заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940. В совершенстве владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки и древнееврейский.
  • Преподавал иностранные языки в различных учебных заведениях. В том числе во время Великой Отечественной войны - в танковом училище в городе Рыбинске.
  • Окончил Ленинградскую духовную академию в 1950 со степенью кандидата богословия (тема работы: «Св. Мефодий Олимпский. Его жизнь, творения и богословие»).
  • С 1950 года преподаватель общей церковной истории в Ленинградской духовной академии. Впоследствии он преподавал различные предметы, в том числе читал лекции по истории древней церкви и патрологии.
  • С 11 июня 1950 - диакон (целибатом).
  • 12 июня 1950 - рукоположен во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
  • 4 декабря 1953 пострижен в монашество с тем же именем, но в честь Архистратига Михаила и возведён в сан архимандрита.
  • 13 декабря 1953 хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Ему было поручено управление Патриаршими приходами в Финляндии. Много сделал для престарелых старцев Валаамского монастыря.
  • 11 ноября 1954 освобождён от управления приходами в Финляндии и назначен епископом Старорусским, викарием Ленинградской епархии.
  • 1 февраля 1955 освобождён от преподавания в академии и назначен епископом Вяземским с временным управлением Смоленской епархией.
  • С 5 апреля 1955 - епископ Смоленский и Дорогобужский.
  • С 15 августа 1957 - епископ Берлинский и Германский и управляющий Смоленской епархией.
  • В августе 1957 был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии и оставлся им около двух лет.
  • С 5 марта 1959 - епископ Ижевский и Удмуртский.
  • С 29 марта 1961 временно управлял Тамбовской епархией, с 8 августа 1961 - епископ Тамбовский и Мичуринский . В июне 1961 был командирован в Симферополь совершить погребение святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
  • С 16 ноября 1962 - епископ Ставропольский и Бакинский.
  • 25 февраля 1965 возведён в сан архиепископа.
  • 20 августа 1966 ему было поручено временное управление Краснодарской епархией, а 8 октября того же года освобожден от временного управления данной епархией.
  • С 27 февраля 1968 - архиепископ Воронежский и Липецкий.
  • С 11 октября 1972 - архиепископ Вологодский и Великоустюжский.
  • С 3 сентября 1974 - архиепископ Тамбовский и Мичуринский .
  • В последний год жизни владыка Михаил часто болел, но в летние месяцы в каждый воскресный день посещал городские и сельские приходы своей епархии. Несмотря на болезнь, служил в Пасхальные дни 1985 года, доставив большую радость своим прихожанам. До последних дней жизни не оставлял своих научных занятий. После его кончины на письменном столе, рядом с одром почившего, были найдены выписки из Добротолюбия, сделанные, очевидно, незадолго до кончины.
  • Умер 25 апреля 1985 в Тамбове . Погребён на Петропавловском кладбище в городе Тамбов . Могила за алтарём деревянного храма.
  • Книжное собрание архиепископа Михаила, насчитывавшее свыше двух тысяч книг, после его кончины было перевезено из Тамбова в Москву и легло в основу фонда Синодальной библиотеки Московского Патриархата.

Со времени основания сборника «Богословские труды» (1959) был бессменным членом его редакционной коллегии.

Член Комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора (1963 - 1968). Руководил работами по I разделу «Вера и догмат».

Магистр богословия (1974; тема диссертации: «Св. священномученик Мефодий и его богословие»).

Сочинения:

  • Аграфы в творениях св. муч. Мефодия. ЖМП. 1954, № 6.
  • Старец Силуан. ЖМП. 1956, № 1.
  • Из поучений старца Силуана. ЖМП. 1956, № 2, № 3.
  • Четвероевангелие 891 года. ЖМП. 1956, № 4.
  • Иоанн Креститель и община Кумрана. ЖМП. 1958, № 8.
  • Епископ Игнатий (Брянчанинов). ЖМП. 1967, № 5, № 6.
  • Преподобный Герман Аляскинский чудотворец. ЖМП. 1970, № 11.
  • Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве. ЖМП. 1971, № 10.
  • Христологические проблемы в западном богословии. «Богословские труды», сб. 4.
  • Святой священномученик Мефодий и его богословие. (Магистерская диссертация). «Богословские труды», сб. 10, 11.
  • Духовность Православия в выдающихся его представителях. «Богословские труды», сб. 10.
  • Предание Церкви в богословии св. Мефодия. Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия. «Богословские труды», сб. 14.

С 1930 учился в заочном гидрометеорологическом институте, а затем в заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940 году.

Преподавал иностранные язык в различных учебных заведениях. В том числе во время Великой Отечественной войны - в танковом училище в городе Рыбинске.

В 1947 году поступил в открытую годом ранее Ленинградскую духовную академию; окончил курс в 1950 году со степенью кандидата богословия (тема работы: «Св. Мефодий Олимпский. Его жизнь, творения и богословие»).

С 1950 года преподаватель общей церковной истории в Ленинградской духовной академии. Впоследствии он преподавал различные предметы, в том числе читал лекции по истории древней церкви и патрологии. 1 февраля 1955 года освобождён от преподавания в академии.

В 1974 году удостоен степени магистра богословия диссертацию «Св. священномученик Мефодий и его богословие».

иерархия

11 июня 1950 года рукоположён в сан диакона целибатом. 12 июня того же года рукоположён во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

13 декабря 1953 года хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Ему было поручено управление Патриаршими приходами в Финляндии.

11 ноября 1954 года освобождён от управления приходами в Финляндии и назначен епископом Старорусским, викарием Ленинградской епархии.

1 февраля 1955 года назначен епископом Вяземским с временным управлением Смоленской епархией. С 5 апреля 1955 года - епископ Смоленский и Дорогобужский. С 15 августа 1957 года - епископ Берлинский и Германский и управляющий Смоленской епархией. С 5 марта 1959 года - епископ Ижевский и Удмуртский.С 29 марта 1961 года временно управлял Тамбовской епархией, с 8 августа 1961 - епископ Тамбовский и Мичуринский. С 16 ноября 1962 года - епископ Ставропольский и Бакинский.

25 февраля 1965 года возведён в сан архиепископа. 20 августа 1966 года ему было поручено временное управление Краснодарской епархией, а 8 октября того же года освобожден от временного управления данной епархией. С 27 февраля 1968 года - архиепископ Воронежский и Липецкий. С 11 октября 1972 года - архиепископ Вологодский и Великоустюжский. С 3 сентября 1974 года - архиепископ Тамбовский и Мичуринский.

церковные должности

В августе 1957 был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии и оставался до 5 марта 1959 года. Был участником многих собеседований с представителями различных христианских конфессий.

Восьмой Вселенский Собор

пресса

Со времени основания сборника «Богословские труды» (1959) был бессменным членом его редакционной коллегии. Его работы публиковались как в России, так и за границей в «Журнале Московской Патриархии» (ЖМП), в «Богословских трудах», «Голосе Православия», «Вестнике Русского Западно-Европейского Экзархата».

патологическая речь

прямая ложь

Во время празднования 40-летия восстановления Патриаршества, 13 мая 1958 года, выступил с докладом на торжественном акте а Московской духовной академии, в котором лжесвидетельствовал, что «устроение церковных дел» в СССР происходит «в обстановке ничем не ограничиваемой свободы совести».

сочинения

  • Некоторые слова Мефодия Патарского (славянский и русский текст). Машинопись. Л., 1950. – С.53-283.
  • Из Афонской старины (договор 1466 года между Рыльским монастырем и обителью св. Пантелеимона на Афоне) // Журнал Московской Патриархии. М., 1953. №09. С. 31-35.
  • Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Болгарии // ЖМП. 1953, № 7. С.16.
  • Речь при наречении во епископа Лужского 12 декабря 1953 г. // ЖМП. 1954, № 1. С.26-28.
  • Аграфы в творениях св. муч. Мефодия // ЖМП. 1954, № 6. С.43-50.
  • Патриаршая Покровская община в Хельсинки // ЖМП. 1954, № 11. С.41- 47.
  • Библиография // ЖМП. 1955, № 7. С.68-76.
  • Библиография на книгу Курта Аланда «Церковная история в жизнеописаниях» // ЖМП. 1955, № 12. С.71-73.
  • Еще раз о договоре 1466 года // ЖМП. 1955, № 4. С.64.
  • Лекции по Патрологии, читанные студентам IV курса Ленинградской духовной академии в 1954-55 уч. г. (машинопись).
  • Памятники древне-христианской письменности // ЖМП. 1955, № 12. С. 56-63.
  • Славный путь служения Церкви (к восьмидесятипятилетию Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория) // Журнал Московской Патриархии. М., 1955. №03. С. 21-28.
  • Старец Силуан // ЖМП. 1956, № 1. С.48.
  • Из поучений старца Силуана // ЖМП. 1956, № 2. С.54-58; № 3, С.42-49.
  • Четвероевангелие 891 года // ЖМП. 1956, № 4. С.43-49.
  • Знамение времени // ЖМП. 1956, № 4. С.71-74.
  • Успенский кафедральный собор в Смоленске // ЖМП. 1956, № 7. С.28-33.
  • Делегация богословов Англиканской Церкви в Советском Союзе // ЖМП. 1956, № 9. С.24.
  • Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской Церквей // ЖМП. 1956, № 10. С.38.
  • Никольский храм и приход в Хельсинки // ЖМП. 1957, № 3. С.34-36.
  • К 10-летию открытий на берегу Мертвого моря // ЖМП. 1957, № 12. С.54-64.
  • История восточного монашества IV века: (Лекции) (машинопись). ???
  • Плащаница Смоленского Успенского собора // ЖМП. 1958, № 4. С.44-50.
  • Значение восстановления Патриаршества в РПЦ (Речь на торжественном акте в Моск. дух. академии 13 мая 1958 года) // ЖМП. 1958, № 6. С.73-79.
  • Иоанн Креститель и община Кумрана // ЖМП. 1958, № 8. С.65.
  • Отношение Русской Православной Церкви к социально-политической жизни (Доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // ЖМП. 1958, № 9. С.34.
  • Предисловие к извлечению из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 145-151.
  • Мефодий Патарский, священномученик. К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 173-183.
  • Мефодий Патарский, священномученик. Молитва (из сочинения «О воскресении») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 152-153.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О жизни и о разумной деятельности (слово второе «О житии и деянии разумъне») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 154-159.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (словах) «Небеса проповедуют славу Божию» (О пиявици сущии в притчах и о Небеса исповедают славу Божию») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 184-205.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники (о разлучении яди и о юници менимеи в левитице еяже пепеломь грешнии кропяхуся) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 160-172.
  • Слово на праздник Вознесения Господня // ЖМП. 1962, № 5.
  • Слово перед Плащаницей // ЖМП. 1963, № 3. С.16-18.
  • Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1963, № 11. С.27.
  • Предисловие к диалогу св. священномученика Мефодия «О свободе воли» // Богословские труды. М., 1964. №03. С. 187-191.
  • Дополнительные сведения о результатах находок в Кумране // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1964. №048. С. 234-251.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О свободе воли / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1964. №03. С. 192-208.
  • Конституция о Церкви»: (Разбор конституции о Церкви, принятой 2-м Ватиканским Собором) // ЖМП. 1966, № 5. С.65; № 6. С.71.
  • Епископ Игнатий (Брянчанинов). (К 100-летию со дня рождения). Лекция, прочитанная в актовом зале ЛДА 13.V. 1967. Машинопись. Л., 1967. – 38с.
  • Епископ Игнатий (Брянчанинов) // ЖМП. 1967, № 5. С.75; № 6. С.58.
  • Доклад на 3-м Всехристианском Мирном Конгрессе. (Прага, 31 марта 1968 г.) // ЖМП. 1968, № 5. С.35-46.
  • Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1969, № 12, с. 32-35.
  • О минускульном кодексе Четвероевангелия 891 года в Библиотеке Академии Наук СССР. Berlin, Akademie-Verlag, 1968. 198-201 с. Оттиск из сборника «Studia evangelica V.» Edited by F.L.Gross. Berlin, 1968.
  • Христологические проблемы в западном богословии (о сб. статей «Исторический Иисус и проповедуемый Христос». Берлин, 1960) // Богословские труды. М., 1968. №4. С. 281-288.
  • Преподобный Герман Аляскинский чудотворец // ЖМП. 1970, № 11. С.60-72.
  • Проповеди архиеп. Луки Симферопольского и Крымского // ЖМП. 1971, № 6. С.69-75.
  • Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве // ЖМП. 1971, № 10. С.60-75.
  • Св. священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. М., 1973. №10. С. 7-58.
  • Духовность Православия в выдающихся его представителях // Богословские труды. М., 1973. №10. С. 117-120.
  • Святой священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. М., 1973. №11. С. 5-54.
  • Св. священномученик Мефодий и его богословие. Магистерская диссертация. Машинопись. Л.: ЛДА, 1974. – IV. 316, VIII с., 10 с. ил.
  • Святой священномученик Мефодий и его богословие. Автореферат диссертации. Л., 1974. – 27 с.
  • Пир десяти дев священномученика Мефодия // ЖМП. 1974, № 9. С.67-68.
  • Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №14. С. 134-143.
  • К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №13. С. 172-180.
  • Предание Церкви в богословии св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №14. С. 126-133.
  • Древние греческие рукописи Нового Завета (Лекция, прочитанная 18 ноября 1951 года для студентов ЛДА преп. свящ. Михаилом Чубом). Б/м, б/г. – 38 с., 23 с. илл.