Лаппо география. Лаппо Г.М

2.5 Опорный каркас расселения

Так называют сочетание крупных центров, фокусов экономической, политической и культурной жизни страны (региона) и соединяющих их магистралей. Внимание к этому объекту географического изучения привлек Н.Н. Баранский: «С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть – это каркас, это остов, на котором все держится, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию».

Термин «опорный каркас расселения» (ОК), выражающий иерархически построенную совокупность центров разного уровня, введен Б.С. Хоревым, который определил его как важную составную часть предложенной им концепции единой системы расселения. Обстоятельно разработал понятие каркаса в архитектурно-планировочном аспекте О.К.Кудрявцев. Каркасный подход использовали в своих работах в качестве одного из ключевых понятий видные географы (И.М. Маергойз) и градостроители (А.Э. Гутнов, В.В.Владимиров)…

ОК – сердцевина территориальной структуры хозяйства, ее наиболее устойчивая и в то же время динамично развивающаяся часть. Это совокупность наиболее динамичных и прогрессивных звеньев расселения и одновременно фактор, определяющий дальнейшие перемены в расселении в целом.

ОК – генерализованный, свободный от деталей, географический образ страны или региона, выражающий основные черты их территориальной организации. Узлы и линии ОК создают вершины и хребты экономического рельефа территории. Так, рисунком ОК подчеркивается периметральное размещение хозяйства и городов в Австралии, концентрация деятельности вдоль урбанизированной оси Канады у границы с США, придвинутость производства и населения к побережью Атлантического океана в Бразилии. ОК страны или региона – это их лаконичный географический портрет. В концепции ОК заложено важное с точки зрения нашей науки свойство географической генерализации.

Н.Н. Баранский обращал внимание на то, что с помощью сетей городов и магистралей можно удобно «представить» страну учащимся при начальном с ней знакомстве, особенно показывая города как основные пункты в каркасе магистральных путей. Образно выразились архитекторы Ю.П. Бочаров и О.К. Кудрявцев, сказав, что большие города – а они и являются узлами каркаса – занимают ключевое положение на «главных улицах крупных районов», т.е. на транспортных магистралях.

Узловые и линейные элементы опорного каркаса. Узлы ОК – это города и агломерации. На глобальном уровне они представлены крупнейшими городами, на уровне страны – всеми большими. На уровне региона к ним присоединяются и средние, на уровне мезорайона (республики, края, области) – всеми городами и крупными поселками городского типа. Формирование агломераций увеличивает скрепляющую силу узлов. Узлы ОК выполняют многообразную роль в территориальной организации общества, в частности, в территориальной структуре хозяйства. У них три главные функции:

Районообразующая и районоорганизующая роль. Они являются важнейшими факторами социально-экономического развития окружающего района, оказывающими определяющее влияние на формирование в нем систем расселения, транспортной сети, территориально-рекреационных систем. Узлы ОК дают ориентир развитию территориальной структуры подшефных районов, разносторонне их обслуживают, выступая в качестве региональных столиц;

Роль факторов взаимодействия. Будучи фокусами внутрирайонных связей, узлы собирают и перерабатывают поступающую к ним разнообразную продукцию – сырье, топливо, полуфабрикаты, узлы и детали. Занимая высшие ступени в производственной иерархии, они выпускают более сложную продукцию, работают как транспортно-формирующие и транспортно-распределительные узлы, включая свои районы в межрайонные хозяйственные связи. От узлов ОК во многом зависит рационализация межрайонного взаимодействия. Подобную же роль выполняют узлы ОК и в сферах науки, культуры, искусства;

Освоенческая роль. Она очень важна в странах, располагающих огромными, еще не вовлеченными в использование ресурсными территориями. Узлы ОК организуют освоение, создают ему разнообразное обеспечение – информационное, организационное, проектное, строительное, транспортное, кадровое и т.д. Они служат также местами переработки поступающих из осваиваемых районов ресурсов.

Эти три основные функции в конкретных узлах ОК находятся в разных соотношениях. В некоторых узлах очень сильно выражены, например, освоенческие функции, которые определяют набор отраслей и видов деятельности, территориальную ориентацию обслуживания. В староосвоенных районах освоенческая роль заменяется трансформирующей, преобразовательной. Узлы ОК выступают как центры инноваций, помогая хозяйству и населению окружающего района адаптироваться к изменяющимся условиям.

С известной долей условности узлы ОК можно разделить на две основные группы центров, различающиеся территориальным содержанием осуществляемых ими функций: центральные места и специализированные центры. Центральные места обслуживают население и хозяйства окружающих районов. Располагаясь на разных иерархических ступенях, они возглавляют районы разного ранга. Специализированные центры концентрируют ведущие предприятия тех или иных отраслей промышленности, транспорта, учреждения науки, образования, рекреации. Они работают на всю страну (в то время как центральные функции замыкаются в пределах соответствующего района), устанавливая связи с центрами отраслевых систем. Их можно назвать отраслевыми столицами. Определить принадлежность того или иного города-узла ОК. к одной из названных групп не всегда просто. В одних случаях это очевидно. Но чаще всего в одном городе совмещаются и те и другие функции, находящиеся между собой в разных соотношениях.

Линейные элементы ОК составляют магистрали и полимагистрали.

Магистрали – линии того или иного вида транспорта (общего или специализированного), имеющие высокий технический уровень и большую провозоспособность. На них концентрируются перевозки грузов и пассажиров, благодаря чему магистрали выполняют основную часть работы в межрайонном обмене. Магистрализация – мощное средство экономического сближения районов и центров, способ экономического сжатия территории; она была составной частью программы развития России еще в плане ГОЭЛРО.

Полимагистрали возникают в результате следования общей трассой нескольких видов транспорта. Это приводит к еще большей (по сравнению с магистралями) концентрации связей на основных направлениях, образованию транспортных коридоров, что дает большие преимущества при строительстве транспортных систем и во время их эксплуатации. В СССР полимагистрализация была связана с формированием единых инфраструктурных систем: транспортной, энергетической, газоснабжения и др.

Полимагистрализация – особая форма линейной концентрации. Сооружение и эксплуатация полимагистралей дают очевидные экономические выгоды. В то же время прокладка газопроводов вблизи железнодорожных и шоссейных магистралей, линий высоковольтных электропередач сопряжена с опасностью, возникающей при авариях (взрыв газопровода в районе Уфы повлек за собой гибель сотен пассажиров двух поездов).

Формирование опорного каркаса – это генерализованное выражение географического хода урбанизации, проявление центростремительных и линейностремительных тенденций в растлении. ОК – результат, возникающий на стадии высокой территориальной концентрации. Его формирование проходит три основные стадии…:

I – центровая («точечная») концентрация – нарастание числа увеличение размеров крупных городов.

II – агломерирование, когда крупный город, становясь ядром агломерации, формирует вокруг себя плеяду спутников.

III – регионализация, при которой высокого уровня достигает имплозия – экономическое сближение взаимодействующих центров на основе совершенствования транспорта.

Экономическая основа формирования ОК – углубление территориального, географического разделения труда, что обеспечивает повышение эффективности общественной деятельности объективная необходимость совершенствования территориальной организации общества…

Социальная основа – потребность людей в последовательном улучшении условий своей жизни, развитие расселения в направлении повышения качества, усиление социальной привлекательности крупногородских форм расселения, улучшение доступности крупных многофункциональных центров, обладающих большим социально-культурным потенциалом.

На процесс формирования и рисунок ОК сильно влияет при родная основа – географическое положение, зональность, природные рубежи, гидрографическая сеть, орографические системы, конфигурация морских побережий – вся совокупность при родных факторов и условий жизни людей и функционирования территориально-хозяйственных систем в их пространственной дифференциации.

Несформированность ОК препятствует овладению потенциалом территории, вызывает дополнительные экономические издержки, так как пространство оказывается разгороженные экономическими барьерами, значительная часть ресурсов m включается в хозяйственный оборот. К тому же затрудняется межрайонный обмен, возникают сложности в использовании населением социально-культурного богатства страны.

Следствия формирования опорного каркаса. Развиваясь, OK рационализирует территориальную структуру хозяйства и расселение. Развитие ОК – это формирование и возрастание роли звеньев интеграторов, способствующих территориально-экономическому сплочению страны и региона. Их территориальное устройство с формированием ОК приобретает более высокое качество. Можно сказать, пользуясь выражением В.П. Семенова-Тян-Шанского, что возрастает «прочность государственной территории». ОК способствует усилению территориально-хозяйственной интеграции на разных территориальных уровнях. На локальном – активизируя формирование агломераций на основе возрастающей потребности крупных центров в поселениях-спутниках, улучшая условия развитая последних благодаря возможности использовать в качестве осей развития головные участки транспортных магистралей, сходящихся к узлам ОК. На районном – пространственно ориентирую районообразующие процессы, являясь остовом территориальной структуры района. На страновом – облегчая консолидацию частей страны, улучшая межрайонное взаимодействие, что ведет к повышению экономической целостности страны, формирования единого экономического и социально-культурного пространства.

На рисунке показано, как ОК усиливает дифференциацию территории по Характеру расселения и условиям его трансформации. В пределах экономически активной территории выделяются три категории пространств: а) агломерационные; б) примагистральные полосовидные; в) глубинные. Они заметно отличаются друг от друга, и это обстоятельство должно учитываться в расселенческой политике. Для каждого из этих пространств должны быть разработаны свои правила и схемы организации.

Свойства и особенности опорного каркаса. В своей основе он устойчив, его рисунок меняется мало и постепенно. ОК можно назвать оплотом инерционности в территориальной структуре. ОК, образованный динамичными звеньями территориальной структуры, имеет одним из своих основных свойств инерционность, со временем приобретая всевозрастающую консервативность благодаря высокой концентрации основных фондов в своих узловых и линейных элементах, их высокой насыщенности инфраструктурой. В то же время его узлы и линии отличает динамизм. Обладающие большим потенциалом, они все время прерывают в процессе саморазвития.

Важная особенность ОК состоит в том, что как интегральное образование он выполняет роль интегратора в территориальной организации жизни общества. В его элементах, их функционировании, взаимосвязь разных подсистем: производства и расселения, производства и инфраструктуры, расселения и инфраструктуры. Следовательно, изучение ОК позволяет проработать «стыки», крайне важные для географии. В ОК соединяются разнородные начала: динамизм и устойчивость, концентрация и рассредоточение, интеграция и диверсификация, отраслевое и районное начала, саморазвитие и отклик на управляющие воздействия.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое опорный каркас расселения?

2. Какие элементы опорного каркаса расселения выделяются?

3. Что такое магистрали и полимагистрали?

4. Как формируется опорный каркас расселения?

5. Каковы свойства опорного каркаса расселения?

, урбанистика

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Георгий Михайлович Лаппо (род. 18 апреля , Льгов) - советский и российский географ -урбанист . Доктор географических наук (), профессор (1988).

Биография

Вклад в науку

Георгий Лаппо в числе других геоурбанистов выступил с концепцией каркасно-сетевой структуры территории в противоположность господствовавшему в советской экономической географии районному подходу к изучению городов. Суть этой концепции состоит в том, что при зрелой урбанизации города в большей степени взаимодействуют друг с другом, а не с окружающей их территорией. В 1970-80-е гг. это направление было подвергнуто критике с идеологических позиций как «антирайонирование», однако в дальнейшем стало господствующим в российской геоурбанистике.

Награды и звания

  • Орден Отечественной войны II степени (1946)
  • Почетный радист СССР (1951)
  • Почетный член РГО (2000)

Основные работы

  • География городов с основами градостроительства. М.: МГУ, 1969. 184 с.
  • Рассказы о городах. М.: Мысль, 1972. 192 с (переиздана в 1976 г.)
  • Moscow. Capital of the Soviet Union. M.: Progress, 1976. P. 189 (при участии А. Ю. Беккера и А. Г. Чикишева)
  • Лаппо Г. М. Рассказы о городах / Оформление художника Е. В. Ратмировой. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М .: Мысль , 1976. - 224 с. - 150 000 экз. (обл.)
  • Городские агломерации в СССР и за рубежом. М.: Знание, 1977 (совместно с В. Я. Любовным)
  • Развитие городских агломераций в СССР. М.: Наука, 1978. 152 с.
  • Geograpia de las Ciudades y fundomentas de Urbanismo. M.: Wneshtorgizdat 1983. P. 204
  • Геоурбанистика в СССР. Основные достижения и направления исследований. М., 1986 (в соавторстве с Н.В. Петровым; переведена в США)
  • Города на пути в будущее. М.: Мысль, 1987. 237 с.
  • Packaз за Mockва. Наука и изкуство. София, 1987. 199 с. (в соавторстве с А. Абаджиевым)
  • Лаппо Г. М. География городов. - М .: Владос, 1997. - 480 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-691-00047-0. (обл.)
  • Georgij M. Lappo und Fritz W. Honsch. Urbanisierung Rußlands. Berlin: Stuttgart: Borntraeger, 2000. P. 215.

Напишите отзыв о статье "Лаппо, Георгий Михайлович"

Литература

  • Краснопольский А. В. Отечественные географы (1917-1992): Биобиблиографический справочник (в 3-х томах) / Под ред. проф. С. Б. Лаврова ; РАН, Русское географическое общество . - СПб. : Б.и., 1993. - Т. 2 (Л-Х). - С. 9-10. - 456 с. - 1 000 экз. (в пер.)

Ссылки

[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Лаппо, Георгий Михайлович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Лаппо, Георгий Михайлович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Лаппо, Георгий Михайлович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Лаппо, Георгий Михайлович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Лаппо, Георгий Михайлович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Лаппо, Георгий Михайлович

Отрывок, характеризующий Лаппо, Георгий Михайлович

– Скажи пожалуйста, Вэя, а почему Атис назвал тебя ушедшей? – наконец-то спросила назойливо кружившейся в голове вопрос я.
– О, это потому, что когда-то очень давно, моя семья добровольно ушла помогать другим существам, которым нужна была наша помощь. Это у нас происходит часто. А ушедшие уже не возвращаются в свой дом никогда... Это право свободного выбора, поэтому они знают, на что идут. Вот потому Атис меня и пожалел...
– А кто же уходит, если нельзя вернуться обратно? – удивилась Стелла.
– Очень многие... Иногда даже больше чем нужно, – погрустнела Вэя. – Однажды наши «мудрые» даже испугались, что у нас недостаточно останется виилисов, чтобы нормально обживать нашу планету...
– А что такое – виилис? – заинтересовалась Стелла.
– Это мы. Так же, как вы – люди, мы – виилисы. А наша планета зовётся – Виилис. – ответила Вэя.
И тут только я вдруг поняла, что мы почему-то даже не додумались спросить об этом раньше!.. А ведь это первое, о чём мы должны были спросить!
– А вы менялись, или были такими всегда? – опять спросила я.
– Менялись, но только внутри, если ты это имела в виду, – ответила Вэя.
Над нашими головами пролетела огромная, сумасшедше яркая, разноцветная птица... На её голове сверкала корона из блестящих оранжевых «перьев», а крылья были длинные и пушистые, как будто она носила на себе разноцветное облако. Птица села на камень и очень серьёзно уставилась в нашу сторону...
– А что это она нас так внимательно рассматривает? – поёжившись, спросила Стелла, и мне показалось, что у неё в голове сидел другой вопрос – «обедала ли уже эта «птичка» сегодня?»...
Птица осторожно прыгнула ближе. Стелла пискнула и отскочила. Птица сделала ещё шаг... Она была раза в три крупнее Стеллы, но не казалась агрессивной, а скорее уж любопытной.
– Я что, ей понравилась, что ли? – надула губки Стелла. – Почему она не идёт к вам? Что она от меня хочет?..
Было смешно наблюдать, как малышка еле сдерживается, чтобы не пуститься пулей отсюда подальше. Видимо красивая птица не вызывала у неё особых симпатий...
Вдруг птица развернула крылья и от них пошло слепящее сияние. Медленно-медленно над крыльями начал клубиться туман, похожий на тот, который развевался над Вэйей, когда мы увидели её первый раз. Туман всё больше клубился и сгущался, становясь похожим на плотный занавес, а из этого занавеса на нас смотрели огромные, почти человеческие глаза...
– Ой, она что – в кого-то превращается?!.. – взвизгнула Стелла. – Смотрите, смотрите!..
Смотреть и правда было на что, так как «птица» вдруг стала «деформироваться», превращаясь то ли в зверя, с человеческими глазами, то ли в человека, со звериным телом...
– Что-о это? – удивлённо выпучила свои карие глазки моя подружка. – Что это с ней происходит?..
А «птица» уже выскользнула из своих крыльев, и перед нами стояло очень необычное существо. Оно было похоже на полуптицу-получеловека, с крупным клювом и треугольным человеческим лицом, очень гибким, как у гепарда, телом и хищными, дикими движениями... Она была очень красивой и, в то же время, очень страшной.
– Это Миард. – представила существо Вэя. – Если хотите, он покажет вам «живность», как вы говорите.
У существа, по имени Миард, снова начали появляться сказочные крылья. И он ими приглашающе махнул в нашу сторону.
– А почему именно он? Разве ты очень занята, «звёздная» Вэя?
У Стеллы было очень несчастное лицо, потому что она явно боялась это странное «красивое страшилище», но признаться в этом ей, по-видимому, не хватало духу. Думаю, она скорее бы пошла с ним, чем смогла бы признаться, что ей было просто-напросто страшно... Вэя, явно прочитав Стеллины мысли, тут же успокоила:
– Он очень ласковый и добрый, он понравится вам. Вы ведь хотели посмотреть живое, а именно он и знает это лучше всех.
Миард осторожно приблизился, как будто чувствуя, что Стелла его боится... А мне на этот раз почему-то совершенно не было страшно, скорее наоборот – он меня дико заинтересовал.
Он подошёл в плотную к Стелле, в тот момент уже почти пищавшей внутри от ужаса, и осторожно коснулся её щеки своим мягким, пушистым крылом... Над рыжей Стеллиной головкой заклубился фиолетовый туман.
– Ой, смотри – у меня так же, как у Вэйи!.. – восторженно воскликнула удивлённая малышка. – А как же это получилось?.. О-о-ой, как красиво!.. – это уже относилось к появившейся перед нашим взором новой местности с совершенно невероятными животными.
Мы стояли на холмистом берегу широкой, зеркальной реки, вода в которой была странно «застывшей» и, казалось, по ней можно было спокойно ходить – она совершенно не двигалась. Над речной поверхностью, как нежный прозрачный дымок, клубился искрящийся туман.
Как я наконец-то догадалась, этот «туман, который мы здесь видели повсюду, каким-то образом усиливал любые действия живущих здесь существ: открывал для них яркость видения, служил надёжным средством телепортации, вообще – помогал во всём, чем бы в тот момент эти существа не занимались. И думаю, что использовался для чего-то ещё, намного, намного большего, чего мы пока ещё не могли понять...
Река извивалась красивой широкой «змеёй» и, плавно уходя в даль, пропадала где-то между сочно-зелёными холмами. А по обоим её берегам гуляли, лежали и летали удивительные звери... Это было настолько красиво, что мы буквально застыли, поражённые этим потрясающим зрелищем...
Животные были очень похожи на невиданных царственных драконов, очень ярких и гордых, как будто знающих, насколько они были красивыми... Их длиннющие, изогнутые шеи сверкали оранжевым золотом, а на головах красными зубцами алели шипастые короны. Царские звери двигались медленно и величественно, при каждом движении блистая своими чешуйчатыми, перламутрово-голубыми телами, которые буквально вспыхивали пламенем, попадая под золотисто-голубые солнечные лучи.
– Красоти-и-и-ще!!! – в восторге еле выдохнула Стелла. – А они очень опасные?
– Здесь не живут опасные, у нас их уже давно нет. Я уже не помню, как давно... – прозвучал ответ, и тут только мы заметили, что Вэйи с нами нет, а обращается к нам Миард...
Стелла испуганно огляделась, видимо не чувствуя себя слишком комфортно с нашим новым знакомым...

Чтобы коротко представить читателю Георгия Михайловича Лаппо надо сказать, что он доктор географических наук, профессор. Лауреат Государственной премии СССР. Заслуженный деятель науки РФ. Почетный радист СССР. Почетный член Русского Географического общества. Гл. редактор географической энциклопедии «Города России», редактор тома «Центральная Россия» в серии «Советский Союз». Автор статей в энциклопедиях, периодических изданиях, в том числе журнале «Курский край».

Георгий Михайлович Лаппо родился в 1923 году в Льгове на улице Веселой. Впоследствии, когда улицу переименовали и назвали именем Гайдара, сожалел об этом. Ведь с жизнью замечательного писателя она никак не связана, а утратила свое совсем не стандартное название. Вскоре семья переехала в Рыльск.

В 1929 г. они поселились в городе Острогожске, но через пять лет, после смерти отца, вернулись в поселок при станции Льгов. Здесь, в 1940 году Георгий Михайлович с отличием закончил 32-ю среднюю школу.

Много лет спустя в сборнике, выпущенном в честь профессора Георгия Михайловича Лаппо его коллегами и учениками, в эссе «Города в моей жизни» он напишет:

«Это те города, к которым я, в силу разных обстоятельств, питаю особые чувства, испытываю сердечную признательность.

ЛЬГОВ – родина. Здесь закончил школу.

РЫЛЬСК – первые проблески сознания и первые впечатления о городе.

ОСТРОГОЖСК – город детства, начало учебы в школе.

…От городов детства у меня теплота и любовь к малым городам России. Они – ее олицетворение».

Закончилась учеба в школе, надо было выбирать свою дорогу в жизни. Страна жила индустриализацией, профессия инженера стала почетной. Возможно, это и повлияло на поступление в Московский институт химического машиностроения. Шел 1940 год. В следующем году все изменилось. Началась война.

Георгий Михайлович попал в воинскую часть, готовившую радистов для работы в тылу врага. Сначала была работа на радиостанции, осуществлявшей связь с агентурными группами. В декабре 1942 г. его переводят в дивизию связи, а с февраля 1943 года начинает летать на самолетах 3-й Отдельной Краснознаменной дивизии связи в качестве бортрадиста. Прослужит он в этой дивизии 4 года.

Много чего было за эти годы. Самолеты на которых они летали, были тихоходными, не имевшими должного вооружения, и встреча с врагом часто заканчивалась трагически. На его глазах горели самолеты, уходили из жизни боевые товарищи.

За участие в боевых действиях Георгий Михайлович Лаппо был награжден орденами Красной Звезды, двумя Отечественной войны 2 степени, медалями.

Позже Георгий Михайлович писал:

«Авиации я, пожалуй, обязан выбором профессии географа. Впечатления, полученные мной в результате полетов над своей страной и другими странами во время войны, калейдоскопом городов, которых привелось увидеть и с воздуха, и на земле – все это имело следствием то, что в Московский институт химического машиностроения, я уже не вернулся и поступил на геофак МГУ».

Пришел Георгий Михайлович в науку поздно. Университет закончил в 30 лет, кандидатом наук стал в 40. Первую книгу опубликовал в 46. Но сколько сделано!

Лаппо стал крупнейшим специалистом нашей страны по географии городских поселений. Он трудился в Институте географии Российской Академии наук зав. отделом экономической географии, четверть века председательствовал в диссертационном совете по экономической, социальной и политической географии. Во многих университетах студенты заслушивались его лекциями.

На его счету около 400 публикаций. Книга «География городов с основами градостроительства» вышла в 1969 году, это было первое в стране учебное пособие по этому курсу. Г.М.Лаппо не только крупный ученый, но и большой популяризатор науки. Сам он говорит:

«Одних учебников, даже очень хороших, недостаточно. Их надо дополнять популярными книгами, брошюрами, статьями в журналах, чтобы пробудить более глубокий интерес к нашей науке – важной даже для тех, кто не собирается работать в сфере географии. Понимание ее важности и полезности нужно прививать с детства, в школьном возрасте, внедрять географию и в ум, и в чувства формирующегося человека. Кроме того, «зацепив» географией одаренных мальчиков и девочек, мы обеспечим приток на географические факультеты не случайных людей».

Георгий Михайлович с удовольствием пишет статьи в «Детскую энциклопедию», сотрудничает с редакцией газеты, ставшей теперь журналом «География» предназначенной для школьников.

Его книга «Рассказы о городах» издававалась дважды общим тиражом 205 000 экземпляров

Ряд работ Георгия Михайловича переведены и изданы за рубежом на английском, немецком, французском, испанском, японском, болгарском, польском, чешском языках. Он был членом редколлегии журнала «Известия Российской Академии наук. Серия Географическая». Участником различных международных проектов.

Столько достигнуто! Но Георгий Михайлович и накануне своего девяностолетия не останавливается. Вот что он пишет: «Иногда кажется, что все опубликованное мной, не только в статьях, но и в книгах, - нечто предварительное, только лишь наметки, сделанные пунктиром».

И вот мы увидели новую книгу ученого «Города России. Взгляд географа». Она только что вышла под патронажем Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».

В ней рассказывается о городах больших и малых, об их развитии, а некоторых и угасании, вплоть до исчезновения с географической карты. Написанная в научно-популярном жанре, строго на документальной основе, поднимает серьезные вопросы развития науки о городе и задачах городской политики, которую в России еще предстоит создать.

Не забыл Георгий Михайлович и свою малую родину, определив малые города «инкубаторами талантов». Упомянул «объемную и интересную» книгу М.Лагутича «Провинциальная хроника». А среди иллюстраций присутствуют фотографии известного курского географа Л.Попковой.

Георгий Михайлович в книге касается недостатков малых городов, но очень поэтично отзывается и о несомненных достоинствах: «Малый город живет в согласии с природой, он органично вписывается в окружающий природный ландшафт. Его улицы раскрываются на поля, луга и леса. Он насквозь продувается свежим ветром окружающих пространств, наполнен их запахами. Природа входит в малый город, продолжается в его скверах, садах, аллеях, парках. Малый город любит прильнуть к реке, отражается в его водах…»

Но не только теме малых городов, которым посвящена целая глава, уделяется внимание в книге. Внимание уделяется и парадоксальности городов: «Город представляет клубок противоречий, совмещение несовместимого. В самом деле, в городах – вершины культуры и … социальное дно. В них создаются величайшие творения искусства и науки, а рядом гнездятся пороки, совершаются преступления. Концентрируются прогрессивные творческие силы, но также активно действуют силы, тормозящие прогресс, отбрасывающие общество назад. Города стремятся сохранить старину и не могут отказаться от внедрения нового, которое старину вытесняет». Цитировать хочется всю книгу, настолько емко и точно даны характеристики, исторические аспекты, значение, культурные особенности, можно сказать, раскрываются «биографии» городов, больших и малых.

Вот глава «Что ни город, то норов». В ней разнообразие городов, их особенности отличительные и объединяющие: «Характер обитателей города, стиль их поведения, манера разговаривать, весь образ их жизни выражены подчас столь отчетливо, что население некоторых городов воспринимается как своеобразная территориальная общность, прямо-таки своего рода нация».

Интересны приведенные в книге таблицы. Скажем Курск в 1897 году, по количеству населения был на двадцать первом месте, а в наше время далеко отстал от других вырвавшихся вперед. Есть и весьма незначительные в прошлом, а ставшие крупными индустриальными центрами, среди них Липецк и Старый Оскол.

Отдельная глава посвящена проблемам, разнообразию и своеобразию исторических городов которые выделены в особую категорию «… в которых история «разговаривает» с нами, напоминает о долге, о труде и подвигах поколений, воспитывает высокие чувства патриотизма». В ней рассматриваются трудные задачи сочетания старого и нового, адаптирования к переменам и сопротивление постоянному прессу современности.

Чрезвычайно интересна глава и об исчезнувших городах. Мы мало, что о них знаем. Некоторые стали селами, а от некоторых и следа не осталось, знают о них только краеведы и историки. В настоящее время в России около 1 100 городов. Но оказывается, столько же оказалось и бывших. Многие бывшие города, а ныне рядовые села и поселки внесли значительный вклад в российскую историю, имеют большие заслуги.

Отдельно исследуется история названий городов. Это увлекательнейшая наука – топонимика. Как говорил Д.Лихачев: «Географические названия служат ориентиром во времени и пространстве». Не утихают споры о возникновении многих названий, уникальных, неповторимых, в том числе Курска, Обояни, Суджи и других. От названий городов образуются производные слова, которые входят в жизнь, быт, историю. Курская дуга, курские соловьи, курская антоновка…

Уникальному исследованию посвящена двенадцатая глава. Это роль городов в творчестве писателей и в жизни их героев. Здесь мемуарное наследие, дневники, письма и художественные произведения. Писатели творчески отражали жизнь и быт, реальную обстановку в которой жили их герои. Города давали богатейший материал для создания художественных произведений. А литература в свою очередь населила города своими многочисленными литературными героями, которые стали восприниматься как реально жившие люди. Им ставят памятники. Так в Орле рядом с Н.Лесковым и Левша, а в Смоленске сидят рядышком Александр Твардовский и Василий Теркин, в Курске герой рассказа Е.Носова – Гусь.

В художественных произведениях раскрывается и производство как материальное, так и духовное, уплотняется и обогащается нравственная атмосфера, характеризуются различные слои населения, обычаи, развлечения, настроение умов. Далеко не все способны окунуться в этот мир, если он изложен сухо и официально в научной работе, а художественное произведение воспринимается ярко и доходчиво.

Отдельные главы посвящены связанному с городами творчеству К.Паустовского, Н.Гоголя. Это настоящие исследования, которые можно приравнять к научным диссертациям.

Несомненный интерес вызовет взгляд на изобразительное искусство как географический объект. Оказывается, что большинство художников, будь то маринисты, баталисты, портретисты отдавали дань городу как объекту своего внимания. Художники раскрывали в своих полотнах особенности городской среды, фиксировали точные детали, которые способны выразить и подчеркнуть самое существенное.

Георгий Михайлович Лаппо - человек влюбленный в свою профессию, нашедший призвание, любимое дело, которому посвятил жизнь. Поэтому человек счастливый. Не зря он говорит:

«Благодарю судьбу, которой было угодно сделать меня географом-урбанистом… Благодарю города за тот постоянный зов, который исходит от них и который не дает засидеться на месте, поднимает и бросает в путь…».

М.Лагутич, чл. Союза журналистов России.

Родился в городе Льгове Курской области. В 1940 г. поступил в Московский институт химического машиностроения, окончив первый курс, ушёл на фронт.

Военные награды:

  • Орден Красной Звезды (1944 г.)
  • Орден Отечественной войны II степени (1946 г.)
  • Медаль «За оборону Кавказа» (1943 г.)
  • Медаль «За победу над Германией» (1945 г.)

Демобилизовавшись в 1946 г., работал бортрадистом в аэросъёмочном отчёте Московского Аэрогеодезического предприятия ГУГК. В 1953 заочно окончил Географический факультет МГУ, в 1953-56 гг. учился в аспирантуре того же факультета. Кандидатскую диссертацию на тему «Города Московской области» защитил в 1962 году.

В 1957-63 гг. работал в НИИ Градостроительства и районной планировки Академии строительства и архитектуры СССР. В 1963 г. Академия была упразднена, а НИИ Градостроительства и районной планировки был объединён с Горстройпроектом. После реорганизации Академии Лаппо вернулся в Alma mater и в 1964-69 гг. был доцентом географического факультета МГУ, где читал курс «География городов с основами градостроительства» (опубликован в виде монографии в 1969 г.).

С 1969 г. Георгий Лаппо работает в Институте Географии АН СССР , занимаясь изучением проблем развития городов Советского Союза . С 1973 г. возглавляет отдел экономической географии этого института.

В 1975 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Проблемы развития крупных городских агломераций в СССР». Параллельно с научной работой читал лекции в вузах Уфы, Краснодара, Ташкента, Смоленска и Саранска.

Вклад в науку

Георгий Лаппо в числе других геоурбанистов выступил с концепцией каркасно-сетевой структуры территории. Среди других популярных идей Георгия Лаппо - прогноз неизбежного срастания Москвы и Нижнего Новгорода в единую агломерацию (пока не сбывшийся). Из числа учеников Лаппо наиболее известен Павел Полян, который часто становится экспертом по различным вопросам географии населения и геоурбанистики .

Основные работы

  • География городов с основами градостроительства. М.: МГУ, 1969. 184 с.
  • Рассказы о городах. М.: Мысль, 1972. 192 с (переиздана в 1976 г.)
  • Moscow. Capital of the Soviet Union. M.: Progress, 1976. P. 189 (при участии А. Ю. Беккера и А. Г. Чикишева)
  • Городские агломерации в СССР и за рубежом. М.: Знание, 1977 (совместно с В. Я. Любовным)
  • Развитие городских агломераций в СССР. М.: Наука, 1978. 152 с.
  • Geograpia de las Ciudades y fundomentas de Urbanismo. M.: Wneshtorgizdat 1983. P. 204
  • Геоурбанистика в СССР. Основные достижения и направления исследований // Препринт. М.: 1986 с 61-200
  • Города на пути в будущее. М.: Мысль, 1987 237 с.
  • Packaз за Mockва. Наука и изкуство. София, 1987. 199 с.
  • География городов. М.: Владос, 1997. 481 с.
  • Georgij M. Lappo und Fritz W. Honsch. Urbanisierung Rußlands. Berlin: Stuttgart: Borntraeger, 2000. P. 215