Лабораторное дело. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка по лабораторному делу Что входит в лабораторное дело

ЛАБОРАТОРНОЕ ДЕЛО - методическое, техническое, организационное обеспечение и практическое выполнение лабораторных исследований: а) биологических жидкостей человека с целью профилактики, диагностики болезней и контроля за результатами лечения; б) объектов окружающей среды для определения степени их загрязнения биологическими, химическими агентами, а также воздействия физических факторов. Л. д.- сфера проф. деятельности работников лабораторий леч.-проф. и сан.-эпид, учреждений. Формой организации Л. д. в леч.-проф, учреждениях является лаб. клинико-диагностическая служба, т. е. система клинико-диагностических лабораторий леч.-проф, учреждений различного профиля и мощности, объединенных единым научно-методическим руководством и общей задачей - наиболее рациональным и эффективным использованием научных концепций и практических рекомендаций лабораторной диагностики (см.) в целях оптимизации диагностического и лечебного процессов. Формой организации Л. д. в санитарии и гигиене является система сан.-гиг. и бактериол, лабораторий СЭС различного уровня, объединенных общими задачами - охрана окружающей природной среды, обеспечение оптимальных сан.-гиг. условий труда, обучения, быта, питания человека, предупреждение острых заболеваний (см. Бактериологическая лаборатория , Вирусологическая лаборатория , Радиологические лаборатории , Санитарно-гигиеническая лаборатория).

Большую роль в разработке и реализации принципов организации лаб. службы на первых этапах развития советского здравоохранения сыграли П. П. Аверьянов, А. А. Богомолец, О. И. Бронштейн, Е. А. Кост, Е. Г. Минеева, Е. Д. Равич-Биргер, В. Н. Топарская, Р. Л. Улановская, Т. Н. Фельдман, Т. В. Хитрово-Горева и др. 60-70-е гг. ознаменовались переходом к более высокому этапу Л. д., отвечающему дальнейшему развитию специализированной медпомощи и укрупнению леч.-проф, учреждений. В этих условиях начали создавать объединенные лаборатории в крупных леч.-проф, учреждениях и централизованные лаборатории, способные обеспечить наиболее сложными видами анализов ряд учреждений города или р-на. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) предусмотрено усиление работ по централизации лаб. службы, организации в республиканских, краевых и областных центрах централизованных клинико-диагностических лабораторий, сосредоточение в них основных исследований для учреждений здравоохранения и оснащение их современными аппаратами, приборами и реактивами.

В интересах улучшения организации труда и повышения качества работы проводится укрупнение и централизация лабораторий СЭС: а) объединение в единую централизованную лабораторию на базе областной СЭС с включением в ее состав персонала лабораторий городской и районных (в городе) СЭС; б) объединение лабораторий городской и районной СЭС на базе одной из них; в) укрупнение лабораторий городской СЭС за счет слияния с нею лабораторий сельских р-нов, прилегающих к городу; г) создание межрайонных лабораторий на базе крупных СЭС сельских р-нов.

Наблюдается также тенденция к увеличению числа гиг. и бактериол, исследований в СЭС. В 1974 г. по сравнению с 1970 г. число этих анализов выросло на 13%.

Структура основных видов исследований в клинико-диагностических лабораториях за 1970-1975 гг. представлена в таблице 2.

Номенклатура основных видов лаб. анализов представляет максимальный диапазон лаб. тестов, которые могут быть реализованы на данном этапе развития лаб. диагностики. Технические, экономические и мед. факторы диктуют ограничение ее пределов. Врач заинтересован не в увеличении числа лаб. показателей, а в повышении их информативности и диагностической ценности. Потребности лабораторий в количестве и качестве лабораторной техники (см.), хим. реактивов и биол, препаратов, растущие соответственно расширению диапазона лаб. тестов и усложнению их аналитической основы, следует соразмерять с возможностями экономики. М3 СССР утверждены перечни обязательного минимума лаб. тестов для 47 видов учреждений в соответствии с их профилем, мощностью, значимостью в системе здравоохранения. Предусмотрено единство исследований в лабораториях стационаров и поликлиник, что позволяет в большей степени реализовать в необходимом объеме доклиническое лаб. обследование больных, подлежащих госпитализации, и тем сокращать диагностический период пребывания больного на койке. Обязательный минимум различных лаб. исследований в основных группах леч.-проф, учреждений представлен в соответствии с указанным перечнем в табл. 3. Как видно из таблицы, наибольший диапазон лабораторных тестов представлен в лабораториях республиканских, краевых и областных больниц, являющихся организационно-методическими и консультативными центрами для всех клинико-диагностических лабораторий на данной территории, а также в централизованных клинико-диагностических лабораториях, что позволяет обеспечить выполнение максимального диапазона исследований.

Предусматривается использование тщательно отобранных унифицированных методик, единых для всех леч.-проф, учреждений страны, что позволит обеспечивать единую степень точности исследований и сравнивать результаты анализов, сделанных одному и тому же больному в разных учреждениях.

Методы, применяемые в клинических и диагностических целях, должны обладать высокой аналитической надежностью и диагностической ценностью, удобством применения при обследовании людей, широкой технической доступностью и экономичностью. Соответственно этим требованиям при отборе унифицированных методик применяются критерии аналитической, клинической, диагностической, технико-экономической пригодности. К 1977 г. в СССР было унифицировано 168 методов по 121 показателю, которые в соответствии с методическими указаниями М3 СССР применяются во всех клинико-диагностических лабораториях страны. Одновременно разрабатываются и осваиваются в хорошо оснащенных - так наз. референтных лабораториях референтные методы исследования, которые отбираются по единственному критерию - их высокой аналитической надежности. Они служат эталоном для оценки унифицированных методов и качества исследований в рядовых лабораториях.

Наряду с качеством метода надежность результатов исследований зависит также от случайных и систематических погрешностей внутрилабораторного характера. Для выявления и устранения этих погрешностей в лаб. службе осуществляется контроль качества исследований. Техническое оснащение лабораторий определяется примерным перечнем, утверждаемым М3 СССР для различных видов лабораторий в зависимости от их назначения и мощности.

Снабжение аппаратурой и ее ремонт осуществляются учреждениями «Союзмедтехники», снабжение реактивами - через местные аптекоуправления и непосредственно через снабженческие и торговые организации «Союзреактив» Мин-ва химической промышленности СССР. М3 СССР регламентирует обязательный ассортиментный минимум хим. реактивов для лаб. исследований в учреждениях здравоохранения.

Основу персонала лабораторий составляют работники со специальным мед. образованием: врачи-лаборанты, фельдшера-лаборанты, мед. лаборанты (см. Лаборант). Подготовка врачей-лаборантов осуществляется на рабочих местах в крупных лабораториях путем первичной специализации и на кафедрах клинической лаб. диагностики (см.) и ф-тов усовершенствования и специализации врачей мед. ин-тов, повышение квалификации - на указанных кафедрах. Высшей формой подготовки врачей-лаборантов является клин, ординатура (см. Ординатура клиническая). Подготовка фельдшеров-лаборантов осуществляется на лаб. отделениях мед. училищ; повышение квалификации - на рабочих местах в лабораториях и в училищах для повышения квалификации работников со средним мед. образованием. Врачи-лаборанты, фельдшера-лаборанты и мед. лаборанты периодически проходят аттестацию. Врачам-лаборантам присваивается вторая, первая и высшая квалификационные категории, фельдшерам-лаборантам и мед. лаборантам - первая квалификационная категория. К работе в лабораториях допускаются в качестве лаборантов с высшим образованием биологи, окончившие ун-ты, химики, провизоры, в качестве мед. лаборантов - фармацевты со средним образованием. Они могут повышать квалификацию вместе с медработниками. В должностные обязанности врачей-лаборантов входит выполнение исследований, освоение новых методов, контроль за работой лаборантов со средним образованием, связь с клиницистами, организационно-методическая работа, в обязанности лаборантов со средним образованием - выполнение анализов, подготовительная работа, оформление документации.

Организация труда в лабораториях во многом зависит от их типа и мощности. В крупных лабораториях возможно разделение труда, создание бригад по видам исследований, работа с большими сериями анализов, применение средств механизации и автоматизации. Во всех лабораториях используются рациональные формы организации рабочих мест, учетной документации, кодирования исследуемых проб, экспресс-тесты и т. д.

Наряду с внутрилабораторной организацией труда все большее значение приобретает организация взаимоотношений лабораторий с клин, отделениями, применение технических средств связи, упорядочение назначений анализов на основе согласованных лаб. тестов, дифференциально-диагностических программ, проведение клинико-лабораторных конференций и т. п.

Лаб. анализ выполняется, как правило, в соответствии с назначением врача (дежурного или лечащего), оформленным на бланке установленной формы. Результат исследования пересылается в отделение б-цы или поликлиники, назначившей исследование для больного, на бланке утвержденного М3 СССР образца или, в отдельных случаях, установленного в данном учреждении, за подписью работника, выполнившего анализ, или зав. лабораторией (при передаче по телетайпу указывается фамилия сотрудника, ответственного за правильность передачи информации). Для обеспечения правильности интерпретации результатов исследования на бланке указываются нормативы исследуемых параметров (по указанию органа здравоохранения в отделениях б-ц, поликлиник вместо этого могут иметься инструкции с указанием нормативов). Результаты исследований должны быть выражены в единицах, соответствующих Международной системе единиц и ГОСТ «Единицы физических величин» (см. Единицы измерения). Порядок их применения и других единиц в лаб. практике устанавливается методическими рекомендациями М3 СССР.

С увеличением объема лаб. информации и укрупнением лабораторий становится рациональным применение ЭВМ для управления лабораториями и связи с клин, подразделениями.

Рост лаб. исследований ставит проблему подготовки соответствующих кадров как среднего, так и высшего звена, а также четкого планирования развития Л. д. в лечебных учреждениях страны.

Методическое руководство лабораториями осуществляется главными (внештатными) специалистами по лаб. делу М3 СССР, мин-в здравоохранения союзных и автономных республик, управлений и отделов здравоохранения, Всесоюзным научно-методическим и контрольным центром по лабораторному делу и организационно-методическими и контрольными центрами на местах. Главное направление их деятельности определяется комплексной программой стандартизации и управления качеством лаб. исследований. Важную роль в совершенствовании деятельности лабораторий играет Всесоюзное научное об-во врачей-лаборантов, созданное в 1952 г. Проводимые им съезды, пленумы правления, заседания местных отделений способствуют внедрению достижений мед. науки, единых методических установок, передового опыта лабораторий.

Печатным органом Всесоюзного научного общества врачей-лаборантов является журнал «Лабораторное дело», издаваемый с 1955 г. В нем освещаются теоретические и практические вопросы клин, лабораторной диагностики - методы лаб. исследований и результаты их применения в диагностике, проблемы научно-технического прогресса в Л. д., вопросы организации лаб. службы, научной организации труда и передового опыта работы лабораторий. Кроме того, некоторые вопросы Л. д. освещаются и в других мед. журналах.

Таблицы

Таблица 1. РОСТ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР за 1970-1976 гг.

Таблица 2. СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЯХ СССР за 1970-1975 гг.*

Виды исследований

В процентах от общего числа анализов

всего в стационаре и поликлинике

в стационаре

в поликлинике

Общеклинические

Гематологические

Биохимические

Иммунологические

Микробиологические

Цитологические

* При ежегодном абсолютном приросте общего количества исследований (ок. 8%) виден относительный рост биохимических и иммунологических исследований.

Таблица 3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ РАЗЛИЧНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОСНОВНЫХ ГРУППАХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПЕРЕЧНЮ 197 5 г. (в количестве тестов)

Виды учреждений

Виды исследований

Клинико-химические

гематологические

цитологические

биохимические

серологические и иммунологические

микробиологические

Участковые больницы и врачебные амбулатории

Не проводятся

Районные, центральные районные и городские больницы и поликлиники

Республиканские, областные, краевые больницы

Централизованные клинико-диагностические лаборатории

Не проводятся

Не проводятся

Библиография: Кост Е.А. и др. Всесоюзное научное общество врачей-лаборантов, в кн.: Науч. мед. о-ва СССР, под ред. М. В. Волкова, с. 389, М., 1972; Лучина К. И. и д р. Организация санитарно-эпидемиологической службы, М., 1977, библиогр.; Материалы о состоянии и перспективах развития лабораторной клинико-диагностической службы в стране, М., 1977; Меньшиков В. В. и др. Показатели и тенденции развития клинической лабораторной диагностики на современном этапе, Лаборат, дело, № 9, с. 515, 1977; Метел к ин А. И. К истории лабораторного дела в отечественной медицине, там же, № 12, с. 753, 1974; Рави ч - Б и р г e p Е. Д. К истории организации лабораторного дела в СССР, там же, № 9, с. 520, 1977; Ш а т к и н И. В. и Меньшиков В. В. Лабораторная диагностическая служба в системе советского здравоохранения, там же, № 10, с. 579, 1977.

В. В. Меньшиков.

    Бактериология 144 часа:
    Требования к образованию
    Подготовка в ординатуре по специальности “Бактериология”.
    – Занимаемые должности

    Вирусология 144 часа:
    Требования к образованию : Высшее образование – специалитет по одной из специальностей: “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Медико-профилактическое дело”, “Медицинская биохимия”, “Медицинская биофизика”, “Медицинская кибернетика”
    Подготовка в ординатуре по специальности “Вирусология”.
    – Занимаемые должности

    Клиническая лабораторная диагностика 144 часа:
    Требования к образованию
    Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности “Клиническая лабораторная диагностика”.
    Занимаемые должности

    Лабораторная генетика 144 часа:
    Требования к образованию : Высшее образование – специалитет по одной из специальностей: “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Стоматология”, “Медико-профилактическое дело”, “Медицинская биохимия”, “Медицинская биофизика”, “Медицинская кибернетика”
    Подготовка в ординатуре по специальности “Лабораторная генетика”.
    – Занимаемые должности


    Требования к образованию : Высшее образование – специалитет по специальности “Медико-профилактическое дело”. Подготовка в ординатуре по специальности “Санитарно-гигиенические лабораторные исследования”.
    – Занимаемые должности

Профессиональная переподготовка

    Бактериология 576 часов:
    -Требования к образованию: Профессиональная переподготовка по специальности “Бактериология” при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: “Вирусология”, “Инфекционные болезни”, “Клиническая лабораторная диагностика”, “Лабораторная микология”, “Эпидемиология” или специалисты имеющие перерыв в стаже работы по данной специальности более пяти лет.
    – Занимаемые должности : Врач-бактериолог; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-бактериолог.

    Вирусология 576 часов:
    – Требования к образованию: Профессиональная переподготовка по специальности “Вирусология” при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: “Бактериология”, “Инфекционные болезни”, “Клиническая лабораторная диагностика”, “Эпидемиология” или специалисты имеющие перерыв в стаже работы по данной специальности более пяти лет.
    – Занимаемые должности : Врач-вирусолог; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-вирусолог.

    Клиническая лабораторная диагностика 576 часов:
    – Требования к образованию: Профессиональная переподготовка по специальности “Клиническая лабораторная диагностика” при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей “Клиническая медицина” или “Науки о здоровье и профилактическая медицина” или специалисты имеющие перерыв в стаже работы по данной специальности более пяти лет.
    Занимаемые должности : Врач клинической лабораторной диагностики; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач клинической лабораторной диагностики.

    Лабораторная генетика 576 часов:
    – Требования к образованию: Профессиональная переподготовка по специальности “Лабораторная генетика” при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: “Генетика”, “Клиническая лабораторная диагностика” или специалисты имеющие перерыв в стаже работы по данной специальности более пяти лет.
    – Занимаемые должности : Врач – лабораторный генетик; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-лабораторный генетик.

    Санитарно гигиенические лабораторные исследования 144 часа:
    – Требования к образованию: Профессиональная переподготовка по специальности “Санитарно-гигиенические лабораторные исследования” при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности “Общая гигиена” или специалисты имеющие перерыв в стаже работы по данной специальности более пяти лет.
    – Занимаемые должности : Врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

1. Общие положения

1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области лабораторного дела допускаются лица, получившие среднее медицинское образование, диплом по специальностям «Медико-профилактическое дело», «Лабораторная диагностика», и сертификат по специальности «Лабораторное дело».

1.2. Специалист в области лабораторного дела используется на должностях, соответствующих специальности «Лабораторное дело», назначается и увольняется с занимаемых должностей в соответствии с действующим законодательством.

1.3. В своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», иными Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и указаниями Министерства здравоохранения Российской Федерации, настоящим Положением.

2. Обязанности

2.1. Организация рабочего места.

2.2. Осуществление проверки пригодности поступившего для исследования материала, правильности оформления сопроводительной документации.

2.3. Проведение регистрации образцов для исследования и результатов анализа.

2.4. Взятие навесок на аналитических и технических весах для проведения санитарно-химических и микробиологических исследований.

2.5. Построение и проверка градуировочных графиков.

2.6. Отбор проб воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, смывов с кожи работающего, с рабочих поверхностей.

2.7. Подготовка проб воды, воздуха, почв, пищевых продуктов и других материалов для проведения санитарно-химических и микробиологических исследований.

2.8. Приготовление стандартных и рабочих растворов для градуировки приборов, питательных сред, реактивов, красок и дезрастворов.

2.9. Работа на фотоэлектроколориметре, рН-метре и других измерительных приборах.

2.10. При наличии в лаборатории вивария - работа с лабораторными животными под руководством специалиста с высшим образованием.

2.11. Проведение исследований неблагоприятных факторов производственной и окружающей среды (шум, вибрация, освещенность, электромагнитные поля) с помощью инструментальных методов.

2.12. Приготовление растворов, поглотительных приборов, электроаспираторов и другой аппаратуры для проведения исследований атмосферного воздуха промышленных предприятий, в очагах инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, в лечебно-профилактических учреждениях и др.

2.13. Выполнение инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, противопожарной безопасности, режиму работы с возбудителями 1-4 групп патогенности, деятельности медицинского учреждения в экстремальных условиях.

2.14. Соблюдение правил внутреннего распорядка учреждения, должностных инструкций.

2.15. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях.

2.16. Регулярное повышение квалификации.

3. Права

3.1. Беспрепятственно посещать промышленные, коммунальные, пищевые и другие объекты и производить отбор проб.

3.2. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.

3.3. Вносить предложения руководству по совершенствованию организации и проведения лабораторных исследований.

3.4. Повышать свою квалификацию, проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории.

3.5. Участвовать в работе конференций, совещаний, профессиональных медицинских ассоциаций.

4. Ответственность

Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Чтобы просмотреть положения о других специальностях
средних медицинских работников, вернитесь