Кадровый ресурс инновационной деятельности. Современные проблемы науки и образования Подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы

Политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности.

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (далее именуются - Основные направления) определяют цель, задачи, направления государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации.

I. Общие положения

N 2473п-П7

2. В Основных направлениях применяемые термины используются в следующих значениях:

инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;

инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;

политика Российской Федерации в области развития инновационной системы - составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках;



наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) - отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции.

4. Инновационная система включает:

воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

развитие инфраструктуры инновационной системы;

5. Инновационная система призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики путем:

обеспечения рационального сочетания и эффективного использования высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов страны;

формирования научно-технической базы, организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий.

6. Инновационную систему характеризуют следующие основные показатели:

доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;

доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации;

доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках;

С.М. Никитенко
к.э.н., доцент
КемИРГТЭУ
г. Кемерово

О кадровом обеспечении инновационной деятельностью в регионе

Решение проблемы активизации инновационной деятельности во многом зависит от насыщения рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. В настоящее время в России обострились запросы на рынке труда к подготовке специалистов нового поколения, способных ориентироваться и активно действовать в условиях динамично развивающихся на мировом рынке отношений. Такие выводы содержатся, в том числе, в исследовании "Рынок труда и система профессионального образования", которое было проведено Левада-Центром совместно с фондом "Общественное мнение" по заказу Министерства образования и науки РФ.
Коллектив специалистов под руководством автора статьи в 2006 году провел экспертный опрос среди руководителей и главных специалистов предприятий разных отраслей экономики Кузбасса. Опрос проводился в рамках проекта развития национального информационно-аналитического центра (НИАЦ) по мониторингу подготовки кадров для научно-инновационной деятельности и обеспечению их мобильности. Была применена методика, предоставленная факультетом инновационно - технологического бизнеса Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ. Всего в опросе участвовало около 200 предприятий Кузбасса различных форм собственности, разных отраслей промышленности, с численностью от 10 до 14 000 человек. Цель опроса - получение информации о востребованности в трудовых коллективах специалиста по управлению инновационной деятельностью и определение потребности в них на ближайшие годы.
Результаты опроса показали, что потребность в таких специалистах в настоящий момент формируется как крупными, так и малыми предприятиями, работающими в сфере научно-технологического бизнеса. Респонденты высказали пожелание принять к себе на работу от одного до двух специалистов по управлению инновациями. Представители администрации (областной и муниципальных) отметили, что, по их мнению, на малых и средних предприятиях производственной сферы такими знаниями должен обладать как минимум один человек - первый руководитель.
В целом исследование показало, что предприятия региона готовы ежегодно принимать на работу 650 - 670 специалистов по управлению инновационной деятельностью. Предположительно рост данного показателя будет увеличиваться на 7-10% ежегодно.
Результаты опроса показали, что требования реального сектора экономики к специалистам по управлению инновационной деятельностью имеют свою специфику. Анализ и систематизация требований работодателей позволили составить предполагаемый портрет инновационного менеджера:
обязательное высшее образование;
наличие определенного багажа базовых способностей менеджера;
опыт практической деятельности;
готовность работать в стрессовой ситуации;
преданность корпоративной культуре;
высокая мотивация к достижению цели;
инициативность и творчество;
постоянная жажда нового;
способность генерировать идеи.
Проведенное в регионе исследование позволило выявить целый ряд вопросов, решение которых имеет определяющее значение: наличие дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе; отставание предложений образовательных услуг от потребности рынка труда; плохое сопряжение сферы труда и сферы образования в области взаимодействия классификации профессий и специальностей.
Некоторые предприятия осуществляют весь инновационный цикл, и управление инновационными проектами проводится через определенные функции персонала. Квалификационный справочник (с поправками 2005г.) возлагает ответственность за осуществление инновационной деятельности на руководителей структурных подразделении: начальника научно-исследовательской лаборатории, главного инженера, патентоведа, менеджера по управлению персоналом и т.д. На практике, как показал опрос, управлением инновационной деятельностью занимается, в основном, «директорат» предприятия и специальные подразделения, которые занимаются инновационной деятельностью частично в рамках основных задач. На большинстве предприятий, из числа охваченных обследованием, нет пока специальных подразделений или отдельных специалистов, выполняющих функции инновационного менеджера. Можно заметить, что «выпадают» как раз те функции, которые обеспечивают динамику инновационной деятельности: производственное проектирование выпуска новой продукции; оценка и экспертиза коммерческой перспективности новшеств; бизнес-планирование процесса создания и продвижения нового продукта; приобретение патентов и лицензий; сертификация, аттестация и стандартизация новшеств, управление интеллектуальной собственностью. Можно также сделать вполне логичный вывод о необходимости корректировки образовательных программ с целью обеспечения необходимыми знаниями обучающихся в настоящее время студентов вузов.
Однако, в ходе реализации учебных программ возникают трудности связанные с отсутствием в вузах комплексного подхода к обучению будущих менеджеров для инновационной сферы. С точки зрения конечного результата процесс обучения должен быть ориентирован на подготовку специалистов не только обладающих определенным объемом теоретических знаний, но и говорящих на одном языке с инновационным предпринимателем.
В наибольшей степени решению этой задачи соответствуют коучинг - технологии. В понятие «коучинг» вкладывается в данном случае технология интеграции действующих специалистов-практиков в процесс подготовки инновационных менеджеров, превращение того, что умеют делать опытные в инновационной сфере специалисты - в учебные ситуации. Помогать другим учиться - это не то же самое, что обучать других. Помочь обучающемуся научиться практически извлекать урок из происходящих или произошедших на регионально-международном уровне событий, удачных или не удачных - это и есть ключевой механизм, позволяющий обрести управленческие навыки как отдельному человеку, так и целой команде.

Понятно, что желающих заниматься воспитанием менеджера «под себя», сегодня, мягко говоря, мало. Для решения этой задачи на базе межвузовского инновационного научно-производственного центра «ИННОТЕХ» был организован экспериментальный бизнес-адаптер молодых специалистов. Главная цель, которую преследовали создатели новой обучающей структуры, заключалась в том, чтобы профессионально и психологически адаптировать вчерашних выпускников к их будущей деятельности. Для работы в адаптере были отобраны первые 12 дипломированных специалистов, которые встали на учет в Кемеровский городской Центр занятости населения сразу же после окончания вуза. Разрабатывая критерии отбора людей, с которыми предстояло работать, организаторы исходили, прежде всего, из такого понятия, как инновационный цикл. Известно, что идея от момента появления до момента внедрения должна пройти несколько стадий развития. Причем на каждом этапе требуется участие совершенно разных специалистов. Финансисты, экономисты, технологи, эксперты, менеджеры по презентациям, переводчики, журналисты - усилиями всех этих специалистов идея и превращается в конкурентоспособный товар. Выпускники, которым в результате защиты дипломов были присвоены подобные квалификационные категории и были приглашены для работы в адаптере. В течение полугода вчерашние студенты тренировались под контролем наставников, руководителей, работая над реальными проектами, представляющими собой заказы действующих предприятий региона. В результате молодые специалисты получили первый производственный опыт, который помог им уже после выпуска из стен адаптера успешно пройти конкурсные отборы работодателей. Сегодня все те, кто прошел через адаптер, успешно работают в организациях и на предприятиях области. Столь позитивные результаты говорят сами за себя. Бизнес-адаптер молодых специалистов имеет полное право на существование. Однако для организации подобной структуры требуются определенные средства. Вопрос в том, кто их предоставит. Многие местные предприятия могут инвестировать средства в развитие бизнес-адаптера, но только при одном условии: готовить специалистов для работы в условиях данного производства. Однако, в этом случае структура автоматически становится в зависимость от состояния и политики конкретного предприятия. Видится целесообразным, что проблему финансирования такой структуры, как бизнес-адаптер, должна решить местная власть. И чем скорее она это сделает, тем быстрее можно будет удовлетворить все возрастающую потребность региональных предприятий в квалифицированных и опытных менеджерах-новаторах.
Опыт практической подготовки кадров показал, что обучение азам инновационного менеджмента необходимо начинать еще до того, как дипломированный специалист покинет стены родного вуза. Это позволит существенно снизить социально-психологическую напряженность выпускников, связанную с проблемой будущего трудоустройства, а также полностью сохранить образовательный, научный и профессиональный потенциал молодых специалистов.
С целью создания условий для улучшения качества образования и практической деятельности менеджеров в области инженерного дела, научно-технической и промышленных сферах с учетом гендерных особенностей группа ученых и специалистов разрабатывают модель многоступенчатой подготовки специалистов на основе категориально-диалектической методологии с использованием новых информационных технологий.
Какие конечные результаты предполагается в итоге получить?
ь Модель профессиональной подготовки менеджеров, ориентированную на развитие личностной и профессиональной компетентности на основе развития высших мыслительных форм.
ь Программу многоступенчатой подготовки инженеров и менеджеров для инновационной сферы.
ь Специалистов, которые способны продуктивно включиться в профессиональную деятельность на предприятиях региона, минуя период адаптации.
Программа подготовки инновационных менеджеров должна начинаться с довузовской подготовки старшеклассников и планомерно реализовываться не только при помощи вузов, но и при активной поддержке органов власти на местном уровне. Только при этом условии может быть запущен механизм качественной подготовки специалистов, которые, в свою очередь, смогут квалифицированно работать с инновационным проектом на всех этапах его «жизненного цикла», способствуя, тем самым, изживанию энергосырьевой направленности российской экономики и ее интеграции в мировой рынок.

Выводы
С целью активизации процесса подготовки кадров для инновационной сферы в регионе необходимо:
1. Сделать вузы региона опорными центрами формирующейся многоуровневой системы непрерывного образования в инновационной сфере, на базе которых должна быть организована система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, осуществляющих или планирующих осуществление подготовки кадров.
2. Создать в регионе филиал Национального информационно-аналитического центра как региональный образовательный координационный центр, который должен работать через сеть учебно-консультационных центров муниципального уровня.
3. Создать Ассоциацию содействия инновационно-технологическому бизнесу, на основе которой создать механизм общественно-государственной аттестации образовательных программ дополнительного образования.
4. Внедрить функциональную модель управления подготовкой инновационных менеджеров в регионе, в которой понятие «система подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью» рассматривается как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом факторов, определяющих подготовку профессионалов.


Инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.

Инфраструктура подразделяется на следующие функциональные сферы:

    транспорт и связь;

    информация и телекоммуникация;

    кредитно – финансовая сфера;

    фондовый рынок;

    институт посредников;

    компании и фирмы, оказывающие услуги специального и консалтингового характера.

Важнейшим направлением создания инновационной инфраструктуры является формирование инновационных центров, научных и технологических парков и инкубаторов, благодаря которым осуществляется стратегия стимулирования роста, сводящая воедино элементы промышленной, региональной и инновационной политики

2. Основные компоненты инновационной инфраструктуры

Технологическая инфраструктура

Технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки и инновационно-технологические центры которые в основном обеспечивают доступ к производственным площадям.

Консалтинговая инфраструктура

Важность этих структур заключается в том, что инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретаются только с практическим опытом. Задача КИ - обеспечение доступа к профессиональным консультациям представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие.

Инфраструктура подготовки кадров

Информационная инфраструктура

В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая

Сбытовая инфраструктура

Финансовая инфраструктура

Это структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам.

    Диффузия инноваций.

Диффузия инноваций– это процесс распространения новшеств в обществе, закономерности распространения новых продуктов, технологий, идей среди потенциальных потребителей (пользователей) с момента их появления.

Если в былые времена процесс распространения какого-либо нововведения занимал несколько столетий, то в конце XX века развитие средств коммуникаций, снятие информационных барьеров способствовали резкому ускорению процессов диффузии.

Процессы диффузии разнообразны. Д.Шон предложил классифицировать их следующим образом:

    Модель "центр - периферия". Распространение нововведения осуществляется и контролируется из одного центра. В этом случае эффективность процесса зависит от энергии и ресурсов центра, от его умения создавать и контролировать обратные связи. Данная модель имеет два варианта:

    модель магнита (например, в передовые страны Запада приезжают представители развивающихся стран, осваивают там какие-либо нововведения и, возвращаясь на родину, внедряют их);

    модель "средневекового барда", который путешествуя демонстрирует и внедряет нововведения.

    Модель размножения центров. В этой модели по-прежнему главную роль играет центр, но процесс управления децентрализуется. На местах создаются локальные центры, которые самостоятельно распространяют нововведения, учитывая местную специфику.

Сегментация по Э.Роджерсу:

Новаторы

Принимают товар первыми. Склонны к риску, часто "эксперты", высшее образование

Первые пользователи

Раннее большинство

Всесторонне обдумывают решение, но принимают новинку раньше, чем основная часть целевого рынка

Позднее большинство

Осторожны в оценках, принимают новинку позднее среднего срока, часто под давление равных по статусу

Отстающие

Принимают товар последними. Подозрительны к новому, трудно расстаются с прошлым

Процесс вовлечения отдельного потребителя в принятие (использование) инновации (нового продукта) состоит из следующих этапов.

1. Узнавание

2. Интерес

5. Признание

Объектами диффузии инноваций являются:

    новый или усовершенствованный продукт;

    новый или усовершенствованный технологический процесс.

Литвинов Александр Сергеевич , аспирант экономического факультета Воронежской государственной технологической академии, Россия

| Скачать PDF | Загрузок: 69

Аннотация:

Развал системы подготовки профессионально-технических кадров, существовавшей в советский период, старение персонала и отсутствие притока молодежи на производство негативно влияют на реализацию инновационных проектов. В результате запуск производства новой продукции сопровождается необходимостью привлечения персонала. Необходима модернизация системы образования, направленная на формирование устойчивых связей между учебными заведениями и предприятиями.

JEL-классификация:

Развал системы подготовки профессионально-технических кадров, существовавшей в советский период, старение персонала и отсутствие притока молодежи на производство негативно влияют на реализацию инновационных проектов. В результате даже при наличии финансовых ресурсов запуск производства новой продукции сопровождается необходимостью привлечения персонала. Однако если в случае «продуктовой» инновации эта проблема носит локальный характер, то технологическое обновление производства предъявляет к качеству кадров более серьезные запросы.

Средний возраст сотрудников российских научных организаций – 47,4 года, исследователей до 30 лет в России всего 17 %. Ученых самого активного «научного» возраста – от 30 до 40 лет – еще меньше, 13 %. Средний возраст исследователей с кандидатской степенью – 52 года, а с докторской – 60 лет. При этом в нашей стране довольно много людей получают степень кандидата наук – почти четверть всей молодежи с высшим образованием. А вот заявки на государственные научные гранты подают всего 3 % молодых ученых, в то время как в США – эта цифра составляет 84 %.

Ключевыми проблемами молодежного инновационного сектора являются:

Отсутствие новых подходов и методов подготовки кадров и их вовлечения в инновационную деятельность;

Утрата преемственности в науке;

Серьезный разрыв между образовательной и научной школами;

Отсутствие единой централизованной информационной системы, предназначенной для получения информации и обмена опытом в сфере инновационного предпринимательства.

Присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции весьма незначительно: ее доля составляет, по разным оценкам, от 0,35 до 1 %. Это ниже показателей не только развитых стран мира, но и развивающихся стран Азии. В структуре товарооборота на долю соглашений, предметами которых являлись патенты, патентные лицензии и товарные знаки, приходится не более 1 % экспорта и 10 % импорта технологий.

Кризис научно-технической сферы России связан с кардинальными изменениями институциональных условий: сокращением бюджетного финансирования, неспособностью предпринимательского сектора приступить к серьезным инновационным проектам, инерционностью организационной структуры.

Уровни, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям России, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики.

Что касается обеспечения кадровыми ресурсами, то, по данным органов государственной статистики, потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест на 31 октября 2008 г. составляла 899 тыс. или 2,8 % от общего числа рабочих мест. Наибольшее количество вакантных рабочих мест сложилось в здравоохранении и социальном обеспечении (19,4 % от общей потребности), обрабатывающих производствах (16,2 %), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (15,6 %), на транспорте и в связи (12,3 %), образовании (9,2 %). Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности более наглядно изображена на рис. 1 .

Рис. 1. Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности на 31 октября 2008г., тыс. человек

Анализ потребности организаций в работниках по профессиональным группам показал, что наибольшее количество вакантных рабочих мест отмечается по профессиям квалифицированных рабочих промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (21,3 % от общей потребности в работниках), специалистов высшего уровня квалификации (19 %), неквалифицированных рабочих (16,2 %), специалистах среднего уровня квалификации (13,9 %). Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам представлена в таблице 1 .

Таблица 1

Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам

Профессиональная группа

Списочная численность работников – всего,

тыс. человек

Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест,

тыс. человек

Процентное соотношение потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по соответствующей профессиональной группе, %

Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб)

Специалисты высшего уровня квалификации

Специалисты среднего уровня квалификации

Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства

Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин

Неквалифицированные рабочие

Таким образом, модернизация системы образования должна быть подчинена формированию нового качества всей системы российского образования и обеспечению его адекватности актуальным и перспективным потребностям и запросам общества. Ориентация системы образования на удовлетворение реальных потребностей конкретных потребителей должна стать основой для привлечения дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов.

Одним из важных свидетельств позитивного влияния изменений в производстве на занятость служит увеличение масштабов переподготовки работников. В советский период значительная часть предприятий содержала свою систему подготовки кадров, начиная от первичного обучения на рабочем месте вновь принятых работников и заканчивая финансированием обучения работников в учебных заведениях. С началом рыночных преобразований средства, направляемые на обучение и переподготовку работников, были сокращены в некоторых случаях почти до нуля. По мере осуществления технологических нововведений и нахождения своей рыночной ниши предприятия столкнулись с необходимостью повышения или изменения квалификации работников, поиска специалистов на стороне, обучения новых кадров. В результате доля средств, направляемых на эти цели, стала увеличиваться.

Только на недавней конференции «Взаимодействие работодателей и отраслевых университетов в сфере АПК по реализации региональных антикризисных программ», состоявшейся в Москве, было подписано сразу несколько соглашений о сотрудничестве между Российским аграрным движением и Московским государственным университетом технологий и управления. Документы предусматривают повышение качества обучения и переподготовки студентов и работников АПК, пищевой промышленности, общественного питания, а также предоставление им гарантированной работы.

Подводя итоги сказанному, можно выделить следующие действия, способствующие развитию инновационной деятельности в России. По нашему мнению, необходимо:

Дать возможность вузам создавать малые инновационные предприятия – в противном случае эффективность вузовских инноваций по-прежнему будет достаточно низкой;

Ликвидировать недостаток квалифицированных кадров, которые могли бы сопровождать сложные инновационные проекты;

Создать образовательную базу, соответствующую уровню развития техники;

Организовать центры коллективного пользования, оснащенные современным оборудованием, куда могли бы иметь доступ несколько организаций.

Инновации должны внедряться самими предприятиями. Эта цель осуществима при модернизации оборудования с одновременной реструктуризацией управленческой структуры, повышением качества продукции и учетом требований конечных потребителей. Задача макроэкономического регулирования заключается в определении приоритетов для развития всей экономики, поддержке инноваций, имеющих межотраслевой характер и способствующих развитию производственного потенциала страны.

3. Назревшие проблемы модернизации системы общего образования / Катанова Е. // Экономист. – 2008. – № 12. – С. 84-88.
4. Российская Бизнес-газета. – 2009. – 24 марта.

КОНЦЕПЦИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОДСИСТЕМЫИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Концепции рассматриваются вопросы создания и развития системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемыинновационной системы Московской области в свете задач, определенных Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации Президента РФ В.В.Путина, поручением ПрезидентаРоссийской Федерации по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления; Постановлением Правительства Московской области«Об утверждении первоочередных мероприятий по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системыи механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления», решениями Межведомственной комиссии по обеспечению реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системыи механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления и законом Московской области «О научно, научно-технической иинновационной деятельности на территории Московской области».

Данная Концепция разработана во взаимодействии с Министерством промышленности и науки Московской области, Министерством образования Московской области, Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области и Комитетом по предпринимательству Московской области с органами муниципального управления городов Троицк, Фрязино, Черноголовка, а также с ведущими образовательными учреждениями, реализующими программы подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельностис учетом перспектив развития инновационной инфраструктуры, планов научно-технического и инновационногоразвития Московской области.

Предметом Концепции является определение основных принципов и форм взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления Московской области, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, промышленных предприятий, научных и научно-производственных организаций и профессиональных объединений работодателей в реализации задачи формирования системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области.

Объектом Концепции являются отношения, возникающие при решении задачи подготовки кадров по организации иуправлениюдля сферы инновационной деятельности между органами государственной власти и местного самоуправления Московской области, субъектами образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственными предприятиями, научными и научно-техническими организациями Московской области, профессиональными объединениями работодателей.

Концепция содержит следующие разделы:

Раздел 1. Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Раздел 2. Цель и задачи системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Раздел 3. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления московской области, субъектов образовательной деятельности и инновационной инфраструктуры, производственных и научно-технических организаций, профессиональных объединений работодателей при формировании и развитии системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Раздел 4. Основные направления, этапы и меры по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемыинновационной системы Московской области.

Раздел 6. Финансирование системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области.

1 СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. особо подчеркнута важность взаимосвязи государственной политики в этой области с устойчивым функционированием системы непрерывной подготовки кадров по управлению в сфере инновационной деятельности.

«Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» рассматривают«развитие системы непрерывной подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности» в качестве одной из основных мер «реализации государственной политики в области развития инновационной системы», «которая призвана стать одним из инструментов динамичного развития национальной экономики … за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий…..»

В послании Федеральному Собранию Российской ФедерацииПрезидент РФ В.В. Путин 10 мая 2006 года заявил: «Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний «на поток»…. Правительство должно навести порядок и с содержанием программ в профобразовании. Причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты. Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний».

В соответствии с поручением В.В. Путина от 16 апреля 2003 года № ПР-645 на территории Московской области реализуется пилотный проект по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в инновационном процессе.

Губернатор Московской области Б.В. Громов при подведении итогов работы Правительства за 2005 год и задачах на 2006 год жестко потребовал «приступить к конкретной работе и оценивать конкретные результаты» по реализации на территории Московской области пилотного проектапо практической отработке элементов национальной инновационной системыи механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, отталкиваясь от вышеупомянутых документов, разработка концепции осуществлялась, исходя из следующих основных принципов:

развитие системы непрерывной подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности - одна из важнейших мер государственной политики в области формирования национальной инновационной системы;

создание центров подготовки кадров для инновационной деятельности является обязательным условием формирования и развития системы непрерывной подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности

создание системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством подготовки кадров
является необходимым элементов создания системы кадрового обеспечения инновационной деятельности.

Как показывает мировой опыт, для кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в каждой отрасли экономики требуются руководители и специалисты, обладающие особой подготовкой и владеющие специфическими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективность инновационного процесса в соответствующей предметной области.

В настоящее время подготовку кадров в Московской области ведет более 183 субъектов образовательной деятельности.

Однако проблема подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности, с точки зрения участников инновационных процессов, остается нерешенной, как в количественном, так и в качественном отношении.

По предварительным оценкам, основанным на данных пилотного маркетингового исследования, для Московской области необходимо готовить ежегодно около 3,5 тыс. специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Однако количество подготовленных специалистов и уровень их подготовки не в полной мере соответствует требованиям Губернатора и Правительства Московской области по обеспечению формирования инновационной системы Московской области.

В Московской области отсутствует единый центр (орган), разрабатывающий стратегию и координирующий подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

На муниципальном уровне не сформированыцентры подготовки кадров для инновационной деятельности, которые должны вести обучение по программам повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов инфраструктуры инновационной деятельности, промышленных предприятий, научных и научно-технических организаций и оказывать консультационные услуги в сфере инновационной деятельности с привлечением лучших специалистов Московской области.

В связи с невысоким развитиеминновационной культуры в обществе, а также недостаточной пропагандой успехов и опыта работы в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации у части прошедших переподготовку и повышение квалификации специалистов возникают проблемы востребованности на территории Московской области.

Вопросы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности решаются различными органами государственной власти и местного самоуправления с недостаточной координацией действийи с недостаточной опорой на изучение реальных потребностей в кадрах для программ инновационного развития области. Такая деятельность не носит системный характер.

В образовательных учреждениях инновационной инфраструктуры, органах государственной власти и местного самоуправления нет единого понимания содержания программ подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности. Потребности работодателей и инновационной инфраструктуры в кадрах изучены недостаточно.

Разработанный на основе изучения мнения руководителей инновационных организаций и утвержденный Минтруда России в 2004 г. Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах» для формирования содержания образовательных программ используется не в полном объеме. Квалификационный уровень работников предприятий и организацийв области управленияинновациями существенно уступает требованиям, предъявляемым на рынке труда.

Не ведется обучение команд специалистов, способных реализовать инвестиционные проекты и программыинновационного развития территорий, отраслей и организаций с учетом отраслевой (предметной) специфики.

Дляподготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности не хватает квалифицированных преподавательских кадров, значителен разброс в уровне их квалификации, недостаточна учебно-методическая и материально-техническая база, не сформировано общественное мнение о необходимости такой подготовки.

В настоящее время наиболее остро ощущается потребность в обучении следующих категорий руководителей и специалистов:

1) органов государственной власти Московской области, отвечающих за формирование и управление инновационной системой Московской области;

2) органов местного самоуправления муниципальных образований с высокой концентрацией инновационного потенциала, заинтересованных в инновационном развитии своих территорий;

3) инновационной инфраструктуры (технопарков, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, венчурных фондов и др.);

4) промышленных предприятий, научных и научно-производственных организаций,

5) малых инновационно-технологических фирм.

В связи с тем, что одномоментно нарастить количество кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности до требуемого уровня невозможно, особое внимание должно быть уделено подготовке преподавателей и консультантов, которые, сосредоточившись на первых порах в учебно-консультационных центрах муниципального уровня, смогут посредством программ повышения квалификации и консультационной деятельностиобеспечить потребности организаций, находящихся в муниципальных образованиях.

2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью формирования системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности Московской области является придание нового качества инновационной деятельности и увеличение на этой основе доли конкурентоспособной инновационной продукции в структурепроизводства Московской области.

Для достижения указанной цели следует решить в первоочередном порядке следующие взаимосвязанные задачи:

Организация взаимодействияорганов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской областив интересахкадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

Разработка и последующее утверждение комплекта документов законодательного, правового и нормативно-методического обеспечения системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

Модернизация содержания и структуры профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в соответствии с потребностями инновационно ориентированных конкурентоспособных отраслей экономики Московской области;

Формирование системы мониторинга и прогнозирования потребностей в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров по организации иуправлениюв сфереинновационной деятельности Московской области;

Создание сети муниципальных учебно-консультационных центров,реализующих планы переподготовки и повышения квалификации кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на территориях муниципальных образований Московской области с высокой концентрацией инновационного потенциала, включая наукограды, Академгородки, особые экономические зоны, закрытее административно-территориальные образования и иные виды технополисов;

Формирование условий для непрерывного профессионального роста профессорско-преподавательского состава, ведущегоподготовку кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности Московской области;

Создание системы мониторинга качества подготовки кадров для организации и управления в сфере инновационной деятельности;

Формирование системы независимого внешнего контроля качества подготовки кадров для организации и управления в сфере инновационной деятельности совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей;

Разработкаи организация выполненияГубернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года;

Разработкаи организация выполнениякомплексного плана основных мероприятий по созданию и развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года;

Формирование инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганда успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации.

В рамкахсистемы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области необходимо добиться расширениямасштабов и достижения нового качества подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями областного и муниципальных рынков труда в интересах ускорения социально-экономического развития Московской области.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Координация деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления субъектов образовательной деятельности и инновационной инфраструктуры, производственных и научно-технических организаций, профессиональных объединений работодателей Московской области по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности

Координация кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Московской области в сфере промышленной политики и инновационной деятельности - Министерство промышленности и науки Московской области.

С целью координации Правительством Московской области создается Постоянно действующаяМежведомственнаярабочая группа кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Председатель постоянно действующейМежведомственнойрабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности утверждается Постановлением Правительства Московской области.

Председатель комиссии одновременно является членом Межведомственной комиссии по обеспечению реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системыи механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления.

В состав рабочей группы входят руководители и специалисты:

Министерства промышленности и науки Московской области,

Министерства образования Московской области,

Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области,

Комитета по предпринимательству Московской области,

органов местного самоуправления с высоким инновационным потенциалом, реализующих Программы инновационного развития муниципальных образований,

субъектов образовательной инфраструктуры, участвующей в подготовке кадров по организации иуправлениюв сфере инновационнойдеятельности,

субъектов инфраструктуры инновационной системыМосковской области,

производственных предприятий, научных и научно-технических организаций, осуществляющих программы инновационного развития;

профессиональных объединений работодателей.

Для выполнения решений Межведомственнойрабочей группы, координации действий при построении системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности и создании системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством подготовки специалистов создается Московский областной координационный центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Московский областной координационный центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности создается в организационно-правовой форменекоммерческого партнерства субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры и объединений работодателей Московской области.

В целях организациивзаимодействия всех заинтересованных сторон и государственного регулирования процессов создания системы кадрового обеспечения Московской области создается Наблюдательный совет НП «Московский областной координационный центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности», в состав которого входят также представители органов государственной власти и местного самоуправления.

На муниципальном уровне повышение квалификации кадров и консультационную деятельность осуществляют муниципальные учебно-консультационного центры сферы инновационной деятельности, которые во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями инновационной инфраструктуры муниципального уровня, субъектами образовательной инфраструктуры муниципального уровня, предприятиями и профессиональными объединениями работодателей:

организуют переподготовку и повышение квалификации кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности (прежде всего государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов инновационной инфраструктуры, промышленных предприятий, научных и научно-технических организаций);

осуществляют консультационную деятельность в интересах инновационной инфраструктуры, предприятий и организаций, особенно малых инновационно-внедренческих фирм;

участвуют в разработке и реализации инновационных проектов предприятий и программ инновационного развития муниципального образования.

Статус Муниципального учебно-консультационного центра сферы инновационной деятельности (Центра подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности)могут иметь:

образовательные учреждения высшего профессионального образования или их структурные подразделения;

учреждения дополнительного образования или их структурные подразделения;

любые организации, независимо от их основного вида деятельности, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности.

3.2 Деятельность органов государственной власти Московской области по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности

3.2.1 Правительство Московской области:

а) утверждаеткомплексный план мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года;

б) утверждаетГубернаторскую программу подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года, готовит предложения о финансировании Губернаторской программы с привлечением бюджетных и внебюджетных средств;

в) создает условия дляформирования инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности.

3.2.2 Московская областная Дума:

а) утверждает расходы бюджета Московской области навыполнение:

комплексного плана мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области;

Губернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности;

б) в установленном порядке рассматривает предложения субъектов законодательной инициативы о совершенствовании законодательства в области государственной поддержки кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области.

3.3 Деятельность органов местного самоуправления Московской области по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности

Органы местного самоуправления муниципальных образований с высоким инновационным потенциалом:

а) в рамках программы инновационного развития муниципального образования утверждают программу подготовки руководителей и специалистов по организации и управлениюв сфере инновационной деятельности;

б) организуют взаимодействие с муниципальным учебно-консультационным центром сферы инновационной деятельности;

в) организуют прогнозирование потребностей в кадрах для сферы инновационной деятельности в муниципальных образованиях;

г) организуют обучение руководителей и специалистов органов местного самоуправления по программам переподготовки и повышения кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

д) способствуют формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации на территории муниципального образования.

3.4 Деятельность постоянно действующейМежведомственнойрабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности

Главной целью создания и функционирования постоянно действующейМежведомственнойрабочей группы является разработка стратегии формирования системы непрерывного образования в инновационной сфере Московской области и организация взаимодействияорганов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской областив интересахкадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Постоянно действующаяМежведомственнаярабочая группа кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности:

а) разрабатывает стратегию формирования и развития системы непрерывного образования в инновационной сфере Московской области;

б) координирует деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности как подсистемы инновационной системы Московской области;

в) анализирует состояние и качество подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в Московской области;

г) организует выполнениеГубернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года;

д) организует выполнениекомплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года;

е) формирует предложения по внесению изменений в законодательные акты Московской области в сфере кадрового обеспечения инновационной деятельности;

ж) анализирует обеспеченность производственных предприятий,научных и научно-технических организаций, претендующих на поддержку Правительства Московской области, квалифицированными кадрами в сфере инновационной деятельности, принимает меры к удовлетворению потребностей;

з) обеспечивает реализациюкомплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

3.5 Цели и основные функции Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности

Главными целями Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности является организаторская работа по выполнению решений Межведомственной рабочей группы по координации действий субъектов образовательной и инновационной инфраструктур Московской области в целях формирования и развития системы кадрового обеспечения инновационной деятельности.

Основные функции Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности:

а) координация деятельности субъектов образовательной и инновационной инфраструктуры Московской области по подготовке кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности в порядке, установленном нормативными актами органов государственной власти Московской области;

б) содействие созданию системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей;

в) организационное и методическое обеспечение взаимодействияорганов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской областив интересахкадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

г) содействие становлению на территории Московской области системы общественно-профессиональнойаттестации специализированных образовательных программ по подготовке кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

д) мониторинг образовательной деятельности по подготовке кадров для сферы инновационной деятельности на территории Московской области;

е) содействие формированию на основе предложений органов исполнительной власти Московской области и местного самоуправления сети муниципальных учебно-консультационных центров сферы инновационной деятельности и оказание им научно-методической и консультационной поддержки;

ж) организациямониторинга потребностей в кадрах для организации и управления в сфере инновационной деятельности по заказам органов государственной власти, местного самоуправления и иных заинтересованных организаций;

з) участие в разработке и выполнении Губернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года;

и) участие в разработке и выполнении комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года;

к) подготовка аналитических материалов о состоянииподготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по организации иуправлению в сфере инновационной деятельности по запросам органов государственной власти и управления, иных заинтересованных организаций;

л) изучение, обобщение и распространение передового опыта в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на основе анализа существующей практики;

м) подготовка предложений в законодательные и нормативные акты Московской области, регулирующие кадровое обеспечение сферы инновационной деятельности;

о) обеспечение научно-организационного и научно-методического сопровождения подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей, руководителей и специалистов сферы инновационной деятельности Московской области;

п) организация переподготовки и повышения квалификации государственных имуниципальных служащих, а также преподавателей-консультантов субъектов образовательной деятельности инновационной инфраструктуры Московской области;

р) проведение научно-методических семинаров и конференций по вопросам кадрового обеспечения сферыинновационной деятельности, подготовка к изданию учебно-методических материалов для кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

с) разработка, созданиеи поддержание информационно-аналитической системы, обеспечивающей справочной и аналитической информацией органы государственной власти Московской области, местного самоуправления и участников инновационного процесса по их запросам;

т) создание и поддержание Интернет-сайта центра;

у) реализация комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

3.6 Функции муниципального учебно-консультационного центра сферы инновационной деятельности

Функции муниципального учебно-консультационного центра сферы инновационной деятельности:

а) обучение по программам повышения квалификации кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

б) формированиекоманд консультантов под реализацию конкретных инновационныхпроектов по заказам заинтересованных организаций;

в) содействие в разработке программ инновационного развития муниципального образования по заказам заинтересованных организаций;

г) изучение потребностей в кадрах для инновационной деятельности в муниципальном образовании по заказам органов самоуправления и заинтересованных организаций;

д) подготовка материалов для информационно-аналитической системы Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

е) реализация комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации муниципального образования.

4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЭТАПЫ И МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОДСИСТЕМЫИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности должно привести к достижению нового качества подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности и увеличению их количества, что позволит достичь нового качества инновационной деятельности и увеличения на этой основе доли конкурентоспособной инновационной продукции в структурепроизводства Московской области.

Развитие системы должно осуществляться поэтапно, с учетом реализации Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, Поручения ПрезидентаРоссийской Федерации от 16.04.2003 г. № ПР-645 по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления, Федеральной целевой программы развитияобразования на 2006 - 2010 г.г., Закона Московской области «О научно, научно-технической иинновационной деятельности на территории Московской области», Постановления Правительства Московской области от 05.04.2004 №183/13 «Об утверждении первоочередных мероприятий по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления», других законов и нормативно-правовых актов Московской области.

На первом этапе - 2006 г. осуществляется разработка и утверждение концепции кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности и создание на ее основе системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемы инновационной системы Московской области, обеспечивается системная работа по подготовке кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на территории Московской области, отрабатываются механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также профильных организаций.

С этой целью решаются следующие задачи.

Разработка концепции кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемы инновационной системы Московской области. Разработка должна проводиться во взаимодействии с Министерством промышленности и науки Московской области, Министерством образования Московской области, Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области и Комитетом по предпринимательству Московской области, а также с органами муниципального управления с учетом перспектив развития инновационной инфраструктуры, планов научно-технического и инновационногоразвития Московской области.

Исследование состояния подготовки по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в Московской области с целью выработки рекомендаций по формированию сети муниципальных учебно-консультационных центров иповышению качества подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности. Проведение мониторинга действующей системы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности должно быть выполнено с учетом методики аналогичного мониторинга деятельности образовательных учреждений инновационной инфраструктуры России, разработанной по заказу Федерального агентства по науке и инновациям. По результатам мониторинга должен быть составлен реестр и создана база данных субъектов образовательной деятельности, осуществляющих подготовку (переподготовку, повышение квалификации) кадров по организации и управлениюв сфере инновационной деятельности Московской области.

Выработка предложений по организации взаимодействияорганов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской областив интересахкадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Создание постоянно действующейМежведомственнойрабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности.

Создание Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в г. Красногорске Московской области.

Научно-методическое и организационное обеспечение создания и функционирования Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности должно содержать описание основных направлений деятельности, принципов функционирования, структуры и штатного расписания, оценку годового бюджета. На первом этапе Московский областной координационный центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности создается как подразделение Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, которое проводит работу по разработке научно-методического и организационного обеспечения создания и функционирования центра как некоммерческого партнерства субъектов образовательной и инновационной инфраструктур и объединений работодателей Московской области с участием в Наблюдательном совете некоммерческого партнерства заинтересованных представителей органов государственной власти и местного самоуправления. На этом этапе центр инициирует становление системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей.

1. Создание пилотных муниципальных учебно-консультационных центров сферы инновационной деятельности в городах Черноголовке и Фрязино Московской области, презентация центров региональной системы кадровой поддержки инновационной деятельности. Научно-методическое и организационное обеспечение создания и функционирования пилотных муниципальных учебно-консультационных центров должно содержать описание основных направлений деятельности, принципов функционирования, структуры и штатного расписания, оценку годового бюджета.

2. Разработка комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года, оценка источников финансированияреализации плана с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.

3. Разработка Губернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года и подготовка предложений о финансировании Губернаторской программы с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.

4. Разработка научно-методического обеспечения создания системы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности и его апробация в ходе научно-практической конференции «Кадровое обеспечение инновационной деятельности организаций Московской области».

5. Разработка механизма взаимодействия Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности с муниципальными учебно-консультационными центрами. Механизмы должны быть апробированы на примере взаимодействия Московского областного координационного центра в г. Красногорске с пилотными муниципальными учебными центрами в городах Черноголовке и Фрязино Московской области. В ходе апробации должна быть проведена программа повышения квалификации для специалистов по управлению инновациями Научного центра РАН в г. Черноголовка.

6. Формирование предложений по внесению изменений в законодательные и нормативно-правовые акты Московской области. Должны быть приняты акты, обеспечивающих выполнение Губернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года и комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года.

7. Разработка комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

На втором этапе 2007-2008г.г. формируются механизмы эффективного управления системой кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности, разрабатывается необходимое правовое и нормативно- методическое обеспечение ее деятельности.

Основные направления и первоочередные меры этого этапа составляют:

Практическая отработка механизмов эффективного управления системой кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области.

Совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской областив интересахкадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Совершенствование принципов функционирования и структуры Межведомственной рабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности, Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностис целью решения задачи эффективной координации действий субъектов системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности. Создание Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как некоммерческого партнерства субъектов образовательной и инновационной инфраструктур и объединений работодателей Московской области с участием в Наблюдательном совете некоммерческого партнерства заинтересованных представителей органов государственной власти и местного самоуправления.

Создание профессиональных объединений работодателей Московской области как полноправных субъектов развития системы кадрового обеспечения инновационной деятельности с цельюпридания практической направленности программам подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности, учета требований рынка труда, привлечения дополнительных интеллектуальных и материальных ресурсов к развитию инновационной системы.

Развитие системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, становление на территории Московской области системы общественно-профессиональной аттестации специализированных образовательных программ по подготовке кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

На третьем этапе - 2009-2010 гг. предстоит в полной мере реализовать изложенные выше меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку, развернуть новые модели содержания подготовки кадров по организации и управлениюв сфере инновационной деятельности на основе анализа опыта и специфики условий Московской области.

2. Развертывание сети муниципальных учебно-консультационных центров сферы инновационной деятельности, совершенствование принципов их функционированияи структуры.

3. Разработка и принятие законодательного, правового, нормативного и методического обеспечениясистемы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

4. Реализация механизмов формирование единого информационного и методического пространства системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности, котороевключают в себя:

4.1 создание единой информационно-аналитической системы поддержки непрерывной подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности, включающей региональный реестр субъектов образовательной деятельности инновационной инфраструктуры;

4.2 разработку нового поколения учебного и учебно-методического обеспечения подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, отображающих изменение ситуации на инновационном рынке;

4.3 использование в процессе подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности внешних информационных ресурсов и технологий дистанционного обучения;

4.4. обеспечение доступности всех форм обеспечения подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности за счет использования ресурсов сети «Интернет».

5. Реализация комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельностиМосковской области на период до 2010 года.

6. Реализация Губернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года.

7. Реализация комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

На третьем этапе - 2009-2010 гг. предстоит в полной мере реализовать изложенные выше меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку, развернуть новые модели содержания подготовки кадров по организации и управлениюв сфере инновационной деятельности на основе анализа опыта и специфики условий Московской области.

5 ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Финансирование системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в части реализации программ высшего профессионального образования и программ дополнительного профессионального образования проводится в соответствии с действующим законодательством.

Работа постоянно действующейМежведомственнойрабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности, профессиональных объединений работодателей осуществляется на общественных началах.

Московский областной координационной центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности функционирует как юридическое лицо, и финансируется членами некоммерческого партнерства.

Муниципальные учебно-консультационные центры сферы инновационной деятельности действуют на принципах самофинансирования от образовательной и консультационной деятельности.

Реализация учебно-консультационными центрами программ подготовки кадров для инновационной деятельности (Губернаторская программа) финансируется на долевой основе из средств бюджета Московской области, с привлечением не менее 50% внебюджетных средств заинтересованных субъектов инновационной деятельности, имеющих утвержденные программы инновационного развития.

Из бюджета Московской областифинансируется реализация программ обучения руководителей и специалистов органов государственной власти Московской области.

Из бюджетов муниципальных образованийфинансируется реализация программ обучения руководителей и специалистов органов местного самоуправления в интересах инновационногоразвития муниципального образования.

Реализация Губернаторской программы подготовки кадров по организации иуправлениюв сфере инновационной деятельности на период до 2010 года осуществляется на долевой основе, с привлечением не менее 50% внебюджетных средств, с заинтересованными юридическими и физическими лицами (предприятиями, реализующими инновационные проекты, венчурными и другими фондами, муниципальными образованиями, реализующими программы инновационного развития).

Средства на государственную поддержку предприятий и муниципальных образований выделяются только в случае наличия у них Программ инновационного развития, которые должны обязательно предусматривать подпрограмму подготовки кадров, в том числе по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Таким образом, реализуется рыночный принцип подготовки и предпринимаются шаги по формирования и развитию цивилизованного рынка в образовательной деятельности подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

В.Г.Зинов - декан факультета инновационно-технологического бизнеса ГОУ ВПО Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук

И.И.Кузьменкова - Исполнительный директор факультета инновационно-технологического бизнеса ГОУ ВПО Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации

В.Г.Яшин - Директор Национального информационно-аналитического центра по мониторингу подготовки кадров для научно-инновационной деятельности ГОУ ВПО Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, кандидат технических наук