Gpa средний балл рассчитать. Как считать средний балл

Метод вычисления итогового балла по тому или иному предмету зависит от множества факторов, а именно от вклада, вносимого в итоговую оценку результатами курсовых работ, контрольных заданий и вашей активности на лекциях. Для получения необходимой информации загляните в учебный план (если учитель или преподаватель снабдил им вас). Вы запросто подсчитаете итоговую оценку, если будете знать количество заданий, взвешенное значение каждого задания и балл, полученный вами за каждое задание.


Внимание: изложенная в данной статье информация соответствует российской балльно-рейтинговой системе оценивания знаний.

Шаги

Вычисление невзвешенной итоговой оценки вручную

    Запишите ваши баллы. Найдите оценки, полученные вами за выполнение контрольных работ, домашних заданий и тому подобное в течение определенного периода времени (четверти, семестра, года). В некоторых странах такая информация выкладывается в интернете. Запишите ваши оценки в первом столбце.

    • Если при выставлении итоговой оценки учитывается ваша активность на уроках (лекциях), поинтересуйтесь у учителя (преподавателя), какой балл вы получили за это.
  1. Запишите максимально возможный балл за каждое задание. Информацию о максимальных баллах можно узнать из учебного плана (если он у вас есть) или у преподавателя. В разных странах применяют различные системы оценивания знаний, но наиболее распространенными являются цифровая и процентная системы. В любом случае запишите максимальные баллы во втором столбце (рядом со столбцом с полученными вами оценками).

    • Цифровая (балльно-рейтинговая) система подразумевает максимальное количество баллов, которое вы можете получить по тому или иному предмету. За выполнение каждого задания вы получаете определенное количество баллов. Например, если по некоторому предмету вы можете получить 200 баллов и вам нужно выполнить 4 задания, максимальный балл за каждое задание равен 50 (4x50 = 200).
    • В случае процентной системы за тот или иной предмет вы можете получить 100%, а каждое выполненное задание оценивается определенным количеством процентов, которые в сумме дают 100%. Например, если вам нужно выполнить 4 задания, то максимальный балл за каждое задание равен 25% (4x25 = 100).
    • Обратите внимание, что в приведенных примерах задания имеют одинаковое взвешенное значение (то есть задания равнозначны), хотя в реальности это может быть не так.
  2. Сложите числа в каждой колонке. Сделайте это независимо от того, оцениваются ваши знания в цифровой или процентной системе. Сложите все числа из первого столбца и запишите результат под первым столбцом. Затем сложите все числа из второго столбца и запишите результат под вторым столбцом.

    • Например, для успешного освоения некоторого предмета вам нужно выполнить 5 заданий, по двум из которых вы можете получить по 20 баллов, по двум другим – по 10 баллов, а по оставшемуся – 5 баллов.
    • 20+20+10+10+5= 65. Таким образом, суммарное количество возможных (максимальных) баллов составит 65.
    • Теперь сложите полученные вами оценки. Допустим, что за первое задание вы получили 18 баллов (из 20 возможных), за второе задание – 15 баллов (из 20), за третье – 7 баллов (из 10), за четвертое – 9 баллов (из 10), за пятое – 3 балла (из 5).
    • 18+15+7+9+3= 52. Таким образом, суммарное количество заработанных вами баллов составит 18.
  3. Вычислите средний балл. Для этого разделите суммарное количество заработанных вами баллов на суммарное количество возможных баллов. То есть разделите число, записанное вами под первым столбцом, на число, записанное под вторым столбцом.

    Полученный средний балл (он будет выражен десятичной дробью) умножьте на 100. Так вы преобразуете ваш средний бал в проценты. Либо умножьте десятичную дробь на 100, либо просто переместите десятичную запятую на 2 позиции вправо.

    • В нашем примере: 52/65 = 0,8 или 80%
    • Для перемещения десятичной запятой на 2 позиции вправо припишите некоторое количество нулей, например, так: 0,800. Теперь переместите десятичную запятую на 2 позиции: 080,0. Избавьтесь от лишних нулей и получите: 80. То есть за рассматриваемый предмет вы получили 80%.
  4. Определите итоговый балл. Для этого воспользуйтесь оценочной шкалой. Оценочная шкала сопоставляет количество набранных вами баллов (в процентах) с итоговой оценкой (имейте в виду, что в некоторых странах итоговая оценка выражается буквой, например, A, B, B- и так далее).

    Вычисление взвешенной итоговой оценки вручную

    1. Выясните веса (весовые коэффициенты) составляющих итоговой оценки. Помните, что определенные баллы влияют на итоговую оценку в большей или меньшей степени. Например, итоговая оценка может на 30% зависеть от вашей активности на уроках или лекциях, от баллов по четырем заданиям (по 10% за каждое задание), и на 30% от оценки за итоговый экзамен. Обратите внимание, что в нашем примере активность на лекциях и итоговый экзамен в три раза важнее выполненных заданий, поэтому крайне важно выяснить весовые коэффициенты составляющих итоговой оценки.

      Умножьте весовые коэффициенты на соответствующие баллы, полученные вами. Для упрощения процесса вычисления запишите ваши баллы в первом столбце, а соответствующие весовые коэффициенты – во втором. Затем перемножьте каждый балл и соответствующий ему весовой коэффициент. Полученные результаты запишите в третьем столбце.

      • В нашем примере итоговая оценка на 30% зависит от итогового экзамена. Допустим, что за экзамен вы получили 18 баллов (из 20 возможных). В этом случае умножьте числитель и знаменатель дроби 18/20 на 30: 30 х (18/20) = 540/600.
    2. Сложите полученные значения. Сложите результаты умножения каждого полученного балла на соответствующий весовой коэффициент, а затем сложите результаты умножения каждого максимально возможного балла на соответствующий весовой коэффициент. Теперь разделите сумму взвешенных полученных баллов на сумму взвешенных возможных баллов.

      • Рассмотрим пример. Задание 1 = 10%, задание 2 = 10%, контрольная работа 1 = 30%, контрольная работа 2 = 30%, активность на лекциях = 20%. Полученные вами баллы: задание 1 = 18/20, задание 2 = 19/20, контрольная работа 1 = 15/20, контрольная работа = 17/20, активность на лекциях = 18/20.
      • Задание 1: 10 х (18/20) = 180/200
      • Задание 2: 10 х (19/20) = 190/200
      • Контрольная работа 1: 30 х (15/20) = 450/600
      • Контрольная работа 2: 30 х (17/20) = 510/600
      • Активность на лекциях: 20 х (18/20) = 360/400
      • Сумма: (180 + 190 + 450 + 510 + 360) ÷ (200 + 200 + 600 + 600 + 400), то есть 1690/2000 = 84,5%
    3. Определите итоговую оценку, воспользовавшись оценочной шкалой. Вычислив итоговый балл (в процентах) с учетом взвешенных коэффициентов, сопоставьте его с оценочной шкалой, например, 80-100% – отлично (5); 65-79% – хорошо (4) и так далее.

      • В большинстве случаев преподаватели округляют итоговый балл, выраженный в процентах. Например, 84,5% округляются до 85%.

    Вычисление невзвешенной итоговой оценки при помощи редактора таблиц

    1. Создайте новую таблицу. Запустите редактор электронных таблиц (например, Excel) и создайте новую таблицу. Для большей наглядности введите название каждого столбца. В первом столбце введите название факторов (контрольные работы, экзамен, активность на уроках), от которых зависит итоговая оценка. Во втором столбце введите полученные вами баллы, а в третьем – максимально возможные баллы.

      • Например, вы можете назвать столбцы следующим образом: «Составляющие итоговой оценки», «Полученные баллы», «Возможные баллы».
    2. Введите данные. В первом столбце введите название каждого фактора, влияющего на итоговую оценку, во втором столбце введите полученные вами баллы, а в третьем – максимально возможные баллы. Если баллы выражаются в процентах, то сумма возможных баллов должна быть равна 100.

    3. Сложите данные во втором и в третьем столбцах. В первом столбце под названиями составляющих итоговой оценки введите «Итого» (здесь и далее без кавычек). Затем перейдите в ячейку, расположенную справа от ячейки со словом «Итого», то есть в пустую ячейку на пересечении строки «Итого» и второго столбца. Введите функцию суммы, а именно «=СУММ(», щелкните по ячейке с первым полученным баллом (второй столбец) и перетащите рамку до ячейки с последним полученным баллом (второй столбец). Введите закрывающую скобку «)». Функция суммы должна выглядеть как-то так: =СУММ(B2:B6).

      • Повторите описанный процесс ввода функции суммы с максимально возможными баллами, которые находятся в третьем столбце.
      • Функцию суммы можно ввести вручную (то есть без перетаскивания рамки). Например, если полученные вами баллы находятся в ячейках B2, B3, B4, B5, B6, введите следующую функцию: =СУММ(B2:B6).
    4. Разделите сумму полученных баллов на сумму возможных баллов. Перейдите в ячейку на пересечении строки «Итого» и четвертого столбца. Здесь введите «=», щелкните по ячейке с результатом суммирования полученных баллов, введите «/» и щелкните по ячейке с результатом суммирования возможных баллов. У вас должно получиться что-то вроде: =B7/C7.

      • Введя формулу, нажмите Enter. Результат деления отобразится в соответствующей ячейке.

Проходя процедуру внешнего независимого оценивания (укр. ЗНО), участники часто не могут разобраться: как считать баллы за экзамен и как потом они трансформируются в оценку ЗНО или оценку государственной итоговой аттестации (укр. ДПА), как эти баллы влияют на конкурсный балл при поступлении. Объясняет EDUGET.

Тестовый балл

При выполнении задания в тестовой тетради участник ЗНО получает определенную сумму баллов. Зависит она от того, сколько заданий и насколько корректно было выполнено. За экзамен по каждому предмету можно набрать разный максимум баллов. Как считают баллы за каждое задание, сколько времени отведено на выполнение и сколько можно набрать за экзамен – смотрите .

Перевод баллов в обоих случаях происходит по принципу ранжирования результатов всех участников ЗНО по этому предмету. Самому низкому баллу теста присуждается самая низкая оценка (1 для ДПА и 100 для ЗНО), а высокому баллу – высшая оценка (12 для ДПА и 200 для ЗНО). Остальные результаты равномерно распределяются между этими двумя показателями.

Только после проверки всех работ станет известно, какая оценка ДПА и ЗНО соответствует конкретному тестовому баллу. Но приблизительное представление можно получить, воспользовавшись таблицами перевода тестовых баллов за прошлый год.

Единственное отличие в этом алгоритме – для ДПА самым низким значением будет 0 баллов, а для ЗНО – величина порогового балла.

Пороговый балл

Пороговый балл определяется только для ЗНО. Это – минимальное количество баллов, с которым считается, что экзамен сдан. Абитуриенты часто перед экзаменом интересуются, каким является пороговый балл (или балл сдал/не сдал) по этому предмету. Ответа на этот вопрос нет, поскольку проходной балл определяет экспертная комиссия уже после того, как будут получены все результаты участников. Учитывают при этом и сложность полученных заданий, и уровень показанных участниками результатов, и другие факторы.

В 2016-м пороговый балл по украинскому языку и литературе равнялся 23, по математике – 9, по истории Украины – 25.

Когда пороговый балл определен, ему присваивают значение 100, а максимально набранному количеству баллов – 200. Остальные результаты программа равномерно распределяет между ними.

Балл школьного аттестата

Балл школьного аттестата – это среднее арифметическое итоговых оценок за предметы обязательной программы и оценок ДПА (по 3 предметам), округленное до десятых. Чтобы учесть его при поступлении, этот бал следует перевести в шкалу 100-200. Делается это по следующей схеме:

Таблица перевода среднего балла школьного аттестата в шкалу 100-200

Например, если у выпускника 22 годовые оценки сложились в 231 балл, а за 3 предмета ДПА он получил 10, 11 и 12, то балл школьного аттестата рассчитывается так:

231+10+11+12=264
264:25=10,56=10,6

Согласно таблице перевода баллов в шкалу 100-200, балл школьного аттестата равен 186.

Конкурсный балл

Конкурсный балл – это та финальная сумма различных баллов, умноженных на коэффициенты, с которой абитуриент будет участвовать в конкурсе за место в высшем учебном заведении. Состоит из баллов ЗНО, балла школьного аттестата, ситуативно может учитывать баллы за особые успехи, творческий конкурс. Дополнительные баллы получают призеры Олимпиад, члены Малой академии наук.

Формула расчета конкурсного балла:

КБ=К1*П1+К2*П2+К3*П3+К4*А+К5*ОУ

Использованные составляющие означают:

  1. КБ – конкурсный балл.
  2. К1, 2, 3, 4, 5 – коэффициенты, на которые следует умножать определенный показатель. Их определяет сам вуз. В зависимости от важности предмета для определенной специальности этот коэффициент будет выше или ниже. Но необходимо соблюдать условия:
    коэффициент за предмет ЗНО должен быть не менее 0,2;
    коэффициент за творческий конкурс не может превышать 0,25 (0,5 для специальностей из отраслей «Культура и искусство» и «Архитектура и градостроительство»);
    коэффициент за школьный аттестат должен быть не более 0,1;
    коэффициент за особые успехи не может превышать 0,05;
    сумма всех коэффициентов для каждой специальности всегда равна 1.
  3. П1, 2 – баллы за сертификаты ЗНО (или вступительные экзамены), П1 – за сертификат по первому предмету, это украинский язык и литература, П2 – по второму, это математика или история Украины, или биология (для вузов медицинского, фармацевтического и ветеринарного направлений).
  4. П3 – оценка за третий предмет ЗНО, вступительный экзамен или творческий конкурс.
  5. А – средний балл школьного аттестата, переведенный в шкалу 100-200 баллов.
  6. ОУ – балл за особые успехи, успешное окончание подготовительных курсов вуза, если речь идет о специальностях, особенно поддерживаемых Минобразования .

Для получения финального значения конкурсный балл умножается (балансируется) на коэффициенты:

  1. Региональный коэффициент (РК). Равен 1,00 для вузов в Киеве, 1,01 – в городах Днепр, Львов, Одесса и Харьков, 1,03 – для городов Донецкой и Луганской областей, перемещенных высших учебных заведений, 1,02 – в остальных случаях.
  2. Отраслевой коэффициент (ГК). Равен 1,03, если заявление с высокой приоритетностью подано на отдельные специальности, которые особенно поддерживает Минобразования.
  3. Сельский коэффициент (СК). Равен 1,02 для лиц, зарегистрированных и получивших школьное образование в селах.
  4. Первоочередной коэффициент (ПЧК). Равен 1,10 для лиц, имеющих право на первоочередное зачисление в высшие медицинские и педагогические учебные заведения, и 1,00 в остальных случаях.

Важно! Максимальное значение конкурсного балла – 200. Если после балансировки, дополнительных баллов конкурсный балл превышает 200, то он все равно будет считаться как 200.

Тройка в аттестате о неполном среднем образовании – приговор или повод сменить атмосферу учебы? Сколько троек перекроют ребенку дорогу в вуз, если у него впереди еще 2 класса школьного обучения? Существует возможность «пристроить нерадивого ученика» в престижный колледж?

Эти вопросы сегодня отмечены статусом особо актуальных. Причина: на 2016 г. количество аттестатов с тройками у 9-х классов – более 70%, 11-х классов – 43%. Родителям самое время переживать?

Здесь сам вопрос надо ставить иначе: не можно ли поступать (потому что можно), а куда отправить будущего специалиста, чтобы раскрыть его потенциал.

Подать заявку на обучение

Отправить

Какими должны быть в среднем отметки в аттестате выпускника 9 класса?

Да, высокий средний балл аттестата – плюс. Чем меньше троек у девятиклассника, тем шире выбор специальностей, куда можно попасть, подав документы (фотографии, заявление).

Наша 14-летняя практика «выращивания» конкурентоспособных специалистов демонстрирует следующее:

  • присутствие одной тройки по непрофильному предмету (определяется выбором специальности) не портит ничего;
  • 2 и более троек может сократить набор вариантов.

При переводе на классическую 5-балльную систему идеальный средний балл для девятиклассника – 4+ балла. Нежелательны тройки по русскому, обществознанию, математике.

Какой должен быть средний балл выпускников 11 класса?

Выпускникам системы полного среднего образования для поступления (колледж/вуз) требуется средний балл ЕГЭ. Очень многое зависит от выбора специальности. Бюджетное место «обходится» средним суммарным баллом ЕГЭ 280–300+ баллов, контрактное обучение более доступно (от 95–100 баллов по 3-м дисциплинам минимум).

Оценки первого аттестата перекрываются новыми результатами экзаменовки. Особое внимание надо уделять выбору сдаваемых ЕГЭ (набор формируется уже с пониманием будущего направления дальнейшей учебы).

Альтернативы для девятиклассников

Да, хорошистам/отличникам проще поступить на самые прибыльные профессии престижных лицеев, колледжей, профессиональных школ. Троечнику (30%+ троек) сложнее, обучение с высокой долей вероятности будет платным. Но поступить он сможет.

Другой вопрос, если сам ребенок 14–16 лет не проявляет активного желания менять привычное заведение, выбирать профиль, изучать конкретную специальность. Куда пойти после 9 класса с тройками при таких обстоятельствах?

  • 10 класс своей школы. Классы поредеют, педагоги смогут уделить больше внимания каждому ученику, есть шансы подтянуться.
  • Лицей. Это не профильная подготовка, но здесь учат учиться.
  • Первая работа – интересная практика, пусть тяжелая.
  • Кроме аттестата, есть ОГЭ – выпускные испытания для девятиклассников. Баллы экзаменов (2 предмета ученик выбирает сам) могут зачесть при поступлении.
  • Понятие портфолио девятиклассника существует почти 15 лет, но используют его единицы. Похвальные грамоты, история обучения, отзывы педагогов, собранные в квинтэссенцию достижений, способны «перекрыть» 1–2 тройки аттестата.

Подать заявку на обучение

Единственное условие для «проблемно-троечного» аттестата – своевременный поиск решения. Озадачиться выбором желательно уже во вторую четверть учебы в 9/11 классе. Успеть обойти Дни открытых дверей, посоветоваться с педагогами/родными – все это требует времени. Плюс 4–8 недель надо посвятить подготовке к экзаменам (ОГЭ/ЕГЭ).

Реформа российского образования проходит сложно, новому министру Минобра предстоит очистить авгиевы конюшни образования, загаженные сторонниками болонской, а в народе называемой «болотной» системы школьного обучения и подготовки специалистов. Финны в свое время смекнули, что существовавшая в СССР система обучения действительно лучшая в мире и стибрили ее, адаптировав ее под свои образовательные стандарты. Теперь самая лучшая в мире – это финская система образования.

Однако вернемся к российской реформе и обратим внимание на то, что в 2013 году, дабы стимулировать абитуриентов поступать в колледжи, то есть для того, чтобы мотивировать, прежде всего, выпускников 9 –го класса получать специальное образование среднего уровня были отменены вступительные экзамены.

Взамен этого были введены конкурсы аттестатов и проходные баллы после 9 класса. При этом каждый, назовем их по аналогии с ВУЗами, ССУЗ для каждой специальности определяет самостоятельно. Поэтому вопрос, какой проходной балл в колледж после 9 лет обучения в школе, звучит нелепо, как и в случае с вопросом о средней температуре пациентов госпиталя.

Проходной балл в техникум

Колледж и техникум – эти учебные заведения близнецы-братья для получения ССО после 9-летки в школе. И перефразировав Маяковского, кто из них для качественного образования более ценен, можем утверждать, что когда говорится на иностранный манер «колледж», то подразумевается техникум, когда говорится «техникум», то имеется в виду колледж.

Такое же, как и в колледже, спорное определение проходного балла в техникум, во-первых, нужно уточнять это какой проходной балл 9 класс, то есть с неполным или для выпускника с полным средним образованием.

Во-вторых, по какой специальности интересует проходной балл и, в-третьих, нужно указать конкретный техникум.

Потому что для выпускников 9 класса проходной балл устанавливается по средней оценке аттестата, где-то в пределах от 3,5 и до максимальной оценки 5, для выпускников с полным средним образованием от 130 и до максимальных 200 баллов результата ЕГЭ.

Что касается проходных показателей по специальности, то и здесь примерно такой же диапазон оценок знаний. А если брать отдельные техникумы, то проходные параметры они могут самостоятельно устанавливать в меньшую сторону нижних значений.

Проходной балл в медицинский колледж

Не вдаваясь в банальные рассуждения о гуманности и необходимости медицинских профессий, которые всегда востребованы обществом, следует учесть, что среднее медицинское образование можно получить уже после 9 классов.

Проходной балл в мед колледж также зависит от таких специальностей, как сестринское и акушерское дело, а также от среднего показателя аттестата, который определяет учебное заведение самостоятельно, в зависимости от набора и числа абитуриентов на место.

Что касается других направлений, которые в мед колледжах считаются сопутствующими, то здесь такой же принцип определения среднего проходного бала, как и для основных специальностей.

Еще совсем недавно в мед училищах повсеместно соблюдали требование, что для поступления нужно было сдать экзамены по биологии, а также по русскому языку.

Теперь все изменилось и для поступления необходимо пройти письменный психологический тест на соответствие психологических и физических способностей абитуриента требованиям к специалисту медицины.

Проходные баллы в колледжи 2017

Если взять, например, любой мед колледж то, проходной бал 2017 года вряд ли будет отличаться от предыдущих годов. Более того, есть вероятность, что средняя проходная оценка аттестата и результата ЕГЭ будет ниже порога прежних лет из-за значительного сокращения числа абитуриентов по причине, так называемой «демографической ямы», которая случилась вначале «нулевых». Просто в те времена не родилось столько детей, сколько рождалось до этого.

Поэтому нередки такие ситуации особенно колледжах провинции, где проходные оценки могут быть не строго фиксированными, например, в тех случаях, когда в колледж подано 30 заявлений на 30 мест, то в этом случае поступают все 30 абитуриентов. Тогда проходной оценкой будет считаться средняя оценка аттестата с самыми нижними показателями, или самый нижний показатель ЕГЭ. Тут главное, чтобы оценки были, как говорится, адекватными профилю обучения, а также соответствовали статусу, вернее, показателю, какую колледж дает сам себе оценку.

Проходной балл — показатель, от которого зависят шансы абитуриента на поступление. Чем выше цифра, тем больше усилий требует подготовка к ЦТ. Чтобы ты не терялся в догадках, расскажет, как рассчитывается проходной балл.

Что такое проходной балл?

Сумма баллов за аттестат и экзамены того абитуриента, которого последним зачислили на бюджет или платное, называется проходным баллом. Он напрямую зависит от плана набора на специальность или группу специальностей, количества поданных заявлений, суммы баллов каждого из абитуриентов.

На популярных специальностях с небольшим планом набора самые высокие проходные баллы. Например, каждый год складывается высокий проходной балл на специальность « » факультета международных отношений БГУ (в 2018 году он составил 383 балла на бюджет). План набора на бюджет — 12 человек, на платное — 60. Допустим, что всего было подано 100 заявлений. У 12-го претендента на бюджетное место было 383 балла, следовательно, это значение и стало проходным баллом на бюджет. Остальные одиннадцать абитуриентов набрали ещё больше. Кто по рейтингу занимал места от 13 до 72, прошёл на платное. Сумма баллов последнего зачисленного составила 281. Ну а тот, кто не дотянул и до 281 балла, — увы, не прошёл.

Что такое полупроходной балл?

Есть и такое понятие, как полупроходной балл. В процессе зачисления баллы всех абитуриентов внутри каждой специальности выстраиваются в порядке убывания. В случае, если число лиц с одинаковыми баллами превышает количество вакантных мест, часть абитуриентов зачисляется, а часть нет. Приёмная комиссия пофамильно определяет абитуриентов, у кого есть .


Проходные баллы за последние три года смотри в нашем . Все специальности можно фильтровать по проходному баллу

Как узнать проходной балл

Нельзя ещё до окончания вступительной кампании угадать, каким будет проходной балл. Можно лишь и предположить, какая ситуация сложится в этом году.

Чтобы иметь больше шансов попасть в число счастливчиков, поступивших на желаемую специальность, необходимо набрать как можно больше баллов на ЦТ и иметь . Во многих университетах максимальное количество баллов составляет 400. По 100 за каждый из тестов или экзаменов и 100 за аттестат (учитываются все оценки). Почему 100, если в школах и колледжах практикуется 10-бальная система? Всё просто. Средний балл умножается на 10. Например, если у тебя средний балл 8,3, то ты имеешь 83 балла при подаче документов. То же касается и оценок за внутренние вступительные экзамены. На некоторых специальностях предусмотрены внутривузовские экзамены.

Вот и всё, что нужно знать о проходном балле. Анализируй свои шансы и выстраивай успешную стратегию поступления в университет! А хочешь наверняка иметь хорошую сумму баллов при поступлении, .

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях