Что такое синергетика в философии основное. И

ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ -

В реальном материальном мире, в котором живет современный человек, одновременно наблюдается упорядоченность и хаос. Под хаосом понимают неупорядоченные, бесформенные структуры или неупорядоченные формы движения. Долгое время предполагалось, что, в соответствии со вторым законом термодинамики, все существующее в природе стремится перейти из упорядоченного состояния в хаотическое. Постоянно шли разговоры о деградации структур и других образований, о росте энтропии и концом этого процесса предполагалась тепловая смерть Вселенной. В последние годы исследователи доказывают, что в природе и обществе происходит слияние порядка и беспорядка, закономерностей и хаоса. В человеческом обществе, как и во всей природе, порядок и беспорядок развиваются одновременно. Из первоначально неупорядоченных, нерегулируемых форм движения без специальных внешних воздействий возникают упорядоченные формы движения и упорядоченные структуры, Это явление получило название самоорганизации.

Проблемам самоорганизации стали уделять большое внимание как теоретики, так и практики в конце 70-х начале 80-х годов. Начинает развиваться новое направление в теории организации - теория самоорганизации , которую назвали “синергетикой” (теорией совместного действия). Этот термин предложил немецкий ученый Г.Хакен. Синергетика изучает такие взаимодействия элементов различных систем, которые приводят к возникновению пространственных, временных и пространственно-временных структур в макроскопических масштабах [ 9 ].

Синергетика в настоящее время связана с различными областями химии, физики, биологии, кибернетики, общей теории систем и многих других.

Г.Хакен отмечает, что “С более общих позиций можно считать, что и теория динамических систем, и синергетика занимаются изучением временной эволюции систем. В частности, математики, работающие в теории бифуркаций (раздвоение, разделение ) отмечают, что в центре внимания синергетики (по крайней мере в современном виде) находятся качественные изменения в динамическом (или статическом) поведении системы, в частности при бифуркациях. Наконец, синергетику можно рассматривать также как часть общего системного анализа, поскольку и в синергетике, и в системном анализе основной интерес представляют общие принципы, лежащие в основе функционирования системы”.

Другими словами, новая междисциплинарная наука синергетика базируется на таких дисциплинах как теория катастроф, системная динамика, теория диссипативных структур и других.

Теория хаоса в последнее время оказывает все большее влияние на развитие обществоведения и на углубление взаимопонимания между обществоведами и представителями естественных наук.



Режим называется хаотическим, если расстояние между двумя точками, первоначально сколь угодно малое, со временем возрастает по экспоненциальному закону.

Очень важным является определение границ области хаоса. Это может позволить получить оценки поведения системы. Чувствительность такой системы позволяет вывести её из хаотического состояния с помощью очень малых, но точных и своевременных воздействий.

Одним из наиболее известных в настоящее время разработчиков синергетики является лауреат Нобелевской премии по химии Илья Пригожин (в настоящее время живет в Брюсселе).

Он утверждает, что cвязи между порядком и беспорядком характеризуют рассеянные (диссипативные) структуры. Некоторые из них развиваются в направлении "хаотической цели". "Хаотическая цель" не представляет собой ни состояние стабильности, ни режим регулярного поведения. Происходят внешне случайные, неопределенные блуждания. Поэтому, по теории И.И.Пригожина, в процессе эволюции двух одинаковых систем одни и те же условия и причины не приводят к одинаковым результатам.

Следует всегда помнить о том, что окружающий нас мир - это мир неопределенности. Он не может быть охарактеризован одной какой-то истиной, одним критерием.

И.И.Пригожин считает, что в социальных, экономических, технических и любых других системах порядок может быть равновесным и неравновесным.

Равновесный порядок характеризуется тем, что когда система находится в равновесии, то её параметры одинаковы с параметрами окружающей среды. При неравновесном порядке они различны.

Неравновесный порядок существует только при подаче энергии извне. Например, для существования человека, как системы, необходимы: пища, вода, воздух, определенная температура, влажность и др.

Равновесный порядок, полная гармония человека с окружающей природой у человека наступает только тогда, когда ему уже ничего не нужно, т.е. тогда, когда он умер.

И.И.Пригожин отмечает, что при переходе от равновесных условий к сильно неравновесным мы переходим от повторяющегося и общего к уникальному и специфическому .

Аналогично можно рассматривать и социальную организацию. Социальная организация представляет собой открытую систему, которая является примером неравновесного порядка и тоже действует в условиях неопределенности. В открытых системах случайные отклонения (флуктуации) пытаются вывести систему из равновесного состояния.

В реальных социальных системах незначительные отклонения, как правило, подавляются и система остаётся стабильной. Если же отклонения от положения равновесия становятся достаточно большими, то её состояние становится неустойчивым. В результате действия положительной обратной связи такие отклонения могут привести к разрушению существующей структуры и переходу в новое макроскопическое состояние.

И.И.Пригожин делает вывод о том, что обратимость и жесткий детерминизм в окружающем нас мире применимы только в простых предельных случаях. Необратимость и случайность рассматриваются не как исключение, а как общее правило. Отсюда, философский детерминизм по отношению к социальным и экономическим системам (т.е. строгое соответствие причин и следствий, воздействий и результатов) становится невозможным, это лишь теоретическая возможность. И поэтому, например, построение сейчас “общества светлого будущего” в какой-то стране по какой-либо умозрительной теории, предложенной полторы сотни лет назад, практически невозможно.

Другим характерным признаком социальных, экономических и других искусственных систем является нелинейность. Долгие годы во многих областях науки господствовал принцип линейности. На этом принципе были основаны методы экстраполяции, с помощью которых строилось большинство прогнозов. Регулярное прогнозирование в социально-экономических системах началось в нашей стране конце 60-х г. ХХ столетия и с тех пор получило широкое распространение. Разрабатывались и использовались на практике десятки новых методов прогнозирования. Наибольшую трудность представляет прогнозирование будущего технологий, рынков, прибыльности новых продуктов, но именно такое прогнозирование входит в число наиболее насущных задач менеджеров и политиков. Принимаемые ими решения зависят от огромного числа технологических, экономических, конкурентных, социальных, политических и других факторов.

При изучении поведения нелинейных систем следует помнить, что система находится в состоянии хаоса, если:

при любых начальных условиях траектории движения становятся апериодическими;

при сколь угодно близких начальных условиях две траектории со временем станут различными.

Исследователи отмечают, что такая высокая чувствительность к начальным условиям ведет к невозможности прогнозирования системы (что является одной из характеристик хаоса) на больших интервалах времени. Однако вероятностные, усредненные характеристики процесса, явления могут быть спрогнозированы. Ведется большая работа по повышению достоверности и точности прогнозов. Однако, как первыми отметили пунктуальные японцы, чем лучше применяемая методика учитывает совокупность факторов, влияющих на развитие прогнозируемой системы, тем больше снижается точность этого прогноза. По нашему мнению, здесь сказывается прежде всего влияние линейного мышления, которое не допускало нелинейных представлений о сложных системах.

В последние годы в науке стали учитывать свойство нели-нейности систем, а линейность теперь рассматривается лишь как результат упрощения, огрубления используемых моделей.

В процессе развития социальных систем одни и те же причины могут вызывать похожие следствия только на очень ограниченных пространствах и отрезках времени. Все остальное время история развивается нелинейно. Количество направлений мирового сообщества, отдельных общественных групп, партий, движений не поддается никакому учету. Социальные системы постоянно отклоняются от предписанного им поведения. В прошлые годы в нашей стране попытались отсекать силовыми методами непонятные, непредсказуемые нелинейные явления в развитии нашего общества, чтобы объяснить их с помощью методов диалектического и исторического материализма. Результат известен всем.

Для любой нелинейной системы характерна также бифуркация, т.е. раздвоение следствий от одной причины. В точке бифуркации (в точке раздвоения траектории системы, в которой нельзя точно спрогнозировать, какую именно траекторию она выберет в ближайшем будущем) для сложных систем будущее не более предсказуемо, чем для систем исторических.

По мнению И.Пригожина историю развития общества двигают события . Он считает, что события - это не изолированные явления. Однако их нельзя заранее вычислить, это продукт творчества исторических сил, результат взаимодействия множества факторов. Человеческую историю можно рассматривать как последовательность бифуркаций, т.е. в каких-то ситуациях траектория развития общества становится всё менее устойчивой и распадается на множество новых траекторий. По какой из этих траекторий пойдёт развитие общества - предугадать невозможно. Малейшее случайное отклонение (флуктуация) может определить будущее человечества, мирового сообщества.

И.Пригожин высказывает уверенность в том, что мы приближаемся сейчас к такой точке бифуркации, после прохождения которой человечество окажется на одной из вероятных траекторий. Главным фактором такого события может стать информационно-технологический бум. Мы подходим к созданию “сетевого общества”, в котором люди будут связаны между собой так, как никогда ранее. На что будет походить сетевое общество - на большой иерархически организованный муравейник или на общество свободных людей?

С ростом народонаселения планеты повышается вероятность нелинейных микрофлуктуаций, связанных с индивидуальной свободой выбора, так как увеличивается число жителей. С другой стороны, в связи с тем, что люди становятся всё более объединены сетями, может появиться и обратный эффект: категорические требования объединённого коллектива подавят индивидуальную свободу. В человеческом обществе, связанном единой сетью, всё может быть подчинено коллективным движениям, а роль индивидуальной деятельности сведена к минимуму.

В предисловии к книге И.И.Пригожина отмечается, что “пригожинская парадигма особенно интересна тем, что она акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях, в которых малый сигнал на входе может вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе, и темпоральности - повышенной чувствительности к ходу времени”.

В книге Пригожина И. и Стенгерс И. приводится описание процесса самоорганизации у термитов во время строительства термитника. Первая стадия - строительство основания термитника является результатом беспорядочного поведения термитов. Термиты приносят и беспорядочно разбрасывают комочки земли, которые они пропитывают гормоном, привлекающим других термитов. Случайным образом в одном месте образуется несколько большая плотность этих комочков. Повышенная концентрация гормонов и, соответственно, более сильный запах привлекает к этому месту все большее число термитов. Благодаря положительной обратной связи повышается уровень концентрации гормонов и, соответственно, объем принесенной термитами земли. Так постепенно возникают опоры термитника [ 13 ].

Процесс построения термитника - это пример явления самоорганизации, т.е. возникновения сложной структуры в хаотической среде благодаря флуктуации (случайным отклонениям).

Другим примером самоорганизации являются транспортные потоки. В условиях относительно свободного движения каждый водитель ведёт себя более или менее свободно. Это индивидуальный режим. По мере нарастания плотности движения вступают в силу законы “коллективного режима” движения, в котором каждый подталкивает другого и испытывает аналогичное воздействие со стороны - водители становятся более связанными друг с другом, транспортный потокам начинает подчиняться законам большого муравейника [ 14 ].

Синергетический подход к социальным явлениям завоевал в последние годы широкую популярность. Усвоение основных положений синергетики изменяет наше представление о природных и общественных явлениях. Природа, человеческое общество предстают перед нами уже не в виде совокупности жестких, неизменяемых систем, подсистем, элементов, а в виде процессов, вихрей, турбулентных явлений, диссипативных (рассеянных) структур. Это позволяет по-новому подходить к исследованию социальных, экономических и других систем, организации их функционирования, подметить скрытые закономерности, формулировать плодотворные гипотезы и проектировать новые организации [ 15 ].

Синергетическая парадигма, по мнению И.Пригожина и.Стен-

герс, - это новый диалог человека с природой. Она также приводит к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Нелинейная ситуация, ситуация бифуркации (множественности) путей эволюции или состояние неустойчивости нелинейной среды, чувствительности её к малым воздействием, связана с неопределенностью и возможностью выбора. Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект ориентируется на один из собственных, определяемых внутренними свойствами среды путей эволюции и вместе с тем на свои ценностные предпочтения. Он выбирает наиболее благоприятный для себя путь, который можно рассматривать как оптимистический способ овладения нелинейной ситуацией.

И.Пригожин пишет: “ ... глядя на сегодняшнее человечество с позиций теории неравновесных процессов, вот что можно сказать наверняка: глобализация и сетевая революция ведут не только к болшей связанности людей друг с другом, но и к повышению роли отдельного индивида в историческом процессе. Точно так же, как в точке бифуркации поведение одной частицы может сильно изменить конфигурацию системы на макроскопическом уровне, творческая личность, а не безликие восставшие массы будет всё сильнее влиять на исторические события на новом этапе эволюции общества” [ 14 ].

Знание основных концепций синергетики необходимо современному менеджеру для развития нелинейной интуиции, без которой в настоящее время нельзя эффективно решать проблемы развития общества, экономики, политики и т.п.

Синергетика возникла в конце XX столетия и в настоящее время стала весьма популярной наукой. Ее принципы и понятия проникли в научные направления широкого спектра: в биологию и физику, в историю и экономику. Естественнонаучные достижения синергетики бесспорны. Мы постараемся дать ответ, насколько надежны ее философские основы.

Эксперименты, приведшие к появлению синергетики

В 1900 году французский физик Анри Бенар сделал удивительное открытие. Он нагревал снизу жидкое масло. Нижние слои, более горячие и потому менее плотные, стремились вытеснить верхние слои и занять их место (как это бывает у людей). Однако вязкость масла создавала им препятствие, и при небольшой разности температур верхнего и нижнего слоев теплообмен обеспечивала только теплопроводность. Но когда различие температур достигло критического значения, появился конвективный поток [конвекция – передача тепла в жидкости или газе потоками вещества]. Он имел вид ячеек, напоминающих пчелиные соты, внутри которых жидкость стремилась вверх, а по краям опускалась вниз. Миллиарды миллиардов молекул вели себя согласованно! Упорядоченные структуры получили название ячеек Бенара.

В 1951 году советский химик Борис Павлович Белоусов обнаружил, что реакция окисления бромата калия малоновой кислотой в кислотной среде в присутствии определенных катализаторов становится автоколебательной: цвет раствора строго периодически меняется. В частности, при взаимодействии определенных веществ рубиновый раствор становится голубым, чтобы вскоре снова стать рубиновым. И такая игра цвета может длиться часами. Через десять лет механизм реакции объяснил советский ученый Анатолий Маркович Жаботинский. Правда, это было научное, но не философское объяснение.

Наука накопила много примеров явлений, подобных ячейкам Бенара и реакции Белоусова-Жаботинского, в которых при определенных условиях системы могут переходить от хаоса к порядку. Это явление получило название самоорганизации.

Основателями новой науки стали немецкий физик-теоретик Герман Хакен, бельгийский физик и химик русского происхождения Илья Романович Пригожин и другие учёные.

Философские достижения синергетики

Ученые, работающие на ниве синергетики, достигли выдающихся, бесспорных достижений. Они построили множество математических моделей. Синергетика стала методологией современного естествознания. Её основы лаконично изложил Герман Хакен.

«Я бы выбрал ключевые положения, раскрывающие сущность синергетики.

1. Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом.

2. Эти системы являются нелинейными.

3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия.

4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.

5. Системы могут стать нестабильными.

6. Происходят качественные изменения.

7. В этих системах обнаруживаются эмерджентные новые качества.

[Эмерджентность – наличие у системы особых свойств, не присущих ее элементам. Например, машина состоит из корпуса, двигателя, колес и многих других элементов. Но ни на одном из них по отдельности нельзя ездить по дороге. Такое движение можно совершать только на машине, которая является целостной системой – совокупностью элементов].

8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры.

9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.

10. Во многих случаях возможна математизация».

[Синергетике – 30 лет. Интервью с профессором Германом Хакеном. // Вопросы философии, 2000, №. 3. С. 55].

Синергетика сделала важнейшие философские выводы. Можно изложить некоторые из них словами самих представителей этой науки.

«Данные синергетики по-новому освещают принцип всеобщей связи явлений, выдвигая на первый план информационно-коммуникативную его сторону…». [Щербаков А. С. Самоорганизация материи в неживой природе. Философские аспекты синергетики. М.: Изд-во Московского университета, 1990. С. 102 – 103].

«…весь пафос универсальности явления самоорганизации синергетика связывает с идеей атрибутивности информации, с пониманием ее как всеобщего организационно-конструктивного начала, органически вплетенного в процесс движения материи в целом». [Там же. С. 102].

«…в нестабильном неравновесном состоянии малые воздействия могут привести к большим следствиям». [Делокаров К. Х. Системная парадигма современной науки и синергетика. // Общественные науки и современность. 2000, № 6. С. 111].

Число важных философских идей, высказанных учеными-синергетиками, можно умножить.

Важнейший философский вывод синергетики

Однако один из важнейших философских выводов синергетики может вызывать сомнение, особенно у человека, склонного к мистическому мышлению: при определенных условиях хаос рождает порядок. Лучше всех этот вывод могут изложить сами сторонники синергетики.

«…хаос обладает…творческой силой (способностью) рождать новый порядок». [Бранский В. П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории. Общественные науки и современность. 1999, № 6. С. 118].

«…существенно, что с синергетической точки зрения рождение нового порядка из хаоса не вынуждается какой-то внешней (по отношению к данной реальности) силой, а имеет спонтанный характер. Вот почему синергетика является теорией самоорганизации (а не организации)». [Там же].

«Неравновесность есть то, что порождает “порядок из хаоса”». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 357].

Итак, и современная официальная наука, насквозь пропитанная материализмом и рационализмом, и синергетика как ее составная часть, рисуют чудесную картину. Хаос – не живое, мыслящее существо, а мертвое, неразумное образование. Но из него сам собой рождается порядок. Миллиарды миллиардов частиц, которые в современной официальной науке считаются лишенными малейшей доли жизни и разума, ведут себя так, как будто они живые, разумные, способные понимать и выполнять команды.

Наше недовольство некоторые ученые ‒ сторонники материализма и рационализма ‒ пожелают разбить научными доводами. Их возражения могут быть такими: «Наука не признает утверждений, не обоснованных теоретически и экспериментально. А Вы можете доказать существование дирижера, управляющего движением мириадов частиц, предоставить его изображение, доказать проявления жизни и разума частиц, показать, как отдаются и выполняются команды? Не можете? Значит, все разговоры об этом несерьезны. Единственно верный вывод способна сделать только материалистическая, рационалистическая наука: порядок из хаоса рождается сам собой, без внешнего разумного воздействия».

Но посмотрим, на каком фундаменте строят свои рассуждения современные ученые-материалисты, ученые-рационалисты, к примеру, представители синергетики.

«Существует и еще одна вполне очевидная проблема: поскольку окружающий мир никем не построен, перед нами возникает необходимость дать такое описание его мельчайших “кирпичиков” (т.е. микроскопической структуры мира), которое объясняло бы процесс самосборки». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 47 ‒ 48].

Что это, как не философский принцип, который принят на веру и является философской основой синергетики?

Число подобных примеров можно умножить. Мы видим, что в науке существенную роль играют принципы не только научные, но и философские, прежде всего, принципы теории познания, которые ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Можно лишь предоставить их некоторое обоснование. К сожалению, есть немало ученых, которые игнорируют философию.

С точки зрения современной официальной науки, то, что признается на веру, ‒ не существует и не должно приниматься во внимание. Таков вердикт. Он имеет статус принципа, который имеет фундаментальное значение, и ему можно дать название.

Принцип невнимания. Утверждения, которые невозможно доказать теоретически или обосновать экспериментально, не следует принимать во внимание.

Обогащение науки мистикой

Идею мертвого, но творческого хаоса можно довести до абсурда.

«При определенных условиях неживые куклы-марионетки могут петь и плясать. Не верите? Придите в определенное время в кукольный театр и убедитесь в этом. Правда, злые языки говорят про какие-то мифические нити, якобы привязанные к рукам и ногам, про какого-то кукловода. Но ничего этого не видно, доказать невозможно и поэтому признавать не следует».

Чтобы увидеть нити и кукловода, надо подойти ближе и поднять голову выше. Чтобы духовными очами почуять живые частицы, обладающие элементарным знанием и волей, услышать игру их оркестра, узреть концертмейстеров и дирижера, следует свой собственный разум обогащать мистическими знаниями и способностями. Следует верить тем величайшим и честнейшим мистикам, которые во имя любви к Богу презрели преходящие материальные блага, за что и были удостоены высшего Знания.

Постулат управления

Принцип невнимания – железный занавес, разделяющий науку и религиозные, мистические учения. А без них некоторые научные выводы абсурдны: хаос рождает порядок, жизнь возникает путем самопроизвольного усложнения химических веществ, Солнечная система возникла путем самоорганизации газопылевого облака и т.д., и т.п. Этому абсурду следует противопоставить противоположный принцип. Его можно назвать принципом управления. Он является одним из оснований Концепции Общественной Безопасности и, как всякий принцип, недоказуем:

Принцип управления. Все процессы в мироздании носят управляемый характер .

[См. Петров К. П. Тайны управления человечеством. Т. 1. М.: Академия управления, 2009. С. 275].

Если признать истинность этого принципа, то рисуется совершенно иная картина, нежели в синергетике. Миллиарды миллиардов молекул, обладающих элементарным разумом и волей, в ячейках Бенара, в реакции Белоусова-Жаботинского и вообще в любых процессах «самоорганизации» управляются живыми существами. Они образуют иерархию управления. Для большинства людей в наш век господства материализма и рационализма эти существа невидимы. Но те, кто стремится обогащать свой разум мистическими знаниями, способны видеть их «духовными очами». Те же, кто живет особо праведной жизнью, забывает про земные блага и долгие годы неустанно совершенствует свои медитативные способности, могут узреть их воочию. Их знания и опыт наука должна использовать, а не отвергать и презирать.

Надёжное философское основание

Итак, либо мы без доказательства, на веру, принимаем принцип невнимания, и тогда признаем, что хаос рождает порядок, что всë в этом мире совершенствуется само собой. Либо без доказательства признаем истинность принципа управления, и тогда мы приходим к вере в то, что невидимые существа управляют Мирозданием. Их пирамида опирается на элементальных духов и венчается Господом Богом. Третьего не дано.

Эту альтернативу можно выразить иначе. В основание философских учений и научных теорий среди прочих фундаментальных положений можно поставить либо принцип рационализма, либо принцип гармонии веры и разума. Принцип рационализма утверждает, что при помощи одного только разума, не полагаясь на веру, можно достичь достоверного знания. Но он сам себя опровергает, поскольку не может быть обоснован при помощи одного только разума, иными словами, принимается на веру. А вот принцип гармонии веры и разума сам себя не опровергает, является гораздо более прочным основанием для философии и науки.

Любопытно, что в повседневной жизни люди стремятся самостоятельно решать проблемы и не полагаются на «самоорганизацию» или счастливый случай. Они сами наводят в доме порядок, и никто не надеется на то, что он устроится сам собой. А вот в научной теории многие готовы признать существование таких процессов, которые могут происходить с ничтожной долей вероятности, например, самоорганизация жизни из неживых химических веществ. Почему? Быть может, кто-то побуждает их к этому? Быть может, доверие к синергетике в ее современном виде кому-то выгодно? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним две точки зрения.

Октябрьская революция с точки зрения синергетики
и Концепции Общественной Безопасности

Бифуркация – важнейшее понятие синергетики. Это такое нестабильное состояние системы, из которого её может вывести один единственный из нескольких возможных путей развития. Классический пример – витязь на перепутье, читающий пророческие слова на камне.

«Переход через бифуркацию – такой же случайный процесс, как бросание монеты». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 237].

Так учит синергетика. Заманчиво использовать такое понимание для объяснения исторических событий. К примеру, в 1917 году Россия оказалась в точке бифуркации. Она могла остаться империей Романовых. Были возможны военная диктатура либо демократическая республика. Но Фортуна улыбнулась пролетарской революции. [Фортуна – древнеримская богиня счастливой случайности].

Совершенно иначе объясняет те же события Концепция Общественной Безопасности. Мировая финансовая мафия десятки лет проводила «слабый манëвр» ‒ медленную, малозаметную для непосвященных подготовку мощного удара по России. Этот «сильный манëвр» и был проведен в 1917 году, когда большевики на деньги банкиров совершили пролетарскую революцию. Многие из них, и в том числе, Владимир Ильич Ленин, искренне считали, что трудятся на благо России. На деле же управлялись западными кукловодами, сами того не подозревая. Но, к счастью, один мудрый государственный деятель видел их тайные нити. Он перехватил управление у троцкистов и вывел Россию на передовые рубежи цивилизации, за что и был отравлен. Его звали Иосиф Виссарионович Сталин.

Так кому же выгодно представлять события как игру случайностей?

Будущая целостная наука, достойная древней

Синергетика в ее современном виде лишена мистической составляющей. Но она заключалась в древней науке, которая рисовала целостную картину мира и не отрывала науку от религии, разум от мистики.

«Лорду Кейнсу, сыгравшему решающую роль в собирании алхимических трудов Ньютона, принадлежат следующие слова… : “Ньютон не был первым представителем века разума. Он был последним из вавилонян и шумеров, последним великим умом, взиравшим на видимый и духовный мир такими же глазами, как и те, кто почти десять тысяч лет назад приступил к созданию нашего интеллектуального достояния”». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 391].

Принцип невнимания ‒ одна из основ современной официальной науки. И от него следует как можно скорее избавиться, как змея избавляется от устаревшей кожи. И заменить на новый, точнее, возродить древний принцип.

Принцип Единения. Целостное Знание может быть достигнуто только на пути Единения научных теорий, философских и религиозных учений, рационального и мистического познания.

Без такого Единения любая фундаментальная научная теория будет неполна и противоречива.

Единое Знание – это Знание целостное, а потому истинное. Оно не открывается ни науке, отделенной от религии, ни религии, объявляющей ложными все остальные. Единое Знание – это сплав мистических откровений, философских и научных принципов, понятий, рассуждений, экспериментальных исследований.

Синергетика, как никакая другая наука, может приблизить к пониманию того, что назрела необходимость Возрождения древнего, целостного, Единого Знания. Действительно, постепенное разрушение вещей кажется естественным. Но «порядок, возникающий из хаоса», вызывает удивление. Человек, привыкший рассуждать сугубо рационалистически, гонит от себя всякие мысли о невидимых разумных существах. Ему привычнее принять, что именно хаос порождает порядок. Напротив, человек, в мышлении которого имеется доля мистики, узнав о явлениях «самоорганизации», повысит свои мистические склонности.

Под мистицизмом мы понимаем веру в то, что некоторым людям истина может открываться не опосредованно ‒ с помощью знаков, символов, логических рассуждений, а непосредственно ‒ путем Откровений. Такое высокое служение Богу и человечеству не имеет ничего общего с деятельностью тех, кто обогащается за счет доверчивости малосведущих людей.

Широко известно высказывание Платона, которое лаконично можно выразить так: государства будут процветать, когда философы будут царствовать, а цари философствовать. Эту мысль можно отнести и к науке. Единое Знание тогда будет достигнуто, когда философы будут заниматься научными исследованиями, а ученые философствовать. Добавим: изучать не только рациональную, но и мистическую философию.

Философские основы синергетики необходимо дополнить мистической составляющей .

Рыльцев Е.В.,
кандидат философских наук.

Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Новый взгляд на человека: вызовы времени». Нижний Тагил: НТГСПА, 2014. С. 34 – 39.

КНЯЗЕВА Е.Н., КУРДЮМОВ С.П.

Образ открытой среды

Класс систем, способных к самоорганизации, это открытые нелинейные системы. Открытость системы означает наличие в ней источников и стоков, обмена веществом и энергией с окружающей средой.

Открытость системы необходимое, но не достаточное условие для самоорганизации: т.е. всякая самоорганизующаяся система открыта, но не всякая открытая система самоорганизуется, строит структуры. Все зависит от взаимной игры, соревнования двух противоположных начал: создающего структуры, наращивающего неоднородности в сплошной среде, и рассеивающего, размывающего неоднородности начала самой различной природы. Рассеивающее начало в неоднородной системе может пересиливать, перебарывать работу источника, размывать все неоднородности, создаваемые им. В таком режиме структуры не могут возникнуть.

Но с другой стороны, и при полном отсутствии диссипации, организация спонтанно возникнуть не может. Необходимо понять роль диссипации (зла) как фактора выедания лишнего и поэтому как необходимого элемента для самоорганизации мира. Диссипация в среде с нелинейными источниками играет роль резца, которым скульптор постепенно, но целенаправленно отсекает все лишнее от каменной глыбы. А поскольку диссипативные процессы, рассеяние есть, по сути дела, макроскопическое появление хаоса, поскольку хаос на макроуровне это не фактор разрушения, а сила, выводящая на аттрактор, на тенденцию самоструктурирования нелинейной среды.



Мировозренческий смысл понятия нелинейности "Нелинейность" фундаментальный концептуальный узел новой парадигмы. Можно даже, пожалуй, сказать, что новая парадигма есть парадигма нелинейности. Поэтому представляется важным развернуть в том числе и наиболее общий, мировоззренческий смысл понятия.

Нелинейность в математическом смысле означает определенный вид математических уравнений, содержащих искомые величины в степенях больше 1 или коэффициенты, зависящие от свойств среды.

Нелинейные уравнения могут иметь несколько (более одного)качественно различных решений. Отсюда вытекает физический смысл нелинейности. Множеству решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эволюции системы, описываемой этими уравнениями (нелинейной системы).

Здесь имеется существенное отличие излагаемой позиции от позиции И. Пригожина. В книге И. Пригожина и И. Стингерс разные пути эволюции связываются прежде всего с бифуркациями при изменении констант среды. То есть в дифференциальных уравнениях меняется некоторый управляющий параметр, и при некотором критическом значении этого параметра термодинамическая ветвь теряет устойчивость и возникают, как минимум, два различных направлениия развития.

Описываемое здесь И. Пригожиным ветвление путей эволюции хорошо известно среди математиков, хотя для многих этот процесс может показаться удивительным. Особенности нелинейного мира состоят в том, что при определенном диапазоне изменений среды и параметров нелинейных уравнений не происходит качественного изменения картины процесса. Несмотря на количественное варьирование констант, сохраняется притяжение того же аттрактора, процесс скатывается на ту же самую структуру, на тот же самый режим движения системы. Но если мы перешагнули некоторое пороговое изменение, превзошли критическое значение параметров, то режим движения системы качественно меняется: она попадает в область притяжения другого аттрактора. Картина интегральных кривых на фазовой плоскости качественно перестраивается.



Превращение становиться вполне очевидным. Ведь изменения параметров нелинейных уравнений сверх критических значений, по сути дела, создает возможность уйти в иную среду, в иной мир. А если качественно меняется среда, будь то среда физических взаимодействий, химических реакций или же среда обитания живых организмов, то совершенно естественно ожидать появления новых возможностей: новых структур, новых путей эволюции, бифуркаций.

В мировоззренческом плане идея нелинейности может быть эксплицирована посредством: идеи многовариантности, альтернативности, как часто говорят сейчас, путей эволюции (подчеркнем, что множество путей развертывания процессов характерно даже для

· одной и той же, неменяющейся открытой нелинейной среды);

· идеи выбора из данных альтернатив;

· идеи темпа эволюции(скорости развития процессов в среде);

· идеи необратимости эволюции.

Особенности феномена нелинейности состоят в следующем.

Во первых, благодаря нелинейности имеет силу важнейший принцип "разрастания" малого, или "усиления флуктуаций". При определенных условиях (далее будет показано при каких именно) нелинейность может усиливать флуктуации, значит делать малое отличие большим, макроскопическим по последствиям.

Во вторых, определенные классы открытых нелинейных систем демонстрируют другое важное свойство пороговость чувствительности. Ниже порога все уменьшается, стирается, забывается, не оставляет никаких следов в природе, науке культуре, а выше порога, наоборот, все многократно возрастает.

В третьих, нелинейность порождает своего рода квантовый эффект дискретность путей эволюции нелинейных систем (сред).То есть на данной нелинейной среде возможен отнюдь не любой путь эволюции, а лишь определенный спектр путей. Выше отмеченная пороговость чувствительности определенных классов нелинейных систем, кстати, также является показателем квантовости.

В четвертых, нелинейность означает возможность неожиданных, называемых в философии эмерджетными, изменений направления движения процессов. Нелинейность процессов делает принципиально ненадежными и недостаточными весьма распространенные до сих пор прогнозы экстраполяции от наличного. Ибо развитие совершается через случайность выбора пути в момент бифуркации, а сама случайность (такова она уж по природе) обычно не повторяется вновь.

Режимы с обострением

За нелинейностью, кроме того, стоит представление о возможности на определенных стадиях сверхбыстрого развития процессов. В основе механизма такого развития лежит нелинейная положительная обратная связь. Об этом стоит сказать несколько поподробнее, ибо идея нелинейной положительной обратной связи является для данной области обобщающей.

Хорошо известно, например, к чему приводит отрицательная обратная связь. Она дает стабилизирующий эффект, заставляет систему вернуться к состоянию равновесия. А что дает положительная обратная связь? На первый взгляд кажется, что она приводит лишь к разрушению, к раскачке, уводит систему от состояния равновесия, к неустойчивости, а неустойчивость не представляет интереса.

На самом деле сейчас внимание школы Пригожина и многих других групп исследователей направлено как раз на изучение нестабильного, меняющегося, развивающегося мира. А это и есть своего рода неустойчивость. Без неустойчивости нет развития. Нелинейная положительная связь важнейший элемент в моделях автокаталитических процессов самой различной природы.

Изучение так называемых режимов с обострением (blow up) это режимы сверхбыстрого нарастания процессов в открытых нелинейных средах, при которых характерные величины (например, температура, энергия или же денежный капитал) неограниченно возрастают за конечное время.

Методология "задач на обострение" позволяет с нетрадиционной точки зрения рассмотреть ряд классических задач механики, связанных с процессами сжатия, кумуляции, кавитации, коллапсов. Есть основания предположить, что возможны новые подходы к решению задач коллапса быстрого сжатия вещества, к химической кинетики, метеорологии (катастрофическим явлениям в атмосфере Земли), экологии (росту и вымиранию биологических популяций), нейрофизиологии (моделированию распространения сигналов по нейронным сетям), эпидемиологии (вспышкам инфекционных заболеваний), экономике (феноменам бурного экономического роста) и т.д. Во всех этих задачах, по видимому, работают механизмы положительной обратной связи, приводящие к режимам с обострением.

Еще раз о редукционизме

Пригожин утверждает, что сегодня наука не является редукционисткой. Конечно, редукционизм - это путь познания, который вызывает сомнения и опасения. Нужно избежать жесткого фикализма или механицизма, непосредственного сведения всего к законам простейших формообразований природы. Но современное знание все в большей степени базируется на сознательном применении высокоабстрактных моделей, отражающих абстрактные свойства открытых нелинейных систем на различных уровнях организации мира. И, кроме того, содержание термина редукционизм изменилось.

Недопустим редукционизм механистический, т.е. фактическое отрицание специфичности более сложного, сведения целого к сумме частей. Но правомерен диалектически понятный редукционизм как "использование фундаментальных законов более простых уровней с целью теоретического выведения (объяснения) качественной специфичности сложных образований.

Математическое моделирование сложных нелинейных систем, начинает нащупывать ныне тот класс объектов, для которых существуют мостики между мертвой и живой природой, между самодостраиванием нелинейно эволюционирующих структур и высшими проявлениями творческой интуиции человека. На определенном уровне абстракции начинает проступать некое принципиальное подобие рисунка событий, некая фундаментальная общность процессов, происходящих, казалось бы, в совершенно несопоставимых областях событийной реальности.

Новый образ детерминизма

Последняя часть утверждения И. Пригожина касается того, что современная наука перестала быть детерминистической. И с этим нельзя согласиться. Относительно детерминизма много говорилось выше. Сейчас только резюмируем сказанное. И Пригожин неоднократно подчеркивает, что режимы движения переключаются, пути эволюции реальных систем бифуркируют, многократно ветвятся, в моменты бифуркации играет роль случайность, и вследствие этого мир становится загадочным, непредсказуемым, неконтролируемым. В определенном смысле дело обстоит действительно так. Однако в настоящей статье развертывается центральная идея иного рода: наличие поля путей развития для открытых нелинейных сред, спектра структур, возбуждаемых различной топологией начальных воздействий на среду.

Случайность, малые флуктуации действительно могут сбить, отбросить с выбранного пути, приводят, вообще говоря, к сложным блужданиям по полю развития. Но в некотором смысле по крайней мере, на упрощенных математических моделях можно видеть все поле путей развития. Все возможные пути Дао открываются как бы с птичьего полета. Тогда становиться ясным, что ветвящиеся дороги эволюции ограничены. Конечно если работает случайность, то имеют место блуждания, но не какие угодно, а в рамках вполне определенного, детерминированного поля возможностей.

Управление теряет характер слепого вмешательства методом проб и ошибок или же упрямого насилования реальности, опасных действий против собственных тенденций систем, и строятся на основе знания того, что вообще возможно на данной среде. Управление начинает основываться на соединении вмешательства человека с существом внутренних тенденций развивающихся систем. Поэтому здесь появляется в некотором смысле высший тип детерминизма детерминизм с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.

Таким образом, изложенные здесь представления о закономерностях самоорганизации и эволюции сложных систем в чем-то пересекаются со взглядами И. Пригожина. Но по ряду позиций нет согласия. Понимание механизмов самоорганизации корректируется и развивается. Существенное дополнение это раскрытие механизмов:

а) локализации процессов в среде в виде структур;

б) эволюции (синтеза и распада) нестационарных диссипативных структур;

в) внутренней устойчивости и неустойчивости эволюционных процессов на определенных стадиях их развертывания, т.е. исследование динамики развития процессов в режимах с обострением;

г) чередование этих стадий, различных режимов изменения состояний системы. Причем внутренние механизмы самоорганизации глубоко связаны с ролью хаоса на макроуровне и его конструктивным и деструктивным проявлениями на макроуровне.

КНЯЗЕВА Е.Н., КУРДЮМОВ С.П.

Вопросы философии. № 12, 1992.

СИНЕРГЕТИКА КАК НОВОЕ МИРОВИДЕНИЕ: ДИАЛОГ С И. ПРИГОЖИНЫМ

Феномены самоорганизации, нелинейности, глобальной эволюции неоднократно выступали в качестве предмета обсуждений на страницах журнала "Вопросы философии". Широкое распространение получили представления о становлении порядка через хаос, бифуркационных изменениях, необратимости времени, неустойчивости как фундаментальной характеристике эволюционных процессов благодаря опубликованным в нашей стране книгам И. Пригожина и его коллег из Брюссельского Свободного университета, прежде всего Г. Николиса, И. Стенгерс, А. Баблоянц. Обратим внимание читателей также на менее известную в нашей стране Шпрингеровскую серию книг по синергетике, в рамках которой под общей редакцией Г. Хакена начиная с 1979 г. издано уже более 50 томов по самым разным аспектам динамики самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах. В последнее время появились фундаментальные коллективные исследования тех революционных изменений в картине мира, методологических основаниях науки, в самом стиле научного мышления, которые происходят в связи с развитием теории самоорганизации (синергетики).

Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин)

Наиболее значимыми из концепций, определяющих поснеклассический тип научной рациональности являются синергетика Г.Хаккена, теория диссипативных структур И.Пригожина, концепция автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы.

Синергетика. Синергетическая концепция сыграла в становлении принципа системного эволюционизма не меньшую роль, чем идея раздувающейся вселенной. Термин «синергетика» предложил Г.Хакен. Основным принципом синергетики является принцип сотрудничества согласованности различных процессов, обеспечивающих самоорганизацию сложных систем. Синергетика изучает любые сложные системы, состоящие из множества подсистем. В последние годы данная концепция начинает осторожно использоваться и в психологии [Трофимова, Курганский и др.].

Концепция диссипативных структур И.Пригожина. Важный вклад в новую картину мира внесла концепция Пригожина. Согласно Пригожину, удаляясь от состояния равновесия, термодинамические системы приобретают принципиально новые свойства и начинают подчиняться новым, нелинейным законам. Для описания таких состояний в системе Пригожин использует понятие «диссипативная структура» . «Диссипативный» означает рассеивающий, связанный с потерей энергии, то есть диссипативные структуры описывают неравновесные системы, находящиеся в постоянной нестабильности. Такие системы, согласно Пригожину, характеризуются не планомерным разрушением, но способностью к самоорганизации, в том числе за счет их открытости и, как следствие, возможности черпать энергию извне. Важной частью концепции Пригожина о самоорганизации таких систем является идея возникновения «порядка через флуктуации». Каждая сложная самоорганизующаяся система, согласно Пригожину, характеризуется флуктуациями – отклонениями величин от их среднего значения. В случае если такие флуктуации достигают значительных масштабов, система оказывается в точке бифуркации (раздвоения), в которой она может пойти как в направлении повышения степени организованности, так и в направлении обращения в хаос. Здесь в дело вступает случайность, которая и определяет движение системы в точке бифуркации [Пригожин]. Чем сложнее система, тем более она подвержена флуктуациям. В этом смысле, психика, личность человека – системы в очень значительной степени подверженные флуктуациям. Тем не менее, представления о диссипативных структурах в психологии почти не используются. Среди немногочисленных психологов, использующих идеи И.Пригожина, можно отметить В.П. Зинченко, использующего вышеописанную модель при рассмотрении проблемы выбора человеком пути духовного развития.



Концепция автопоэзиса. Еще одной концепцией является концепция автопоэзиса (самовоспроизведения) У.Матураны и Ф.Варелы. Автопоэзисная система, согласно Матураны, Варелы, состоит из «сети процессов, которые постоянно воспроизводят свои компоненты, таким образом, отделяя себя от окружающей среды» [Лубовский, с.78]. Системы такого типа являются автономными. Внешние воздействия рассматриваются лишь как возможные причины их дезорганизации. Концепция автопоэзиса может применяться в социальных науках, например, для анализа социальных систем (Ф.Хейлигхен).

J. Shotter, анализируя перспективы развития психологии как постнеклассической науки, указывает на необходимость изменения позиции психолога-исследователя. С точки зрения J. Shotter, необходим переход с позиции отстраненного, «обособленного проверяющего теорию созерцателя, к позиции заинтересованного, интерпретирующего, проверяющего процедуру, включенного наблюдателя»; с «одностороннего стиля исследования к двусторонней интерактивной модели» . Shotter также ставит под сомнение исследовательскую процедуру, требующую включения в плоскость рассмотрения поточности и континуальности феноменологии. Этот взгляд, в целом, отражает общую направленность постнеклассически ориентированных психологов в отношении будущего психологической науки.

Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований

Возникло в начале 70-х гг. и ставило в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных.

К этому направлению относят ряд научных теорий.

В их числе: тектология или всеобщая организационная наука (А.А. Богданов); общая теория систем и связанные с ней многочисленные системные подходы (Л. Фон Берталанфи, Э. Ласло, Д. Клир); кибернетика и связанные с ней системные теории управления (Н. Винер, У.Р. Эшби, А.Д. Урсул, В.П. Пушкин и др.); теория функциональных систем П.К. Анохина; теория универсального эволюционизма (Н.Н. Моисеев, Э. Янч и др.); синергетика Г. Хакена; теория диссипативных (открытых) систем и самоорганизации И. Пригожина; теория гиперцикла М. Эйгена; теория тепловых структур С.П. Курдюмова; демографическая теория С.П. Капицы; автопоэзисная теория У. Матурани и Ф. Вареллы; теоретическая история Г. Малинецкого и другие.

Наиболее существенный вклад в становление и развитие системно-синергетического направления в естественнонаучной области принадлежит И. Пригожину, Г. Хакену, Г. Николису, И. Стенгерсу и другим ученым 1 .

Г. Хакену принадлежит формулировка понятия «синергетика», И. Пригожину и его школе в наибольшей мере – разработка ее основных тем, законов, принципов.

Идеи синергетики нашли активное развитие в работах отечественных исследователей Н.Н. Моисеева, В.С. Степина, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, В.Э. Войцеховича, Г.И. Рузавина 2 и других.

Вместе с тем, статус синергетики как совокупности знаний, до конца не определен. В.И. Аршинов, В.Э. Войцехович справедливо замечают, что синергетику понимают и как теорию, и как учение, и как науку, и как мировоззрение, исходящие из самых различных образов, фактов, представлений о хаосе, порядке, когерентности, переходных и кооперативных процессах в природе, обществе, духовном мире 3 . И все же синергетика как сфера научного знания вполне институционализирована, представляет собой постнеклассическое научное направление.

Как известно, в методологии науки различаются:

1. классическая наука - от классической механики Галилея – Коперника, И. Ньютона до теории относительности Эйнштейна;

2. неклассическая наука - релятивистская и квантовая механика, в которых отражены линейные модели прогресса;

3. постнеклассическая наука, рассматривающая мир как самоорганизующуюся систему.

Диверсификация общественных процессов, осознание того, что самоорганизация есть онтологический принцип бытия, цивилизационное развитие вошло в режим бифуркационного каскада (который тождественен «взрыву», кризису, катастрофе), недовольство ценностями техногенной цивилизации в европейской культуре, понимание, что классическая и неклассическая наука исчерпала свой методологический потенциал, что наука должна быть не только познающей, но и понимающей, аксиологически ориентированной, способствовали появлению постнеклассического научного подхода с новыми эвристическими возможностями.

Под самоорганизацией в синергетической парадигме понимаются процессы возникновения упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях. Это процесс саморазвития систем, при котором они демонстрируют способность к самозарождению, преобразованию не только благодаря притокам энергии, информации извне, но, прежде всего, своим внутренним возможностям.

Согласно Г. Хакену, «сложные системы – системы, состоящие из большого числа частей, взаимодействующих между собой более или менее сложным образом» 4 . Для К. Майнцера в теории систем «сложность означает не только нелинейность, но и огромное число элементов с большим числом степеней свободы» 5 .

Одна из наиболее парадоксальных особенностей сложных систем заключается в их способности самопроизвольно образовывать пространственные или временные структуры. Поведение отдельных элементов в сложных системах с огромным числом степеней свободы не может быть ни предсказано, ни прослежено в прошлом.

Синергетика и изучает путь к сложному, рождение сложного, его нарастание, процесс морфогенеза.

Синергетический подход в качестве исходных методологических посылок принимает открытость, нестабильность, неравновесность, нелинейность систем, в которых линейность, стабильность, равновесность оказываются моментами этой нестабильности и неравновесности. В таких условиях структуры зарождаются, эволюционируют, претерпевают трансформации.

Центральной причиной самоорганизации является неравновесность, благодаря ей материя приобретает активность, как следствие - зрелость. И. Пригожин указывает, что материя более активна в неравновесном состоянии, поскольку в равновесии она взаимодействует только с элементами, которые непосредственно ее окружают, в то время как неравновесное состояние возбуждает всю систему, и каждая подсистема имеет дело со всей системой. В равновесии материя слепа, а вне равновесия прозревает. В сильно неравновесных условиях она обретает способность воспринимать различия во внешнем мире и «учитывать их в своем функционировании» 6 .

Процесс упорядочивания структур, снятия энтропии, происходит при нахождении системы в далеких от равновесия состояниях, вблизи от особых критических точек (точек бифуркаций), в окрестности которых ее поведение становится неустойчивым. Начинает работать принцип «разрастания малого» или «усиления флуктуаций».

В точках бифуркации система под влиянием самых незначительных воздействий может резко изменить свое состояние, начать эволюционировать в новом направлении, или нелинейность может усилить флуктуации, делая малое отличие большим, даже макроскопическим по последствиям. Этот процесс представляет переход системы от одного стабильного состояния в другое (порядок) через момент хаоса, высшая точка которого и есть бифуркация.

В рамках синергетической парадигмы главная форма бытия – не ставшее, а становящееся. Становление выражается через две свои крайности – хаос и порядок.

Хаос – основа сложности, случайности, творения – разрушения, конструкции – деконструкции. Порядок – основа простоты, необходимости, закона, красоты, гармонии. «Бытие предстает то как ставшее, - утверждают В.И. Аршинов, В.Э. Войцехович, - то как становящееся. Бытие и то, и это» 7 .

Принципиально важным положением является то, что в неравновесной системе хаос, дезорганизация, случай не обязательно разрушительны, но могут быть конструктивны.

Хаос конструктивен, когда он создает новые условия для развития, разрушая преграды, мешавшие до этого образованию новых структур.

В процессе переосмысления концепции хаоса в синергетике вводится понятие динамического (детерминированного) хаоса, что является перманентным состоянием системы, выводит ее за порог стабильности, тем самым, провоцируя бифуркацию, которая приводит к выбору дальнейшего пути развития. Это сверхсложная упорядоченность, существующая неявно, потенциально, которая может проявиться в огромном многообразии упорядоченных структур.

В неравновесных условиях происходит тонкое взаимодействие между случайностью и необходимостью, флуктуациями и детерминистскими законами. Вблизи бифуркаций основную роль играют флуктуации или случайные элементы, тогда как в интервалах между бифуркациями доминируют детерминистские аспекты.Движение «направляется» специфическим аттрактором – состоянием равновесия. Устойчивость возникающих структур обеспечивается балансом нелинейности и диссипации. Слишком сильное нелинейное взаимодействие или слишком сильная диссипация разрушают структуру.

Е.Н. Князева показывает, что нелинейная среда потенциально содержит в себе различные типы локализации процессов (различные типы структур). Среда выступает в качестве носителя различных форм будущей организации, в качестве поля возможных путей, «целей», аттракторов эволюции, которые определяются исключительно внутренними, собственными свойствами открытой нелинейной среды. Иными словами, будущее открыто в виде спектра преддетерминированных возможностей настоящего.

Паттерны самоорганизации и эволюции начинают выстраиваться до самого процесса эволюции. Структуры-аттракторы как будущие состояния предданы, предзаданы. Все воздействия, попытки построить организацию, которые выходят за пределы притяжения («конуса» аттрактора) оказываются тщетными. Хаос – это «сила», выводящая структуры-аттракторы эволюции, а также способ синхронизации темпов развития подструктур внутри сложной структуры.

Макроорганизация строится благодаря, бесспорно, хаосу на микроуровне. Добро и зло, порядок и хаос, организация и дезорганизация – все в мире уравнено. Бессмысленно бороться против хаоса, стремиться полностью вытеснить деструктивные элементы мира. Подчиняясь «ритмам жизни», ритмам колебаний (подъем – спад – стагнация – подъем и т.д.), система может поддерживать свою целостность, динамически развиваться.

В зависимости от уровня динамического равновесия системы должно меняться и наше познавательное отношение к ней.

В ситуации установившегося порядка, по утверждению И. Пригожина, И. Стенгерса, отношения «поддаются» адекватному анализу в каузальной традиции: «Мы можем считать.. системы, близкие к равновесию, контролируемыми или управляемыми» 8 . И наоборот, в точках бифуркации такое поведение становится неустойчивым и может эволюционировать к нескольким альтернативам, следовательно, необходимы иные познавательные принципы. Важно понимание, что бытие как становление узнается (открывается) познающему субъекту, это происходит в ходе диалога, коммуникативного, доброжелательного взаимодействия субъекта и установления гармонии в результате диалога.

Таким образом, в синергетической парадигме меняются отношения субъекта и объекта, характер причинно-следственной связи, трактовка роли случая.

Социосинергетика

В последние годы синергетическое знание активно внедряется в социогуманитарные дисциплины, образовалась вполне самостоятельная отрасль знания социосинергетика 9 .

Социальная эволюция также происходит в форме самоорганизации, но имеет своеобразие. Прежде всего, в объекте.

В самом общем виде, указывает В.Г. Иванов, объектом социальной синергетики являются специализированные процессы деинституционализации и институционализации социальных порядков (систем и подсистем), реализующиеся синергетическим способом, т.е. спонтанно, надсознательно, нелинейно 10 .

Вместе с тем, социальное, кроме саморазвития, дополняется организацией как осознанным процессом управления. Иными словами, в социальных процессах происходит сплетение начал организуемого и самоорганизующегося, сознательного и неосознанного, стихийного, предсказуемого и непредсказуемого.

Социальная система находится в перманентном неравновесном состоянии, поскольку пребывает в диссонансе в силу:

1. постоянных внутренних (исходящих от самой системы) и внешних (возникающих при взаимодействии системы с окружающей средой) информационных воздействий на нее;

2. зависимости существования от объектов внутренней и внешней среды;

3. возникающих противоречий в процессе жизнедеятельности (противоречия между биологической ограниченностью человека и его растущими потребностями, притязаниями, устремленностью к абсолютной свободе и другие) и т.п.

Социокультурная эволюция допускает существование нескольких аттракторов. Социум содержит в себе различные латентные сценарии будущего, количество которых не бесконечно. Реализуемы далеко не все варианты, сценарии, поскольку есть определенный спектр возможного.

Динамичность социального развития, полагает Е.Н. Князева, поддерживается, с синергетической точки зрения, за счет чередования двух взаимодополняющих режимов - возрастания интенсивности процессов и их спада, стекания на центральное традиционное ядро процессов и растекания от него, только за счет частичных возвратов к старому, к традиции, к «прасреде» сознания... 11 .

Синергетика показывает, что пути развития исторических событий существуют объективно и определяются внутренними социокультурными атрибутами общества, а не возможными действиями людей, даже исторических личностей и харизматических вождей.

Парадигмы нелинейного развития, по словам И. Пригожина, И. Стенгерса,акцентируют внимание на не абсолютной роли целенаправленно действующего человека, подчеркивают существование закономерных механизмов социодинамики: «История человечества не сводится к основополагающим закономерностям или простой констатации событий. Каждый историк знает, что изучение исключительной роли отдельных личностей предполагает анализ социальных и исторических механизмов, сделавших эту роль возможной. Знает историк и то, что без существования данных личностей те же механизмы могли бы породить совершенно другую историю» 12 .

Вместе с тем, И. Пригожин выражает убежденность в рациональной способности человека влиять на ход социальных и социально-природных процессов, хотя и в ограниченной степени. Даже если флуктуация становится неуправляемой, это еще не означает, что невозможно локализовать причины неустойчивости, вызванной усилением колебания.

Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект ориентируется на самые общие правила, нормы взаимодействия с реальностью, на запреты, определяющиеся внутренними свойствами среды. Системы напрямую не зависят от непосредственных телеологических социальных воздействий, но подвержены влиянию условий и ограничений, создаваемых людьми.

Задача управления - задача определения возможных путей развития, спектра структур-аттракторов эволюции.

Управленческое воздействие должно быть не энергетически мощным, а адекватным, в этом смысле - правильно организованным. Необходимо понимать важность осторожного обращения с высокочувствительными сложными системами в природе и обществе. Слабые, но правильно организованные (резонансные) воздействия эффективны. Ими необходимо подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных путей развития, тем самым обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие, способствовать преодолению хаоса, его не преодолевая, а делая его творческим, инновационным.

Динамическая устойчивость системы, включающая в себя адаптируемость и изменчивость, позволяет системе сохранить ее самотождественность и одновременно осуществлять креативное развитие.

Креативность социума выражается в познании естественных порядков, в создании более совершенных искусственных порядков, увеличивающих уровень свободы самополагания человека. Важным условием является продуцирование множества конкурентных идей, задающих разнообразные новые паттерны будущего, что тонизируют систему своей непредсказуемой новизной.

Творческие идеи могут способствовать появлению новых ценностей, отношений, нахождению новых способов совмещения науки и морали, знания и ценностей, что, в конечном итоге, должно позволить сделать науку, знание вообще, аксиологически ориентированными. Подобное творчество формирует социум, личность, которые могут задействовать не только рациональные способы освоения мира, но и архаические пласты сознания, подсознание, интуицию, надсознательное, позволяющие целостно увидеть мир в его пространственно-временной перспективе. В этом смысле синергетика актуализирует старую философско-методологическую идею о единстве мира.

Культура как совокупность способов и результатов социальной жизнедеятельности, с точки зрения синергетики, не может быть не только репрессивно-авторитарной, но и поучающей, назидательной. В условиях такого творчества важным становится не сам конечный продукт, но процесс коллективного соучастия, сотворения, смыслопорождения.

Синергетическая парадигма не претендует на истину в последней инстанции, не отрицает детерминизм, редукционизм, концепции линейного развития, она лишь выступает против их всеобщей универсализации. Она направлена на то, чтобы помочь человеку осознать, что он живет в условиях неопределенности, неравновесности, сложности, открытости, где нет единого центра, живет мире, который не только линейно не стремится к какому бы то ни было прогрессу, но возможно вообще никуда не стремится.

1 Николис Ж., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. – М.: Мир, 1979; Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках / Пер. с англ. Данилова Ю.А.; Под ред. Климонтовича Ю.Л. . – М.: Наука, 1985; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. Данилова Ю.А.; Общ. ред. и послесл. Аршинова В.И. и др.– М.: Прогресс, 1986; Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. - М.: Прогресс, 1994; Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Ред. кол. Степин В.С. и др. – М.: Прогресс-Традиция, 2000; Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985 и др.

2 Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. – М.: Наука, 1987; Моисеев Н.Н. Теория ноосферы и материальные модели // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1987.–М., 1987; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным// Вопросы философии. – 1992. - № 12; Логика, методология, философия науки. XI Международная конференция. Т.VII. Методологические проблемы синергетики. - М., Обнинск, 1995; Рузавин Г.И. Парадигма самоорганиазции как основа нового мировоззрения // Свободная мысль. - 1993. - № 17-18; Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. / Отв. ред. Акгурин И.А., Аршинов В.И. - М.: РАН, ИФ, 1994.

3 Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Ред. кол. Степин В.С. и др. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 107.

6 Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках / Пер. с англ. Данилова Ю.А.; Под ред. Климонтовича Ю.Л. . – М.: Наука, 1985. – С.54, 56.

7 Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Ред. кол. Степин В.С. и др. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С.113-114.

8 Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. - М.: Прогресс, 1994. – С. 69.

9 Венгеров А.Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. – 1993. - № 4; Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы. Синергетика. Философия. Научная рациональность. - М.: Изд-во РАГС, 1999; Ельчанинов М.С. Методологические идеи социосинергетики. – Тольятти: Тольятинский филиал Самарского гос. пед. ун-та, 2000; Иванов В.Г. Синергетическая природа социальных модернизаций. – Тверь: Тверской гос. тех. ун-т, 1995; Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров: Статьи, исследования, заметки. – СПб.: Искусство-СПб, 2001; Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Ред. кол. Степин В.С. и др. – М.: Прогресс-Традиция, 2000; Шалаев В.П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире. – Йошкар-Ола: Мордовский гос. тех. ун-т, 1999 и др.

10 Иванов В.Г. Синергетическая природа социальных модернизаций. – Тверь: Тверской гос. тех. ун-т, 1995. – С.12.

11 Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Ред. кол. Степин В.С. и др. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 257.

12 Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. - М.: Прогресс, 1994. – С. 54-55.