Архитектурный план дома. Архитектурные стили

План является одним из трёх основных видов архитектурных чертежей, представляющих собой двухмерные проекции объёмных конструкций. Остальные два - это разрез и фасад. Во всех случаях взгляд наблюдателя перпендикулярен плоскости, на которой проецируются элементы и поверхности сооружения.


Говоря о плане, мы подразумеваем, что эта плоскость горизонтальная, параллельная земле или полу. По сути, это вид здания сверху, в поперечном сечении, произведённом на воображаемом уровне выше линии оконных проёмов.

Самый распространённый вид плана - это поэтажный план. Он отображает расположение помещений, находящихся на одном этаже, их размер, форму и связь между собой. План даёт представление о наличии окон, дверей, лестниц и других важных объектов вплоть до радиаторов и иногда предметов мебели.

Строгое соблюдение масштаба при составлении плана позволяет судить о пропорциях тех или иных элементов по отношению друг к другу, а также вычислить их параметры с высокой точностью. В качестве примера здесь приведён план дома Гропиуса в Линкольне. Стрелка указывает начало пути движения по зданию с передней террасы.

Многие знаменитые архитекторы, включая Фрэнка Ллойда Райта, использовали план как стимул развития подспудной логики, управляющей пространствами, конструкциями, масштабами и текстурами. Здесь приведён план его дома Розенбаума. Прямоугольная сетка указывает на то, что пол в здании будет бетонным, и одновременно с этим даёт представление о положении стен, окон и дверей.

Поэтажные планы позволяют отображать альтернативные замыслы архитектора. Что если лестницу перенести на другое место? А форма кухни может быть вытянутой, а не Г-образной. Компьютерные программы на базе САПР помогают моментально визуализировать любое движение творческой фантазии разработчика дизайна.

Рабочие эскизы архитекторов (создаваемые для оценки стоимости проекта, проведения торгов и предоставления застройщику) могут показаться сложными и запутанными. Приведённый здесь план снабжён множеством пояснительных выносок, ссылок на другие чертежи, замечаний и меток, касающихся предполагаемых типов стен, дверей и других составляющих.

Генеральный план составляется по тем же правилам, что и поэтажный. Разница заключается в том, что он отображает положение здания на местности и его взаимодействие с внешними объектами: дорогами, деревьями, водоёмами и т. д. Возможен комбинированный вариант, который представляет собой поэтажный план, интегрированный в окружающий ландшафт.

Частенько встречаем у заказчиков заблуждения о составе Архитектурного рабочего проекта (его называют АР). У многих это общие представления о его составе, у некоторых мнение, что это архитектурный раздел проекта это всего лишь «планы, фасады, разрезы…», встречаются и такие которые считают его ненужной тратой времени и денег.

Наше мнение, что это не совсем так, вернее это совсем не так:). это неотъемлемая, важная и полноценная часть всего проекта, в большинстве случаев конструктивный раздел (КР) тесно связан с АР и большая часть листов раздела КР ссылается именно на архитектурный раздел. Они дополняют, уточняют друг друга и лишь оба комплекта АР и КР можно назвать полноценным рабочим проектом для строительства частного дома. Сегодня мы хотим на конкретном примере показать, что должен содержать подробный архитектурный рабочий проект для строительства частного дома . И как пример мы возьмем наш проект который был разработан этой весной и на данный момент реализовывается. Цена архитектурного проекта частного дома зависит от площади дома, от сложности технического задания и необходимых сроков разработки проекта — предварительно ознакомится .

Должны сказать, что данный проект не эталонный и сложно сказать, что количество и состав чертежей в проектах АР может быть типовым, так как каждый проект имеет свои нюансы и свои особенности, в зависимости от этого он может быть дополнен разного рода схемами и чертежами.

  1. Титульный лист проекта.

    На нем дается краткое описание проекта

  2. Визуализация проекта.

    3Д ренедеры которые дают понимание внешнего вида дома

  3. Общие данные.

    Это таблица в которой перечислены все чертежи в составе проекта, даны общие указания и еще пара ведомостей.

  4. Общие указания по ведению кладки

    На этом листе архитектор описывает из какие материалов будет строиться дом, каким образом ведется кладка стен и на какие нюансы следует обратить заказчику особое внимание.

  5. Схема инсоляции

    Схема показывающая какие образом и как долго будет освещена та или иная сторона дома.

  6. Генеральный план или схема планировочной организации рельефа.

    Один из важнейших чертежей проекта. Дает понимание как привязан дом к границам участка в соответствии нормативам и как будет организован рельеф после строительства. Этот же чертеж входит в состав строительного паспорта для получения разрешения на строительства. В частности, в этом проекте мы имели дело со сложным рельефом на склоне и проработали 3Д вид рельефа, чтобы строителям было нагляднее

  7. Кладочные планы этажей.

    Этой частью проекта на стройке пользуются почти все строители, но больше всего времени он принадлежит каменщикам, которые ведут кладку стен, перегородок, дымоходов и каналов. Здесь обозначены все размеры, простенки, привязаны окна и двери, даны примечания и условные обозначения.

  8. Маркировочные планы этажей.

    Этот чертеж схож с кладочным планом, но именно на маркировочном плане обозначены и замаркированны оконные и дверные проемы, типы полов, даны площади помещений и таблица-ведомость помещений.

  9. План кровли.

    Чертеж показывает габаритные размеры кровли, привязку к осям. Дает понимание основных высотных отметок характерных частей крыши: коньки, ендовы, свесы, фронтоны и т.д. Иногда наша проектная группа включает в этот лист 3Д схему с отметками и уклонами кровли, чтобы заказчики и строители проще уловили суть.

  10. Фасады дома.

    Ну тут все и без объяснений ясно. Это лицо дома, на чертеже фасада, видны все уровни и отметки, каменщик всегда работает с кладочным планом и фасадом. Именно так достигается полное понимание какой простенок где начинается и до какой отметки ведется кладка.

  11. Обычно их не менее трех-четырех и они также уточняют понимания общей картины внутри дома.

  12. Детали стен или сечения по стенам.

    По сути это разрезы только в большем масштабе и их намного больше чем 2-3. Так как масштаб таких сечения обычно 1:20, 1:30 то тут можно увидеть «порядовку» каменной кладки — то есть высоту ряда с растворным швом и понять какое количество рядов кладки будет, например, под окном и над окном. Тут же дана информация как армируется кладка, как устраиваются декоративные элементы и т.д.

  13. Вентиляционные каналы и дымоходы.

  14. Экспликация стен и ведомость расхода материалов.

    Спецификация расхода материалов дает заказчику понимание какие стеновые материалы ему необходимо закупить и в каком количестве. Это, кстати, один из наиболее задаваемых заказчиками вопросов 🙂

  15. Схема оконных блоков и дверей.

    Представлены схемы окон и дверей. Дана информация о количестве и размерах окон и дверей на этаж и общее количество для всего дома.

  16. Схематически представлены полы дома, их состав и площадь.

Этим постом наша проектная группа хочет дать понимание для заказчиков которые еще не столкнулись со стройкой и не знают какую информацию они должны получить . Также хотелось бы оградить наших будущих заказчиков от нечестных и некомпетентных проектировщиков. Зная, какой объем информации вы получите заказав архитектурный проект, вас будет сложнее обмануть. Требуйте от архитекторов и дизайнеров, чтобы АР давал ответы на все вопросы по стройке, а не был чем-то вроде «планчики и фасады с разрезами» 🙂 Или просто обращайтесь к нам- мы любим сложные и интересные задачи!

Компания Арт Проект занимается индивидуальной разработкой архитектурных проектов домов , загородных коттеджей и дач. Мы выполним весь комплекс работ по архитектурному проектированию - от выбора места расположения дома на участке до детального просчета конструктивных и инженерных систем. В результате работы с нами Вы получите на руки полный комплект чертежей и рабочей документации, которая необходима для начала строительства дома Вашей мечты!

Что такое архитектурный проект дома ?

Архитектурный проект дома - это не только его 3D-модель с реальными размерами и привязками, но и проработанная внутренняя планировка, отрисованный фасад, планы этажей, все необходимые разрезы, строительные планы стен, кровли, спецификация окон и дверей и пр.

Архитектурный проект необходим для получения разрешения на строительство дома, и на основании него будут разрабатываться остальные части проектной документации - конструктивный и инженерный проекты.

Для чего нужен архитектурный проект дома?

Благодаря архитектурному проекту вы получите:

Общую концепцию дома

Рабочую документацию

Бюджет стройки

Безопасность

Расчет инженерных коммуникаций

  1. Архитектурный проект позволит вам увидеть, как будет выглядеть дом в будущем после завершения стройки. Вы получите 3D-модель своего дома в объеме фотографического качества, чертежи фасада в цвете, варианты внутренней планировки дома с расстановкой мебели и сантехники.
  2. Кроме 3D-визуализации после завершения проектирования у вас на руках появится целый комплект рабочей документации - чертежи, планы, разрезы, необходимые для начала стройки и дальнейшей проработки конструктивной и инженерной частей проекта.
  3. Разработка конструктивной части проекта поможет с определением бюджета строительства. По прилагаемым спецификациям строительных материалов можно будет вывести их точную стоимость и определить объем строительных работ.
  4. Конструктивная часть проекта подразумевает расчет всевозможных нагрузок (деревянные конструкции, железобетонные и металлические конструкции), а это влияет на безопасность эксплуатации дома и его долговечность.
  5. При расчете инженерных систем производится индивидуальное проектирование вентиляции, отопления, водопровода, канализации, электроснабжения дома. В результате вы получаете все необходимые расчеты, схемы подключения, спецификации оборудования и материалов.

Архитектурный проект дома поможет вам не только лучше представить себе, как будет выглядеть дом после завершения строительства, но и предусмотреть все нюансы, связанные с удобством и безопасностью вашего проживания в нем. Кроме этого, архитектурный проект сэкономит вам много времени и денег!

Из чего состоит архитектурный проект?

Архитектурный проект - это целый альбом из чертежей, 3D-видов и спецификаций. В нашей компании в стандартный проектный комплект обычно входит следующая документация:

  1. 3D-визуализация дома в Архикаде;
  2. Чертежи фасада здания (с реальными размерами в цвете);
  3. Планы этажей;
  4. Внутренняя планировка дома (с мебелью и сантехникой);
  5. Строительные планы стен (с реальными размерами, материалами);
  6. План кровли (с реальными размерами);
  7. План напольных покрытий (площадь, состав, материалы);
  8. Спецификация дверей и окон (размеры, количество);
  9. Спецификация декоративных элементов (размеры, артикулы).

Кроме архитектурного проекта, по желанию заказчика, разрабатываются еще два альбома - конструктивная часть проекта и инженерная.

Сколько стоит архитектурный проект?

Стоимость проекта зависит от общей площади дома и от состава самого архитектурного проекта. Так, если вы заказываете стандартный по составу проект, то его стоимость можно вывести исходя из расчёта 600 руб./кв.м. Если вы дополнительно хотите заказать конструктивную или инженерную часть, то ориентируйтесь на эту же сумму: 600 руб./кв.м.

Подробнее познакомиться со стоимостью и составом технической документации, входящей в каждый из альбомов, вы можете в разделах Стоимость работ:

Порядок действий, если вам необходим архитектурный проект

  1. Оставьте свою заявку на сайте через форму обратной связи внизу этой страницы, наш архитектор оперативно свяжется с Вами для уточнения деталей. Вы можете так же позвонить нам по телефону: 8 499 638-22-40 или связаться с нами любым другим способом, указанным в разделе Контакты .
  2. Встреча с архитектором происходит либо на вашем объекте, либо у нас в офисе. Во время встречи вы обсуждаете все нюансы нашего будущего сотрудничества.
  3. Заключить договор на оказание услуг можно уже при первой встрече с архитектором.
  4. После заключения договора, архитектор готовит техническое задание на создание архитектурного проекта и переходит к его разработке. В процессе работы над проектом вы получаете вначале эскизы, в которые по мере необходимости можно вносить корректировки. Затем после согласования эскизной части проекта , начинается детальная проработка и составление рабочего проекта .
  5. После согласования всех частей проекта с вами, архитектор оформляет его должным образом. Когда проект готов, происходит подписание акта об оказании услуг, а вы получаете на руки альбом с полным комплектом чертежей, 3D-визуализаций, спецификаций и пр.

Наши работы по архитектурному проектированию:

Американский архитектурный стиль - потомок старого европейского . Эмигранты из Европы, и в первую очередь из Англии привозили архитектурные тенденции своих стран в Северную Америку, где внедряли и развивали их. Особенностью этого стиля является, безусловно, желание первых поселенцев продемонстрировать масштаб и богатство дома. Отсюда и ощущение дома как целого архитектурного комплекса.

Американскую архитектуру отличает просторность, симметрия, многочисленные каскады крыш, колонны, множество больших окон, часто со ставнями, иногда шпили, высокая центральная лестница, протяженность по горизонтали, минимум рельефных деталей, светлая штукатурка в качестве отделки. Всем своим видом эти проекты домов и коттеджей демонстрируют успешную жизнь хозяев на новых необжитых землях.

Английский стиль

Английский стиль - это соединение аристократизма и сдержанности, утонченного вкуса и дорогостоящих материалов. Этот архитектурный стиль в нашей стране чаше определяется общим термином «английский стиль», но в действительности представляет собой два взаимосвязанных стиля - георгианский и стиль регентства, названия которым дали исторические эпохи. В современном понимании английский дом — это смесь данных стилей.

Формировались они под влиянием материковой Европы, но переосмыслялись здесь по-своему. Черты английского стиля: прямоугольный, симметричный план; равномерное распределение и размерность всех окон; кирпичные, мало украшенные стены; низко расположенный вход с портиком; средние по высоте скаты крыши; минимальный вынос крыши над стенами; пять окон на главном фасаде; парные трубы; пилястры по бокам двери; двери с филенками.

Дом в истинном английском стиле построен исключительно из красного кирпича. Фасад английского дома достаточно строг и лишь в редких случаях допускаются небольшие украшения. Обязательный атрибут - наличие газона и цветников.

Стиль Ф.Л. Райта (стиль прерий)

Родившийся 8 июня 1867 года, Фрэнк Ллойд Райт является величайшим архитектором в мире, самым плодовитым, противоречивым и вдохновляющим.

Райт не любил сложных деталей и суетливости существовавших архитектурных стилей. Он выступал за чистоту и простоту линий, считал, что хорошо построенные здания дополняют окружение.

Стиль прерий распространился на среднем западе США в конце XIX - начале XX веков. Для стиля прерий характерны выраженные и подчеркнутые горизонтальные линии, плоские или шатровые кровли с широкими свесами, окна, объединенные в горизонтальные полосы, максимальная интеграция постройки в ландшафт. Название стиля происходит от длинных горизонтальных линий, вызывающих ассоциации с пейзажами прерий.

Для этого стиля также характерно минималистское украшение фасадов, центральное расположение каминной комнаты как символа семейного очага. Усложнение геометрии дома достигается с помощью остекленных галерей, балконов, парапетов и клумб. Граница между интерьером и террасой теряется. Места общего пользования имеют вид залов.

Готический стиль

Готика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. Для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль. Для неоготического архитектурного стиля характерны адаптированные готические элементы: стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башни с легкорамной конструкцией, внутренние колонны, высокие узкие окна с традиционными переплетами.

Европейский стиль

Один из наиболее популярных сегодня архитектурных стилей - европейский. Основанный на архитектурных традициях прошлого, консервативный, он хорошо гармонирует с природой.

Дома в европейском стиле отличаются правильными геометрическими формами, часто усложненными эркерами. При проектировании используют, как правило, форму квадрата или близкую к квадрату.

Цоколь обычно отделывают камнем или плиткой. Крышу выполняют двух- или четырехскатной. Традиционно в качестве кровельного покрытия использовалась красная натуральная черепица, которую сегодня вытесняет металлическая. Дверь оформляют в цвете, который контрастирует с цветом стен. Окна, как правило, небольшие, прямоугольной или арочной формы. При планировании внутреннего пространства большое внимание уделяется его эффективности, благодаря чему на относительно небольшой площади удается разместить все необходимое.

Итальянский стиль

Итальянский стиль в архитектуре формировался на протяжении столетий, что во многом определяет его поистине уникальный характер.

Итальянский стиль иногда называют неоренессансом. Зародился он в Англии в начале XIX века. Основателем считается английский архитектор Джон Нэш. Итальянский стиль сочетал архитектурные находки итальянских зодчих XVI века с элементами палладио и неоклассицизма.

Итальянский стиль в архитектуре - это выбор людей, ценящих качество, традиции и естественную красоту. Для этого направления в дизайне и архитектуре характерно использование природных материалов, традиции, уют и простота. Дерево и камень в итальянском стиле сочетается с элементами из кованого железа. Стены чаще всего покрывают декоративной штукатуркой и украшают лепным декором или мозаикой.

Для дома в итальянском стиле характерны почти плоские крыши с низкими скатами, едва различимыми с земли, кронштейны, поддерживающие карнизы крыши, башня или колокольня, бельведер.

Классический стиль

В архитектуре под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространенный в Европе в XVIII — начале XIX вв., главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества. Архитектура классицизма характеризуется регулярностью планировки и четкостью формы, симметрично-осев ой композицией, сдержанностью декора.

Для коттеджей в классическом стиле характерно строгое соблюдение принципов пропорциональности и гармоничности. Пространственные решения лаконичны, ориентированы на преобладание в планах прямолинейных и четких очертаний с доминированием симметрично-осев ых планировочных систем.

В отделке применяется фасадная штукатурка, скатные черепичные крыши, мрамор и гипс - для колонн и балюстрад, железо и чугун - для решеток, балконов и оград.

Несмотря на преимущества ультрамодных архитектурных стилей, классические мотивы остаются по-прежнему популярными. Ведь приверженность классике - это признак основательности и тонкого вкуса хозяина дома.

Минимализм

Минимализм появляется в 60-х годах XX века в США. Главной идеей минимализма в архитектуре является желание оставить только самое необходимое, каждый элемент должен выполнять максимальное количество функций. Характерные черты минимализма: максимально возможная лаконичность, соблюдение композиции, использование натуральных материалов, максимальная функциональность и внимание к деталям, строгие линии и геометрия, единая цветовая гамма, внимание к световому оформлению, использование светлых тонов.

Большое внимание уделяется выбору материалов и их качеству. Приоритетными являются натуральные материалы, такие как камень, дерево, стекло или мрамор.

Минимализм широко применяется как в общественных сооружения, офисах, торговых центрах, так и в частных домах.

Минимализм идеален для любителей простоты, спокойствия и строгости. Минималистские помещения излучают спокойствие и тишину. Это «очищенный» стиль, но в свою очередь элегантный и новаторский по формам и отделке.

Модерн

Модерн родился на рубеже XX в. в европейской архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи. Для модерна характерны отказ от обязательных симметричных форм, силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, изгибающихся линиях формы растений. Фасады отличаются округлыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики. Особое внимание уделяется оформлению оконных проемов с витиеватым рисунком переплетов и витражей.

Появление принципа построения зданий «изнутри-наружу» и в связи с этим раскрытость композиций и многообразие формы. Интерьер образует ядро дома и определяет его внешний вид. В плане здания чаще всего тяготеют к квадрату, комнаты, группируются вокруг холла.

Стиль модерн развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Модерн пропагандирует индивидуальность. Как и столетие назад, дом в этом стиле обеспечивает комфорт, уют и яркую, запоминающуюся архитектуру.

Немецкий стиль

Стиль, в основе которого лежит практичность, экономичность и рациональность. Это проявляется во всем - в планировке, оформлении, выборе материалов и особенностях конструкции. Форма домов тяготеет к квадрату.

Окна в традиционных немецких домах небольшие, прямоугольной или арочной формы, поделенные переплетом. Часто окна имеют ставни. Рамы обычно массивные. Двери делаются из дерева и окрашиваются в цвет, контрастирующий с цветом стены дома. Цокольная часть отделана облицовочной плиткой «под натуральный камень». Почти всегда есть эркеры или балкончики. Эркер часто является изюминкой дома. Крыша чаще двухскатная, но бывает и четырехскатной. Кровельное покрытие - битумная или металлочерепица, оттенков красного цвета. Особенности планировки сводятся к тому, чтобы сделать дом максимально экономичным и рациональным. Дома в немецком стиле чаще всего имеют один-два этажа плюс мансарда. С целью экономии пространства планировка устроена таким образом, чтобы в доме было минимум коридоров.

Норвежский стиль

Норвежский дом - это вариант дома в скандинавском стиле. Норвежский дом является продолжением исторического стиля «длинного дома викингов». Норвежские дома - это вытянутые пологие дома, чаще всего в один этаж, красного, коричневого или черного цвета с непременно натуральным материалом кровли. Визитная карточка норвежского дома - инверсионная зеленая кровля

Самые ранние настоящие рубленые дома в Норвегии и Швеции датируются XI в. н.э., в то время как на Руси срубы были известны уже с VIII-IX вв. н.э. Вероятно технология была привезена варяжскими наемниками, возвращавшимися со службы на Руси. Позже русский сруб использовали в Норвегии только для нежилых строений, таких как колодцы, ряжи, быки мостов, сеновалы на выпасе. И уже в XI в. в Норвегии известен принципиально отличный способ рубки с самозаклинивающимся замком, который не допускает раскрытия щелей при усыхании дерева. Норвежская техника рубки в современном виде появилась уже в XIII веке.

Прованс

Прованс - это одна из исторических областей на юге Франции. Особенностями дома в стиле прованс считаются утонченность и своеобразная романтическая нежность внешнего экстерьера дома. Особое место принадлежит деталям. У такого дома практически нет цоколя и у такого дома естественно нет привычного для нас крыльца. Садовая дорожка просто упирается во входную дверь. Стены дома обязательно должны быть из кирпича или камня. Чаще всего стены покрыты штукатуркой светлых тонов. В некоторых местах штукатурка может обнажать кирпичную стену, и это придает дому своеобразную изюминку. На втором этаже могут быть расположены балконы с балюстрадами. Окна на первом этаже узкие и обязательно должны иметь жалюзи. На втором и третьем этаже окна делают побольше. Крыша многоскатная высокая, под черепицей. Украшением крыши служат многочисленные башни со слуховыми окнами. Для дома в стиле прованс важной деталью являются двери. Они должны быть массивными с коваными петлями и иметь смотровое окошко.

Традиционно к дому пристраиваются различные пристройки: летняя кухня, летний флигель или гараж.

Рококо

Рококо - от фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль). Архитектурный (декоративный) стиль рококо появился во Франции (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешел в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов.

Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой, игривой. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают; видоизменяются установленные ордера; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями, карнизы помещаются над карнизами; крыши опоясываются по краю балюстрадами; фронтоны, представляют ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, скульптурными фигурами. В обрамлении окон, дверей, стен внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, напоминающих собой листья растений, цветочных гирлянд и раковин.

Русская усадьба

Первые усадьбы появились в далеком прошлом. Москва когда-то тоже была всего лишь усадьбой. Резные фасады, классические формы, небольшие башенки, окна в узорах — деревянные русские усадьбы поражают своей красотой.

Искусная художественная резьба по дереву была характерным и самобытным украшением русских деревянных строений - и это одна из немногих традиций, сохранившихся в народе до сих пор. Резьба бывает рельефная и сквозная. Обязательно оформляли верх крыши - «конек», его часто делали в виде конской головы, навес крыльца, ставни и наличники окон. В декоре крыши преобладал звериный языческий стиль, идущий еще от кочевников-скифо в. Изображали символические животные-обереги, в том числе коней, птиц, петухов, и змей.

Понятие родового гнезда в русской усадьбе приобретает большую ценность. Русский стиль подчеркивает статус хозяина дома, который гордится своей историей и происхождением. Русская усадьба - это место проживания, а также возможность сохранить и передать потомкам свою историю, фамилию и традиции.

Северный модерн

В русской модернистской архитектуре особенно выделялось направление - северный модерн. Основное свое развитие стиль получил в Санкт-Петербурге в начале XX века под влиянием шведской архитектуры, а также финской архитектурной школы национального романтизма. Этому способствовали экономические и культурные связи с финским и шведским государствами, где национальный романтизм был главным течением в искусстве.

Характерными чертами северного модерна являются сочетание искусственных и естественных отделочных материалов, облицовка цоколя здания финским гранитом, покрытие верхних этажей отделочным кирпичом или фактурной штукатуркой. Форма зданий, построенных в стиле северного модерна, массивна и свободна от мелкого декора. Широко применялась рустовка, орнаменты и барельефы на темы русского фольклора. Архитектурный декор массивен, цвет минималистичен, цветовая гамма - по-северному сурова.

Скандинавский стиль

Страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и связанные с ними исторически и географически Дания и Финляндия имели сходные условия для развития архитектуры.

Скандинавский дом - простой, но отнюдь не примитивный, компактный, но не дешевый. Он создан, чтобы защитить своих обитателей от неприятных климатических воздействий и обеспечить им максимальный комфорт.

Дома скандинавского стиля - это одно- и двухэтажные постройки, лаконичные и сдержанные. Традиционно дома изготавливали из дерева, которое тонировали или лакировали. Окна в домах скандинавского стиля довольно большие, иногда бывают панорамные. Акцент делается на деревянные массивные рамы. Цокольный этаж и подвал в домах скандинавского стиля отсутствуют. Крыша покрыта черепицей, металлом - крашеным или «натуральным» или различными полимерными материалами. Она может быть как скатной, так и ровной, но скатная встречается чаще. Перед входной дверью обычно сооружается крыльцо с деревянной лестницей и резными перилами, или терраса.

Современный стиль

Дом в современном стиле подразумевает открытость природе, большие пространства, панорамное остекление. В современном стиле часто объединяют помещениями - например, гостиную с каминным залом, кухню со столовой.

Кредо современной архитектуры заложено в самом названии — это то, что соответствовало бы сегодняшнему дню, принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм.

Основные принципы современной архитектуры: использование самых новых строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход), отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических элементов в облике сооружений. В отделке фасадов могут применяться: фасадная штукатурка, облицовочный кирпич, дерево, камень, керамогранит. Как правило, владельцы домов в современном стиле - это активные, динамичные люди, много путешествующие и не понаслышке знакомые с разными культурами.

Средиземноморский (средиземный) стиль

Средиземноморье - это Греция, Испания, Италия, Франция, Турция, Египет, Марокко и другие страны, которые внесли свой вклад в формирование архитектурного стиля, получившего название средиземноморский. В такой стилистике встречаются и миниатюрные домики с черепичными крышами, утопающими в пышной растительности, и роскошные белоснежные виллы на побережье.

Характеризуются такие здания оштукатуренными стенами, плоскими или низкими крытыми черепицей кровлями, использованием терракотовой плитки и камня в отделке. Стены могут быть украшены орнаментом. Балконы и окна отделаны коваными ограждениями. Вынос кровли довольно большой и оформлен карнизом. В зданиях обязательно есть большие балконы или просторные крытые террасы.

Характерная черта средиземноморско го дома - наличие внутреннего двора, уединенного патио, скрытого от посторонних глаз. Такой прием может быть очень актуальным для россиян, вынужденных ставить загородные дома чуть ли не вплотную друг к другу. Функциональный и практичный комфорт создается подручными средствами, не без изобретательности, приверженности традициям и любви к творчеству.

Средневековый

Замковая архитектура рождена романским стилем, главенствовавшим в Европе примерно с 1000 года н.э. и до возникновения готического искусства в ХIII веке. Самые ранние сооружения копировали римские военные лагеря. Строительство исполинских каменных сооружений началось с норманнов, а классические замки появились в XII веке.

Замковый тип загородного дома характеризуется крупными формами, массивными и высокими стенами, наличием балконов, эркеров, террас и башен, затейливой композицией в плане и фасаде. Для отделки фасада дома могут применяться облицовочный кирпич, камень, штукатурка. В домах такого стиля нет архитектурных излишеств, благородная простота создает ощущение монументальности и стабильности. Окна имеют форму арки, или прямоугольную форму, но с завершением интересной формы. Двери могут быть любой формы, имеют много декоративных элементов - козырек, обрамление из ковки или лепнины, витраж, мозаику. Фасады зачастую ассиметричные. Форма крыши в таких коттеджах всегда сложная, поскольку дом часто состоит из нескольких частей.

Фахверк

Фахверк - от немецкого Fachwerk, Fach - панель, секция, Werk - сооружение. Это одна из древнейших строительных конструкций, широко распространенных в Европе в период Средневековья. Такие дома строились в разных странах, но больше всего их в Германии, - порядка 2,5 млн.

Повсеместно фахверковые дома в Германии строили уже в XIIвеке. Расцвет фахверкового стиля пришелся на XVI век. На фахверки влияли модные архитектурные течения: готика, барокко, ренессанс.

У фахверковых домов жесткий деревянный каркас из стоек, балок и раскосов. Пространство между деревянными брусьями, называемое панелями, заполняли смесью глины с камышом. Затем панели штукатурили и красили в светлые тона, а сам каркас из темных балок оставался на виду. Именно он разделял фасад на отдельные ячейки различной формы и придавал дому то неповторимое своеобразие, которое и стало главной архитектурной особенностью стиля фахверк. Деревянные брусья конструкции фахверковых домов имеют много разных мотивов: кресты, фигуры, цветы, геометрические узоры.

Хай-тек

Хай-тек произошел от английского hi-tech, от high technology — высокие технологии. Это архитектурный и дизайнерский стиль конца XX - начала XXI века. Стиль пропагандирует эстетику материала. Основными чертами хай-тека являются максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор. Стилю характерны стремительные, прямые линии, выступающие элементы конструкций, серебристо-металлический цвет, широкое применение стекла, пластика и металла. Хай-тек относится к ультрасовременны м стилям, в нем применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям. Используемые материалы - стекло, металл, натуральное дерево.

Стиль возник из архитектуры промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению. Поначалу представлял собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где получили дальнейшее развитие: вышла смесь высоких технологий и конструктивизма.

Стиль хай-тек очень популярен сейчас среди людей, живущих в духе со временем и молодых душой.

Шале

Стиль шале зародился в Савойе, в провинции на юго-востоке Франции. Он вобрал в себя богатую историю альпийских гор и местные традиции. В переводе с французского «chalet» - шаль; тепло; и, собственно, швейцарский домик в горах. Изначально альпийское шале - это надежно построенное из массивного бруса жилище, защищающее пастухов от непогоды в горах.

Шале - это надежное и практичное жилье. Под шале понимают дом с покатой крышей, скаты которой сильно выступают над основными стенами. Такая конструкция кровли служила защитой дома и придомовой территории от снега и непогоды. Просторные террасы также появились из практических соображений. С их помощью существенно увеличивается полезная площадь дома. Открытая терраса - неотъемлемая часть шале, которая может не иметь ограждения и рассматриваться как часть придомовой территории.

Дома в стиле шале обычно выбирают люди, стремящиеся не только к созданию уютного дома, но также заботящиеся об экологичности своего жилища. Чувство единения с природой возникает у каждого, кто попадает в шале.

Шведский стиль

Шведский стиль - это вариация скандинавского подхода к архитектуре. Красно-белые коттеджи прекрасно вписываются как в зимний, так и в летний шведский пейзаж и являются достопримечательностью этой страны. Традиционный шведский коттедж - это простой домик, обшитый деревянными панелями и покрашенный в красный цвет, углы, окна и двери дома обычно белые. Шведское жилище во все времена было в основном деревянным (либо фахверховым в областях бедных лесом). В усадебный комплекс входят жилой дом и хозяйственные постройки, объединенные вокруг двора. Шведская архитектура отличается строгой простотой и скупым декором.

Функциональность и простота, приверженность к натуральным материалам, сдержанные цветовые сочетания свойственны шведскому стилю также как и скандинавской архитектуре в целом. Деревянные дома из светлых пород дерева с широкими оконными проемами выглядят естественным дополнением пейзажей Швеции и не только.

Голландский стиль

Голландский стиль загородного дома - вариация колониального дизайна, которая предлагает за главным фасадом простую планировку. Во внешнем облике таких зданий сформировался самобытный стиль, отличающийся одновременно практичностью и декоративностью. Для дома в голландским стиле характерны большая острая двускатная крыша с вальмами, простые окна, несимметричность фасада. Традиционно цоколь дома отделывается камнем, а фасады выполняются в штукатурке светлых тонов. Дом имеет симметричную планировку. Центральный вход приводит в прихожую, вокруг которой расположены комнаты. Жизненный уклад усердных, аккуратных, трудолюбивых голландцев нашел отражение в интерьере голландского дома, демонстрирующего благополучие, скромность и удобство. Голландские загородные дома выглядят солидно, но в то же время уютно. Подходят для семей, ищущих спокойствие и уют за скромным фасадом.

Романский стиль

Романский стиль в средневековой Европе предшествовал готике. Сам термин появился в XII веке, когда историки установили, что европейские архитекторы широко использовали многие элементы древнеримского стиля. Основными объектами зодчих были монастыри и замки, больше напоминающие крепости. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчатыми фризами. Основными признаками стиля являются циркульные или полуциркульные арки, каменные своды. Облицовка фасада выполняется из кирпича, обилие кирпичного декора фронтонов, фризов, окон и дверей. В качестве кровельного покрытия используется керамическая черепица. Романские постройки вписываются в пейзаж, их компактные формы и ясные силуэты повторяют естественный рельеф.

Чешский стиль

Чехия является одной из самых культурных и красивых стран не только Европы, но и мира. Культурное наследия Чехии настолько обширно, что порой бывает очень сложно просто описать те места, где вы были, самый большой вклад в культурное наследие вносит все же чешская архитектура. Архитектура этой страны создавалась веками. Чешский стиль коттеджей имеет общие черты с европейским и немецким стилями. Для дома в чешском стиле характерны правильные геометрические формы, высокие многоскатные крыши, покрытые черепицей, иногда соломой, цоколь выполняют из природного камня, часто применяют арочные окна и двери. Приземистый дом в чешском стиле отлично впишется в ландшафт и не будет выделяться в пейзаже.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Объекты архитектурной и градостроительной деятельности

Итак, чем занимается архитектор? Его профессиональная деятельность заключается в создании архитектурных объектов. Когда-то их перечень включал дворцы, храмы, фортификационные сооружения, кареты, корабли.

У А.К. Бурова в книге «Об архитектуре» есть притча: …В теплых водах доисторического океана, населенного разнообразными существами, постепенно совершенствуясь и приспосабливаясь к окружающим условиям, «вышли на первое место» ихтиозавры. Они были самыми сильными, ловкими, выносливыми и были вооружены страшными зубами. Многочисленные попытки нападения на ихтиозавров заканчивались неминуемой гибелью нападавших. Попытки становились все реже и скоро прекратились вовсе. Один вид грозных чудовищ внушал страх. Страх перед ихтиозаврами стал наследственным инстинктом у всех рептилий. В то же время, наследственным инстинктом у ихтиозавров стало ощущение своей неуязвимости и превосходства. Прошли века…

И вот, однажды, какая-то рептилия, у которой, очевидно, выветрилось наследственное уважение, рискнула напасть на ихтиозавра. Подплыла, развернулась - и… укусила. Разъяренный, ошеломленный дерзостью ихтиозавр ринулся на врага с открытой пастью, в которой …не было зубов. Зубы атрофировались.

Ихтиозавры были уничтожены».

Так и архитектура включала в себя все знания, которыми владело человечество. Архитектурой называлось, как было сказано, и строительство городов и акрополей, и кораблей, и храмов, и жилищ, и крепостей, и боевых машин (катапульт, таранов), и каналов и мостов.

В своем многовековом развитии архитектура теряла шаг за шагом свои владения. Архитекторы уже давно не проектируют корабли и боевые машины. Вот и в наше время дизайн отбирает потихоньку у нас интерьер, декоративное искусство…

В настоящее время к архитектурным объектам относятся:

· территории в административных границах страны, областей, районов и т.п.;

· взаимосвязанные группы поселений;

· межселенные пространства (промышленные узлы, зоны отдыха, национальные парки и т.д.);

· поселения (города, поселки);

· фрагменты поселений (жилые и промышленные районы, микрорайоны, кварталы, общественные центры и т.д.);

· комплексы зданий, сооружений, монументов;

· открытые территории в поселениях (парки, улицы, площади, бульвары, скверы, участки общественных зданий, жилые дворы и т.д.);

· здания;

· фрагменты зданий (секции, блоки, квартиры);

· сооружения (плотины, градирни, телебашни и т.д.);

· малые архитектурные формы;

· интерьеры помещений и элементы оборудования зданий.

Все архитектурные объекты делятся на: архитектурно-градостроительные (планировочные и территориальные), архитектурно-ландшафтные и архитектурно-строительные («объемные»).

К архитектурно-строительным объектам относятся здания, сооружения, монументы, фрагменты зданий, интерьеры помещений.

Архитектурно-ландшафтные объекты - это незастроенные (открытые) или слабо застроенные территории разного назначения и масштаба - от обширных межселенных зон отдыха до небольших рекреационных или хозяйственных площадок.

Архитектурно-градостроительные объекты - системы расселения, административно-территориальные образования, поселения, фрагменты поселений. Архитектурно-градостроительные объекты - это сложные материально-пространственные системы, в границах которых архитектурно-строительные и архитектурно-ландшафтные объекты объединены в неразрывное целое.

Внутри основных видов архитектурных объектов выделяют множество типов и подтипов. Например, здания - жилые, общественные, промышленные, сельскохозяйственные; поселки - малые, средние, большие, крупные.

В дальнейшем будет применяться термин «типология». Типология - это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков.

2 . Комплексное архитектурное проектирование. Понятие «проект»

Созданию архитектурных объектов «в натуре» предшествует разработка проектной документации (проекта). Что такое проект? Проект - это исполнительская модель еще не существующего объекта.

В законе «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в РБ» дана такая формулировка: проект - это система взаимосвязанных документов, которые разработаны в соответствии с нормативной документацией, обеспечивают представление о материальном образе объекта среды обитания, его размещении, физических параметрах и эстетических качествах. В современных условиях проект включает чертежи, тексты, расчеты, графики, определяющие основные характеристики будущих зданий, территорий, поселений.

Архитектурные объекты обладают множеством самых разнообразных свойств: массой, размерами, удобством, долговечностью, эстетической выразительностью, стоимостью и т.д. Проектирование их в силу этого всегда является комплексным. Как правило, в настоящее время разработка проекта ведется творческими коллективами, в состав которых входят разные специалисты: архитекторы инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, инженеры-транспортники, геодезисты, экономисты, экологи и т.д. При этом каждый из них отвечает за свои характеристики будущего архитектурного объекта, выполняет свою часть работы, имеет свой предмет проектирования. Так, конструктор обеспечивает необходимую прочность, устойчивость, долговечность зданий и сооружений, технолог - современную технологию и организацию труда. Более того, к проектированию привлекаются различные специализированные фирмы и организации, выполняющие отдельные работы с разработкой сопутствующих чертежей.

Например, над проектом социально-культурного центра ПГУ работал проектный институт, в составе которого и архитекторы, и конструкторы, и технологи, и сметчики, и сантехники с электриками. А фирма «Ветразь», перед тем выполнить витражи, разработала специальные чертежи по рисунку архитекторов-авторов проекта. Также фирма «Рекор», перед работой, разработала технологию выполнения подвесных потолков, запроектированных архитекторами. Иностранное предприятие, выигравшее тендер на поставку кухонного оборудования, перед его установкой переработала технологические чертежи.

Весь этот процесс должен возглавлять архитектор, именно архитектор, который участвует в комплексном проектировании архитектурного объекта.

Прежде всего, по большому счету, в непосредственные обязанности архитектора входит определение двух главных характеристик объектов. Архитектор определяет:

· во-первых, пространственные характеристики, т.е. местоположение, реальные размеры, форму, порядок расчленении на части и другое объекта проектирования,

· во-вторых, визуальные характеристики, его внешний и внутренний облик, т.е. видимые размеры, форму, деталировку, фактуру, цвет, освещенность и др.

Другими словами, предмет архитектурного проектирования составляют пространственные и визуальные характеристики архитектурных объектов.

Они не существуют сами по себе, а взаимосвязаны со всеми остальными характеристиками этих объектов. Архитектор не может быть свободен от конструктивных, технологических, транспортных, финансовых, энергетических, инженерно-геологических, экологических и других проблем комплексного проектирования. (Пример, общежитие ПГУ, реакция автора проекта Ю.В. Шпита). Он либо сам участвует в их решении, либо учитывает решения, принятые специалистами-смежниками, интегрируя их в своем творческом замысле.

Теперь рассмотрим ряд важных определений, сведений и понятий, связанных с теорией социальной сущности архитектуры.

Вопрос №3. Понятия «социальное», «общество», «экумена». Составляющие общества, их взаимное соответствие.

Среди множества предпосылок архитектурного решения особое место занимают социальные. Термин «социальное» имеет несколько значений:

Неиндивидуальное, относящееся не к одному человеку, а ко многим, к группе (социальное обеспечение, социальная психология);

Относящееся к людям и к отношениям между ними, но не к вещам и предметам (социальные и технические элементы производительных сил, социальная и физическая среда человека);

Относящееся к непроизводственной, неэкономической, нехозяйственной сфере (план экономического и социального развития, социальное обустройство села, социальная инфраструктура).

Все эти значения широко используются в литературе по архитектуре. В курсе «Социальные основы архитектурного проектирования» слову социальное, помимо перечисленных, придается и другой, более широкий смысл: «социальное» означает общественное, т.е. социальным считается все, что относится к обществу (от лат. «socialis» - общественное, связанное с жизнью и отношениями людей в обществе).

Понятие «общество» также неоднозначно; оно употребляется в различных значениях: общество охотников и рыболовов, высшее общество, гражданское общество и т.д. Наиболее широкий смысл этот термин имеет в философии, где «общество» рассматривается как относительно обособившаяся от природы часть объективного мира, которая функционирует и развивается под воздействием человека. Первопричиной выделения общества из природы является человеческая деятельность. В этом смысле социальное есть «неприродное», точнее «бывшее природное, преобразованное человеческой деятельностью». Именно такая трактовка наиболее важна для данного курса.

Как обособившаяся от природы часть объективного мира, общество включает в себя множество различных явлений и процессов. Люди и отношения между ними, производство, наука, культура, машины, предметы обихода, пашни, парки, домашние животные, т.е. все, что вовлечено в орбиту человеческой деятельности, есть общество.

В качестве основных составляющих общества можно выделить:

· население Земли;

· человеческую жизнедеятельность, т.е. процессы непосредственного взаимодействия населения со средой обитания;

· среду человеческого обитания, т.е. все те вещи, вещества, существа, энергетические поля, процессы, которые образуют материальные условия человеческого существования и с которыми люди взаимодействуют.

Общество развернуто в пространстве обитания человечества. Для обозначения этого социального пространства используется греческое слово экумена (или ойкумена). В границы экумены в настоящее время включена большая часть земной поверхности.

Составляющие общества образуют неразрывное единство, целостную систему: если где-то живут люди, значит, здесь есть и процессы их жизнедеятельности, среда и пространство их обитания. Компоненты этого единства оказывают взаимное влияние друг на друга. Человечество своей жизнедеятельностью постоянно преобразует среду и пространство своего обитания и одновременно само развивается под влиянием этой деятельности, вместе со средой обитания.

3 . Материальные уровни (сферы) общества

При изучении общества обычно выделяют три его уровня (стороны, сферы): биологический, экономический и социокультурный.

Население Земли - один из множества существующих на нашей планете биологических видов. Homo sapiens. Жизнь любого из них протекает в среде обитания с определенными свойствами - в экологической нише вида. Экологическая ниша содержит такие жизненные средства (пищу, биоклиматический режим), которые соответствуют особенностям данного вида, и не содержит тех форм вещества и энергии, которые губительны для него. Она способна «кормить» своего хозяина и одновременно поглощать отходы его жизнедеятельности, включая их в естественно-природный кругооборот вещества и энергии. Биологический вид не может переселиться в произвольно выбранное окружение: наземные растения не живут под водой, анаэробные бактерии - на воздухе, стадные животные погибают или деградируют в одиночестве и т.п. Сам биологический вид, его жизненные процессы и экологическая ниша образуют целостную, нерасчленимую, биоэкологическую систему (биоэкосистему).

Человечество также существует только в определенной экологической нише: в воздушной среде, в теплом или умеренном климате, при отсутствии токсинов и постоянном обезвреживании отходов жизнедеятельности. Человечество само, его жизненные процессы и экологическая ниша образуют биологический (биоэкологический) уровень общества.

Материальные блага и условия существования, которые предоставляет человеку природа, его не удовлетворяют. Он производит и новые блага, новую - антропогенную среду обитания (антропо… - первая составная часть сложных слов, обозначающая: относящийся к человеку. Антропогенная - значит, относящаяся к деятельности человека, искусственно созданная среда обитания). Производство материальных благ (материальное производство) формирует экономический, или хозяйственный, уровень общества, на котором население предстает как коллективная рабочая сила, человеческая жизнедеятельность - как создание и использование материальных благ, среда обитания - как совокупность материальных благ. В отличие от биоэкологического, хозяйственный уровень является собственно социальным: в животном мире нет ничего, похожего на экономику.

Социокультурный уровень общества образует культура. На этом уровне человечество выступает как создатель и носитель информации, человеческая жизнедеятельность - как процесс постижения природы и накопления информации, среда обитания - как совокупность материальных средств создания, фиксации, хранения, передачи информации.

Теперь о культуре подробнее.

4 . Понятие «культура». К ультура обыденная и специальная

Взаимодействуя со своим окружением, преднамеренно изменяя его, люди раскрывают тайны действительности и пробуют её преобразовать.

Взаимодействуя между собой, они передают друг другу информацию о сделанных открытиях, изобретениях и приобретенном опыте, который постепенно закрепляется, прежде всего, в знаках, имеющих определенный смысл и значение для всех. Знаковые системы могут быть как естественно-природными (мимика, жестикуляция, интонация и т.п.), так и созданными в процессе преобразования действительности (речь, письмо, условные световые, звуковые, графические сигналы и указатели, символы, «язык» вещей, обрядов и ритуалов, специфические «языки» религии, искусства, науки и т.д.). Знаковые системы позволяют закрепить разнообразную информацию, упорядочить ее, придать ей компактную, удобную для передачи, хранения, относительно быстрого понимания и освоения форму. Информация, добытая одним поколением, передается следующим поколениям в виде «готовых» знаний, которые создают плацдарм для более глубокого проникновения в тайны бытия.

Культура - это накопленная многими поколениями информация, коллективный (социальный) опыт. Способность к ничем не ограниченному накоплению социокультурного опыта, к всё более глубокому и полному раскрытию и освоению реальной действительности, т.е. к беспредельному развитию культуры, - основное, что делает человека человеком, выделяет его из животного мира.

Культуру можно разделить на обыденную и специальную.

Обыденная культура пронизывает повседневную жизнь каждого человека, каждой группы людей. Она воплощена в житейских знаниях, умениях, навыках, привычках, преданиях, верованиях, мифах, легендах, обычаях, традициях, нормах и правилах поведения, убеждениях, мировоззрении, миропонимании, свойствах вещей, используемых людьми в быту.

Основной целью специальной культуры является получение, закрепление, хранение, передача информации. Специальная культура - это искусство, наука, религия, просвещение, массовые коммуникации и другие сферы деятельности человека.

5 . Иерархия уровней общества

Исходным, непосредственно природным, «низшим» принято считать биоэкологический уровень общества. Социокультурный, напротив, классифицируется как целевой, собственно человеческий, «высший». Экономический уровень занимает промежуточное положение.

Все уровни общества взаимосвязаны, взаимообусловлены, переплетены друг с другом. Культура активно влияет на протекание жизненных процессов, эффективность общественного производства. И хозяйство, и культура могут существовать только потому, что люди представители биологического вида. В процессе производства человечество раскрывает тайны природы, расширяет границы познания, приобретает новый социокультурный опыт. Развитие экономики определяет возможности удовлетворения естественно-биологических потребностей людей, поддержания их здоровья и сохранения жизни. Именно экономический рост, несмотря на все сложности, противоречия исторического процесса, ведет через накопление материальных благ к росту продолжительности жизни большинства индивидов, открывает для них возможности активного включения в специальную культуру.

Как же используется теория об уровнях общества?

архитектурный планирование градостроительный комплексный

6 . Использование сведений о составляющих и уровнях общества в архитектурном проектировании

В архитектурном проектировании обязательно учитываются все три уровня общества. При этом биоэкологические, экономические и социокультурные характеристики, а также сведения обо всех составляющих общества: населении человеческой жизнедеятельности, среде обитания, рассматриваются одновременно и во взаимосвязи. Архитектурный объект проектируется и как элемент биологической ниши, и как материальное благо, и как явление культуры, материальный носитель информации. В качестве примера возьмем любое здание: оно дает людям укрытие от непогоды (биологический уровень), само является материальным благом и организует пространство для деятельности по созданию и использованию материальных благ (экономический уровень). Кроме того, любое здание способствует организации деятельности в соответствии с определенными культурными канонами, а его облик многое «говорит» тому, кто его видит. Он привлекает или отталкивает человека, создает у человека определенное настроение (социокультурный уровень).

При этом изменение свойств объекта на одном уровне неизбежно меняет его свойства на других. Так, скажем, большие окна, запроектированные красоты либо моды ради, они могут ухудшить или улучшить микроклимат помещений (биологический уровень), увеличить или уменьшить стоимость строительства и эксплуатации здания (экономический уровень).

Как было сказано, в архитектурном проектировании также используются сведения обо всех составляющих общества: о населении, группах людей, отдельном человеке, человеческой жизнедеятельности, среде и пространстве обитания. Проектируя любой архитектурный объект - от фонтана до системы расселения, - архитектор учитывает, кто будет этим объектом пользоваться, что эти люду будут делать, какая предметная и климатическая среда потребуется потребителям объекта, в каком месте экумены объект будет возводиться.

Сведения об обществе в целом, его составляющих, о биоэкологических экономических, социокультурных характеристиках этих составляющих используются архитекторами для обоснования пространственных и визуальных решений. Совокупность таких сведений образует социальные предпосылки, или социальные основы архитектурного проектирования, т.е. предмет настоящей дисциплины.

При определении социальных предпосылок у архитектора нет прямых помощников - проектирующих социологов, социопсихологов, этнографов, педагогов. Он сам прогнозирует будущую социальную действительность и обеспечивает соответствие этому прогнозу пространственных и визуальных характеристик проектируемых архитектурных объектов. Его решения определяют условия жизнедеятельности будущих потребителей и тем самым влияют на социальные процессы. Чтобы это влияние было позитивным, архитектор обязан предвидеть социальные последствия своих решений и принимать такие, которые способствуют достижению целей надлежащего социального развития. Для этого нужны обширные и разнообразные знания об обществе в целом, о функционировании и развитии конкретных общественных систем, умение получать социальную информацию (от соответствующих специалистов или самостоятельно).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методология архитектуры: средства, предпосылки и принципы архитектурной деятельности. Комплексный метод проектирования. Проектирование объекта как системы. Метод структурного анализа. Содержание и форма объекта, взаимодействие внешнего и внутреннего.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    История образования Московского архитектурного общества (МАО) как первого творческого объединения архитекторов и инженеров-строителей. Первоначальный состав МАО, автор устава организации М.Д. Быковский. Круг занятий общества. Проекты членов организации.

    презентация , добавлен 09.10.2014

    Бионика – наука, исследующая использование свойств и функций природных объектов для создания технических устройств и механических систем. Применение биоформ в архитектурном дизайне. Возникновение архитектурной бионики в России как творческого метода.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2016

    Государственное обеспечение условий для осуществления архитектурной деятельности. Комплекс работ для создания объекта строительства. Организация архитектурных и градостроительных конкурсов. Уполномоченные органы градостроительства и архитектуры.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2013

    Цели и задачи ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (государственного градостроительного кадастра). Пользователи и источники информации, ее структура и службы системы обеспечения градостроительной деятельности.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Экологическая оценка проектов, участков земли, применяемых материалов в строительстве. Проблема экологии архитектурного пространства. Концепция жизнеспособной архитектурной среды, принципы ее проектирования. Распространенность возведения зеленых зданий.

    реферат , добавлен 24.02.2017

    Исторические предпосылки развития дизайна архитектурной среды рекреационной зоны. Принципы планировки, благоустройства и оформления рекреационных зон. Влияние природно-климатических условий г. Астаны на формирование архитектурной среды рекреационной зоны.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2017

    Структура и задачи информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, порядок их ведения и методология построения. Проект создания ГИС "Историко-культурный опорный план города Москвы". Оценка туристско-рекреационного потенциала территории.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2012

    Анализ практики проектирования квартиры. Общие требования к функциональным процессам, путям эвакуации, противопожарным мероприятиям, доступности для маломобильных групп населения. Архитектурное решение проекта. Современные строительные материалы.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Особенности создания эстетически полноценной, экологически сбалансированной архитектурной среды. Дизайн концепция проекта. Композиционное решение благоустройства. Комплексное формирование объекта. Анализ оборудования и предметного наполнения, его формы.