Тропы: примеры. Тропы в русском языке
Фразеологизмы и крылатые слова
«море слёз», «быстрый как мол–ния», «молниеносный», «многочис–ленный как песок на берегу моря», «мы не виделись уже сто лет!», «[пьяному] море по колено… [а лу–жа - по уши]», «кто старое помя–нет - тому глаз вон! А кто забу–дет - оба!»
Античные примеры
Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю.Dos moipu sto, kai tan gan kinas Архимед
Гиперболические метафоры в Евангелии
«Почему же ты смотришь на соломинку в глазу твоего брата, а в своём глазу не замечаешь бревна? » (Мф.7:1-3 ). В этой образной кар–тине критически настроенный че–ловек предлагает вынуть соломин–ку из «глаза» своего ближнего. Критик хочет сказать, что его ближний не видит ясно и поэтому не способен судить здраво, тогда как самому критику здраво судить мешает целое бревно.
В другом случае Иисус осудил фарисеев за то, что они «поводыри слепые, отцеживающие комара, а верблюда проглатывающие » (Мф.23:24 ). Кроме того, Иисус знал, что фарисеи процеживали ви–но через ткань. Эти поборники пра–вил поступали так для того, чтобы случайно не проглотить комара и не стать из-за этого церемониально нечистыми . В то же время они, об–разно говоря, проглатывали верб–люда, который тоже считался не–чистым (Лев.11:4, 21-24 ).
«Вера с [крошечное] горчичное зерно», которая могла бы передви–нуть гору, - способ подчеркнуть, что даже небольшая вера может сделать многое (Мф.17:20 ). Верблюд пытается пройти через игольное ушко - также гипербола Иисуса Христа , которая наглядно показывает, насколько трудно при–ходится богатому человеку, ведя материалистический образ жизни , пытаться служить Богу (Мф.19:24 ).
Классики марксизма
Какая глыба, а? Какой матёрый человечище!
- В. И. Ленин . Лев Толстой как зеркало русской революции
Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.
- В. И. Ленин . Три источника и три составные части марксизма
Проза
У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.
Н. Гоголь . Повесть о том, как_по–ссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь. …
…за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец.
- Н. Гоголь . Тарас Бульба
И в ту же минуту по улицам курь–еры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
- Н. Гоголь . Ревизор
Стихи, песни
И будь я хоть негром преклонных годов,
и то б без унынья и лени,
я русский бы выучил только за то,
что им разговаривал Ленин
.
- Владимир Маяковский . Владимир Ильич Ленин
Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
- Владимир Маяковский . Стихи о советском паспорте
На медведя я, друзья, выйду без испуга,
Если с другом буду я, а медведь - без друга.
Песня из к/ф «По секрету всему свету». Муз: В. Шаинского , сл. М. Танича
О нашей встрече - что там говорить,
Я ждал её, как ждут стихийных бедствий
,
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий! (2 раза)
…
О чем просила - делал мигом я,
Мне каждый час
хотелось сделать ночью брачной
,
Из-за тебя под поезд прыгал я
,
Но, слава богу, не совсем удачно…(2 раза)
…И если б ты ждала меня в тот год,
Когда меня отправили на дачу
, -
Я б для тебя украл весь небосвод
И две звезды Кремлёвские
в придачу! (2 раза)
И я клянусь - последний буду гад! -
Не ври, не пей - и я прощу измену!
И подарю тебе Большой театр
И Малую спортивную арену
! (2 раза)
А вот теперь я к встрече не готов -
Боюсь тебя, боюсь ночей интимных,
Как жители японских городов
Боятся повторенья Хиросимы
. (2 раза)
- Владимир Высоцкий
Ну, посудите сами: на проводах в USA
Все хиппи с волосами побрили волоса,
С него сорвали свитер, отгрызли вмиг часы,
И растащили плиты прям со взлётной полосы.
- Владимир Высоцкий
Четыре года мы побег готовили,
Харчей три тонны мы наэкономили…
Владимир Высоцкий
В самом задании уже есть подсказка, например: назовите троп в предложении№_, А тропов всего основных 4: метафора - развернутая метафора; эпитет, сравнение, олицетворение («одушевленная метафора»), а также гипербола, литота, аллегория, метонимия, синекдоха. Другие средства, которые предложены в КИМе(в задании)- это либо стилистические , либо синтаксические приемы , либо лексические средства.
Итак, все приемы делим на четыре группы:1. Тропы; 2. Стилистические средства.3. Синтаксические средства(приемы)4. Лексика - лексические средства. 5. Фонетические возможности. Звуковые средства.
ЕГЭ. Задание В8. Изобразительно-выразительные средства языка (это и есть тропы, или художественные приемы)
Изобразительно-выразительными средствами языка называются приемы, при помощи которых воспроизводится в воображении наглядный облик явления, рассчитанный на чувственно-эмоциональное восприятие.
- ТРОПЫ (Изобразительно-выразительными средствами языка)
Тропы (греч. tropos – оборот) – употребление слова не в прямом, а в переносном, иносказательном смысле.
Важнейшие виды тропов:
Сравнение - сопоставление явлений и понятий с другими явлениями Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит. Радость ползет улиткой
Эпитет (греч. epitheton – приложение) – художественное определение. Мармеладное настроение А. Чехов. Отговорила роща золотая Березовым веселым языком.(С. Есенин):
А) эпитеты, выраженные существительными (матушка-Волга, батюшка-Дон, ветер-бродяга);
Б) эпитеты, выраженные прилагательными (очи светлые, брови собольи, зелено вино, сыра земля);
В ) эпитеты , выраженные наречиями:
Ты любишь горестно и трудно.
А сердце женское – шутя А.С.Пушкин
Постоянный эпитет- устоявшееся определение героев, образов в фольклоре: горючие слезы, красно солнышко, добрый молодец,путь –дороженька, лютый враг
Метафора (греч.metaphora – перенос) – скрытое сравнение, основанное на скрытом уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту(шумит лес, опустел сад,взыгралась непогода) :
А) олицетворение – речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений мира неодушевленного. Иными словами, олицетворение – это приписывание неодушевлённым предметам свойств живых существ:
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом А.С.Пушкин
Терек воет, дик и злобен. М.Ю.Лермонтов;
Утешится безмолвная печаль… А.С.Пушкин
б ) развернутая метафора:
Но церковь на крутой вершине
Видна меж туч еще поныне,
И у ворот ее стоят
На страже черные граниты,
Плащами снежными прикрыты, И на груди их, вместо лат Льды вековечные горят. М.Лермонтов
Метафорический эпитет – сочетание функции эпитета и метафоры: туманная юность, золотые сны, седое утро, железная воля, шелковые ресницы, каменное сердце, железная воля (это устоявшиеся фразы, напоминают фразеологизмы по форме прил+сущ)
Символ (греч. symbolon – условный знак) – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления:
Да здравствует солнце, да скроется тьма! А.С.Пушкин
Здесь солнце – символ разума, счастья и знания.
Примером развернутого символа может служить стихотворение М.Лермонтова «Парус». Символ – понятее, более глубокое, чем метафора.
Аллегория – вид иносказания; отвлеченная идея, понятие, воплощенное в конкретном образе. Или развернутое уподобление, составные части которого складываются в систему намеков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений. Так, богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами. Весами мерились человеческие грехи, завязанные глаза аллегорически указывали на беспристрастность и объективность богини-судьи. Отсюда пошли такие выражения, как весы правосудия, слепое правосудие. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств выступают животные, предметы, явления природы.
Метонимия (греч. metonomadzo – переименовывать).
Это такой прием, при котором замена слов производится не на основе сходства (как в метафоре), а на основе различных видов связи явлений. Эта связь может быть нескольких видов:
А) связь сосуда с его содержимым (выпил два стакана, съел тарелку супа, выкушал бокалов семь);
Б) связь материала и вещи, сделанной из него (янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе; есть на золоте);
В) связь действий и обстоятельств с местом, где они происходили (ликует буйный Рим; это его Ватерлоо);
Г) связь вещей с их свойством, назначением или характером (лукавый кинжал, кровавый урок);
Д) связь общих понятий с конкретными (смелость города берет, окровавленное злодейство);
Е) связь явлений душевного порядка с характерными формами их проявления. (Сравните: грустить, тосковать – вздыхать; подвергать себя из-за своей глупости опасности – точить на себя топор, рубить под собой сук).
Синекдоха (особый вид метонимии) – (греч. synecdoche – понимание посредством чего-либо) – замена слов на основании количественных отношений, например, названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот. «Все флаги в гости будут к нам». «Мы всё глядим в Наполеоны».- А.С.Пушкин
«Все спит – и человек, и зверь, и птица»- Н.Гоголь. « Швед, русский – колет, рубит, режет - А.С.Пушкин»
Градация постепенность(Усиление или послабление)– обычно предполагает расположение слов и выражений по принципу их возрастающей силы или убывающей (« Я говорил, убеждал, требовал, приказывал».)
Оксиморон
Перифраз(а)- троп, указывающий на признак (царь зверей –лев; хозяин тайги – тигр, Северная Пальмира, Северная Венеция – все С-Петербург, златоглавая столица – Москва, мать всех городов русских –Киев)
2. Стилистические фигуры.
Стилистические фигуры – постоянные по смыслу и по конструкции выражения, обладающие определенными художественными возможностями.
анафора, или единоначатие:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством
М.Ю.Лермонтов;
Эпифора , или концовка, крайне редка в российском стихе, характерна для восточной поэзии:
Я наперсницы, кроме души своей, - не нашел,
Бескорыстней, чем сердце свое, - не нашел…
И сердечного плена нигде страшней не нашел.
плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
градация . Этот прием заключается в том, что повторяется не одно и то же слово, а семантически близкие слова, то есть слова, близкие по значению, которые, постепенно усиливая друг друга, создают один образ, выражающий обычно последовательно нарастающее или затухающее чувство, мысль, а также воссоздают событие или действие: В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться (Н.В.Гоголь);
Сгорели в танках мои товарищи
До пепла, до золы, дотла. (Слуцкий) Швед, русский – колет, рубит, режет - А.С.Пушкин»
Оксиморон (оксюморон) – оборот речи, в котором новое выразительное значение возникает вследствие сочетаний противоположных по смыслу слов (добродушная свирепость, горячий снег, убогая роскошь, живой труп, Мертвые души).
Ирония (греч.eironeia – притворство) – может принимать вид любого другого тропа. Это такой оборот речи, в котором слова, характеризующие явление, употребляются в целях достижения комического эффекта в противоположном значении (философ в осьмнадцать лет, А.С.Пушкин.Откуда, умная, бредешь ты голова? И. Крылов.)
гипербола – художественное преувеличение (пир – на весь мир; редкая птица долетит до середины Днепра, Н.В.Гоголь);
литота – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом преуменьшении, уничижении (мальчик с пальчик; мужичок с ноготок, Некрасов, он не блещет умом).
алогизм
3. Лексические средства. Изобразительные возможности лексики.
А) лексические повторы - намеренное повторение слова для обращения внимания читателя (Береги копейку, копейка не выдаст, все прошибешь на свете копейкой. Н.В.Гоголь);
плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль… С.Есенин.
Фразеологизмы (крылатые слова)– устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре. Кривить душой, на скорую руку, ни пуха ни пера, Рыцарь без страха и упрека
синонимы – слова, близкие по значению. Контекстные синонимы именно в контексте являются близкими.
антитеза – сопоставление противоположных по смыслу и значению явлений. (Сравните: первый день творенья – последний день, М.Ю.Лермонтов);
Контекстные антонимы именно в контексте являются противоположными. Вне контекста значение меняется (Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень – А. Пушкин)
Оценочная лексика – эмоционально окрашенные слова, содержащие оценку: простофиля, егоза, умниц, голосище.
Омонимы слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения пассаж в пении птиц, торговля в пассаже
Паронимы – близкие по звучанию, но различные по значению слова геройский- героический, действенный- действительный
Просторечия (просторечная лексика, или сниженная, или разговорная) – слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью болван, вертихвостка, вихлять.
Диалектизмы – слова, бытующие в определенной местности. Драники, мшары, Буряки.
Заимствованные слова - слова, перенесенные из других языков. Пиар, парламент, консенсус, миллениум.
Книжная лексика – слова, характерные для письменной речи и имеющие особую стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать
Жаргонизмы – слова, находящиеся за пределами литературной нормы./ Арго /- Голова- арбуз, глобус, тыква…
Неологизмы – новые слова, возникающие для обозначения новых понятий. Прозаседавшиеся, шопинг, клипмейкер, маркетинг.
Профессионализмы(специальная лексика) – слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз.
Термины – специальные понятия в науке, технике…Оптика, кататар.
Устаревшие слова.(архаизмы) – слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Рачительный – заботливый, утеха – радость, отрок –юноша, око- глаз, выя- шея
Экспрессивная разговорная лексика – эмоционально окрашенные слова, имеющую несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску. Грязнуля, крикун, бородач.
Палиндром - слово, фраза, строка, одинаково читающиеся слева направо и справа налево (кабак)
4. Синтаксические средства
пропуск – форма лаконического, «лозунгового» стиля. Его сила – в краткости, а краткость зависит от того, насколько умело отобраны и оставлены в фразе наиболее полновесные по значению и картинности слова. (Мы села – в пепел! Града – в прах! В мечи – серпы и плуги. В.А.Жуковский);
Неполные предложения см. пропуск (часто в диалоге, лозунге)
Умолчание, или многоточие – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к пропуску:
Отец… Мазепа… казнь – с мольбою
Здесь, в этом замке мать моя … /Фигура предоставляет слушателю самому догадаться, о чем пойдет речь/.
риторический вопрос, восклицание, обращение – для усиления выразительности речи, не требуют ответа:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта? А.С.Пушкин
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Н.В.Гоголь.
Ряд однородных членов- это группы однородных членов, которые осложняют структуру предложения. Однородными могут быть любые члены предложения, с помощью которых более содержательно и полно передается смысл предложения
бессоюзие – перечень явлений, действий, событий, когда намеренно опускаются нужные союзы. Эффект быстроты сменяющихся образов, чувств, эмоциональная надрывность, волнение:
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Аптеки, магазины, моды.
Балконы, львы на воротах,
И стаи галок на крестах.
А.С.Пушкин
Многосоюзие (полисиндетон) – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру:
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.
Щадят победителя годы…
А.С.Пушкин
Парцелляция – намеренное нарушение границ предложения
Это была «Волга». Пепельная. С московским номером. (Обычно при парцелляции указывают 2 предложения. Чтобы верно определить этот прием, нужно перечитать предыдущее предложение и последующее).
Неполные предложения – в которых пропущен член предложения, который мог быть восстановлен из контекста. Впереди еще поворот, за ним ещё.
Вопросно – ответная форма изложения – Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопрос.
Синтаксический параллелизм – образное сопоставление двух сходных явлений, композиционно выраженное в виде параллельно расположенных фраз:
Черный ворон в сумраке нежном,
Черный бархат на смуглых плечах
А.Блок;
Травой зарастают могилы-
Давностью зарастает боль.
М.Шолохов.
Отрицательный параллелизм: подчеркнуть совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шуршит,-
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
С.Стромилов
Параллелизм служит для сравнения явлений природы с настроением человека.
Полно, белая березка, над водою бушевать,
Полно, глупая девчонка, надо мной озоровать – сходная синтаксическая конструкция.
алогизм – объединение в качестве однородных членов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта. (Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом…на дачу, А.П.Чехов);
инверсия – нарушение стандартного порядка слов, обратный: Белеет парус одинокий
Она стройна, ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрое стремленье. А.С.Пушкин.
Курсив – выделенное слово, ключевое
Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения Мужики – за топоры. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. В.Жуковский
5.Звуковые средства выразительности. Фонетические средства (Встречается редко)
Аллитерация - прием усиления изобразительности путем повторения согласных звуков Подобна лилии крылатой,/ Колеблясь, входит Лала –Рук
Ассонанс - прием усиления изобразительности путем повторения гласных звуков. Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен…А.Пушкин
Звукопись - прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Соловей: «То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался»И.Крылов
Звукоподражание - подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Когда гремел мазурки гром …А.Пушкин
- Некоторые приемы могут быть в стилистике и тропах, или в синтаксисе и стилистике – надо быть внимательным и различать: переносное значение (образное) – это тропы; если строение самого предложения, его построение – это синтаксис. А если произвести на читателя эффект, выделить особенность фразы как ключ к проблеме текста – это стилистика.
22 марта 2015
Ежедневно мы сталкиваемся с массой средств художественной выразительности, нередко употребляем их в речи сами, даже не подразумевая об этом. Мы напоминаем маме о том, что у нее золотые руки; вспоминаем лапти, тогда как они уже давно вышли из всеобщего использования; боимся приобрести кота в мешке и гиперболизируем предметы и явления. Все это - тропы, примеры которых можно встретить не только в художественной литературе, но и в устной речи каждого человека.
Что такое средства художественной выразительности?
Термин "тропы" происходит от греческого слова tropos, что в переводе на русский язык означает "оборот речи". Они используются для придания образности речи, при их помощи поэтические и прозаические произведения становятся невероятно выразительными. Тропы в литературе, примеры которых можно найти практически в любом стихотворении или рассказе, составляют отдельный слой в современной филологической науке. В зависимости от ситуации использования их подразделяют на лексические средства, риторические и синтаксические фигуры. Тропы широко распространены не только в художественной литературе, но и в ораторском искусстве, и даже повседневной речи.
Лексические средства русского языка
Ежедневно мы употребляем слова, которые тем или иным образом украшают речь, делают ее выразительнее. Яркие тропы, примеры которых бесчисленны в художественных произведениях, не менее важны, чем лексические средства.
- Антонимы - слова, противоположные по смыслу.
- Синонимы - близкие по смыслу лексические единицы.
- Фразеологизмы - устойчивые сочетания, состоящие из двух и более лексических единиц, которые по семантике можно приравнять к одному слову.
- Диалектизмы - слова, распространенные лишь на определенной территории.
- Архаизмы - устаревшие слова, обозначающие предметы или явления, современные аналоги которых присутствуют в культуре и быту человека.
- Историзмы - термины, обозначающие уже исчезнувшие предметы или явления.
Видео по теме
Тропы в русском языке (примеры)
В настоящее время средства художественной выразительности великолепно демонстрируются в произведениях классиков. Чаще всего это стихотворения, баллады, поэмы, иногда рассказы и повести. Они украшают речь и придают ей образность.
- Метонимия - замена одного слова другим по смежности. Например: В новогоднюю полночь вся улица вышла пускать фейерверки.
- Эпитет - образное определение, дающее предмету дополнительную характеристику. Например: У Машеньки были великолепные шелковые кудри.
- Синекдоха - название части вместо целого. Например: На факультете международных отношений учится и русский, и финн, и англичанин, и татарин.
- Олицетворение - присваивание одушевленных качеств неодушевленному предмету или явлению. Например: Погода волновалась, сердилась, бушевала, а через минуту полил дождь.
- Сравнение - выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Например: Твое личико душисто и бледно, словно весенний цветок.
- Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой. Например: У нашей мамы золотые руки.
Тропы в литературе (примеры)
Представленные средства художественной выразительности реже употребляются в речи современного человека, но от этого не уменьшается их значимость в литературном наследии великих писателей и поэтов. Так, литота и гипербола нередко находят использование в сатирических рассказах, а аллегория - в баснях. Перифраз используется во избежание повторений в художественном тексте или речи.
- Литота - художественное преуменьшение. Например: У нас на фабрике работает мужичок с ноготок.
- Перифраз - замена прямого названия описательным выражением. Например: Особенно желто сегодня ночное светило (о Луне).
- Аллегория - изображение отвлеченных предметов образами. Например: Человеческие качества - хитрость, трусость, неуклюжесть - раскрываются в образе лисы, зайца, медведя.
- Гипербола - умышленное преувеличение. Например: У моего приятеля невероятно огромные уши, размером с голову.
Риторические фигуры
Задумка каждого писателя - заинтриговать своего читателя и не требовать ответа на поставленную проблематику. Подобный эффект достигается за счет использования в художественном произведении риторических вопросов, восклицаний, обращений, умолчаний. Все это - тропы и фигуры речи, примеры которых наверняка знакомы каждому человеку. Их использование в повседневной речи одобрительно, главное - знать ситуацию, когда это уместно.
Риторический вопрос ставится в конце предложения и не требует ответа от читателя. Он заставляет задуматься о насущных проблемах.
Риторическим восклицанием завершается побудительное предложение. Используя эту фигуру, писатель призывает к действию. Восклицание также следует относить к разделу "тропы".
Примеры риторического обращения можно найти у Пушкина ("К Чаадаеву", "К морю"), у Лермонтова ("Смерть поэта"), а также у многих других классиков. Оно применимо не к конкретной персоне, а ко всему поколению или эпохе в целом. Используя его в художественном произведении, писатель может обвинять или, напротив, одобрять поступки.
Риторическое умолчание активно используется в лирических отступлениях. Писатель не высказывает свою мысль до конца и дает повод для последующего рассуждения.
Синтаксические фигуры
Подобные приемы достигаются за счет построения предложения и включают в себя порядок слов, расстановку знаков препинания; они способствуют интригующему и интересному оформлению предложения, поэтому каждый писатель стремится использовать эти тропы. Примеры особенно заметны при чтении произведения.
- Многосоюзие - намеренное увеличение количества союзов в предложении.
- Бессоюзие - отсутствие союзов при перечислении предметов, действий или явлений.
- Синтаксический параллелизм - сопоставление двух явлений путем их параллельного изображения.
- Эллипсис - умышленный пропуск ряда слов в предложении.
- Инверсия - нарушение порядка слов в конструкции.
- Парцелляция - намеренное членение предложения.
Фигуры речи
Тропы в русском языке, примеры которых приведены выше, можно продолжать бесконечно, но не стоит забывать о том, что существует еще один условно выделяемый раздел средств выразительности. Художественные фигуры играют немаловажную роль в письменной и устной речи.
Таблица всех тропов с примерами
Школьникам старших классов, выпускникам гуманитарных факультетов и филологам важно знать разнообразие средств художественной выразительности и случаи их использования в произведениях классиков и современников. Если вы подробнее хотите узнать, какие бывают тропы, таблица с примерами заменит вам десятки литературно-критических статей.
Лексические средства и примеры |
|
Синонимы | Пусть мы униженные и оскорбленные, но достойны лучшей жизни. |
Антонимы | Моя жизнь - не что иное, как черные и белые полосы. |
Фразеологизмы | Прежде чем покупать джинсы, узнай об их качестве, а то тебе подсунут кота в мешке. |
Архаизмы | Брадобреи (парикмахеры) выполняют свое дело быстро и качественно. |
Историзмы | Лапти - вещь оригинальная и нужная, но не у всех сегодня они есть. |
Диалектизмы | В этой местности водились козюли (змеи). |
Стилистические тропы (примеры) |
|
Метафора | У тебя железные нервы, друг мой. |
Олицетворение | Листва качается и пляшет под дуновение ветра. |
Красное солнышко садится за линию горизонта. |
|
Метонимия | Я съел уже три тарелки. |
Синекдоха | Потребитель выбирает всегда качественные продукты. |
Перифраз | Пойдем смотреть в зоопарк на царя зверей (о льве). |
Аллегория | Ты настоящий осел (о глупости). |
Гипербола | Я уже три часа тебя жду! |
Да разве это мужчина? Мужичок с ноготок, да и только! |
|
Синтаксические фигуры (примеры) |
|
Как много тех, с кем я могу грустить, |
|
Мы пойдем по малину! |
|
Градация | Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь. |
Каламбур | Я по твоей вине стала топить грусть в вине. |
Риторические фигуры (обращение, восклицание, вопрос, умолчание) | Когда же вы, подрастающее поколение, станете вежливыми? Ах, какой сегодня чудный день! И ты говоришь, что великолепно знаешь материал? Приедешь скоро домой - смотри ж… |
Многосоюзие | Я великолепно знаю и алгебру, и геометрию, и физику, и химию, и географию, и биологию. |
Бессоюзие | В магазине продают печенье песочное, рассыпчатое, арахисовое, овсяное, медовое, шоколадное, диетическое, банановое. |
Эллипсис | Не тут-то (было)! |
Инверсия | Рассказать тебе я хотел бы одну историю. |
Антитеза | Ты для меня все и ничего. |
Оксюморон | Живой труп. |
Роль средств художественной выразительности
Использование тропов в повседневной речи возвышает каждого человека, делает его грамотней и образованней. С многообразием средств художественной выразительности можно встретиться в любом литературном произведении, поэтическом или прозаическом. Тропы и фигуры, примеры которых должен знать и использовать каждый уважающий себя человек, не имеют однозначной классификации, поскольку из года в год ученые-филологи продолжают исследовать эту область русского языка. Если во второй половине двадцатого века они выделяли лишь метафору, метонимию и синекдоху, сейчас перечень возрос в десятки раз.
Ежедневно мы сталкиваемся с массой средств художественной выразительности, нередко употребляем их в речи сами, даже не подразумевая об этом. Мы напоминаем маме о том, что у нее золотые руки; вспоминаем лапти, тогда как они уже давно вышли из всеобщего использования; боимся приобрести кота в мешке и гиперболизируем предметы и явления. Все это - тропы, примеры которых можно встретить не только в художественной литературе, но и в устной речи каждого человека.
Что такое выразительности?
Термин "тропы" происходит от греческого слова tropos, что в переводе на русский язык означает "оборот речи". Они используются для придания образности речи, при их помощи поэтические и прозаические произведения становятся невероятно выразительными. Тропы в литературе, примеры которых можно найти практически в любом стихотворении или рассказе, составляют отдельный слой в современной филологической науке. В зависимости от ситуации использования их подразделяют на лексические средства, риторические и синтаксические фигуры. Тропы широко распространены не только в художественной литературе, но и в ораторском искусстве, и даже повседневной речи.
Лексические средства русского языка
Ежедневно мы употребляем слова, которые тем или иным образом украшают речь, делают ее выразительнее. Яркие тропы, примеры которых бесчисленны в не менее важны, чем лексические средства.
- Антонимы - слова, противоположные по смыслу.
- Синонимы - близкие по смыслу лексические единицы.
- Фразеологизмы - устойчивые сочетания, состоящие из двух и более лексических единиц, которые по семантике можно приравнять к одному слову.
- Диалектизмы - слова, распространенные лишь на определенной территории.
- Архаизмы - устаревшие слова, обозначающие предметы или явления, современные аналоги которых присутствуют в культуре и быту человека.
- Историзмы - термины, обозначающие уже исчезнувшие предметы или явления.
Тропы в русском языке (примеры)
В настоящее время средства художественной выразительности великолепно демонстрируются в произведениях классиков. Чаще всего это стихотворения, баллады, поэмы, иногда рассказы и повести. Они украшают речь и придают ей образность.
- Метонимия - замена одного слова другим по смежности. Например: В новогоднюю полночь вся улица вышла пускать фейерверки.
- Эпитет - образное определение, дающее предмету дополнительную характеристику. Например: У Машеньки были великолепные шелковые кудри.
- Синекдоха - название части вместо целого. Например: На факультете международных отношений учится и русский, и финн, и англичанин, и татарин.
- Олицетворение - присваивание одушевленных качеств неодушевленному предмету или явлению. Например: Погода волновалась, сердилась, бушевала, а через минуту полил дождь.
- Сравнение - выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Например: Твое личико душисто и бледно, словно весенний цветок.
- Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой. Например: У нашей мамы золотые руки.
Тропы в литературе (примеры)
Представленные средства художественной выразительности реже употребляются в речи современного человека, но от этого не уменьшается их значимость в литературном наследии великих писателей и поэтов. Так, литота и гипербола нередко находят использование в сатирических рассказах, а аллегория - в баснях. Перифраз используется во избежание повторений в или речи.
- Литота - художественное преуменьшение. Например: У нас на фабрике работает мужичок с ноготок.
- Перифраз - замена прямого названия описательным выражением. Например: Особенно желто сегодня ночное светило (о Луне).
- Аллегория - изображение отвлеченных предметов образами. Например: Человеческие качества - хитрость, трусость, неуклюжесть - раскрываются в образе лисы, зайца, медведя.
- Гипербола - умышленное преувеличение. Например: У моего приятеля невероятно огромные уши, размером с голову.
Риторические фигуры
Задумка каждого писателя - заинтриговать своего читателя и не требовать ответа на поставленную проблематику. Подобный эффект достигается за счет использования в художественном произведении риторических вопросов, восклицаний, обращений, умолчаний. Все это - тропы и фигуры речи, примеры которых наверняка знакомы каждому человеку. Их использование в повседневной речи одобрительно, главное - знать ситуацию, когда это уместно.
Риторический вопрос ставится в конце предложения и не требует ответа от читателя. Он заставляет задуматься о насущных проблемах.
Завершается побудительное предложение. Используя эту фигуру, писатель призывает к действию. Восклицание также следует относить к разделу "тропы".
Примеры риторического обращения можно найти у "К морю"), у Лермонтова ("Смерть поэта"), а также у многих других классиков. Оно применимо не к конкретной персоне, а ко всему поколению или эпохе в целом. Используя его в художественном произведении, писатель может обвинять или, напротив, одобрять поступки.
Риторическое умолчание активно используется в лирических отступлениях. Писатель не высказывает свою мысль до конца и дает повод для последующего рассуждения.
Синтаксические фигуры
Подобные приемы достигаются за счет построения предложения и включают в себя порядок слов, расстановку знаков препинания; они способствуют интригующему и интересному оформлению предложения, поэтому каждый писатель стремится использовать эти тропы. Примеры особенно заметны при чтении произведения.
- Многосоюзие - намеренное увеличение количества союзов в предложении.
- Бессоюзие - отсутствие союзов при перечислении предметов, действий или явлений.
- Синтаксический параллелизм - сопоставление двух явлений путем их параллельного изображения.
- Эллипсис - умышленный пропуск ряда слов в предложении.
- Инверсия - нарушение порядка слов в конструкции.
- Парцелляция - намеренное членение предложения.
Фигуры речи
Тропы в русском языке, примеры которых приведены выше, можно продолжать бесконечно, но не стоит забывать о том, что существует еще один условно выделяемый раздел средств выразительности. Художественные фигуры играют немаловажную роль в письменной и устной речи.
Таблица всех тропов с примерами
Школьникам старших классов, выпускникам гуманитарных факультетов и филологам важно знать разнообразие средств художественной выразительности и случаи их использования в произведениях классиков и современников. Если вы подробнее хотите узнать, какие бывают тропы, таблица с примерами заменит вам десятки литературно-критических статей.
Лексические средства и примеры |
|
Синонимы | Пусть мы униженные и оскорбленные, но достойны лучшей жизни. |
Антонимы | Моя жизнь - не что иное, как черные и белые полосы. |
Фразеологизмы | Прежде чем покупать джинсы, узнай об их качестве, а то тебе подсунут кота в мешке. |
Архаизмы | Брадобреи (парикмахеры) выполняют свое дело быстро и качественно. |
Историзмы | Лапти - вещь оригинальная и нужная, но не у всех сегодня они есть. |
Диалектизмы | В этой местности водились козюли (змеи). |
Стилистические тропы (примеры) |
|
Метафора | У тебя друг мой. |
Олицетворение | Листва качается и пляшет под дуновение ветра. |
Красное солнышко садится за линию горизонта. |
|
Метонимия | Я съел уже три тарелки. |
Синекдоха | Потребитель выбирает всегда качественные продукты. |
Перифраз | Пойдем смотреть в зоопарк на царя зверей (о льве). |
Аллегория | Ты настоящий осел (о глупости). |
Гипербола | Я уже три часа тебя жду! |
Да разве это мужчина? Мужичок с ноготок, да и только! |
|
Синтаксические фигуры (примеры) |
|
Как много тех, с кем я могу грустить, |
|
Мы пойдем по малину! |
|
Градация | Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь. |
Каламбур | Я по твоей вине стала топить грусть в вине. |
Риторические фигуры (обращение, восклицание, вопрос, умолчание) | Когда же вы, подрастающее поколение, станете вежливыми? Ах, какой сегодня чудный день! И ты говоришь, что великолепно знаешь материал? Приедешь скоро домой - смотри ж… |
Многосоюзие | Я великолепно знаю и алгебру, и геометрию, и физику, и химию, и географию, и биологию. |
Бессоюзие | В магазине продают печенье песочное, рассыпчатое, арахисовое, овсяное, медовое, шоколадное, диетическое, банановое. |
Эллипсис | Не тут-то (было)! |
Инверсия | Рассказать тебе я хотел бы одну историю. |
Антитеза | Ты для меня все и ничего. |
Оксюморон | Живой труп. |
Роль средств художественной выразительности
Использование тропов в повседневной речи возвышает каждого человека, делает его грамотней и образованней. С многообразием средств художественной выразительности можно встретиться в любом литературном произведении, поэтическом или прозаическом. Тропы и фигуры, примеры которых должен знать и использовать каждый уважающий себя человек, не имеют однозначной классификации, поскольку из года в год ученые-филологи продолжают исследовать эту область русского языка. Если во второй половине двадцатого века они выделяли лишь метафору, метонимию и синекдоху, сейчас перечень возрос в десятки раз.
Задание 25 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительности.
Для успешного выполнения задания 25 ЕГЭ по русскому языку рекомендуем:
1. Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.
2. Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства - это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства - это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы - это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
3. Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены — через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
4. Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.
Список терминов:
Анафора (=единоначатие) — повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:
Август — астры,
Август — звёзды,
Август — грозди
Винограда и рябины…
(М. Цветаева)
Антитеза - сопоставление противоположного:
Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
(М. Цветаева)
Вопросно-ответная форма изложения - изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
— Откуда?
- От верблюда.
(К.И. Чуковский)
Восклицательное предложение - предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!
Гипербола — преувеличение, например: Сто лет не виделись!
Градация - расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:
В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.
Диалектизм - диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка), бурак (свёкла), закут (хлев), кочет (петух), коты (лапти), новина (суровый холст).
Инверсия - изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:
На, кажется, надрезанном канате
Я маленький плясун.
(М. Цветаева)
И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность ».
Ирония — использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак ).
Контекстные антонимы, контекстные синонимы - слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.
Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.
Холодной - выстуженной - не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.
Лексический повтор - повтор слова:
Ветер, ветер —
На всём божьем свете!
(А. Блок)
Литота - преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.
Метафора — перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.
август — грозди
винограда и рябины
ржавой — август!
(М. Цветаева)
Метонимия — перенос по смежности:выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.
Назывные предложения — предложения с одним главным членом - подлежащим: Полдень. Жарища страшная.
Неполные предложения — частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.
Она пришла ко мне вчера (1) . Пришла и говорит… (2) .
Во втором предложении опущено подлежащее она , чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.
Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.
Параллелизм
(= использование параллельных конструкций) — сходное синтаксическое оформление соседних предложений:
То не ветер ветку клонит,
не дубравушка шумит.
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
(Русская народная песня)
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)
Парцелляция — деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма
Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.
Перифраза - замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.
Пословица — образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.
Просторечие — слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего,не влазиет.
Противопоставление — сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы . Пример (из банка заданий ФИПИ):
Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг.
Разговорные слова — стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.
Риторический вопрос — высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение?
Риторическое обращение
часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:
Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)
Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)
Ряды однородных членов
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..
(А. Ахматова)
Сравнение - сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).
Сравнительный оборот - развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзамикак, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота…
(М. Цветаева)
Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
(М. Цветаева)
Термин — слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.
Цитирование — использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):
Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод ». Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие ».
Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё, вражина.
Эпитет
- определение:
А он, мятежный , ищет бури,
Как будто в буре есть покой.
(М.Ю. Лермонтов)
Эпифора
- (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:
Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")
Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!
Желаем Вам успешной сдачи экзамена!