Программа по познавательному развитию. Рабочая программа по познавательному развитию детей
1. Пояснительная записка.
3. Целевые ориентиры.
5. Учебно-тематический план.
6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе.
7. Методическое обеспечение программы.
1. Пояснительная записка .
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Данная рабочая программа по дополнительному образованию является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.
Рабочая программа по дополнительному образованию построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Значимость.
Дети по своей природе исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие:
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
Познавательное развитие:
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка.
Речевое развитие.
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции.
- Развитие речевого творчества.
Художественно – эстетическое развитие.
- Восприятие музыки.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
Физическое развитие.
- Правильное формирование крупной и мелкой моторик.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» составлена для детей 5-6 лет.
2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы.
Цель программы : Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Развивающие задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,
выявлять зависимости.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Развивать у детей мелкую пальцевую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, проводить самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т.д.
Воспитательные задачи:
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.
2. Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач.
3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.
4. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности детей данной возрастной группы – игровой.
5. Поэтапное, дозированное предъявление материала.
6. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
7. Принцип учета личностных особенностей.
8. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.
9. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия.
10. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.
11. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
3. Целевые ориентиры.
В результате освоения содержания программы по дополнительному образованию по познавательному развитию «Познавай-ка» предполагается:
- формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений;
- формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
- формирование умения опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
- формирование умения опытным путем доказывать свойства воздуха;
- формирование умения опытным путем доказывать свойства песка;
- формирование умения опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер;
- формирование умения делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» разработана на основе методических рекомендаций:
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 30-32 календарных недели, и включает в себя 2 занятия непосредственно образовательной деятельности в неделю, в месяц 8 занятий, в год 60-62 занятия. Длительность одного занятия в старшей группе – 25 мин. (согласно СанПиН). Организуя занятия по познавательному развитию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Формы обучения:
- экспериментирование;
- беседы;
- решение проблемных ситуаций;
- опыты;
- исследовательская деятельность;
- занятия;
- групповая и индивидуальная работа;
- коллективно-творческая работа;
- работа с родителями.
Методы обучения:
- наглядный;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- публикация информации на сайте МБДОУ, группы;
- создание игровой ситуации;
- проговаривание звуков;
- беседа;
- показ воспитателя;
- показ видеоматериалов, иллюстраций;
- наблюдение.
График работы
5. Учебно-тематический план.
- «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
- "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников " О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
- Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.
Неделя | Темы занятий. Программное содержание | Литература |
Октябрь | ||
I | 1. «Песочная страна» | с. 5. |
2. «Почему песок хорошо сыплется?» | с. 45. | |
II | 3. «Глина, какая она?» | с. 5. |
4. «Волшебный материал» | с. 45. | |
III | 5. «Песок и глина – наши помощники» | с. 5. |
6. «Свойства мокрого песка» | с. 5. | |
IV | 7. «Ветер и песок» | с. 5. |
8. «Песочные часы» | с. 5. | |
Ноябрь | ||
I | 9. «Упрямый воздух» | с. 52. |
10. «Поиск воздуха» | с. 5. | |
II | 11. «Ветер в комнате» | с. 5. |
12. «Что в пакете?» | с. 35. | |
III | 13. «Парусные гонки» | с. 5. |
14. «Надувание шарика» | с. 30. | |
IV | 15. «Сухой из воды» | с. 52. |
16. «Воздух при нагревании расширяется» | с. 5. | |
Декабрь | ||
I | 17. «Как распространяется звук?» | с. 54. |
18. «Почему всё звучит?» | с. 40. | |
II | 19. «Где живет эхо?» | с. 54. |
20. «Откуда берётся голос?» | с. 40. | |
III | 21. «Кораблик» | с. 41. |
22. «Как сделать звук громче?» | с. 54. | |
IV | 23. «Коробочка с секретом» | с. 54. |
24. «Почему Мишутка пищал? | с. 54. | |
Январь | ||
III | 25. «Откуда берется вода?» | с. 51. |
26. «Какие свойства?» | с. 51. | |
IV | 27. «Помощница вода» | с. 51. |
28. «Изготовление цветных льдинок» | с. 28. | |
Февраль | ||
I | 29. «Сколько ушей» | с. 55. |
30. «Проверим слух» | с. 55. | |
II | 31. «Наши помощники – глаза» | с. 55. |
32. «Большой - маленький» | с. 55. | |
III | 33. «Чей глаз острее?» | с. 55. |
34. «Определи на вкус» | с. 55. | |
IV | 35. «Определи по запаху» | с. 55. |
36. «Узнай по голосу» | с. 55. | |
Март | ||
I | 38. «Твердые - жидкие» | с. 22. |
39. «Как измерить тепло?» | с. 54. | |
II | 40. «Чем похожи?» | с. 25. |
41. «Вкусный опыт» | с. 54. | |
III | 42. «Куда делась вода? | с. 4. |
43. «Солнце высушивает предметы» | с. 54. | |
IV | 44. «Как работает термометр» | с. 4. |
45. « Круговорот воды в природе» | с. 4. | |
Апрель | ||
I | 46. «Притягиваются - не притягиваются» | с. 53. |
47. «Магнитные силы» | с. 53. | |
II | 48. «Как увидеть магнитные силы?» | с. 53. |
49. «Два магнита» | с. 53. | |
III | 50. «Мы – фокусники» | с. 39. |
51. «Необычная скрепка» | с. 53. | |
IV | 52. «Рисует магнит или нет» | с. 53. |
53. «Парящий самолет» | с. 53. | |
Май | ||
I | 54. «Древесина, ее качества и свойства» | с. 55. |
55. « Бумага, ее качества и свойства» | с. 50. | |
II | 56. «Ткань, ее качества и свойства» | с. 52. |
57. «Стекло, его качества и свойства» | с. 47. | |
III | 58. «Родственники стекла» | с. 23. |
59. «Металл, его качества и свойства» | с. 48. | |
IV | 60. «Резина, ее качества и свойства» | с. 48. |
61. «Пластмасса, ее качества и свойства» | с. 49. |
6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе:
- выставка;
- конкурс;
- фестиваль художественно-прикладного творчества;
- отчетные выставки;
- отчетные концерты;
- открытые уроки;
- проведение мастер-класса среди педагогов.
7. Методическое обеспечение программы .
- «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
- "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников" О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
- Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.
Светлана Лапшина
Календарно-тематическое планирование. Образовательная область «Познавательное развитие» (средняя группа)
Образовательная область «Познавательное развитие »
Цель : развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей , которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально- познавательные и интеллектуально-творческие
Задачи :
Развивающие :
Развитие познавательных интересов детей , расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие , развитие любознательности и познавательной мотивации ; развитие воображения и творческой активности
Развитие восприятия , внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Образовательные :
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира : форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ознакомление с природой и природными явлениями.
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля . Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды .
Воспитательные :
Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Учебный план .
Организованная образовательная деятельность (количество)
неделя месяц год
Календарно – тематическое планирование по познавательному развитию
Месяц Неделя Тема Знания и умения
Сентябрь
Осень Рассматривание осенних пейзажей, иллюстраций
Д/и «Что растет на грядке»
«В сад за фруктами»
«Здравствуй, осень»
«Осенние посиделки. Беседа о домашних животных» .
Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства; воспитывать умение наблюдать явления природы
Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе фруктов, о местах их произрастания.
Учить устанавливать простейшие связи между природными явлениями (похолодало, исчезли насекомые)
Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.
Я в мире человек Фотовыставка «Мое любимое место в городе»
«Перелетные птицы»
«В лес с лукошком»
«Мои друзья» . Закрепить название родного города, домашний адрес. Формировать у детей чувство любви к родному краю.
Расширить знания о перелетных птицах, их детенышах.
Продолжать знакомить детей с грибами.
Учить различать съедобные и несъедобные.
Развивать внимание и наблюдательность.
Формировать понятие «друг» , «дружба» , воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам.
Мой город – моя страна Целевая прогулка «Что такое улица» .
«Многоэтажный лес»
«Путешествие с лесовиком»
«Прохождение экологической тропы» . Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад;
Учить сравнивать и называть отличительные особенности. Расширить представление о лесе.
Закрепление знаний детей о дарах леса, о разнообразии растений , учить бережному отношению к природе.
Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы
Новый год «Новогодние кружева»
«Здравствуй зимушка – зима!»
«Зимующие птицы»
«В гости к деду природоведу» (экологическая тропа зимой) . Учить замечать характерные признаки, изменения в погоде.
Продолжать знакомить детей с временами года.
Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, их внешним видом, повадками. Учить рассматриванию строения птицы, следов, которые птицы оставляют на снегу.
Расширять представления детей о зимних явлениях природы Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Зима «Новогодний карнавал»
«Зимушка – зима»
«Зимний лес. Деревья» Обращать внимание на красочное оформление зала, группы .
Воспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, страны.
Дать элементарные понятия о значении празднования Нового года.
Продолжать знакомить с различными видами деревьев. Учить различать деревья по цвету коры, форме листьев, плодам.
День защитника отечества Фотовыставка «Мой папа - защитник»
«Мы едем, едем, едем…»
«Буду в Армии служить» Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.
Продолжать знакомить детей с профессией шофера.
Показать значение и важность профессии для других людей.
Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям защищающим Родину от врагов.
Март Знакомство с народной культурой и традициями Рассматривание фотографий, альбомов родителей на работе.
«Земля - наш общий дом»
«Путешествие в гости кресла» .
«Путешествие в прошлое одежды» . Закрепить название профессий родителей.
Развивать интерес к родному краю, к народным традициям.
Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло) . Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма)
Знакомить детей с значением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
Апрель Весна Беседы с использованием наглядного материала «Пришла весна»
«К нам весна шагает…»
«Дружат небо и земля»
«В гости к хозяйке луга» Научить детей правилам безопасности, уточнить знания о том, куда надо обращаться , если попал в беду.
Закрепить знания детей о временах года.
Учить называть основные признаки.
Развивать наблюдательность , любовь к природе.
Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времен года. Расширять представления детей о разнообразии насекомых . Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.
Май Просмотр видео-ролик «Прогулка по родному городу»
«На параде с дедушкой»
Рассматривание репродукции на тему войны, медали, ордена, сюжетные картинки на тему «День Победы» .
«Посадка лука» . Воспитывать любовь к своему городу, улице, дому
Дать понятие : кто такие горожане.
Дать представление о празднике, посвященному Дню Победы.
Воспитывать уважение к ветеранам войны, любовь к Родине.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет)
Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений
Месяц Неделя Тема занятия
Знания и умения
Сентябрь Один и много, большой и маленький, круг Закрепить умение сравнивать количество предметов; сравнивать знакомые предметы по величине; закреплять знание о геометрической фигуре круг
Ориентировка в пространстве Учить детей ориентироваться в пространстве : наверху, внизу, над, под; различать лево и право, упражнять в счете в пределах 2, различать и называть цифры 1 и 2
Счет по образцу . Времена года. Слева, справа Считать по образцу ; закреплять знания о времени года; учить ориентироваться на листе бумаги
Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. Учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов. Продолжать учить сравнивать предметы по величине, использовать эти слова в речи. Формировать представление, что квадраты могут быть разного размера.
Октябрь Диагностика
Количество и счет.
Величина.
Форма. Цвет.
Ориентировка во времени; в пространстве. Выявить знания детей о форме, количестве, величине. Выявить умения раскладывать предметы в возрастающем порядке. Выявить представления о различных временных отрезках; умение ориентироваться в пространстве.
Счет по образцу , сравнение чисел 4-5. Части суток. Слева, посередине, справа. Упражнять в сравнении двух групп предметов . Закреплять представление о частях суток. Продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе.
Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате. Познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1. Учить понимать последовательность расположения геометрических фигур. Закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе.
Ноябрь Закрепить знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Треугольник. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Закрепить знание о цифре 1. Закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине. Формировать представление, что треугольники могут быть разного размера.
Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше. Познакомить с цифрой 2 . Учить различать понятия «вчера» , «сегодня» , «завтра» , «далеко» , «близко» . Учит понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный. Овал. Закрепить знания о цифре 2. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать представление, что овалы могут быть разного размера.
Знакомство с цифрой3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года. Познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3. Продолжать учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов. Закрепить знание детей о времени года (осень) .
Закрепление знания о цифрах 1,2,3. Высокий, низкий. Закреплять умение писать цифры 1,2,3. Развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков.
Декабрь Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3-4. Широкий, узкий. Прямоугольник. Учить отгадывать математические загадки. Упражнять в сравнении двух групп предметов . Закреплять знание о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других .
Счет по образцу , сравнение смежных чисел, установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал. Учить устанавливать равенство между двумя группами предметов . Учить отсчитывать предметы по образцу . Продолжать учить определять поло
жение предметов по отношению к себе. Развивать зрительное внимание . Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Знакомство с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Познакомить с цифрой 4 как знаком числа 4. Учить соотносить предметы между собой по величине и обозначать словами.
Январь Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Влево, вправо. Продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4 с количеством предметов. Учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя
Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Далеко, близко. Учить отгадывать загадки, в которых присутствуют числа. Формировать пространственные представления. Учить соотносить цифру с количеством предметов.
Февраль Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года. Формировать представления о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, внизу, под, перед, посередине) . Закреплять знания о геометрических фигурах. Закреплять знания о временах года.
Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа. Познакомить с цифрой 5 , учить писать цифру 5 по точкам. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4-5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно Закреплять умение считать в пределах 5. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить устанавливать равенство групп предметов , когда предметы находятся на разном расстоянии. Учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов.
Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол. Учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы : «сколько?» , «какой по счету?» . Учить ориентироваться на листе бумаги.
Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера . Продолжать учить порядковому счету, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы : «сколько?» , «какой по счету?» ; сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи.
Март Независимость числа от величины предметов. Части суток. Закрепление понятий «широкий» , «поуже» , «самый узкий» . Учить понимать независимость числа от величины предметов. Учить сравнивать предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку. Учить решать логическую задачу.
Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр. Учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов. Закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат. Познакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Продолжать учить порядковому счету (в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы : «сколько?» , «какой по счету?» ; учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах.
Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Слева, посередине, справа Учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги. Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Апрель Счет по образцу , закрепление знаний о порядковых числительных.
Влево, вправо. Установление последовательности событий Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы : «сколько?» , «какой по счету?» ; учить соотносить количество предметов с цифрой. Учить устанавливать последовательность событий.
Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера . Развитие внимания . Учить : соотносить цифру с количеством предметов; отгадывать математические загадки; сравнивать предметы разных размеров по величине; выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; решать логические задачи на установление закономерностей.
Закрепление знаний о порядковом счете. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. Закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы : «сколько?» , «какой по счету?» .
Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5. Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги. Закрепить знания о цифрах от 1 до 5. закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях . Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Обследование детей.
Количество и счет. Геометрические тела. Логическая задача. Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Способствовать развитию зрительного внимания. Закреплять умение видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела.
Рабочая программа по познавательному развитию для детей 6-7 лет
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» разработана на основе
Общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка - детского сада №43 «Яблонька» в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012года; Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года)
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155)
- Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26)
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва)
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:
личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;
разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом;
возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности. В соответствии со статьёй 64 (п. 1) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, от 29 декабря 2012 г.). Программа направлена также на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии.
Образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность для детей 6-7 лет основывается на программе «Детство», программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Основная образовательная программа учреждения разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобиридзе, О. В. Солнцева; переработанной в соответствии с ФГОС, а также парциальных и авторских программ:
1. С.Н.Пениной, И.Ю.Мусатовой «Живая математика»;
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007.
Рабочая программа образовательной области «Познание» включает в себя три взаимосвязанных блока:
развитие элементарных математических представлений;
экологическое воспитание;
Ознакомление с окружающим миром.
Старший дошкольный возраст классифицируется современной педагогической наукой как самый оптимальный возраст для воспитания и обучения.
Дошкольники 6-7 лет осваивают умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, замечать сходства и различия форм и величин, что проявляется в интересе детей к моделированию, использованию общепринятых и предложенных ими условных обозначений.
Дети проявляют особый интерес к цифрам, как знакам чисел, написанию их, использованию в разных видах практической деятельности, играх в поиск кладов с зарисовкой ходов и отсчетом расстояния.
В Образовательной программе дошкольного учреждения, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, большое место отводится освоению практических связей, зависимостей, простых закономерностей. Именно эти стороны развития ребенка отражены в отдельной образовательной области программы - «Познание».
Интеграция в подготовительной к школе группе состоит в использовании ребенком приемов познания (обследование, количественная и качественная оценка, сравнение, обобщение) в разных видах продуктивной детской деятельности с целью познания или уточнения связей и зависимостей в изобразительной деятельности, природоведческой, конструктивной (из песка, различных конструкторов), а также в музыкальной и социальной деятельности.
Основные задачи программы:
Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в поиске ребенком вариативных способов
Содействовать в самостоятельном обнаружении детьми связей и зависимостей между объектами, в том числе и скрытых от непосредственного восприятия (по свойствам и отношениям: часть и целое, соответствие и подобие, порядок расположения и следования).
Побуждать дошкольников обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действий (изменить; проверить путем подбора аналогичных объектов, используя при этом соответствующую терминологию: увеличить, уменьшить, разделить на части, соединить, изменить форму, расположение на листе и т.п.)
Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Развитие сенсорной культуры
Формировать у детей представление о системе сенсорных эталонов формы, цвета, эталонов величины, длительности времени, эталонов материалов.
Поддерживать стремление детей использовать систему обследовательских действий при рассматривании предметов для выявления их особенностей, определения качеств и свойств материалов, из которых сделаны предметы.
Способствовать самостоятельному применению детьми освоенных эталонов для анализа предметов, сравнивать предмет с эталоном замечать их сходство и отличие по нескольким основаниям.
Побуждать детей точно обозначать словом особенности предметов и материалов, называть обследовательские действия.
Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе
Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир.
Поддерживать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов.
Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы.
Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранительную деятельность.
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Основными методами выступают:
организация практической деятельности детей;
продуктивные виды деятельности;
экспериментирование;
игра во всех ее проявлениях и видах;
проектная деятельность;
создание проблемных ситуаций;
эвристические беседы;
событие «одного» дня;
фантазийная деятельность;
ведение «дневника наблюдений».
Игры:
На освоение элементов логики, структуры высказываний с использованием отрицания «не», отдельных слов и сочетаний с включением союзов «и», «или», «если (изменить), то…;
На освоение состава чисел из двух меньших, сосчитывание парами, по 3, 4, 5, разделение множеств на равные и неравные группы, увеличение и уменьшение по числу элементов: игры и упражнения, самостоятельная деятельность с использованием цветных счетных палочек Кюизенера;
На овладение умениями преобразования объемных и плоских конструкций, самостоятельного использования отдельных приемов в разных видах деятельности, проявление смекалки и сообразительности в играх-головоломках, в ходе решения логических занимательных задач;
На самостоятельное обнаружение и обоснование зависимости между общим количеством объектов и числом их в каждой из полученных групп, размером мерки, величины и числовым результатом, количеством монет и суммой и в других ситуациях.
Галина Владимировна Васильева
Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию в старшей группе
Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию
№ Тема ООД Программное содержание Методический источник
День знаний (1-я неделя сентября)
Сентябрь
1 неделя - День знаний
Мониторинг Определение уровня знаний детей на начало учебного года
2 Ознакомление с окружающим «Кто нас воспитывает?» Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость; уточнить знания о профессиях : воспитатель, медсестра, повар, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед, дворник, прачка и др. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе д/сада » , с. 22
2 неделя - Осень в саду и огороде
1. ФЭМП Закреплять навыки счета в пределах 5,образовывать число5 на основе сравнения. Различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. , с. 15
«Во саду ли, в огороде» . Расширять представления детей о многообразии мира растений. Расширять представления о способах ухода за садов - огородными растениями Конспект прилагается
3 неделя - Сезонные изменения в природе
1 ФЭМП Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов. Сравнивать два предмета по двум параметрам величины И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 17
2 Ознакомление с окружающим. ОБЖ «Правила поведения на природе» Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них. К. Ю. Белая , с. 47
4 неделя - Живая и неживая природа
1 ФЭМП Учить составлять множество из разных элементов. Закреплять представления о знакомых плоскостных геометрических фигур. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 19
2 Ознакомление с окружающим «Земля –наш общий дом» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, расширение знаний детей. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» , с. 79
Я вырасту здоровым (1-я -3-я неделя октября)
1 неделя - Я и моё тело
1 ФЭМП Учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета, счет в пределах 5.
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 20
2 Ознакомление с окружающим миром «Наши руки» . Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том, что с помощью рук можно выражать различные чувства : развивая руку , мы развиваем речь . Учить сознательно относиться к развитию своей руки . В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 73
2 неделя - Я и моя семья
1 ФЭМП Учить считать в пределах 6. Показать образование числа 6. Развивать умения сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 21
2 Ознакомление с окружающим миром
«Я и моя семья» Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о друг друге; воспитывать желание заботиться о близких; развивать чувство гордости за свою семью В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 10
3 неделя - Я и моё здоровье
1 ФЭМП Учить считать в пределах 7. Показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов . Развивать умения сравнивать до 6 предметов по длине. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 23
2 Ознакомление с окружающим миром
«Сохрани своё здоровье сам» Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления, учить оказывать себе элементарную помощь, прививать любовь к физическим упражнения В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 64
День народного единства (4-я неделя октября - 2 неделя ноября)
4 неделя - День народного единства
1 ФЭМП Продолжать считать в пределах 6 и 7. Знакомить с порядковым значением чисел 6 и 7. Развивать умения сравнивать до шести предметов по высоте. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 24
2 Ознакомление с окружающим миром
«Москва – столица нашей Родины» Дать представление о том, что Москва – самый большой город а нашей стране, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России - Москвой В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 118
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 24
2 Ознакомление с окружающим «История и достопримечательности моего города» Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему, знакомить с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 112
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 25
2 Ознакомление с окружающим «Я люблю тебя, Россия» Воспитывать любовь к родной Отчизне; познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 121
Здравствуй, гостья зима! (3-я неделя ноября – 1-я неделя декабря)
3 неделя - Сезонные изменения
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 27
2 Ознакомление с окружающим
«Зимние явления в природе» . Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Закрепить знания о зимних месяцах. О. А. Соломенникова , с. 57
1 ФЭМП Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно, отвечать на вопросы : «Сколько?» , «Который по счету?» , «На котором месте?» . Упражнять в умении сравнивать предметы по величине.
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 29
2 Ознакомление с окружающим
«Беседа о зиме» Конкретизировать и углубить представление о зиме. Т. М. Бондаренко , с. 79
5 неделя - Животные и птицы зимой
1 ФЭМП Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов , выраженных соседними числами 9 и 10. Закреплять представления о частях суток. Совершенствовать представления о треугольнике. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 30
2 Ознакомление с окружающим «Беседа о том, кто как зимует» Расширять и углублять представление о зимовье зверей, птиц. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» , с. 59
1 ФЭМП Совершенствовать счет по образцу и на слух в пределах 10. Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 31
2 Рассматривание картин «Волки» , «Лоси» Объяснить, что в природе всё взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 117
Новогодний праздник (2-я – 4-я неделя декабря)
2 неделя - Новый год
1 ФЭМП Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними. Познакомить с цифрами 1 и 2 . Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 33
2 Ознакомление с окружающим
«Новый год у ворот. Беседа об истории праздника» Формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 173
1 ФЭМП Закреплять представления о свойствах и видах треугольника и четырехугольника. Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 34
2 Ознакомление с окружающим «Как празднуют Новый год в разных странах мира»
Познакомить учащихся с традициями и особенностями празднования Нового года в разных странах мира Конспект прилагается
1. ФЭМП Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5. Познакомить с цифрой 4 . Продолжать учить определять направления движения, используя знаки. Закреплять умение последовательно называть дни недели. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 35
2 Ознакомление с окружающим «Что за праздник Рождество»
Познакомить детей с народным праздником Рождество» Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 182
Зима (2-я – 5-я неделя января)
2 неделя - Зимние виды спорта
1 ФЭМП Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними. Познакомить с цифрой 5 . Развивать глазомер , умение находить предметы одинаковой длины, разные образцу. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , стр. 37
2 Ознакомление с окружающим «Зимние виды спорта» Познакомить с зимними видами спорта, расширить кругозор, вызвать желание самим заниматься каким либо видом спорта.
Конспект прилагается
1 ФЭМП Учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. Познакомить с цифрой 6 . Развивать глазомер и умения находить предметы одинаковой ширины. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , стр. 39
2 Ознакомление с окружающим «Небезопасные зимние забавы» Расширять и обогащать знания о безопасном поведении зимой. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» , с. 25
4 неделя - В гостях у зимушки – зимы
1 ФЭМП Формировать представления о равенстве групп предметов . Познакомить с цифрой 7 . Продолжать развивать глазомер и умения находить предметы одинаковой высоты. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 40
2 Рассматривание картины И. Грабара «Февральская лазурь» Формировать представления детей о явлениях зимней природы Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» , с. 83
1 ФЭМП Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Познакомить с цифрой 8 . Учить видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 42
2 Ознакомление с окружающим «Зимушка – зима в гости к нам пришла» Сформировать представление о зиме.
Развивать познавательный интерес , Воспитывать любознательность Конспект прилагается
День защитника Отечества (1-я – 3-я неделя февраля)
1 неделя - День защитника Отечества
1 ФЭМП Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Познакомить с цифрой 9 . Учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 43
2 Ознакомление с окружающим «История возникновения праздника День защитника Отечества.» Рассматривание картины «Три богатыря» Знакомить детей с защитниками Отечества Древней Руси и современной Российской армии. Воспитывать у дошкольников патриотические чувства Конспект прилагается
1 ФЭМП Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9. Совершенствовать представления о треугольнике и четырехугольнике. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 44
2 Ознакомление с окружающим
«Военные профессии» Расширять знания детей о Российской Армии, уточнить представления детей о родах войск, воспитывать уважение к людям военных профессий Н. Е. Веракса,Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 244
1 ФЭМП Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. Учить делить предмет на две равные части. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 46
2 Ознакомление с окружающим «Российская армия» . Расширять представления о Российской Армии. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» , с. 38
Международный женский день (4-я неделя февраля – 1-я неделя марта)
4 неделя - Международный женский день
1 ФЭМП Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10. Формировать представление о делении предмета на две равные части, называть и сравнивать целое и часть. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 47
2 Ознакомление с окружающим «Весенний праздник – 8 Марта» Познакомить детей с историей праздника – 8 Марта, воспитывать уважительное отношение ко всем женщинам Конспект прилагается
1 ФЭМП Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка. Познакомить с цифрой 0 . Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 49
2 Ознакомление с окружающим «Беседа о маме»
Дать представление о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» ,261
Народная культура и традиции (2-я – 4-я неделя марта)
2 неделя - Народная игрушка
1 ФЭМП Познакомить с записью числа 10 . Учить делить круг на две равные части. Учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной мерки. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 50
2 Ознакомление с окружающим «Чудо – чудное, диво – дивное!»
Познакомить с разнообразием русских народных игрушек, учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов. Воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 44
3 неделя - Декоративно – прикладное искусство
1 ФЭМП Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , стр. 51
2 Ознакомление с окружающим «Краса ненаглядная (русские народные промыслы) » Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 48
4 неделя - Фольклор
1 ФЭМП Познакомить с делением круга на 4 равные части. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 53
2 Ознакомление с окружающим «Отгадайте – ка загадки! (русский народный фольклор) »
Познакомить с мудростью русского народа – загадками, показать, что загадки может сочинить любой человек; дать представление о русских фольклористах В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 53
Весна (1-я – 3-я неделя апреля)
1 неделя - Сезонные изменения
1 ФЭМП Познакомить с делением квадрата на 4 равные части. Сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры. Закрепить знание цифр от 0 до 9. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 54
2 Ознакомление с окружающим «» Признаки весны» Уточнить признаки весны; воспитывать бережное отношение к природе. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 264
2 неделя - Домашние животные и птицы
1 ФЭМП Учить понимать отношения рядом стоящих чисел 6 и 7,7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закрепить умение обозначать их цифрами. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 56
2 Ознакомление с окружающим «Домашние животные и птицы»
Дать понятие о том, какую пользу приносят человеку домашние животные, о жизни домашних птиц. Ю. А. Вакуленко»Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах », с. 85 и с. 94
3 неделя - Весна в лесу
1 ФЭМП Учить понимать отношения рядом стоящих чисел Сравнивать величину предметов по представлению. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 58
2 Ознакомление с окружающим миром «Весна в лесу»
Закреплять знания о сезонных изменениях весной; воспитывать бережное отношение к природе Конспект прилагается
День Победы (4-я неделя апреля – 1-я неделя марта)
4 неделя - День Победы
1 ФЭМП Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Закреплять умение последовательно называть дни недели. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 59
2 Ознакомление с окружающим «Беседа о Великой Отечественной войне»
Познакомить с героическими страницами истории нашей Родины; осуществлять нравственное воспитание Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 350
1 ФЭМП Работа по закреплению пройденного материала. Дидактические игры на количество и счет, величину. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 61
2 Ознакомление с окружающим «Этот День Победы» Расширять представления, знания о празднике Победы. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. Конспект прилагается
Лето (2-я – 5-я неделя мая)
2 неделя - Цветы и растения
1 ФЭМП Работа по закреплению пройденного материала. Дидактические игры на форму, ориентировку в пространстве. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 62
2 Ознакомление с окружающим «Растения весной»
Познакомить детей с изменениями , происходящими с растениями весной. Развивать любознательность Л . Б. Фесюкова, О. О. Григорьева , с. 129
3 неделя - Животные и насекомые
1 ФЭМП Работа по закреплению пройденного материала. Дидактические игры на величину, количество и счет. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 61
2 Ознакомление с окружающим
«Как животные помогают человеку» . Развивать любознательность . Расширять словарный запас. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» , с. 55
4 неделя - Безопасное лето
1. ФЭМП Работа по закреплению пройденного материала. Дидактические игры на форму, ориентировку в пространстве. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 66
2. Ознакомление с окружающим «Опасные насекомые» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» , с. 49
5 неделя - Здравствуй, лето
1. ФЭМП Мониторинг
2. Ознакомление с окружающим «Беседа «Наступило лето!» Воспитывать бережное отношение к природе. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года. Комплексные занятия для детей 4 – 7 лет» , с. 182