"кто у антония не бывал - того тихвинская не принимает". Александр трофимов

Слова стихотворения Г.Р. Державина, в котором лирический герой, слушая звуки арфы, предается воспоминаниям о родной Казани, со временем станут крылатым выражением. Что кроется за ярким образом? Дым, скрывающий истинные очертания предметов и заволакивающий лица людей, стесняющий дыхание и разъедающий глаза. Но и он – символ родного очага – вселяет в душу усталого путника радость, потому что именно в любви к отеческим гробам «обретает пищу» человеческое сердце.

Вот почему кажется отнюдь не случайным то, что монастырь, основанный в XIII веке учеником Антонием в 15 поприщах от Тихвина, получил название «монастырь Онтония на Дымех», а сам Антоний стал именоваться Дымским: действительно, история самой обители и память о ее преподобном основателе словно окутана туманной пеленой и дымкой забвения, свидетельства его Жития долгое время признавались недостоверными, а сам Антоний считался лицом чуть ли не мифическим, легендарным. И несмотря на это, уже в середине 1990-х годов, после установки в водах Дымского озера поклонного креста напротив того места, где, по преданию, молился преподобный, память о подвижнике былых времен стала возрождаться в сердцах окрестных жителей, а тропа к водам святого озера ширилась день ото дня.

«Всего себя Богу посвятив»

Исторический Антоний родился в 1206 году в Великом Новгороде. Единственное, что известно о родителях Антония (мирское имя преподобного, надо полагать, не сохранилось) из Жития, – это то, что они были благочестивыми христианами и сына воспитывали «в добре наказании», то есть буквально так, как посоветует это делать Сильвестр, автор знаменитого «Домостроя». Юность Антоний проводил в Новгороде, усердно посещая храмы и удаляясь от шумных компаний своих ровесников. Во время богослужения молодой прихожанин становился в сторонке в одном из приделов, избегая бесед даже с благочестивыми молитвенниками: разговор с Богом не требовал свидетелей, а в душе юноши не находилось места для повседневной шелухи.

В этой внутренней юношеской сосредоточенности на молитве, в этой самодостаточности, не испытывающей неловкости от своей уединенности, предугадывается та легкость, с которой Антоний позднее решался оставить теплое место в стенах обители пострига, если того требовали от него обстоятельства. Здесь же, пожалуй, и ключ к объяснению природы конфликта, возникшего позднее между Антонием и братией родного монастыря: внутренняя свобода и эмоциональная обособленность инока вызывали неприязненные чувства и настраивали меньшую братию против него.

Однажды, услышав во время богослужения слова Евангелия о необходимости взять крест и следовать за Христом, Антоний покидает мир и становится монахом в Хутынском монастыре, принимая постриг от рук прославленного игумена и основателя этой обители Варлаама. Житие не называет возраст Антония в тот момент, однако, поскольку агиограф не указывает на какие-то препятствия, которые могли бы отсрочить расставание с миром, и одновременно не заостряет внимание на молодости подвижника, можно предположить, что Антонию было около 20 лет, то есть это произошло приблизительно в 1226 году .

Под бдительным покровительством преподобного Варлаама прошло около десяти лет монашеской жизни Антония. В эти годы рос, мужал и креп духовный разум молодого монаха: «Оттоле Антоний всего себе предаде Богови, во всем повинуяся наставнику своему Варлааму, и мний творяшеся паче всех в обители той». Все это время, говорит Житие, преподобный «со тщанием и смирением в простоте сердца» проходил монастырские службы, не оставляя келейного и соборного молитвенного правила.

Царьград

Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились… делегацией преподобного в Царьград

Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились делегацией преподобного в 1238 году в Царьград «вин ради церковных». Эта почетная командировка инока была, с одной стороны, знаком высокой оценки священноначалием (в первую очередь Варлаамом) его монашеской добродетели, ума, дипломатических способностей, с другой – тяжелым испытанием, сопряженным с множеством опасностей и лишений. Провожая любимого ученика в дорогу, Варлаам укрепляет его дух, обещая молитвенно поддерживать того во все продолжение его пути. Игумен не скрывает, что путешествие будет долгим и изнурительным: «Бог да устроит путь твой, аще и труден и прискорбен тебе возменися путь сей, но се веждь, яко узкими и прискорбными враты подобает нам в Царствие Божие входити». Сам Антоний укрепляет себя упованием на , который силен защитить его от «мужей кровей», обыкновенно нападающих на купеческие и паломнические караваны, шествующие по пути «из варяг в греки»: «Преподобный Антоний вся сия слагая в сердцы своем, к приятию новаго подвига удобь послушен являшеся, врачество противу всякаго смущения имея себе в словесех Христа Спасителя в Евангелии глаголюща: “Не убойтеся от убивающих тело и потом не могущших лише что сотворити”».

Вдали от родной обители Антоний проводит около пяти лет, возвращаясь обратно лишь в 1243 году. В Константинополе Антоний сподобляется аудиенции патриарха и получает наставления о том, как «во многомятежном мире сем подобает управляти корабль временнаго жития» и во всех злоключениях «с кротостью и смирением благодушествовать». Преподобный, пожалуй, и представить себе не мог, сколь скоро станут актуальны для него духовные заветы патриарха.

«Предал в руки его монастырь»

6 ноября, в тот час, когда умирающий игумен Варлаам собрал вокруг себя учеников, чтобы объявить им свою волю о преемнике, которому надлежит взять в руки игуменский жезл после его кончины, Антоний проходил последние версты своего многодневного пути. Град, снег, голоть и дух бурен встречали возмужавшего в путных шествиях инока в предместьях родного Новгорода. Как это было не похоже на то, что он видел последние пять лет под жарким небом Византии! Не один седой волос серебрился лунным блистанием в его волосах и окладистой бороде. С тех пор как он, благословленный рукой Хутынского старца, отправился в полуденную сторону, не раз доводилось глядеть ему в глаза смерти, в глаза не знающих угрызений совести и мук раскаяния душегубцев…

Воля Варлаама была высказана ясно: игуменом должен быть Антоний, и он вот-вот постучит в ворота монастыря

Воля Варлаама была высказана в предельно ясной, даже ультимативной форме: игуменом должен быть Антоний, который в эти секунды, как открыл Варлаам изумленным слушателям, уже, возможно, и не чаявшим встречи с оставившим обитель много лет назад монахом, входит в Святые врата Преображенской обители. По тому, что продолжение этой истории было отнюдь не благодушным и решение Варлаама на деле посеяло раздор среди братии, можно судить, сколь неприятным сюрпризом стало для некоторых из них известие игумена о скорой встрече со сброшенным было со счетов в борьбе за власть над домом Всемилостивого Спаса Антонием. Гробовая тишина повисла в келье умирающего старца, однако она отозвалась в сердцах присутствующих еще более оглушительным звоном, когда за дверью раздался едва ли не забытый голос Антония: «Молитвами святых отец наших…» «Аминь», – ответствовал Варлаам, и порог переступил, отряхивая с мантии морозную пыль, 37-летний священноинок. Варлаам в присутствии Антония повторил свою последнюю волю, аргументируя свой выбор тем, что Антоний является его «сверстником», и это несмотря на то, что, по самым скромным расчетам, тот был лет на сорок моложе своего духовного отца и наставника!

Даже если Варлаам употребляет слово «сверстник» в значении «единонравный», «близкий по духу», явное несоответствие контекста прямому значению слова делает высказывание игумена парадоксальным: Антоний, утверждает Варлаам, будучи моложе меня несколькими десятилетиями, достиг равной со мной духовной рассудительности.

В основании конфликта между Антонием и насельниками Хутынской обители, который разовьется в полной мере чуть позднее, лежит, по всей видимости, обыкновенная человеческая неприязнь к обласканному настоятелем любимцу: монах, пять лет находившийся, пускай и подчиняясь воле настоятеля, вдали от обители, не знающий ее текущих невзгод и недостатков, не должен занять место игумена…

По всей вероятности, многим это решение Варлаама показалось несправедливым, однако спорить с настоятелем напрямую при жизни не решился никто. Более того, Варлаам предугадывает и сомнения, которые должны были возникнуть у самого Антония, и к нему обращается в присутствии собора монастырских старцев со следующей загадочной фразой: «Преда в руце его монастырь, рек так: “Ваш преже был помысл о сем святем месте ”».

Луч света на загадочные слова Варлаама проливает надпись на раке одного из ближайших его учеников и спостников – преподобного Ксенофонта Робейского, согласно которой сам Ксенофонт и его друг Антоний Дымский, подвизаясь в Лисицком монастыре, однажды увидели на месте, прозванном Хутынь, столбы света и «дым мрачный». Иноки, говорит надпись, вместе со своим духовным отцом Варлаамом отправились в сторону дремучего бора, где свет столь явно боролся со тьмой, словно желая принять непосредственное участие в этом метафизическом противостоянии добра злу, и там Ксенофонт с Варлаамом стали полагать труды на основание нового монастыря. То, что Антоний по хронологии его Жития не мог участвовать в основании Хутынского монастыря (преподобный родился 15 лет спустя), ясно, однако вопрос в том, каким образом могла возникнуть эта легенда, отразившаяся сразу в двух житиях. Был ли Ксенофонт другом Антония и делился ли с ним своими воспоминаниями о тех знамениях, которые предварили основание Хутынского монастыря? Так или иначе, но Варлаам был убежден в том, что Антоний соединен с Хутынской обителью какой-то промыслительной связью и более других достоин принять заботы о ее благополучии.

Дымский аскет

Игуменство Антония в Хутынском монастыре вследствие возникших внутри обители нестроений продлилось менее года, в течение которого настоятель успел, однако, довершить строительство Преображенского собора в камне, поскольку дело, начатое Варлаамом, было оборвано его смертью посредине пути: собор был построен «до вышняго прага», то есть лишь до верха дверного проема. Достроив каменный собор до конца, Антоний счел за благо удалиться. И тут как нельзя лучше пригодились ему наставления патриарха о сохранении судна, колеблемого бесовскими кознями, на плаву, да и аксиома преподобнической святости – отнюдь не каждый игумен изведал тяготы дальнего пути, однако каждый проходил на собственном опыте пустынные искушения одинокой молитвы – подсказала траекторию дальнейшего. Душа преподобного жаждала подвига.

Оставив в обители всё – книги, казну, утварь, ризы, которые могли бы пригодиться впоследствии, когда будет построен новый монастырь (подумаешь – наживное!), – Антоний в одиночестве, без спутников и духовных друзей (принцип «пройди по неизведанной дороге сам, и тогда по ней пройдут другие» стал центральным в его биографии) пошел на северо-восток, обогнул древний Тихвин, прошел еще 15 верст и наконец остановился в районе местечка, названного позднее Дыми, у берега Дымского озера, недалеко от устья впадающего в него ручья Черная Дымка. Тогда, в середине XIII века, эта местность была безлюдна, однако на протяжении многих последующих веков Антоньевский погост и его приходская церковь святителя Николая соседствовали с монастырем и его церквями Антония Великого и Рождества Иоанна Предтечи. Впрочем, после одного из разорений обители обе церкви были объединены: Антоньевский престол разместился на первом этаже, Никольский поместился выше – на втором. В одном из чудес Жития Антония описывается явление во сне тихвинскому купцу иконы Богородицы с предстоящими ей преподобным Антонием и святителем Николаем. Молитвами святых покровителей Дымской обители страждущий исцелился от своего недуга.

На главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался до конца дней своих

Как складывалась жизнь Антония на берегу Дымского озера? Согласно свидетельству Жития, инок пришел на Дыми еще до того, как ему исполнилось 40 лет. Здесь преподобный ископал пещеру, в которой и жил первое время, подражая, быть может, еще одному прославленному в истории русского монашества Антонию – преподобному основателю Печерского монастыря. Позднее, однако, Антоний вышел из-под земли, построив себе келью «покоя ради телеснаго». Дневные труды по возделыванию нив подвижник чередовал с ночными молитвами, а на главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался, по видимости, до конца своих дней. Как известно, со своим уставом нельзя приходить лишь в чужой монастырь (и сам Антоний изведал это на собственном горьком опыте, хотя чужим в полном смысле этого слова Хутынский монастырь для него не был), но здесь Антоний строил уже свой монастырь, в котором устав определялся его волей.

Воля эта, однако, оказалась весьма привлекательной для тех монахов, которые приходили к Антонию, как свидетельствует Житие, из других монастырей, несмотря на то, что традиционно монастыри пополнялись преимущественно за счет мирян, которые, услышав о подвиге преподобного, оставляли обыденную жизнь и приходили к подвижнику в поисках духовного руководства. Что же могло привлекать рядовых иноков к старцу, поселившемуся в непроходных лесах Обонежской пятины? Какой именно духовный дефицит удалось восполнить дымскому молитвеннику? Вероятно, Антоний привлекал других иноков своей подчеркнутой аскетичностью.

Преподобный устроил свою обитель вдали от городских центров цивилизации – и это было новаторством для монашества той поры: широко известно, что монастыри домонгольской и ранней монгольской поры были городскими или по крайней мере пригородными. Антоний практиковал ношение вериг, прямую аскезу, был сторонником и, возможно, даже идеологом «жестокого жития». Недаром его называли впоследствии одним из первых русских исихастов. Преподобный не раз удалялся на островок на Дымском озере, где проводил время в богомыслии и молитве. Кроме того, Антоний прославился как ученик преподобного Варлаама, имя которого стало нарицательным уже в годы жизни самого подвижника: из его гнезда вылетели многие духовно одаренные птенцы.

Сквозь лет завесу

Дымская обитель вполне устроилась еще при жизни ее основателя и после его смерти в 1273 году продолжила свое существование в веках русской истории. Этот многовековой путь Антониева монастыря с рачительным старанием отразил в Житии ее основателя агиограф. Так, рождение преподобного происходит в дни княжения в Новгороде Мстислава Удатного, благословенную грамоту на устроение обители вручает Антонию внук Мстислава Александр Невский, с которым преподобный познакомился, вероятно, на похоронах своего учителя Варлаама, а первое обретение его мощей происходит в годы правления Димитрия Донского, именно тогда была и местная канонизация Антония, возможно, создается первое житие. Описывая трагические события Смутного времени, агиограф горько сетует на низложение крамольниками Василия Шуйского, которое и привело к пагубному безвластию и навлекло бесчисленные беды на жителей Московского царства: «Бысть же и второе святая сия обитель в смутное время в России озлобляема… егда по крамолех низложен бысть Василий Иоаннович, шведы же, овладев Новгородом, многие монастыри и церкви разграбиша и опустошиша».

Свидетельства Антониева Жития дополняют исторические документы. Так, писцовая книга Обонежской пятины 1496 года повествует об «Онтоньевском погосте в Дымском великаго князя деревни», в отказной книге 1573 года уже упоминаются крестьяне Дымского монастыря, а писцовая книга подьячего Семена Кузьмина за 1583 год рассказывает о погосте с деревянной церковью преподобного Антония и трапезной церковью Иоанна Предтечи, тринадцати кельях и деревянной ограде, за которой располагались конюшня и коровник.

Обитель пережила разорение в 1408 году, во время похода Едыгея, когда пострадали и многие другие монастыри Московского царства. В те дни, когда преподобный Никон Радонежский вместе с Троицкой братией укрывался в дремучих ярославских лесах, иноки Антониевской обители спасали святыни монастыря в водах Дымского озера, погружая на его дно знаменитую железную шапку, которую когда-то освятил своим подвигом преподобный. Во времена Смуты благоустроенный Дымский монастырь приютил в своих стенах иноков Валаамского монастыря, изгнанных с места своего подвига иноверными интервентами.

В середине XVII века началось каменное строительство церквей монастыря. Трагический в истории русского монашества нового времени 1764 год, когда на месте монастыря была устроена приходская община, ненадолго прервал течение иноческого подвига в стенах древней обители: уже в конце того же столетия монастырь возобновился. На протяжении всего XIX века обитель посещали толпы паломников, в одном 1864 году их было более 25 тысяч…

Могла ли в течение стольких веков обитель, удаленная от больших городов, обитель, связанная с почитанием мифического лица и легендарного персонажа, как это считалось в научной литературе еще совсем недавно, процветать, возобновляться каждый раз после очередного исторического удара и привлекать к себе толпы паломников со всей Руси? Кажется, ответ очевиден.

Образ преподобного Антония явственно рисуется в дымчатом небосводе над контурами монастырских зданий, ведь именно его отеческое предстательство сделало возможным это многовековое молитвенное стояние его монастыря. Так дым, окутавший «Онтониев погост» и храмовые здания древнего монастыря, понемногу рассеивается, и истина предстает перед читателями древнего Жития в своей святой простоте.

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ВИД НА ОБИТЕЛЬ С ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

В июле прошлого года небольшая группа верующих из Подмосковья совершила паломничество к древним святыням Новгородской земли. Мы посетили Тихвинский Успенский монастырь, Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь и Старую Ладогу с ее древнейшим на Руси Георгиевским храмом. Наш рассказ о паломничестве мы начнем с описания дня празднования памяти преподобного Антония Дымского.

В Тихвин мы прибыли ночью накануне дня памяти святого и остановились на ночлег в доме Антонины Сергеевны Орловой – родной сестры незабвенной нашей прихожанки Марии Сергеевны Трофимовой. Тихвин – это ее родина, она не раз рассказывала, как бывала в детстве на Дымском озере на месте подвигов Преподобного. От Тихвина до Дымского озера – 20 километров.

Рано утром 7 июля мы подъехали к Тихвинскому монастырю, где нам сообщили, что в пять часов утра от главного городского Преображенского собора выступил в Антониев-Дымский монастырь Крестный ход, с приходом которого начнется праздничная служба, назначенная на половину десятого утра.

Подъехали мы как раз вовремя, так как буквально через несколько минут от монастыря отправился к Дымскому озеру автобус с паломниками. Тронулись и мы в путь вслед за автобусом. Вскоре показалось озеро и монастырские строения. Пришло время рассказать или напомнить читателям о святыне, к которой мы прибыли в памятный день 7 июля.

Дымское озеро и находящийся на его берегу Антониев-Дымский монастырь – место подвигов одного из великих подвижников Святой Руси – преподобного Антония. Родился он в Великом Новгороде от благочестивых родителей. Еще в юном возрасте оставил он родительский дом и был принят в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Основателем и игуменом монастыря был преподобный Варлаам Хутынский. Это был поистине святорусский богатырь огромного роста. Носил он власяницу и тяжкие вериги, еще при жизни творил великие чудеса. Из жития известно, как он воскресил умершего отрока, во время засухи в Великом Новгороде свел с неба обильный дождь. Антония поставили игуменом Хутынского монастыря. Для братии он стал вторым Варлаамом, руководил духовной жизнью обители, умножил число иноков, завершил строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Хутынский монастырь посещали множество паломников и знатных гостей, настоятеля почитали и прославляли по всей Новгородской земле.

Земная слава тяготила Антония, и он со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать место упокоения его старости. Получив откровение о пути своего спасения, Антоний тайно покинул обитель и ушел в глухие дебри Русского севера в поисках места для отшельнической жизни. После ухода настоятеля игуменом братия избрала другого ученика преп. Варлаама – преп. Ксенофонта Робейского. Однажды преп. Антоний пришел на берег Дымского озера, находившегося среди дремучих тихвинских лесов на дальней окраине Новгородской земли. Как сообщает житие преподобного Антония, он познал этот край как место своего спасения и «возлюбил его зело». Антоний срубил малую келию со словами псалмопевца: «Се покой мой, зде вселюся во веки». На холме у озера отшельник выкопал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жить здесь в полном уединении. Дни проводил он в трудах, ночами молился. Преподобный взял на себя особый подвиг: он носил на главе тяжелую кованую железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Шляпки гвоздей впивались в голову, останавливаясь на твердых черепных костях, а тяжесть шапки усиливала боль. Железная «шляпа» преподобного постоянно напоминала ему о муке тернового венца, принятого Христом во спасение людей. Эту шапку Антоний носил до последнего дня своей жизни.

Посреди Дымского озера прп. Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва выглядывал из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Дымский столпник за много лет предварил подвиги стояния на камне прп. Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Но он также стал единственным святым русской Церкви, совершившим подвиг столпничества на водах. В зимнее время лед оттаивал и вода становилась теплой от молитвы старца, так что он в течение всего года не оставлял свой подвиг. Своими молитвами и многолетним стоянием прп. Антоний освятил Дымское озеро, которое стали называть Святым. Сохранилось предание о том, что преподобный заповедал богомольцам не входить в основанную им обитель, не омывшись в водах Святого озера. Впоследствии возник обычай плавать вокруг Антониева камня с молитвой преподобному. Замечательно и то, что большинство посмертных чудес по молитвам прп. Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через погружение или омовение в Дымском озере.

Постепенно люди узнали о подвигах благодатного отшельника. Вскоре на берегу Дымского озера появились первые келии желавших подвизаться под духовным руководством великого старца. Когда собралось довольно братии, по благословению Новгородского архиепископа был основан монастырь и освящена церковь в честь прп. Антония Великого. Позже в ней были устроены приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца. Затем поставили в обители теплую церковь во имя Рождества св. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братской трапезной. Знаменательно, что престольный праздник этого храма – 24 июня / 7 июля – соединился с памятью самого прп. Антония, скончавшегося в этот день. Почитателем прп. Антония был св. благоверный князь Александр Невский, который пожаловал грамоту на учреждение монастыря. В Дымском монастыре сохранилось предание о том, что св. Александр Невский посещал обитель и погружался в Святое озеро, исцелившись после этого от ревматизма. Дымский монастырь в течение многих столетий почитал святого князя своим небесным покровителем. На изображениях обители обычно над монастырем вместе с преп. Антонием Великим, Антонием Дымским и св. Иоанном Предтечей обязательно изображался и св. Александр Невский.

Существует непреложная и глубочайшая духовная связь прп. Антония Дымского и Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный молился в тихвинских лесах за полтора столетия до явления здесь чудотворного образа. Своими молитвами и подвигами он приготовил место сие, призвал в этот некогда глухой и необжитый край благословение Божией Матери. Тихвинская икона явилась в 1383 году в 15 верстах от места подвигов прп. Антония. И недаром духовная традиция называет Преподобного предтечей этого события. Многие из чудес и явлений прп. Антония совершались совместно с Божией Матерью. Быть может, самое известное из них – исцеление болящего Симеона, которому в тонком сне явился прп. Антоний с Тихвинской иконой Божией Матери. Прп. Антоний шел из Тихвинского монастыря с чашей воды от Царицы Небесной и, окропив ею, исцелил болящего. Русские паломники с самых давних времен уразумели небесную связь прп. Антония и явления Тихвинской иконы. Возник благочестивый обычай: по пути на богомолье в Тихвинский монастырь прежде заходить в Дымскую обитель. Сложилась даже такая поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Матерь не примет». Не случайно, что над мощами преподобного постоянно находилась Тихвинская икона. Еще один духовный знак – празднование дня памяти прп. Антония (24 июня / 7 июля) накануне праздника явления Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня / 9 июня).

В 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли иноки обители скрыли мощи преп. Антония под спудом храма. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу преподобного опустили на дно Дымского озера. Татары разграбили и сожгли монастырь дотла. Однако святыни были спасены и взяты из вод Святого озера. Мощи преп. Антония с тех пор находились под спудом, а обретенная в водах озера железная шляпа хранилась на раке, установленной над местом погребения мощей.

В смутное время (1611 г.) шведы разорили и сожгли храмы и келии монастыря. Но вскоре с благословения патриарха Филарета первый царь Дома Романовых – Михаил Феодорович – повелел возобновить Дымский монастырь. В это же время царица-инокиня Дарья Алексеевна (четвертая жена царя Иоанна Грозного), подвизавшаяся во Введенском монастыре Тихвина, пожертвовала на восстановление обители 5 рублей (по тем временам довольно значительная сумма). В царствование государя Алексея Михайловича воздвигли первый каменный храм – во имя прп. Антония Великого с приделом в честь Казанской иконы Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение совершили в престольный праздник монастыря – 17/30 января 1656 года.

В 1764 году после указа императрицы Екатерины II о монастырских штатах обитель закрыли. Соборный храм был приходским в течение 30 лет. 1 сентября 1794 года митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил, сам известный подвижник и насадитель старчества, возобновил Дымский монастырь с общежительным уставом, составленным им собственноручно. Святитель благословил возродить монастырь как Свято-Троицкий Антониево-Дымский. Братство обители составило 30 человек и вплоть до октября 1917 года оставалось неизменным.


Первым настоятелем обители был назначен игумен Тихон. XIX век стал временем расцвета монастыря. Были построены новые каменные храмы, часовни, ограда с четырьмя башнями по углам и святыми вратами. В 1860-е годы вышло в свет «Историко-статистическое описание Дымского монастыря» с изложением подвижнического жития преподобного Антония, ставшее основным источником сведений о монастыре. Главной святыней обители оставались мощи прп. Антония, которые находились под спудом монастырского собора в нижнем храме под центральным сводом между приделами Казанской Божией Матери и прп. Антония Великого. Вблизи гробницы на особом аналое лежала железная шляпа основателя обители. Паломники возлагали ее на свои головы, получая по молитвам Дымского чудотворца благодатные утешения и исцеления. В день памяти Преподобного – 24 июня / 7 июля из монастыря совершался крестный ход на Дымское озеро, где происходило освящение воды и общее купание. Этот путь, вымощенный отполированными булыжниками, сохранился и до сего дня.

Последним документом в дореволюционной истории монастыря стала «Ведомость о числе монашествующих…», представленная в Новгородскую консисторию в 1918 году. По ней в монастыре проживали 27 человек, из них 11 монахов, включая настоятеля игумена Феоктиста, остальные послушники и трудники. Советская власть закрыла монастырь в 1919 году, переименовав его в поселок «Красный броневик». Троицкий собор упоминался как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из Тихвина, где уже были закрыты все церкви. Тогда же разорили монастырское кладбище и разобрали на кирпич большинство строений обители. К концу XX столетия на месте большого цветущего монастыря не осталось ни одного храма, ограда исчезла, большинство монастырских зданий были разрушены до основания. На монастырском пепле одиноко высился лишь остов колокольни.

В 1994 году петербургские почитатели прп. Антония изготовили и привезли в разоренную обитель крест с иконой и установили его на дне озера рядом с камнем, на котором молился святой. Впервые после многих десятков лет на берегу озера отслужили молебен с акафистом прп. Антонию, ставший с того дня ежегодным. В следующие годы в день памяти преподобного собиралось все больше и больше паломников. И вот в 1997 году накануне престольного праздника обители – дня прп. Антония Великого (17/30 января) – было подписано решение о передаче оставшихся строений бывшего Дымского монастыря Православной Церкви. А в сам день памяти святого состоялось первое богослужение в возвращенном Церкви монастыре – молебен с акафистом преп. Антонию. Первой зажженной свечой Дымской обители стала обожженная благодатным огнем свеча из Иерусалима. Дымский монастырь был передан Тихвинскому монастырю как приписной скит. Несмотря на огромные трудности в Тихвинской обители, братия приступила и к восстановлению Антониева монастыря. В единственном оставшемся неразрушенным корпусе была отслужена первая за 80 лет Божественная литургия.

В 2001 году трудами братии был построен новый трапезный храм во имя прп. Варлаама Хутынского – учителя прп. Антония. Тогда же совершилось и чудесное событие, наполнившее сердца всех любящих Преподобного великой радостью.

Весной братия приступила к восстановлению Троице-Казанского собора монастыря, стоявшего над мощами Преподобного. Начались поиски старых фундаментов, и одновременно с раскопками появилась надежда на обретение мощей преп. Антония. 17 мая 2001 года игумен Тихвинского монастыря Евфимий обратился с прошением на проведение археологических раскопок с целью нахождения места погребения прп. Антония Дымского.


ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО В ОБИТЕЛИ. РАКА С МОЩАМИ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ. 7 ИЮЛЯ 2011 г.

За время работ братия молилась и ежедневно совершала чтение акафиста преподобному. Через 20 дней были обретены мощи основателя обители. Последующие экспертизы полностью подтвердили их подлинность. Впервые за многие столетия православные люди могли приложиться к святым мощам преподобного.

Первая же служба у мощей ознаменовалась чудом исцеления. Один мужчина с болезнью глаз, носивший очки с толстыми линзами, после молитвы перед мощами приложился к ним и тут же стал видеть все без очков. Ставшие ненужными очки он оставил в монастыре как свидетельство чудесного исцеления. Вслед за этим последовали новые чудеса, записанные уже в летописи, ведущейся в Тихвинском монастыре. Вот некоторые из них.


АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. РАКА С МОЩАМИ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

В январе 2001 года паломница из Санкт-Петербурга, страдавшая сильными суставными болями обеих кистей рук и уже потерявшая надежду снять боль, так как лекарства не помогали, окунула руки в прорубь на святом озере. По прибытии домой боль и воспаление полностью прошли, о чем сообщила паломница на следующий день на подворье Тихвинского монастыря в Санкт-Петербурге.
Женщина 50-ти лет исцелилась от болей в позвоночнике после молитвы преподобному и растирания воспаленного участка водой из Дымского озера.

В январе 2002 года во время паломнической поездки произошло исцеление женщины от артрита нижних конечностей. С огромным трудом, преодолевая боль, паломница после молитвы преп. Антонию облила холодной водой (!) больные ноги – и исцелилась от болезни, на глазах у всех паломников пробежав от проруби до автобуса.

После открытия мощей прп. Антония и перенесения их в Успенский собор Тихвинского монастыря совершилось чудо исцеления девятилетнего отрока Георгия от воспаления и отека среднего уха вследствие отита. После молитвы, приложившись к святым мощам, ребенок моментально почувствовал облегчение, а затем и отсутствие боли в ухе, а на следующий день врачи подтвердили полное отсутствие болезни, хотя мальчик не принимал никаких лекарств.

А в марте 2002 года исцелился от энуреза отрок Георгий.


РАКА С МОЩАМИ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

Продолжим рассказ о нашем паломничестве. Пока прибывшая братия готовилась к совершению Божественной литургии в недавно построенном трапезном храме прп. Варлаама Хутынского, прямо у храма поставлены были мощи прп. Антония, привезенные из Тихвинского Успенского собора. Прибывшие паломники благоговейно прикладываются к ним, и одновременно рядом с ракой совершается таинство исповеди. В это время появляется


Крестный ход из Тихвина с иконами, крестами и хоругвями. Лица подошедших сияют радостью. 20 километров осталось позади, и участники Крестного хода прикладываются к мощам и встают в очередь на исповедь. Как и было сказано, в девять часов 30 минут начинается Божественная литургия. Большинство паломников – а их было очень много – причащаются. После чтения благодарственных молитв служится молебен преподобному Антонию, затем выстраивается Крестный ход, и все собравшиеся с пением тропаря Преподобному и запевов молебна направляются по старинной дороге к Дымскому озеру, где должен совершиться чин благодатного купания.


Во время Крестного хода начинается дождь, так что купание начинается еще до погружения в воды озера. И что замечательно – поначалу люди раскрывают зонтики, а потом их убирают. Многие чувствуют, что дождь этот не случайный, Сам Господь дает благословение на благодатное купание. Вода на земле – кругом лужи; вода стекает с кустов и деревьев, окружающих путь к озеру; вода льется сверху; и перед нами раскрывается водная гладь, на которой виднеется крест рядом с камнем, на котором молился более тридцати лет преподобный Антоний. Крестный ход подходит к часовне, воздвигнутой


на берегу Святого озера. Замечательно, что крыша часовни в точности повторяет форму железной шляпы, которую носил Преподобный. В часовне поставлена рака с мощами Преподобного. Дается первый возглас, и начинается пение молебна с акафистом преподобному Антонию. В руках у многих – книжки с текстами акафиста, и люди, собираясь около этих книжек, «единеми усты и единым сердцем» поют слова акафистных возглашений. И вдруг в самом начале пения акафиста тучи раздвинулись, и появилось солнце – ласковое, радующее, играющее. Дождь как будто прекратился, но в воздухе стоит прямо-таки жемчужная взвесь из легких капель воды. Лучи солнца переливаются в них – зрелище удивительное, завораживающее…

Наконец пение закончено, все собравшиеся становятся на колени, и игумен монастыря читает молитву прп. Антонию. Затем продолжается последование водосвятного молебна. Когда наступает момент освящения воды, игумен входит прямо в Святое озеро с пением «Спаси, Господи, люди Твоя…», троекратно погружает крест в его воды. После этого он подходит к мощам преподобного Антония и говорит о подвиге святого, о том, что его молитвы призвали


благоволение Божией Матери на Тихвинские земли: «Пришествие чудотворной иконы наполнило благодатью эти земли, сделало наш Тихвин и это озеро святыми местами. Было время, когда нашим предкам дарована была радость обретения мощей Преподобного, которые охраняли обитель и наши земли. Именно вскоре после обретения явилась в северных пределах Великой Руси Тихвинская икона, ставшая величайшей святыней и хранительницей нашего государства. И вот нам с вами Господь судил жить в удивительное время. В 2001 году мы мощи великого чудотворца и покровителя нашего края, это стало первым подобным событием в духовной истории нового XXI века. А вслед за этим произошло еще более значимое событие в духовной жизни нашей Отчизны: Тихвинская икона Божией Матери возвратилась на свое место в нашей Тихвинской Успенской обители. И мы верим, что это возвращение святыни произошло не без участия молитв преподобного Антония.


АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ПОСЛЕ ЧИНА ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ В ОЗЕРЕ

Издревле существует в нашей тихвинской земле благочестивый обычай «крестного плавания» вокруг камня, на котором молился преподобный. По преданию для молитвы об одном человеке нужно трижды проплыть вокруг Антониева камня с молитвой: «Во имя отца и Сына и Святаго Духа» и с молитвенным обращением к преподобному. Этим омовением исцеляются наши души и тела, укрепляется вера, утверждается ревность в благочестивой жизни в Боге. Это благодатное плавание есть купель для души, и каждый, кто сегодня пришел сюда, может ощутить эту благодать. По традиции, принятой в Церкви, первыми совершают благодатное купание и погружение в воды мужчины, а вслед за тем – женщины. Благословение Господне на вас всех».


И так гуськом один за другим направились мужчины в воду и далее – ко кресту и камню Антониеву. Мы повторили вместе со всеми этот путь. Солнце сияло над озером. Женщины на берегу терпеливо ожидали, пока мужчины не закончат купание и, наконец, наступил их черед. Невозможно словами передать обстановку этого купания. Оно поистине было благодатным, незабываемым. Нам довелось побывать в обители преподобного в день главного торжества и, конечно, настроение было приподнятым, праздничным. Но такое бывает один раз в году. А в остальные дни Дымская обитель продолжает оставаться удивительным островком благодатной тишины и покоя.


Именно здесь в полноте ощущается дух старого Тихвина, который во многом утратил былую красоту, благолепие жителей, тот паломнический, молитвенный дух, царивший некогда в городе.

Дни памяти:

17 января (30 января-по новому стилю) - прп. Антония Дымского
(прп. Антония Великого)
24 июня/7 июля - прп. Антония Дымского
(кончина в 1273 г.)
Рождество Предтечи Иоанна и день обретения мощей прп. Антония

Преподобный и богоносный отец наш Антоний Дымский родился в 1206 году в Великом Новгороде при князе Мстиславе Мстиславовиче ратном и во дни великого князя владимирского Всеволода (во святом крещении Дмитрия) Юрьевича Большое Гнездо. Родители, имена которых, к сожалению, остались неизвестными, как гласит предание, старательно насаждали в нем добродетели, с младенчества воспитывая Антония в христианском благочестии. С ранних лет он возлюбил Бога более всех видимых благ мира сего и почувствовал влечение к иноческой жизни. Каждый день отрок приходил в церковь и старался встать там в отдалении от других людей, чтобы во время пения и молитв не вступать ни с кем в беседы о вещах тленных и земных.


Однажды, когда в храме читали Святое Евангелие, в его душу глубоко проникли слова Спасителя: «Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16, 24). Так явился на нем Промысел Божий, который приводит избранных на предназначенный им путь. Размышляя над услышанным, он твердо решил покинуть родительский дом и путем иноческих подвигов приобрести спасение своей душе.


В 1225 году Антоний пришел в обитель Всемилостивого Спаса на Хутыни, недалеко от Новгорода, и просил основателя монастыря Варлаама облечь его в ангельский образ. Было ему тогда от роду девятнадцать лет. Не сразу игумен исполнил просьбу юного послушника. Прошло два года, прежде чем Варлаам, видя настойчивое и искреннее желание своего ученика, постриг его в 1227 году. С этого времени преподобный Антоний, являя совершенное послушание наставнику своему, всего себя предал Господу. Он старался казаться меньшим среди живущих в монастыре, хотя трудился подчас более других; тщательно и смиренно проходил порученные ему послушания, не пропуская при этом ни правила своего, ни служб церковных. Первым приходил в храм и последним покидал его.


В 1238 году возникла необходимость отправить кого-либо из братии по церковным делам в Византию к Вселенскому Патриарху. Смиренный Антоний, более всех преуспевший в духовных делах и добродетелях, был избран братией для совершения этого нового подвига. Посылая его в дальний путь, игумен говорил любимому ученику: «Иди, чадо, с миром. Господь да устроит путь твой. Если он покажется тебе слишком трудным и прискорбным, помни, что тесными вратами предстоит нам войти в Царствие Божие».


Получив благословение, Антоний отправился в свое опасное путешествие со словами самого Спасителя в сердце: «Не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити» (Лк. 12,4). Он многое претерпел, все преодолел на своем пути, благодаря Господа за ту стезю, которая вела его в Небесную Отчизну.



Неизвестно, какие именно нужды были причиной его посольства; однако по прибытии в Византию он был с честью принят патриархом. Антоний неоднократно беседовал с ним, внимая мудрым наставлениям святителя о том, как в небезмятежном мире следует управлять кораблем временной жизни, как подобает с кротостью и смирением преодолевать все злоключения, которые подстерегают нас в нашем земном странствии. Уладив все дела, выполнив свое поручение и всячески в этом преуспев, Антоний получил благословение и поспешил вернуться в Хутынскую обитель.


Перед своей кончиной Варлаам созвал плачущую братию. Утешая учеников, он заповедал им не ослабевать в посте, трудах и молитвах и жить каждый день как последний. Прощаясь, он сообщил, что наставником вместо себя, экономом их душ и телес оставляет сверстника своего, что означает равного ему в духовных дарованиях, Антония, который, водим его молитвою, возвращается сейчас из Византии. Братия недоумевала: как же Антоний станет их игуменом, если его нет в обители и неизвестно, где он сейчас находится? Но не успели еще смолкнуть слова их духовного наставника, как сам Антоний явился в монастыре, пришел в келью Варлаама, обнял своего учителя и передал ему патриарший дары, которые святитель послал как благословение игумену и для украшения монастыря.


Преподобный Варлаам с радостью встретил своего сверстника, принял принесенные им патриарший дары, вручил любимому ученику монастырь и всю братию. Затем, возложив на себя крестное знамение, предал всечестную душу свою в руце всех Бога, на память Павла исповедника, Патриарха Константинопольского, 6/19 ноября 1242 года.


Погребал Варлаама архиепископ Великого Новгорода с множеством прибывших на похороны иереев, игуменов и черноризцев.


После кончины учителя Антоний принял монастырское строение и имел неусыпное попечение о вверенной ему братии. В управлении монастырем он был верным блюстителем устава обители, оставленного преподобным Варлаамом. Исполняя его наказ, Антоний достроил каменную церковь Преображения, начатую еще его учителем, благолепно ее украсил и расписал(1).


1-Небольшой этот каменный храм простоял 273 года, сильно обветшал, после чего его разобрали, чтобы на этом месте по повелению великого князя Василия Иоанновича был построен новый Преображенский собор, который существует и поныне. Храм этот был освящен 6 августа 1515 года при игумене Сергии и по благословению митрополита Варлаама.




Меньше года Хутынскому монастырю суждено было украшаться и процветать заботами Антония. Смиренный ученик преподобного Варлаама предпочел безвестное подвижничество в лесной глуши многосложным и почетным заботам настоятеля. Однажды на молитве игумен долго, со слезами, просил Господа и Его Пречистую Матерь указать ему место упокоения его старости. Закончив молиться, он тайно, никому ничего не сказав, в 1243 году ушел из монастыря.


В одном из списков его жития говорится, что он покинул Хутынь из-за многолюдства. Там же мы узнаем о крамолах и прекословии братии. Они никак не хотели согласиться с тем, что после пятилетнего отсутствия тот стал их игуменом. После ухода Антония Хутынской обителью управлял преподобный Ксенофонт Робейский, впоследствии основавший свой собственный монастырь.


Немалое пространство преодолел Антоний, обходя горы и дебри, пока, наконец, не достигнул уединенного места, где сегодня стоит Антониево-Дымский монастырь и где теперь почивают его святые мощи. Внизу, у подножия холма, обнимая его, дышало свежестью небольшое озеро. Над его поверхностью, отражавшей небо и окрестный лес, поднимался, как дым, легкий белый туман, отчего и названо оно было Дымским. Полная первозданной тишины пустыня как нельзя лучше подходила для монашеской жизни.


Случилось это за сто сорок лет до явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, которая в 1383 году, во дни правления московского князя Димитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Алексии, светозарно шествовала по воздуху в этих местах, невидимо носимая ангелами. Она семь раз являлась тогда перед очевидцами. Вначале ее видели рыбаки над водами Ладожского озера. Икона летела «по воздуху аки второе солнце идущи чрез великое езеро Нево, неизреченною скоростию паче орлова летания».


Затем чудотворная икона Пресвятой Богородицы перешла через Ладожское озеро, явилась близ реки Свирь в погосте Смолково. Потом она остановилась на реке Ояти в местечке, которое именовалось Вымоченицы. После этого икону видели на реке Паше, на Куковой горе, где она стояла всего один час. Затем икона явилась на горе в местечке Кошеле, пока не достигла реки Тихвинки, где останавливалась в двух местах. На левом низменном и болотистом ее берегу был поставлен храм Успения Пресвятой Богородицы. И никто не мог прикоснуться к чудотворной иконе во время ее дивного хождения по воздуху, но многие получали от ее созерцания чудесные исцеления от своих болезней. А так как мощи преподобного Антония Дымского были обретены непосредственно пред явлением чудотворной иконы, его именуют предтечей Тихвинской Божьей Матери.



Найдя обретенное место у Дымского озера очень удобным для монашеского поселения, Антоний воздвиг руки свои к небу и долго молился со слезами, благодаря Господа и призывая на избранное место благословение Творца. Затем, встав от молитвы, он поставил небольшой шалаш, который был огражден со всех сторон высокой травой и кустарником. А спустя некоторое время выкопал себе пещеру для зимнего пребывания и построил келью. Было ему тогда тридцать семь лет. Вторую половину жизни он провел уже в пустыне Дымской.


Днем работая, а в ночи предстоя на молитве, Антоний избегал телесного покоя. Для большего измождения своей плоти он постоянно носил на теле тяжелые вериги, а голову покрывал тяжелой (весом около шести килограммов) железной шляпой с широкими полями. Поля этой шляпы были прибиты к тулье гвоздями так, что острия врезались в голову преподобного. От этого на его честной главе образовывались незаживающие язвы. Тяжесть шляпы усиливала боль, напоминая Антонию муку тернового венца Спасителя. Существуют свидетельства, что шляпа эта лежала у раки преподобного вплоть до конца XIX века.


Дремучие дымские леса и топкие болота не могли надолго скрыть богоугодного жития преподобного от искренних последователей избранного им жизненного пути. По мере того как распространялся слух о его подвигах, вокруг него стала собираться братия. Многие хотели разделить вместе с ним труды, ночные молитвенные бдения, постничество, сердечное сокрушение и слезы святого покаяния, чтобы под его руководством приобрести смирение и чистоту сердца. Приходили к нему и монашествующие из других монастырей.


Так с течением времени глухая, безлюдная и дикая пустыня стала заселяться. Будущие насельники, посовещавшись между собой, с общего согласия, обратились к новгородскомукнязю Александру Ярославовичу Невскому с просьбой дать им жалованную грамоту на земли вокруг Дымского озера для создания на них монастыря.


По словам псковского пресвитера Василия, автора жития благоверного князя Александра, тот почитал священство и любил иноков, а потому повелел дать жалованную грамоту на земли для устройства обители. А бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в ней деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с пределом в ней Покрова Пресвятой Богородицы, и кельи для проживания монашествующих. Когда церковь эта пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с пределами: преподобного Антония Великого, а на втором этаже - святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма также была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В поприще от обители существовало монастырское кладбище.


После многих трудов, отдав ровно тридцать лет на построение своей обители и предвидя духом день своего отшествия ко Господу, Антоний собрал иноков, чтобы проститься с ними. Затем, приобщившись перед разлучением души от тела Святых Христовых Тайн, 24 июня (7 июля по н. с.) 1273 года, с молитвой на устах предал он свою душу ко Господу. Трудолюбивое тело его было положено на левой стороне в построенной его руками церкви преподобного Антония Великого. Всего же основатель и строитель Дымской обители прожил в многомятежном мире шестьдесят семь лет.


Господь прославил Своего угодника многими чудесами и нетлением мощей. Почти сто лет спустя, в 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, его мощи были впервые обретены нетленными, и до сих пор мы можем с молитвой поклониться им.

Текст составлен священником Димитрием Пономаревым по рукописям жития преподобного Антония Дымского.

Издание Антониево – Дымского мужского монастыря.

30 января в храме св. прпм. Андрея Критского состоялось праздничное ночное богослужение, посвященное памяти св.прп.Антония Дымского, мощи которого хранятся в Никольском храме Константино-Еленинского монастыря, а большая икона святого с житием и мощевиком постоянно находится в храме св. прпмч. Андрея Критского. 30 января Православная Церковь отмечает день Тезоименитства св. Антония Дымского, этот день — день почитания св. Антония Великого, одного из основателей монашества.

Преподобный Антоний Дымский родился в Новгороде, по одним сведениям — около 1157 года, по другим — в 1206 году. В Хутынском монастыре он принял пострижение и в той же обители, по кончине преподобного Ваpлаама Хутынского (по первой версии — в 1192 году), стал игуменом по благословению самого св. Варлаама. Однако некоторые современные исследователи жизни святого и историки считают, что прп. Антоний Дымский не был игуменом Хутынского монастыря, не отправлялся в Царьград с посольством, а из-за сходства имен исторических персонажей, ему ошибочно приписывают события, связанные с другим Антонием, архиепископом Новгородским, бывшим его современником и скончавшимся в 1232 году. Об этом можно узнать в монографии священника Дмитрия Пономарева, которую он издал в 2014 году на основе своей диссертации, где приводятся многочисленные рассуждения и даются исторические справки, говорящие в пользу пересмотра некоторых дат и фактов из жизни св. прп.Антония Дымского. Однако уже сейчас на официальном сайте Антониево-Дымского монастыря (dymskij.ru/zhitie) приводятся даты жизни святого 1206—1273 год, дата его прихода в Хутынский монастырь — 1225 год. Такие же сведения о датах жизни святого и некоторых фактах его жизни приводятся в Wikipedia.

Общепринятая версия монашеского пути св. Антония Дымского и основания им монастыря гласит, что когда Хутынская обитель стала слишком многолюдной, подвижник пустынножительства св. Антоний Дымский удалился в леса, долго искал место уединения и, наконец, поселился на берегу Дымного (или Дымского) озера, в 15 верстах от города Тихвина. Основание монастыря относят к 1243 году, игуменом этого монастыря был св. Антоний Дымский вплоть до своей кончины в 1273 году. Также есть версия о том, что монастырь был «Онтониевым на Дымях» и носил это имя в честь святого Антония Великого. В пользу этого говорит и название одного из приделов Троицкого храма монастыря, а святой Антоний Великий являлся небесным покровителем св. прп. Антония Дымского (17 января по старому стилю и 30 января по новому стилю).

По преданию св. прп.Антоний Дымский преставился 24 июня (7 июля по новому стилю). Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. Святые мощи преподобного Антония обретались нетленными несколько раз — в 14 веке, в 17 веке и уже в новые времена — в 20 веке. Перенесение мощей святого в Антониево-Дымский монастырь состоялось в 2008 году. Здесь они и остаются в настоящее время.

Почитание Св. прп. Антония Дымского

После присоединения Новгородского княжества к Московскому в 15 веке начали записывать чудотворения от мощей св. прп.Антония Дымского. Наиболее достоверными из древних свидетельств чудотворений святого считаются записи монахов Валаамского монастыря, которые дважды ненадолго поселялись в обители. «Более грамотные монахи Валаамского монастыря, волею судеб оказавшиеся в Антониево-Дымском монастыре, вероятно, заметили, что в его библиотеке не было в то время жития основателя. Об этом свидетельствуют и монастырские прологи, о которых мы писали выше. Они и посоветовали написать житие Антония. Возможно, они же и явились создателями краткой редакции жития, которую мы находим в списке 1671 г. Результатом влияния валаамцев стало распространение по всему Русскому Северу почитания преподобного, о чем свидетельствует появление в округе икон Антония Дымского, где он изображался «в позе предстоящего, в рост, на фоне архитектурных построек монастыря, сначала деревянных, а потом каменных» (цитируется по монографии священника Дмитрия Пономарева, 2014 г. стр. 61).

По общепринятому мнению, для причисления монашествующих к лику святых необходимым условием признавалось и признается прославление от Бога даром чудотворений. Есть издание жития святого Антония и Дымской обители, относящихся к концу 17 — началу 18 века, где уже присутствует и прославление святого, и молитва святому, и описание его чудотворений. В частности, упоминаются эти документы в Новгородских епархиальных ведомостях 18-го века, и на них ссылается исследователь Дымской обители и жития св. Антония Дымского Исаак Петрович Мордвинов (1871-1925). Также Мордвинов объясняет пробел в истории Антониево-Дымского монастыря тем, что с конца 17 века монастырь потерял свое значение и был сначала приписан к Тихвинскому Успенскому монастырю, а затем к Новгородскому Софийскому Дому.

Память преподобному Антонию праздновалась в обители дважды: 17 января (30 января по новому стилю) — в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня (07 июля по новому стилю) — в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское.

На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни (Пс.54:8).

Каким образом святой прп. Антоний Дымский связан с нашим подворьем — храмом прпмч. Андрея Критского?

Именно 30 января 2007 года храм Андрея Критского был открыт для посещений. Этот храм уже был приведен в порядок — интерьеры были отреставрированы, все выглядело прекрасным, но пустым, предстояло наполнить храм богослужебной жизнью. Начало регулярного богослужения пришлось на 12 апреля, четверг Светлой седмицы. На момент открытия в храме были всего две иконы, одна из которых — Б.М. Отрада и Утешение, а вторая — св. прп. Антония Дымского. А вскоре в храм прибыли и святые мощи прп Антония Дымского. Поэтому сестры монастыря считают святого Антония Дымского своим покровителем.

Ежегодно в храме прпм. Андрея Критского в ночь с 29 го на 30 января совершаются Всенощное бдение и Литургия. В этом году отмечался 10-летний юбилей со дня открытия храма для посещений верующих. В этот раз за ночным богослужением пели три хора: профессиональный Хор подворья, любительский Хор Училища благочестия и Хор монастыря (сестры и певчие). Некоторые песнопения пели священнослужители в алтаре.

Тропарь преподобного Антония Дымского
глас 4

Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.

Александр Трофимов.
ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ И ЕГО ОБИТЕЛЬ.

В заселении Тихвинского края большое значение имели монастыри. Какой-нибудь старец поселялся в пустынной, но удобной для уединенной молитвенной жизни местности. Слухи о его святой жизни привлекали к нему желающих жить под его духовным руководством. Вокруг кельи вырастал монастырь. Вслед за тем на освоенные уже земли приходили жители, основывали поселки, деревни, слободы и посады.

Во второй половине XIII века, по преданию, пришел сюда хутынский игумен Антоний и поселился при озере на Дымях. Родился он в Великом Новгороде в начале XII столетия от благочестивых родителей. Еще в юном возрасте оставил он родительский дом и был принят в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Основателем и игуменом монастыря был преподобный Варлаам Хутынский. Это был поистине святорусский богатырь огромного роста. Носил он власяницу и тяжкие вериги, еще при жизни творил великие чудеса. Из жития известно, как он воскресил умершего отрока, во время засухи в Великом Новгороде.

Преподобный Варлаам, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, принял его в обитель, и вскоре постриг его с именем Антоний в честь великого основателя и учителя православного монашества преподобного Антония Великого (356 г., память 17/30 января). Так Антоний стал одним из преемников и сподвижников преподобного Варлаама, названного в нашей духовной истории вертоградарем и насадителем монашества на севере Русской земли.

У ног преподобного Варлаама инок Антоний восходил «из меры в меру», проходя в монастыре различные послушания. Однажды по благословению Новгородского архиепископа преп. Варлаам направил Антония в Константинополь с важным церковным поручением. В Царьграде его принял Вселенский Патриарх. Пять лет пробыл здесь преподобный Антоний, совершил паломничество в Святую Землю, поклонился Гробу Господню в Иерусалиме, познакомился с жизнью палестинских монастырей. – Антоний возвратился в родную обитель с дарами от Патриарха.

В то время, когда Антоний приближался к стенам Хутынской обители, игумен Варлаам находился в предсмертной болезни, давая последние наставления братии. Прозревая смущение иноков, кто же будет игуменом после его смерти, преподобный Варлаам сказал: «Се уже, братие, конец жития моего приблизился, и отхожу от мира сего. Вас же предаю в руки Божии. Наставник же ваш в мое место будет Антоний…». Как раз перед уходом в вечность своего учителя Антоний успел увидеть его и получить последнее послушание: «С Богом оставляю тебя, Антоний, строителем и правителем святому сему монастырю. И Господь наш Иисус Христос да сохранит и утвердит тебя в любви Его. Я же, хотя и отхожу телом от вас, но духом с вами пребуду. Да будет вам известно о том, что, если я обрел благодать пред Богом, а вы любовь будете иметь между собою, то монастырь и после моей смерти, как и при жизни моей, ни в чем не оскудеет».

Антония поставили игуменом Хутынского монастыря. Для братии он стал вторым Варлаамом, руководил духовной жизнью обители, умножил число иноков, завершил строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Множество паломников и знатных гостей посещали Хутынский монастырь; настоятеля почитали и прославляли по всей Новгродской земле. Земная слава тяготила Антония, и он со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать место упокоения в старости.

Получив откровение о пути своего спасения, преподобный тайно покинул обитель и ушел в глухие дебри Русского севера в поисках места для отшельнической жизни. После ухода настоятеля братия избрала игуменом другого ученика Варлаама – преподобного Ксенофонта Робейского.

Преподобный Антоний пришел на берег Дымского озера, находившегося среди дремучих тихвинских лесов на дальней окраине Новгородской земли. Житие преподобного сообщает, что он познал этот край как место своего спасения и «возлюбил его зело». Антоний срубил малую келью со словами псалмопевца: «Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и» (Пс. 131, 14). На холме у озера отшельник выкопал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жить здесь в полном уединении. Дни проводил он в трудах, ночами молился.

Преподобный взял на себя особый подвиг: он носил на главе тяжелую кованую железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Шляпки гвоздей впивались в голову, останавливаясь на твердых черепных костях, а тяжесть шапки усиливала боль. Железная «шляпа» преподобного постоянно напоминала ему о муке тернового венца, принятого Христом во спасение людей. Эту шапку преподобный носил до последнего дня своей жизни.

Посреди Дымского озера преподобный Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва виднелся из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Дымский столпник на много лет предварил подвиг стояния на камне преподобного Серафима Саровского, а затем близкого нам по времени подвижника – преподобного Серафима Вырицкого. Кроме того он – единственный святой Русской Церкви, совершивший подвиг столпничества на водах. В зимнее время лед оттаивал и вода согревалась от молитвы старца: так он в течение всего года совершал этот подвиг, превосходящий человеческие силы.

Своими молитвами и многолетним стоянием преподобный Антоний освятил Дымское озеро, которое стали называть Святым. Сохранилось предание о том, что преподобный заповедал богомольцам не входить в основанную им обитель, не омывшись в водах Святого озера. Впоследствии возник обычай плавать вокруг Антониева камня с молитвой преподобному. Замечательно и то, что большинство посмертных чудес по молитвам святого, записанных в монастырских рукописях, совершалось через погружение или омовение в Дымском озере.

Постепенно люди узнали о повигах благодатного отшельника. Вскоре на берегу Дымского озера появились первые кельи желавших подвизаться под духовным руководством великого старца. Когда собралось довольно братии, по благословению Новгородского архиепископа был основан монастырь и освящена церковь в честь преподобного Антония Beликого. Позже в ней были устроены приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца. Николая. Затем поставили в обители теплую церковь во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братской трапезной.

Знаменательно, что престольный праздник этого храма (24 июня / 7 июля) – соединился с памятью самого преподобного Антония, скончавшегося в этот день.

Почитателем преподобного Антония был святой благоверный князь Александр Невский, который пожаловал грамоту на учреждение монастыря. В Дымском монастыре сохранилось предание о том, что благоверный князь Александр Невский посещал обитель и погружался в Святое озеро, исцелившись после этого от ревматизма. Дымский монастырь в течение многих столетий почитал святого князя своим небесным покровителем. На изображениях обители обычно над монастырем вместе с преподобными Антонием Великим, Антонием Дымским и святым Иоанном Предтечей обязательно изображался и святой благоверный князь Александр Невский.

Существует глубочайшая духовная связь преподобного Антония Дымского и Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный молился в тихвинских лесах за полтора столетия до явления здесь чудотворного образа. Своими молитвами и подвигами он приуготовил место сие, призвал на этот некогда глухой и необжитый край благословение Божией Матери.

Русские паломники с самых давних времен видели духовную связь между молитвенным подвигом преподобного Антония и явлением Тихвинской иконы Божией Матери. Возник благочестивый обычай: по пути на богомолье в Тихвинский монастырь прежде заходить в Дымскую обитель. Сложилась даже такая поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Матерь не примет». При мощах преподобного постоянно находилась Тихвинская икона Божией Матери. Празднование дня памяти преподобного Антония (24 июня / 7 июля) за день до праздника явления Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня / 9 июля) также является подтверждением, что эти духовные события связаны нераздельно.

Более тридцати лет провел преподобный Антоний на берегах Дымского озера и скончался 24 июня / 7 июля 1273 года. Погребено было тело святого в приделе преподобного Антония Великого у клироса созданного им храма. Господь прославил Своего угодника многими чудесами и нетлением мощей, которые были обретены в 1370 году во дни княжения святого благоверного князя Димитрия Донского.

alexandrtrofimov.ru