Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека. Ранние этапы развития древнейшего человека Занятие как жили первобытные люди

яна войнова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Жизнь первобытного человека »

Войнова Яна

Конспект «Жизнь первобытного человека »

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека ; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение , фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предметы – заместили. Способствовать развитию мелкой моторики .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : Беседа о первобытных людях , рассматривание иллюстраций, чтение о первобытных людях «Моя первая энциклопедия » , журнал издательства ООО «Де Агостини» № 10 «Первобытный человек »

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : Иллюстрация по теме, муляжи продуктов (рыба, орехи, ягоды, макет костра, макет пещеры, веточки для вертела, плоский камень, длинный камень, палки, веревки и «копья» по количеству детей; игрушки-моталки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Сейчас я расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился … (показ картины – первобытного человека ) .

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Жил на свете первобытный человек

Он впервые в жизни видел даже снег

Строил хижины, готовил дичь

И бросал он обезьянам громкий клич.

Палкой землю ковыряя,

Пропитанье добывал,

И законы от природы

Очень чётко соблюдал.

Воспитатель : Давным-давно это было. На нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек . Откуда он появился? Мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации) . У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен.

Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями . И в каждой стае был вождь, старейшина . Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Посмотрите, во что был одет древний человек ?

Дети : Древний человек был одет в шкуру .

Воспитатель : Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура? (на мультимедийном экране демонстрирует сюжетные картинки)

Дети : Шкура нужна была первобытному человеку , чтобы не замерзнуть. Шкура защищала от холода.

Воспитатель : Может быть, вы сможете сказать, что ещё нужно было человеку , чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя.)

Дети : Чтобы выжить ему нужна была вода, еда и дом.

Воспитатель : Как вы думаете, где жили древние люди?

Дети : Они жили в пещерах и строили шалаши из веток.

Воспитатель : А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее.

Дети : Развести огонь

Воспитатель : Да, хорошо было бы развести костер , вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей) . Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали , когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. (Дети «добывают» огонь). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер. (Дети дуют на костер, появляется «огонек» ). Ну, вот сразу стало светло и тепло.

Воспитатель : Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Это, наверное, хищники! Я боюсь! Что же делать? (Ответы детей) . Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов : из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора, дубины. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека . Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны? (Дети делают копья) . У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты.

Динамическая пауза «Острова» .

Раз, два – острова.

(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)

Три, четыре – мы приплыли.

(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)

Пять, шесть – сходим.

(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч, левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч)

Семь, восемь – сколько сосен.

(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове «сосен» вытянуть левую)

Девять, десять – мы в пути.

(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги» )

Досчитал до десяти!

Воспитатель : Человек все необходимое для питания добывал в лесу и реке. Ребята, как вы думаете, какие продукты питания могли дать лес и река?

Дети : Первобытный человек охотился на дичь , собирал ягоды, грибы и различные корешки, собирал яйца диких птиц, ловил рыбу, собирал орехи.

Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу. (Игра «Кто быстрее поймает рыбку» ). Какой большой улов!

Воспитатель : Посмотрите сколько всего вкусного и полезного дала нам природа. (Показывает детям муляжи продуктов.) Как же нам все это приготовить?

Дети : Продукты можно сварить, пожарить, посушить

Воспитатель : Чтобы разделать птицу, нам необходим нож. Для этого мы возьмем длинный камень, который заточим о другой камень

Воспитатель : А жарить мы ее будем на вертеле. Нанизываем курицу на палочку и подвешиваем над костром. Но вертел необходимо кому – то крутить. Чтобы мясо не сгорело. А пока жарится курица, давайте приготовим рыбу и яйца, выкопаем корешки палкой-копалкой.

После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами. (Игра «Собери ягоды» ).

Воспитатель : А сейчас мы с вами опять превратимся в современных детей (дети снимают шкуры) . Молодцы дети, мы отлично справились со всеми первобытными трудностями . Скажите, как жилось первым людям на нашей цветущей планете?

Дети : Первобытным людям было тяжело . Они с трудом добывали еду, одежду и т. п

Воспитатель : Что им необходимо было делать, чтобы выжить в нелегких природных условиях?

Дети : Первобытные люди должны были много думать, трудиться.

Воспитатель : Верно. А еще ребята первые люди были очень дружны, помогали друг другу и всегда держались вместе. Давайте последуем их примеру и дружно продолжим прогулку.

Публикации по теме:

«Вода в жизни человека». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сердце-главный орган человека» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. Воспитатель МАДОУ№93 г. Томска Головач Наталья Егоровна.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жизнь зверей в лесу» Конспект НОД по познанию «Жизнь зверей в лесу». Цель: закрепить представления детей о диких животных; дать понять, что дикие животные сами.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода в жизни человека» Тема: «Вода в жизни человека». Цели 1. Образовательные: а) сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: - вода- источник.

Ознакомление детей с природой. Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь птиц зимой» Задачи: уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; показать взаимосвязь живой и неживой природы;.

Задачи: - Систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, их свойствах, как живых организмах; закрепить знания о явлениях,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Моя Родина» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ РОДИНА» (Москва – Онега) Составила воспитатель первой.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебное электричество» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

Где он мог жить? (в пещере)

Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)

Где водится рыба? (в реке, озере)

Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)

А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

На какого зверя похож мамонт? (на слона)

Слайд № 3.(слон)

Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 4 (слон и мамонт)

Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

Слайд № 5.(саблезубый тигр)

У них огромные и острые, как сабли клыки.

Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

Можно позвать мимикой. (подмигивание)

Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии.(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло.(жёлтые)

А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

Где он мог жить? (в пещере)

Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)

Где водится рыба? (в реке, озере)

Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)

А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

На какого зверя похож мамонт? (на слона)

Слайд № 3.(слон)

Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 4 (слон и мамонт)

Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

Слайд № 5.(саблезубый тигр)

У них огромные и острые, как сабли клыки.

Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

Можно позвать мимикой. (подмигивание)

Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии.(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло.(жёлтые)

А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Каменный век, прошел три основных этапа в своем развитии:

1) Древнекаменный, или палеолит, который делится на три периода - раннего (ашель), среднего (мустье) и позднего (ориньяк, солютре, мадлен) палеолита 2) среднекаменный век, или мезолит; 3) новокаменный век (неолит и энеолит).

Ранний палеолит. Этот период характеризуется становлением человека и человеческого общества, а также появлением первых орудий труда. Древнейшие люди жили первобытными стадами. Человек использовал естественные источники питания, ограничиваясь собирательством и охотой. В Средней Азии были распространены главным образом чопперы- грубые рубящие орудия, т.е. массивные куски камня- гальки, стесанные с одной, реже с обеих сторон. При помощи их древний человек мог выкапывать корни, добывать животных, резать, колоть и т.д. Физический тип человека раннего палеолита представлен архантропом /человек древний/, разновидностями которого являются питекантроп и синантроп.

Средний палеолит /мустье/. Похолодание, начавшееся в результате распространения резкого оледенения, заставило древних людей совершенствовать охотничье хозяйство, приспосабливая его для охоты на крупных животных. В эпоху мустье древние люди стали использовать для жилья гроты и пещеры, примитивную одежду из шкур. Одним из важнейших достижений было изобретение различных способов добывания огня. Человек научился делать копье и рогатину. Древние люди начинают объединяться в более крупные коллективы, в которых появляются зачатки родового устройства и разделения труда по полу. На смену питекантропу и синантропу приходит неандерталец, который является переходной ступенью к человеку современного вида и отличался высоким ростом, прямым хождением, имел более развитый головной мозг.

Верхний палеолит поздний палеолит. Наряду с техникой скола возникает техника отжимной ретуши при обработке камня, появляется сверление, преимущественно кости, иногда - камня. Широко применяются острые тонкие ножи, скребки, проколки, резцы. Важным изобретением, способствовавшим развитию охоты, стало создание дротика, копьеметалки - предшественницы лука и стрел. Особенностями верхнего палеолита стало возникновение рыболовства, сооружение долговременных зимних жилищ. В эпоху позднего палеолита первобытное стадо сменилось материнской родовой общиной, представляющей собой экзогамную запрет браков внутри общины группу людей. Этап в истории человечества, когда родовые общины объединились вокруг женщины- матери, назывался матриархатом.

Мезолит. Важнейшими изобретениями эпохи стали составные орудия труда - топор в результате присоединения к рубилу ручки, лук и стрелы, что привело к возрастанию роли одиночных охотников. Возникла новая техника - шлифование, сначала кости, а в конце периода - камня. В эпоху мезолита человек начинает приручать животных: собак, ягнят, оленей, коз, кошек, свиней. Возникают новые отрасли хозяйства: мотыжное земледелие, скотоводство. К мезолитическому периоду относится широкое распространение красочных наскальных изображений, выполненных красной охрой Ширабадский район Сурхандарьинской области/.

Неолит. Эпоха неолита стала переходным периодом от присваивающего хозяйства охота, собирательство к производящему - земледелию и скотоводству. Человек научился делать лодку, что способствовало развитию судоходства. В эпоху неолита расцвета в своем развитии достигает матриархат. Матриархальная родовая община сосредотачивает в своих руках все производственные функции, возникает парная семья.

Они были прямоходящими, умели изготавливать и использовать орудия труда, что выделяло их из животного мира. Останки костей древнейшего человека, который умел изготавливать простейшие каменные орудия труда, ученые обнаружили в Южной Африке (австралопитек), в селении Зиндж Восточной Африки (зинджантроп), на острове Ява (питекантроп), на территории Китая (синантроп), в долине Ферганы на стоянке Селенгур, в Германии (неандертальц) и во Франции — человека современного типа (кроманьонец).

Когда климат на Земле был теплым, стоянки человека располагались на возвышенностях у небольших рек или ручьев. В последние периоды раннего палеолита началось Великое оледенение — наступление ледника. На долю первобытного человека выпали суровые испытания. Это заставило людей приспосабливаться к новым условиям жизни. При этом выживали сильнейшие.

Занятия древнейших людей

Стоянки первобытного человека обнаружены во многих областях Африки, Азии и Европы. В Средней Азии древнейшие каменные орудия труда найдены на стоянках Селенгур в долине Ферганы и Кульбулак в Ташкентском оазисе. Эти грубые галечные орудия, оббитые в виде острия получили название чопперы.

Орудия труда были очень простыми. Человек, вооруженный заостренными камнями и дубинкой, охотился на животных, с помощью палки-копалки он выкапывал съедобные корни и клубни растений. Таким образом, человек брал то, что давала ему природа, поэтому древнейшие занятия людей — собирательство и охота называются присваивающим хозяйством. Всемирно известным памятником периода среднего палеолита является пещера Тешикташ, открытая в 1938г. В ней обнаружено около 300 каменных орудий труда и огромное количество костей животных — горного козла, оленя, дикой лошади, леопарда, зайца, мелких грызунов, а также птиц.

Самой известной находкой в Тешикташе явилась останки человека, принадлежавшие первобытному мальчику 8-9 лет. Сохранился его череп с нижней челюстью. Это один из немногих обнаруженных археолагами череп неандертальца и одно из первых древнекаменного века. Тело умершего мальчика поместили в специально вырытую в глубине пещеры яму, вокруг него воткнули в землю рога горных козлов, которые образовали круг. Эти рога, по представлению людей, должны были защищать погребенного в другом мире.

Зарождение религиозных верований

Труд и накопление знаний об окружающем мире постепенно меняли мышление человека. Люди наблюдали множество непонятных им явлений природы: смена дня и ночи, времен года, извержения вулкана, землетрясения и другие. Не умея объяснить их, они начинают поклоняться различным природным силам — грому, молнии, ветру, дождю. Смену времен года, грозу, бури древние люди объясняли действиями одухотворенных сил природы. Вера в сверхъестественные существа в науке получила название анимизм.

Первобытные люди также верили в то, что какие-либо предметы могут принести удачу или отвести беду. Эта вера получила название фетишизм. Еще одним доказательством существования религиозных верований у первобытных людей является находка наскальных рисунков, которые относятся к позднему палеолиту. Самые древние из них обнаружены в пещерах Альтамира в Испании, Ласко во Франции и Каповой пещере в Башкирии. Люди верили, что рисунки помогут им в предстоящей охоте. Перед ними они исполняли танцы, подражая движениям животных, представляли сцены охоты, упражняясь в метании копья. Зарождение религиозных верований и древнейшие захоронения умерших появляются в среднем палеолите.

Древние рисунки являются ценнейшими историческими документами. Они помогают понять, о чем думал человек, как он представлял себе окружающий мир, на каких животных охотился, какими орудиями труда и оружие пользовался. Стремление человека понять окружающий его мир послужило основой для развития первобытного изобразительного искусства.

Комментарии

Никита Сивачёв

на каких именно мелких животных???

очень хороший текст мне очень помогли с уроками

Импринты. Более или менее жёстко заданные программы, которые мозг генетически обязан принимать только в определённые моменты его развития, известные в этологии как моменты импринтной уязвимости. Они составляют основы функционирования нашей психики и определяют типичные поведенческие реакции. вот ссылка, сразу предупреждаю статья сложная: http://www.vestniknlp.ru/rannie_imprinty_cheloveka/

Помогли с уроками спасибо