Как поставить свистящие звуки ребенку. Конспект занятия постановка звука с

Звук [с]

Подготовительный этап

Занятие 1

Упражнения на дыхание

«Гармошка». И. п. — стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1—2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха.

«Холодный ветер». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.

Игровые упражнения

«Улыбка». «Радуемся встрече с другом». Растянуть губы в улыбке до предела и удерживать их в напряженном положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторить 3—4 раза.

«Обезьянки-кривляки». Движения сомкнутыми губами в правую и левую сторону. (В случае затруднения помочь указательными пальцами.)

Упражнения на распластывание и укрепление боковых краев языка

«Дорожка». Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет до 5.

«Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)

«Язычок спит на кроватке». Опускание спинки языка. Кончик языка прижать к нижним резцам, спинку опустить.

Примечание. В случае затруднения предложить детям покашлять, зевнуть, при этом непроизвольно поднимается мягкое небо и опускается корень языка. Заинтересовать детей можно предложением познакомиться или поздороваться с маленьким язычком.

Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала педагог произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

Произношение гласных звуков с изменением силы и высоты голоса.

«Споем колыбельную кукле»: а-а-а-а-а-а-а-а-а.

«Заболели зубы»: о-о-о

«Гудок парохода»: у-у-у.

Занятие 2

Упражнения на дыхание

Развитие силы выдоха

Дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука [ф] (длительный выдох), произнесение звука [т] (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

Упражнения для губ и лицевых мышц

«Нам весело». «Улыбка». Губы в улыбке, зубы сближены до 2 мм.

«Губки качаются на качелях». Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта с помочью пальцев рук.

«Спи, глазок, спи, другой. Спит правый глаз — просыпается. Спит левый глаз — просыпается». Поочередное открывание и закрывание глаз.

Упражнения для языка

«Язычок загорает». Уложить язык на дно ротовой полости. «Язычок нырнул на дно реки». «Посмотрим, где живет маленький язычок». Опускание языка на дно ротовой полости.

«Язычок пролезает в дверную щелку». Покусывание языка зубами от кончика до середины и наоборот.

«Дразнилки обезьянок». Положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя-пя.

«Разговор собак Барбоса и Пушка». Произнесение слоговых сочетаний па-ба, пы-бы, по-бо, пу-бу шепотом, тихо и громко.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [с] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [с], [ш], [ц], [с]. Слоги: са, за, со, ша, цо, су, зы, сы. Слова собака, зайка, солнышко, шуба, сапоги, сад и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [с].

Занятие 3

Упражнения на дыхание Развитие силы выдоха

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууууу.

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Упражнения для губ и лицевых мышц

«Обезьянка улыбается, а слоненок приготовился пить водичку».

Губы в улыбке (удерживать под счет до 5—6). Чередование позиций — губы в улыбке и «трубочкой».

«Заболели зубки с правой стороны. Заболели зубки с левой стороны». Попеременное поднимание углов рта с одновременным закрыванием соответствующего глаза.

Упражнения для языка

«Капельки дождя стучат по крыше». Прикусить широкий язык зубами и произносить слоги та-та-та-та-та-та.

«Лопата». Положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Язык спокоен, не напряжен. Если язык не расслабляется, предложить плотно сжать губы, затем растянуть их в улыбке и протиснуть между ними язык.

Упражнения для формирования умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами

«Малыш учится произносить звук [и]». Опустить кончик языка за нижние зубы и произносить звук [и]. Следить, чтобы «ямочка» на языке была ровно посередине.

«Песенка ослика». Произнесения звукосочетания иа.

«Лодочка». Высунуть язык изо рта и сложить его лодочкой («желобком»). Если упражнение не получается, можно положить на среднюю часть языка тонкую палочку или зонд.

«Грибок». Соберу в корзинку разные грибочки — сыроежку волнушку, моховик и др. Присасывание языка к небу. (Рекомендуется использовать при коррекции бокового сигматизма.)

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка

Произнесение гласных я-ю, ю-я, я-е, е-я; и-я-е; и-я-е-ю.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [с] из слов. Найди игрушки, в названии которых есть звук [с], из ряда других (сова, лиса, мишка, собачка, слоненок, машинка, жираф, ослик ).

Определение позиции звука [с] в словах сова, слоненок, лес, нос.

Занятие 4

Упражнения на дыхание

Развитие силы выдоха

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний иффффф, ыффффф.

Упражнения для губ

Губы в улыбке (счет до 10).

«Лодочка качается на волнах». Поочередное поднимание вверх углов рта (с помощью и без помощи рук).

Упражнения для языка

«Язычок заболел и лежит в постели». Широко открыть рот и покашлять (язык непроизвольно опускается на дно ротовой полости). Уложить язык «дорожкой» на дно ротовой полости так, чтобы показался маленький язычок. (Удерживать в таком положении как можно дольше.)

«Дразнилки». Положить широкий язык на нижнюю губу и произносить: бя-бя-бя-бя-бя, пя-пя-пя-пя-пя-пя (со сменой интонации).

Язык «желобком» внутри рта.

Примечание. Если упражнение не получается, использовать пузырек с узким горлышком. При задувании в пузырек в языке непроизвольно появляется круглая щель.

«Веселые клоуны». Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов. Произнесение звукосочетания и-хи-хи.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

«Язычок качается на качелях». Произнесение слогов я-ля, я-ля, я-ля, постепенно увеличивая их количество на одном выдохе.

Развитие фонематического восприятия

Различение слов, близких по звучанию: мишка миска, каска кашка, сырок шарок, солить шалить (с опорой на картинки).

Нахождение картинок, в названии которых есть звук [с], по темам «Овощи» и «Фрукты».

Занятие 5

Развитие силы выдоха

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. «Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для губ

«Бегемот разинул рот, булки просит бегемот». Улыбнуться. На счет «раз» крепко сжать губы, на счет «два» широко открыть рот.

Упражнения для языка

Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов. Произносить и, хи, ие.

Поднимание и опускание средней части языка (спинки языка при опущенном у нижних десен кончике языка.

«Лодочка». Приподнять боковые края языка до получения углубления по средней части языка.

«Веселые дети». Исходное положение то же. Произносить звукосочетания ихи-хи, ихи-хи, ихи-хи.

«Разговор инопланетян». Произнесение слогов ти-ти-ти, тя-тя-тя, те-те-те (со сменой ударения и интонации).

Развитие фонематического восприятия и простых видов фонематического анализа

— Есть ли звук [с] в словах капуста, свекла, редис, фасоль, салат, чеснок ?

— Найди овощи, в названии которых есть звук [с]. Где слышится звук [с] в слове салат ? В слове чеснок ? В слове капуста ?

Развитие логического мышления

Игра «Пятый лишний». Капуста, свекла, картошка, редис, абрикос. Отложить лишнюю картинку.

Занятие 6

Развитие силы выдоха

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка

Улыбнуться. Опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой», сделать выдох.

Упражнения для губ

Поднимание и опускание верхней губы с обнажением верхних зубов.

Попеременное поднимание и опускание углов рта.

Упражнения для языка

Язык «желобком» снаружи рта держать неподвижно, а губы то широко раскрывать, то касаться ими «желобка».

Игра «Я — не я». Логопед произносит фразы, а дети отвечают: «И я» или «Не я». Например, логопед произносит: «Я люблю шоколад». А дети отвечают: «И я, и я, и я». «Я люблю жевать чашку». Дети: «Не я, не я, не я».

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

Произнесение слоговых сочетаний пти-пти-пти, птя-птя-птя; пти-птя, пти-птя; пти-птя-пте-птю.

Развитие фонематического восприятия

«Подбери и назови». Разложить в две стопки картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш].

Определить позицию звука [с] в словах санки, сапоги, сова, автобус.

Постановка звука [с]

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [с]

Зубы сближены и находятся на расстоянии 1 мм. Губы растянуты как при улыбке. Язык упирается в нижние резцы, посередине языка образуется «желобок», по которому идет струя выдыхаемого воздуха. Звук [с] глухой, произносится без участия голоса.

Приемы работы по постановке звука [с]

Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука

Игровые приемы. «Свистелочки». «Вьюга».

Формирование зрительного образа звука

Показ артикуляционной позиции звука на муляже или артикуляционной схеме. Показ артикуляционного профиля.

Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции)

Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сжатые пальцы правой руки (имитация языка) опустить к основанию пальцев левой руки (как будто это нижние зубы). Описание положения органов артикуляции.

Открыть рот. Опустить кончик языка к нижним резцам таким образом, чтобы посередине языка образовалась щель. С силой равномерно выдыхать воздух. Должен получиться звук [с].

Примечание. Если по средней линии языка у ребенка не образуется «желобок», вдоль языка положить палочку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка, и произносить звук [с]. Проделать то же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу, затем повторить несколько раз без использования палочки.

Коррекция шипящего сигматизма по М.Е. Хватцеву (1959)

1. Поднимание и опускание средней части спинки языка при опущенном у нижних десен кончике языка.

2. Задувание на язык при низком его положении.

3. Язык устанавливается глубоким «желобком», и произносится звук [с]. Затем постепенно глубина «желобка» уменьшается.

4. Произносится звук [с].

Постановка звука [с] по Р.Е. Левиной (1965)

1. Межзубное произношение звука [с]. Закрепление в слогах, словах, а затем переход к нормальной артикуляции.

2. Ребенок протяжно произносит звук [р], а затем, проделывая то же самое, язык выдвинуть как можно дальше вперед, необходимо упереть его кончик в нижние зубы.

3. Опора на звук [х]. Произнести шепотом звукосочетание ихи, а затем повторить его со сжатыми зубами.

4. Произнесение сочетания ие с напряжением.

Коррекция губно-зубного сигматизма

Показать, что во время произнесения звука [с] губа не должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними.

Чередование движений губ с последовательной сменой их смыкания и размыкания, связанного с оскаливанием зубов и обнажением нижних резцов.

В случае необходимости применяется механическая помощь в виде отжимания нижней губы шпателем книзу. Протяжное произнесение [с], а затем слогов и слов, которые с нее начинаются.

Коррекция межзубного сигматизма

Сжать зубы и, не разжимая их, протяжно произнести [с]. (На первых порах звук произносится со сжатыми зубами.)

Проговаривание слогов и слов со сжатыми зубами. Постепенно переходят к нормальному произношению фонемы.

Коррекция призубного сигматизма

Показ правильной артикуляции фонемы. Использование рисунка-профиля. Опора на кинестетические ощущения (ощутить холодную струю на тыльной стороне ладони при правильном протяжном произнесении звука [с]).

Артикуляционные упражнения

Просовывание распластанного языка между зубами.

Высовывание языка «желобком» при открытом рте.

Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком языка в десны нижних резцов.

Коррекция шипящего сигматизма

Различение правильного и неправильного звучания звука [с] (свист — шипение).

Показ перед зеркалом различий между правильной и дефектной артикуляцией.

Дополнительно использовать кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук.

Добившись правильной артикуляции, включить выдох, дать ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха.

Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука [с]. В дальнейшем перейти к нормальному зазубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма.

Коррекция бокового сигматизма

Добиваться образования «желобка» по средней линии языка.

В качестве базы использовать звука [т]. Произносить [т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.

На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Сжать зубы и произнести звук, близкий к [ц], в составе которого слышатся звуки [т] и [с].

Постепенно в ходе упражнений звук [с] удлиняется, а затем — отделяется. После чего ребенку можно пояснить, что это правильно произносимый звук [с].

Использование механической помощи.

Ребенку предлагают произнести звук [ф], выдвигая язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному звуку [ш], должен присоединиться свистящий шум.

Опора на звук [х].

Произнести шепотом сочетание ихи, а затем то же самое звукосочетание произнести со сжатыми зубами. При этом слышится звук, близкий к [с"].

В результате упражнений звук закрепляется, и тогда можно обратить внимание на различие в звучании звуков [с] и [с"].

Коррекция носового сигматизма

Выработать правильное направление воздушной струи, закрывая проход в носовую полость поднятием неба. Выработка правильной артикуляции языка.

Коррекция замены звука [с] на [т], [д]

1. Просовывание распластанного языка между зубами.

2. «Желобок» при открытом рте.

3. Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.

Коррекция бокового сигматизма по Э.Я. Сизовой (1992)

Массаж лицевых мышц и губ

Массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны:

— похлопывание сглаженной носогубной складки;

— круговые движения в месте соединения жевательных мышц;

— поглаживание губ;

— легкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне);

— круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки);

— легкое пощипывание опущенного угла рта;

— пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне).

Массаж языка

— легкое поглаживание языка;

— постукивание шпателем или пальцами по языку;

— очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю языка.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ и лицевых мышц

Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового — один.

Упражнения для языка

1. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, затем сдвинуть язык в правую сторону и прикусить зубами левый край языка. Вернуться в исходное положение.

2. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, слегка сдвинуть язык в левую сторону и прикусить зубами правый край языка. Вернуться в исходное положение.

3. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в правую сторону и скользить зубами по языку.

4. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в левую сторону и скользить зубами по языку.

5. Покусывание боковых краев языка.

Для пораженной стороны количество упражнений увеличивается в два раза.

Закрепление слухового образа звука

  1. Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
  2. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
  3. Зубы сближены или сомкнуты
  4. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  5. Голосовые складки разомкнуты.
  6. Звук с глухой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для развития напора воздуха.

1) Набираем в лёгкие воздух, с силой начинаем дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Ощущаем резко бьющуюся холодную струю, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторяем упражнение.

2) Высовываем язык, чтобы он спокойно, не напрягая лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и слегка нажимаем для образования канавки. Губы округляем, но не напрягаем. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдуваем воздух, раздувая щёки. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторяем упражнение.

3) Проделываем предыдущее упражнение без использования палочки.
Упражнение для губ. Растягиваем губы в улыбку до предела и удерживаем их в напряжённом положении какое-то время. Зубы смыкаем. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука с.

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдуваем воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук с-. Повторяем упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук с получается неясным, несвистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.
Проделываем несколько раз упражнение без использования палочки.



Данный этап работы проводится как часть занятия.

Тема : Уточнение произношения имеющего звука с или вызывание его по подражанию, развитие длительного ротового выдоха.

Цель : Добивать правильного изолированного, длительного произношения звука с, умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука с.

Чтобы дети правильно произносили звук с, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине языка. Следует обратить внимание детей на то, что «сердитый» свист воздуха, выходящего из насоса, напоминает звук с. Когда мы произносим с, то губы в улыбке, зубы видны и тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, можно ощутить холодную струйку воздуха. Чтобы помочь тем, кто произносит звук нечетко, нужно видеть, что именно не получается у каждого ребенка.

В основном при постановке согласного звука «С» у детей не возникает никаких сложностей. Однако, бывают случаи, когда у ребенка наблюдается дефект при воспроизведении данной буквы. В этой ситуации необходимо немедленно принимать меры. Если вовремя поставить правильное произношение «С», то в дальнейшем у деток не будет проблем с воспроизведением звука «З» и «Ц». Помочь могут логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для звука «С».

Артикуляционная гимнастика для постановки звука имеет своей целью выработать правильные движения и необходимые положения речевого аппарата, чтобы звук произносился верно.

При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
  • Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
  • Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
  • Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
  • Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
  • Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
  • Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.

Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.

Комплекс артикуляционных упражнений

Логопеды рекомендуют применять для постановки звука «С» два хороших упражнения. Но перед тем как их выполнять следует активизировать деятельность необходимых речевых органов. С этим отлично справляется артикуляционная гимнастика. Она нацелена на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения звуков.

«Трубочка»

Данное упражнение позволяет развить подвижность губ, сформировать их уклад так, чтобы правильно произнести свистящий звук. Для выполнения потребуется сомкнуть зубы, улыбнуться, продемонстрировав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.

Менять положение губ необходимо 5-7 раз. Во время выполнения нужно следить, чтобы ребенок не размыкал зубы и двигал ими.

«Лопата»

Такое упражнение помогает расслабить мышечные ткани языка, отработать навыки удерживания языка в широком состоянии. Делать необходимо так: открыть рот, язык расположить на нижней губе и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.

Язык должен быть широким настолько, чтобы мог касаться уголков ротовой полости. Менять положение нижней губы и сильно растягивать в улыбке не следует, иначе возникнет чрезмерное напряжение.

«Непослушный язычок»

Данное упражнение позволяет расслабить мышечные ткани языка. Выполнять нужно следующим образом: сделать такое же положение языка, как в предыдущем занятии, затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».

Потом снова удержать широкий язычок в пассивном состоянии на 10 секунд. Похлопывание верхней губой должны производиться при однократном выдохе, нельзя тормозить выход воздуха.

«Гол»

С помощью этого упражнения можно выработать плавную продолжительную воздушную струю, которая идет посередине языка. Для выполнения следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его.

При проделывании упражнения не нужно натягивать нижнюю губу на челюсть снизу, а также надувать щеки. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребенок воспроизводил четкий звук «Ф». Так будет ясно, что струя воздуха узкая, как и требуется.

«Чистим зубки»

Это упражнение помогает приобрести навык фиксации кончика языка за нижней челюстью. Выполнение заключается в следующем: улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, немного приоткрыть ротовую полость, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губя при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке. Кончик должен достигать десен во время движения, а не затрагивать только края челюстей.

«Горка»

Делая это упражнение можно отработать навык удерживания языка в том состоянии, которое необходимо для верного воспроизведения свистящих звуков. Также оно хорошо развивает силу мышечных тканей кончика языка.

Ребенок должен растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка. В таком положении нужно задержаться примерно 5-10 секунд.

Кончик языка не должен выходит за пределы зубов, а вся другая часть языка должна быть широкой. Если у ребенка не получается правильно расположить язык, то необходимо произнести звук «И», тогда он примет верную позицию.

Два эффективных логопедических упражнения

Логопеды применяют два самых популярных упражнения для того, чтобы поставить правильное произношение. Их нужно делать после того, как выполнена артикуляционная гимнастика для свистящих звуков, которая указана выше.

Первым является такое упражнение, которое помогает поставить произношение. Для этого необходимо вспомнить вместе с ребенком звук, который издает насос для надувания мячика или резинового матраса. Затем малышу нужно попытаться воспроизвести что-то похожее.

Для этого необходимо взять в руки зеркало, сделать широкую улыбку, челюсти плотно сомкнуть, сделать выдох, и начать дуть, произнося звук, напоминающий свист насоса.

Второе упражнение применяется, когда у детей наблюдаются выраженные дефекты при воспроизведении звука «Ц», «З», «С». Например, когда ребенок заменяет эту букву на другую либо слишком смягчает произношение в словах, где это не требуется. Это упражнение позволит подкорректировать потоки воздуха и правильно установить язык.

Выполнять упражнение следует таким образом:

  • Широкий язык расположить за нижней челюстью, положить на него первую фалангу указательного пальца (лучше использовать ватную палочку).
  • Закрыть рот, прикусив немного палец зубами (палочку).
  • Губы растянуть в улыбке, чтобы зубы показывались до клыков.
  • Напрячь язык, края его поднять с двух сторон и тянуть к уголкам губ.
  • Зафиксировав такое положение, нужно попробовать просвистеть, делая сильный и глубокий выдох.

Также следует отработать полученный звук «С» совместно с гласными в составе слогов. Сначала должен идти гласный звук, а потом «С». Для этого нужно сначала воспроизвести гласный звук, а затем положить палец в рот и сделать упражнение, описанное выше.

Дальнейшей тренировкой является отработка звука в составе слов, которые заканчиваются на «С». Со временем ребенку уже не понадобится применять пальчик, потому что верное положение органов речевого аппарата закрепится.

Как закреплять результаты занятий?

Проведенные тренировки должны обязательно закрепляться. Для этого используются обычные логопедические игры и упражнения. Популярными методами, помогающими закрепить результат, является проговаривание скороговорок, чтение текстов, произношение цепочек из слов, содержащих свистящие звуки.

Чтение скороговорок является самым эффективным способом и помогает развить речевой аппарат полностью, отработать произношение многих звуков. Сначала следует выбирать простенькие и коротенькие скороговорки. В качестве примера можно отметить такое выражение: «У лисички в миске – рис и сосиски».

Также хорошо помогает чтение рассказов, в которых часто применяется буква «С». Необходимо читать текст неоднократно, добиваясь точного произношения звука. Кроме того, нужно задавать малышу вопросы. Отвечая на них, он опять будет применять свистящие звуки, а также будет развивать свое мышление.

Таким образом, родители должны внимательно следить за тем, как воспроизводит звуки их ребенок. Важно своевременно выявить дефект и начать работу по его коррекции, чтобы артикуляция звука была правильной.

Постановка звуков [Л], [Ль]

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль: «иголочка», «быстрая змейка», «индюшата», «ковшик», «лошадка», «маляр», «дятел», «ступеньки», «пароход», «охотник».

Способы и приёмы постановки звуков Л, ЛЬ. .

При отсутствии звука постановка осуществляется в 2 этапа:

  1. Постановка [л] межзубного. Ребёнку предлагается произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции, затем произносить сочетание с просунутым между зубами языком.Когда звук станет чётким необходимо затормозить движение нижней челюсти. У детей со стёртой формой дизартрии рекомендуется закрепить такой звук в слогах и словах.
  2. Далее перевести язык в зазубное положение, крепко прижимая язык к альвеолам произносить лы-лы-лы .

При носовом произношении постановка осуществляется так же, как и при отсутствии звука. Прежде всего, необходимо выработать правильное направление воздушной струи.

Постановка звука [Л] при межзубном произношении. Если ребёнок произносит так несколько групп звуков, особое внимание уделяется развитию моторики кончика языка. Постановка проводится как и при его отсутствии. Можно использовать механическую помощь – шпателем поднять язык за верхние резцы и придерживать его до тех пор, пока это положение не зафиксируется у ребёнка.

Постановка звука [Л] при замене [л] звуком [й].

При замене [л] звуком [й] при открытом рте положить на среднюю часть спинки языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

При замене звука [Л] мягким звуком [ль] можно использовать зонд №4 . Попросить ребёнка несколько раз повторить слог [ля], затем ввести зонд так, чтобы он оказался между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык вниз (вправо или влево).Чтобы опустить среднюю часть спинки языка можно выполнить следующее упражнение: упереться с силой языком в верхние резцы и несколько раз произнести слог кы. Затем резко открыть рот (можно помочь нажатием на подбородок). Данный приём не подходит для детей с боковым произношением.

Во время произнесения [а] нужно «стучать» языком в верхние резцы. Выдох должен быть горячим, ровным и непрерывным.

В некоторых случаях быстрее и чётче звук получается в обратном слоге. Произносить длительно [а], затем «прикусывать» кончик высунутого расслабленного языка: [ааалл-ааал-ааллааллааа].

От звука [в] ставится смешанным способом. Попросить ребёнка произносить слог вас просунутым между губами языком, затем следует отодвинуть нижнюю губу пальцем.

Подобный приём можно использовать от сочетания [бл](«индюк»). Во время произнесения сочетаний блблблпостепенно отодвигать губы в стороны, а язык вглубь рта (вначале по губам – [блблбл], затем по верхним зубам и далее по альвеолам).

Предложить ребёнку дать возможно полное напряжение в области плечевого пояса, для чего нужно нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

Двумя пальцами – указательным и безымянным – провести лёгкий нажим снаружи шеи так, чтобы каждый палец находился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.

При боковом произношении звука следует вначале добиться правильной воздушной струи и прямого положения языка. Следует переключить ребёнка с неправильной артикуляции. Для этого подходят способы № 1, 8,9.

Основная трудность в постановке звука [Л] заключается в том, что произнося звук правильно, ребёнок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребёнка к тому звуку, который получается в момент его постановки.

Постановка звуков [Р], [РЬ]

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь:

  • «иголочка»,
  • «быстрая змейка»,
  • «индюшата»,
  • «ковшик»,
  • «лошадка»,
  • «маляр»,
  • «дятел»,
  • «ступеньки»,
  • «барабанщик»,
  • «балалайка».

Способы и приёмы постановки звуков [Р], [РЬ].

По подражанию.

Ребёнка просят выполнить упражнение «грибок». В момент присоса просят с силой подуть на кончик языка. К полученной глухой вибрации присоединяют голос.

При поставленном верхнем подъёме языка ребёнка просят произнести сочетания: джжж, жжж , либо д-д-д-д . В этот момент шпателем, шариковым зондом или чистым пальцем выполнять быстрые движения из стороны в сторону по нижней части языка ближе к кончику.

При спастичности корня языка этот приём используют лёжа.

Аналогичным способом можно вызвать [Р] от [З] верхнего подъёма. Ребёнка просят удерживать язык у основания верхних зубов и длительно тянуть звук [З]. Во время его произнесения кончик языка находится в более напряжённом состоянии и воздушная струя более форсированная. При этом полученный звук не является чётким, а скорее шумным. От получившегося звука механическим способом вызывают дрожащий [Р].

При горловом произношении [Р] постановка проходит в 2 этапа.

Постановка одноударного [Р] от звука [Ж]. При его протяжном произнесении без округления губ с перемещением языка несколько вперёд, к дёснам верхних зубов. При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и дёснами. Затем постановку осуществляют с помощью зонда как в остальных случаях.

Наиболее распространённым приёмом является постановка от [Д], повторяющегося на одном выдохе с последующим более форсированным произнесением последнего.

При многократном произнесении сочетания [тдтдтдтд], при слегка открытом рте и при смыкании языка с дёснами возникает вибрация. Однако такой способ не подходит для исправления заднеязычного или велярного [Р].

При закрытом рте с плотно сжатыми зубами иногда в сочетании [тр] слышен глухой [р] (призубный). От него можно поставить звук, если произнося это сочетание постепенно открывать рот, просовывая между зубами шпатель.

Для удержания верхнего подъёма языка используют упражнение «индюшата ». Во время быстрого произнесения сочетания [блблбл] сначала опускают нижнюю губу (язык движется по верхней), затем движения переносятся на верхние резцы, а потом на альвеолы. Такой звук получается слегка картавым. Для устранения этого дефекта следует попросить ребёнка фиксировать сильный выдох на звуке д.

Если ребёнок не удерживает верхнее положение языка, и звук выходит глухим и не раскатистым можно попросить ребёнка «продлить» звук – дрнь – дрнь («заведи машину»).

Постановка звуков [Ш], [Ж], [Ч]

Комплекс упражнений для постановки звуков Ш, Ж, Ч:

  • «пиала»,
  • «вкусное варенье»,
  • «грибок»,
  • «гармошка»,
  • «лошадка»,
  • «фокус»,
  • «накажи непослушный язык».

Способы и приёмы постановки звуков [Ш], [Ж], [Ч].

По подражанию.

Звук [Ш]. Попросить ребёнка поднять язык ковшом за верхние зубы. Удерживая это положение, произносить звук [с], обращая внимание на то, что слышен звук [ш].

Ребёнок несколько раз произносит слог [са], а логопед плавно шпателем или зондом поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. Затем нужно сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук [а].

При ненарушенном звуке р ребёнок произносит слог [ра], и в этот момент логопед касается шпателем или зондом нижней поверхности языка, чтобы затормозить вибрацию. Либо просят произнести как можно тише звук [р].

При произнесении звука х, который даёт сильную воздушную струю, ребёнка просят поднять широкий язык к альвеолам. Однако, чтобы полученный звук не остался заднеязычным, необходимо акцентировать внимание на кончике языка.

Если при поднятом языке его боковые края не прилегают к верхним коренным зубам, тогда большими пальцами обеих рук прижимают его с двух сторон. Либо, стоя позади ребёнка ввести указательный и средний пальцы под язык и попросить подуть на кончик языка.

Ребёнок как можно длительно произносит звук [т] ([д] для звука [ж]), удерживая язык за верхними зубами. Полученный звук близок к шумному [с]. Затем логопед шпателем слегка сдвигает язык к альвеолам. Этот же приём можно использовать, если ребёнок произносит звук [ч].

Звук [ж] ставится аналогично, но с включением голоса.

Звук [ч] проще ставить в обратных слогах. Для этого попросить ребёнка произнести слог [ать] с сильным выдохом на [ть], при этом губы слегка вытянуть вперёд, контролировать ладонью выдох.

Если у ребёнка есть звук [щ], то от него можно поставить [ч], если ребёнок в быстром темпе станет произносить сочетание [тьщ].

От звука [ц] в момент его произнесения попросить ребёнка поднять кончик языка вверх, губы вытянуть вперёд.

В некоторых случаях возможна постановка [ч] от сочетания [тьс]. Для этого зафиксировать губы в положении «рупор» и с сильным выдохом произнести сочетание «как выстрел». Если язык не поднимается, использовать механическую помощь – шпатель, зонд.

Звук [щ] ставится по подражанию от звука [ч] – протягивая его, либо от [ш], продвигая язык к основанию верхних зубов.

От звука [жь], произнося его шёпотом.

От звука [сь] механическим способом, приподнимая язык вверх либо по показу.

Постановка звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.

Комплекс упражнений: «лопаточка», «накажи непослушный язык», «чистим зубки», «паровозик свистит», «язык силач», «качели», «сердитая кошечка», «желобок».

Способы и приёмы постановки звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]

В случаях призубного сигматизма достаточно с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

При губно-зубном произношении – необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения. Или затормозить движение губ пальцем.

В других случаях ребёнка просят улыбнуться, оттянув углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего звука.

Ребёнка просят многократно произносить слог та, логопед вводит зонд №2 либо шариковый между альвеолами и кончиком языка (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает вниз.

При межзубном сигматизме нужно произносить слог [са] со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть.

При боковом сигматизме применяют двухэтапный приём постановки: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.

В некоторых случаях, при изолированном носовом сигматизме звук ставится от звука [Ф]. Выдвинув язык между зубами и отодвинув губы с механической помощью.

Произношение сочетания [ие] или [й] с напряжением подготавливает нужную форму языка и вырабатывает концентрированную воздушную струю.

Аналогично от звука [х]. Губы в улыбке, зубы в форме правильного прикуса (слегка сомкнуты). Попросить ребёнка произнести звук [х] «в зубы», ощутить прохладную воздушную струю ладонью.

Ребёнка просят произнести звук [Т] с сильным форсированным выдохом. Получившийся шумный звук (близкий к [Ц]) следует растянуть как можно дольше. Необходимо следить за положением губ в улыбке и контролировать ладонью силу воздушной струи.

Равнозначный приём постановки от звука [ц]. Удлиняя и регулируя силу произнесения звука добиваются чёткого [с]: ЦСССсссСССссс.

Очень редкий приём постановки на вдохе . Разместить широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он соприкасался по всему периметру с нижними зубами. Растянуть губы в улыбку, зубы слегка сомкнуты в форме правильного прикуса. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребёнок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он попал на самый кончик языка. Далее «гонять» струйку воздуха в рот и изо рта. Вначале упражнение выполняется в быстром темпе, затем, если звук чистый, замедлять темп.

От звука [ш] по подражанию или механически, медленно продвигая язык вперёд к верхним зубам, затем вниз. Зубы должны быть сомкнуты.

Звук [Сь] можно поставить от [С] в сочетании [иси] при максимально высоком звуке [ии] быстром темпе.

Аналогично постановке [с] от звука [Хь].

Звук [З] (зь) ставится так же как и [с] (сь), но с подключением голоса. В случаях, когда звук [з] всё равно получается глухой, его произносят между двумя согласными – [мзм]. Звук [м] тянуть как можно дольше, а звук [з] (с) произносить быстро.

Звук [Ц] ставится от сочетания [т] и [с] либо от [ть] в быстром темпе с форсированным выдохом на [т]. Однако, лучше получается звук в обратном слоге – [атс].

[Ц] от звука [ч] по подражанию, как можно сильнее вытягивая губы в улыбке.

Постановка звука [Й]

Комплекс упражнений:

  • «почистим зубки»,
  • «иголочка»,
  • «горка»,
  • «катушка»,
  • «язык силач».

Способы и приёмы постановки звука [Й].

Часто удаётся поставить звук по подражанию. Полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении [ййй].

Ребёнок произносит несколько раз сочетание [аиа] или [иа]. Выдох несколько усиливается в момент произнесения [и], и сразу без перерыва произносится [а]. Можно ставить звук сразу в словах, где звук [й] первый.

Ребёнок произносит слог [зя], повторяя его несколько раз. Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть спинки языка, отодвигая его несколько назад до получения нужного звучания.

Произнося длительно звук [хь], обратить внимание на очень тонкую щель между зубами и усиленный выдох.

Если звук [й] заменяется звуком [ль], следует провести дифференциацию, опустить кончик языка вниз шпателем либо по показу.

Постановка звуков [К], [Г], [Х]

Комплекс упражнений:

  • «горка»,
  • «катушка»,
  • «маляр»,
  • полоскание горла,
  • покашливания.

Способы и приёмы постановки звуков к, г, х.

Звук [Х] ставится по подражанию от упражнения «погреем ручки». Приоткрыть рот на 2 пальца, подуть тёплым воздухом на ладони. В некоторых случаях помогает запрокидывание головы вверх.

Звук [К] (кь) ставится от звука [т] (ть) с механической помощью. Ребёнок несколько раз произносит слог [та](тя), в момент произнесения логопед шпателем или зондом отодвигает язык вглубь рта нажимом на переднюю часть спинки языка. Вначале слышится [та], затем [тя – кя – ка].

Звук [Г]. Иногда легче сначала поставить звук [г] от [ы]. Ребёнок запрокидывает голову и с сильным выдохом произносит [ыыы], при этом слегка выставляя нижнюю челюсть вперёд, опуская и поднимая её – «медведь рычит».

Если звук получается южнорусским.

Бывает, что даже звук [х] произносится без подъёма задней части языка и часть воздуха проходит в нос, поэтому воздушную струю следует контролировать, слегка зажимая нос.

Звук [Х] ставится от звуков с и ш механическим способом – в момент их произнесения отодвигать язык вглубь рта. Звук г ставится от звука д аналогично постановке к.

Постановка других звуков

Постановка звука [У].

Вытянув вперёд губы произносить звук [у], затем пальцами смыкать и размыкать губы. Либо делать в более быстром темпе упражнение «балалайка» пальчиками по губам. Звук можно сразу ввести в слова: бумага, Буратино и т.д.

При замене [Б] на [П] изначально следует научить: различать звуки, отличать неправильное произношение от правильного, научить включать голос на этапе подготовки артикуляционной позиции.

Постановка звука [В].

Вытянув губы вперёд произносить звук у, затем механически прижимать нижнюю губу к зубам.

Прикусить краешек нижней губы, слегка растянуть губы в улыбку и погудеть, затем резко открыть рот, произнести [А]. Следует особое внимание уделить длительности и силе выдоха на нижнюю губу.

Постановка звука [Д].

  1. Произносить звук [Б] с просунутым между зубами языком, затем пальцами раздвинуть губы.
  2. От звука [З] или [Ж]. В момент произнесения резкими движениями шпателя прижимать кончик языка к альвеолам.

Рекомендации по постановке звуков при различных речевых нарушениях

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

Постановка звуков при ФФНР осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звука в период его вызывания.

Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации акустически близких звуков.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова.

Нарушение слуха.

При нарушенном слухе наблюдается дефект озвончения. Если озвончение нарушено полностью, работа начинается со щелевых звуков, при том с наиболее простого из них по артикуляции – [В]. После него переходят к звукам [З] и [Ж], а затем уже к взрывным в последовательности: [Б], [Д], [Г].

Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из соноров – [М], [Н], [Л], [Р] (мммба, нннба ). В начале логопед фиксирует внимание ребёнка на чёткости правильного произношения в целом, т.е. чёткости и правильности произносимых звуков и правильном ударении, потом занимается постановкой звуков (чаще С, Ш, Ж, Р, Б, Д, Г) и их автоматизацией в словаре ребёнка. Главное в работе со слабослышащими детьми – зрительный и тактильный контроль.

Заикание.

Коррекционная работа над звукопроизношением ведётся параллельно с коррекцией заикания. Вызывание звуков начинается с наиболее лёгких и сохранных. Особое значение имеет подробный анализ дефекта. Процесс работы над звуками сходен с работой при дизартрии. Способы и методы постановки звуков при заикании используются как при дислалии.

Дизартрия.

Коррекционная работа при дизартрии носит комплексный характер и включает работу над:

  • нормализацией тонуса мышц;
  • усилением перцепции артикуляционных укладов и движений путём развития зрительно-кинестетических ощущений;
  • выработкой условных связей между движением, голосом и дыханием.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа, при необходимости применяется рефлексзапрещающая позиция.

Работа над звуками при дизартрии имеет свои особенности:

  • Не обязательно сразу добиваться полной чистоты звука, шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне все развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками.
  • Необходимо одновременно работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным.
  • Последовательность работы над звуками диктуется постепенным усложнением артикуляционных установок и структурой дефекта.
  • В первую очередь для коррекции отбираются фонемы с наиболее простой артикуляцией или более сохранные в произношении. На практике часто бывает, что более сложные по артикуляции звуки оказываются менее нарушенными.
  • Перед вызыванием звуков необходимо добиться различения фонемы на слух. Так же ребёнок должен научиться улавливать разницу между своим произношением и нормальным звуком. В процессе работы необходимо установить межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Наиболее распространённым является метод фонетической локализации. Когда логопед языку и губам ребёнка пассивно придаёт необходимую позицию для того или иного звука. Многие упражнения проводятся без зрительного контроля, привлекая внимание ребёнка к проприоцептивным ощущениям. Особое внимание следует уделять произношению гласных звуков, способствующих активизации мягкого нёба и движению челюсти.

Алалия (ОНР).

Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом.

Логопедическая работа над звукопроизношением тесно связана с развитием словаря детей. При расширении словаря или при работе над фразой в речи детей появляются отдельные звуки. На начальном этапе необходима работа по уточнению гласных звуков и произносимых согласных.

При постановке и закреплении большое значение имеет последовательность усвоения звуков в определённой позиции в слове. Наиболее удачно происходит закрепление звука в конце слова, затем в начале слова, звук в положении между двумя гласными, звук в стечении перед согласным, звук в стечении после согласного.

Работа над звуками при алалии или ОНР ведётся поэтапно:

  1. выработка орального образа произносимого звука;
  2. выработка кинестетических ощущений речедвигательного анализатора.

Упражнения, направленные на компенсацию апраксических расстройств.

  1. Выработка дифференцированных движений языка и губ.
  2. Выработка сознательных дифференцированных движений языка (подъёма кончика языка, передней или задней части спинки языка) для смыкания с различными участками неба.
  3. Выработка дифференцированных движений губ и языка при различных способах образования звуков (дифференциация смычки и фрикации).
  4. Выработка сознательных дифференцированных движений языка(кончика и спинки) для образования фрикации.
  5. Выработка дифференцированных движений губ и языка для образования небно-язычной и губно-губной фрикации.

В качестве вспомогательного приёма при моторной алалии служит раннее обучение грамоте, а при сенсорной – ещё и повторение прослушанной фразы, элементы чтения с губ. Отсутствие у ребёнка некоторых звуков не является серьёзным препятствием для запоминания букв и овладения техникой звукослияния. У ребёнка постепенно вырабатывается связь фонемы, графемы и артикулемы.

Афазия.

При афферентной моторной афазии вызов звуков начинается с имитации губных и переднеязычных, а также контрастных гласных фонем А и У. Логопед вызывает звуки по подражанию, а затем присоединяет звуки м и в.

При работе над звукопроизношением при афазии следует учесть ряд особенностей:

  • нельзя вызывать звуки одной артикуляторной группы;
  • звуки должны вводиться не в существительные в именительном падеже, а в слова и фразы, необходимые для общения (хорошо, буду, завтра, сегодня и т.д.).

Взаимосвязь двух процессов – становления слоговой структуры слова и произношения звуков, входящих в слово, вызывает произнесение нового трудного звука.

Ринолалия.

Планирование работы по коррекции произношения при ринолалии рекомендуется в следующей последовательности:

  • Гласные А, Э, О, У, Ы. Согласные П, Ф, В, Т, К, Х, С, Г, Л, Б и их мягкие варианты.
  • Звуки: И, Д, З, Ш, Р.
  • Звуки: Ж, Ч, Ц.

В процессе постановки фонем необходимо привлекать зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы. Опора на кинестетический и зрительный контроль способствует знакомству с ощущением продвижения языка вперёд, степенью напряжения органов артикуляции.

Особое значение уделяется умению ощущать направленный выдох. К постановке звуков приступают только после того, как будет сформировано правильное речевое дыхание. Вызывание и автоматизация звука происходит на очень спокойном выдохе с концентрацией внимания не на звуке, а на правильном выдохе. Механический способ зажима носа следует выполнять одним пальцем, при этом прижимать крыло носа к лицу, а не носовой перегородке.

Учитывая степень активизации мягкого нёба, в первую очередь ставятся фрикативные глухие согласные в последовательности: Ф, С, Ш, Щ, Х.

Начинают со звука [Ф], так как он наиболее лёгкий, доступный по артикуляции. Ребёнка просят поставить нижнюю губу к верхним зубам и выдохнуть через середину ротовой полости. Включив голос, получим звук [В]. Взрывные звуки в работе более сложны из-за их кратковременности, поэтому постановка проводится позже. Для получения звука [П] можно предложить ребёнку сильно выдохнуть при плотно сжатых губах, в это время указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу.

Звук [Т] может быть вызван от межзубного произнесения звука [П] или [С].

Произношение гласных формируется на твёрдой атаке, громко, без крика и напряжения («в маску»). Отработка гласных А, Э, О, Ы,
У подготавливает артикуляционный аппарат к постановке твёрдых согласных, а звука [И] – мягких.

Исправление задненёбных звуков невозможно при узком, готическом нёбе или при выраженном укорочении мягкого нёба. В подобных случаях не следует тормозить глоточную артикуляцию звука, так как она незначительно отличается от нормального звучания. Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится на первых порах пользоваться звуками-аналогами.

При наличии проторного [Р] ставим [Ш] от шепотной формы Р при сближенных зубах и округленных губах. Если ребёнку даётся легче нижняя артикуляция [Ш], то вводим её в речь.

При постановке звуков Поваляева М.А. рекомендует использовать механическую помощь в крайних случаях, так как механическая помощь затрудняет введение звука в речь. Важно учесть, что вызывание звука через межзубную артикуляцию затягивает темп работы. При ринолалии не рекомендуется произносить согласные звуки протяжно, утрированно, поскольку усиливаются напряжение, выдох и удлиняется время смычки.

При постановке следует учитывать экономичность и силу образования звуков, процессы ассимиляции. Прилагаемые ребёнком усилия для достижения артикуляции должны быть как можно естественнее.

Постановка звуков осуществляется в последовательности, обусловленной физиологическим ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. Данная последовательность соответствует программе обучения детей в подготовительной логопедической группе.

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Порядок работы над звуками (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.):

  1. Свистящие С, З, Зь, Ц, Сь.
  2. Шипящий Ш.
  3. Сонор Л.
  4. Шипящий Ж.
  5. СонорыР, Рь.
  6. Шипящие Ч, Щ.

Оптимальный возраст для исправления звуков. Богомолова А.И. считает оптимальным возрастом для исправления звукопроизношения – 4-5 лет, а для звука [р] – 6 лет и рекомендует начинать работу с шипящих звуков, поскольку они имеют менее фокусированную, следовательно, менее слабую воздушную струю.

Опираясь на тот или иной звук как базовый, логопед должен исходить их того, что только слог является той минимальной единицей, в которой он реализуется. Поэтому о постановке звука можно говорить только в том случае, если он оказывается в составе слога.

Исходными для постановки твёрдых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным А (Ы для Л), для мягких следует брать слоги с гласным И.

Автоматизация исправленного звука начинается с прямых, затем обратных слогов и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Звуки Ц, Ч, Щ, Л проще закреплять в обратных слогах, а затем в прямых. Звуки Р, Рь можно автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию. В некоторых сложных случаях, например при дизартрии, в речь можно вводить звуки с незначительным отклонением от нормы: проторный р, шипящие.

Литература:

Если ребенок произносит звук [с] межзубно (то есть его язык просовывается между зубами), попросите его произнести этот звук и посмотрите, как он это делает. 1. Вдоль языка ребенка может идти «желобок», «выходное отверстие» которого вам будет видно при осмотре. Именно по этому «желобку» должна подаваться воздушная струя. Если у ребенка именно такое произношение, вам при работе над звуком [с] можно вслух произносить его, называть звук своим именем. Вам сразу же нужно будет предложить ребенку произнести звук [с] (межзубный), а в дальнейшем просто объяснять и показывать ему, как лучше всего «убрать» язык за зубы (см. ниже). 2. Язык может лежать между зубами сплошной массой, никакого «желобка» вдоль него не образуется, воздух выходит изо рта ребенка, просто обтекая его. 3. Звук [с] может произноситься и каким-нибудь иным образом (не межзубно). В двух последних случаях ребенку нужно будет сначала поставить «правильное» межзубное произношение звука [с]. Произносить звук [с] вслух вам нельзя. Постановка межзубного звука [с]. 1. Пусть ребенок высунет очень широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперед. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. Желательно (если получится), чтобы ребенок слегка прикусил язык с обеих сторон по бокам коренными зубами. 2. В таком положении пусть дует себе на самую середину ладони, «делая» струю воздуха как можно более холодной. Можно положить на ладонь кусочек ватки и сдувать ее. Ватка должна находиться примерно в десяти сантиметрах ото рта ребенка. Пытаясь сдувать ее, он создаст по средней линии языка «желобок». Выход воздуха будет сопровождаться неясным свистящим звуком. Следите за тем, чтобы губы ребенка постоянно находились в улыбке и не участвовали в артикуляции. На первых порах верхнюю губу можно придерживать пальцем. 3. Покажите ребенку в зеркало его «желобок», объясните, что по нему идет воздух, обратите его внимание на то, что при этом слышится свист. Скажите ему, что таким «грубым голосом» свистит большой комар, а вы с ним сейчас будете учиться свистеть тоненько так, как свистит маленький. Окончательная постановка звука [с]. 1. Ребенок должен, не прекращая «свистеть» и глядя в зеркало (чтоб не исчез его «желобок»), медленно убирать язык за верхние резцы, как бы «оглаживая» их языком, пока тот не окажется прислоненным к их внутренней стороне. Покажите ему, как это делать, избегая полноценного произношения звука [с] (практически только с легким шумом выдувая изо рта воздух). 2. Когда язык ребенка окажется с внутренней стороны верхних зубов, послышится почти правильный звук [с]. После этого (по вашему показу) ребенок должен прикрыть рот в форме правильного прикуса, будет слышаться полноценный звук [с]. 3. Обратите на этот звук внимание ребенка, скажите ему, что именно так и должен «свистеть» маленький комар. 4. В дальнейшем «обучайте» вашего комара произносить слоги (по картинкам). 5. После того как ребенок без затруднений научится произносить слоги, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

Постановка звука [С] на вдохе

1. Пусть ребенок, приоткрыв рот, разместит плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами. Покажите ему эту артикуляцию. Затем он должен сомкнуть (но не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку. 2. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребенок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он «попал» на самый кончик языка и почувствовался на нем холодком. В результате послышится более или менее внятный, очень тихий звук [с]. 3. Если звука [с] не получится (может слышаться просто «всхлип»), значит, ребенок сделал слишком глубокий вдох. Вы можете даже заметить, как поднялась у него грудная клетка. Скажите ему, что он не должен вдыхать, а только «втянуть» сквозь зубы чуть-чуть воздуха, чтобы «охладить» кончик языка. Покажите ему, как это сделать, чтобы он понял, до какой степени незаметное действие он должен совершить. 4. После этого скажите ребенку, чтобы этот же самый воздух, который он чувствует холодком на кончике языка (потому что тот еще не нагрелся), он сквозь зубы «выдул» наружу. Пусть «сдует» его с кончика языка и «процедит» сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке. В результате ребенок произнесет тихий звук [с]. 5. В дальнейшем пусть на вдохе и выдохе (как бы «гоняя» туда-сюда одну и ту же крошечную порцию воздуха) произносит звук [с]. Следите, чтобы он не запыхался, давайте ему передохнуть. Грудная клетка и плечи должны быть опущены, губы вытянуты в улыбку. Воздух при вдохе должен точно попадать на кончик языка и тут же «сдуваться» также именно с кончика языка. Можно предложить ребенку сдувать с кончика языка «чувство холодка». 6. Когда звук [с] будет получаться достаточно устойчиво, обратите внимание ребенка на то, что у него получается тоненький свист, как у «маленького комара». Пусть на выдохе «свистит» подольше. 7. Затем нужно «свистеть» только на выдохе - прерывисто, с паузами («комар, дескать, свиснет, потом задумается немного, потом опять свиснет»). 8. После этого переходите к произношению слогов [са], [сэ], [сы]. [со], [су] (по картинкам). Скажите ребенку, что ваш «комар будет учиться разговаривать». 9. Когда звук [с] будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает. Постановка звука «С» бокового.

Постановку звука лучше начинать с отработки опорных звуков:[И] , [Ф]. Когда ребёнок начнёт правильно произносить звук [И] , попросить пустить ветерок по языку, слышится звук [С]. Другой способ постановки : от межзубного звука [С]. Этот способ помогает удержать боковые края языка в одинаковом положении. Ребёнка просят прикусить кончик языка и при этом пропустить воздушную струю по языку.

Постановка звука «Ц»

Механический способ: воспользоваться опорными слогами «ТЫ» и «ТА». Ребёнка просят произнести, например, слог «ТЫ», при этом, надавливают зондом вниз, на кончик языка.

Постановка звука «Ш» бокового.

Попросить ребёнка произнести слог [СА] , а зондом-вилкой (или пальцем) придерживать передний край языка у верхних альвеол. Если постановку звуков проводите шпателем или другим зондом. необходимо следить за равномерным подъёмом боковых краёв языка.

Постановка звука «С» от звука «Т» .

Зубы должны быть приоткрыты, но не сжаты. Пусть ребёнок, следом за вами выдохнет и длительно произнесёт звук [Т]. На ладони струйкой должен ощущаться выдох.Затем нужно вытянуть губы в улыбку и в таком положении продолжать длительно произносить звук [Т], возможно, что после [Т] будет слышаться правильный [с]. Если этого не произойдёт и звук будет неясным, попросите ребёнка сильно улыбнуться, вытянув губы в "ниточку". Свистящий звук будет звучать тоньше.

Постановка звука «C» от «Ш»

Ребёнок должен тянуть "Ш". В это время пусть язык продвигает вперёд, от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от нёба. верние резцы должны находиться прямо над нижними. Приоткрыть рот.Сначала будет слышаться смягчённый звук [ш], а потом неясный свистящий звук и, наконец, правильный звук [С].

Звук «С». Не формируется желобок,кончик языка не удерживается

Использую колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах. Результат хороший.

Постановка звука «С» при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед) Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук «С» будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.

Существует еще один способ постановки «С» при прогении: сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук «Т» в этом положении. Будет слышен практически четкий звук «С».