Иврит и идиш - в чем разница? Иврит и идиш: алфавит. Как и Когда создали иврит Иврит языковая семья

Для неискушенного уха русского человека иврит и идиш — взаимозаменяемые понятия, можно сказать, даже синонимы. Но так ли это, и в чем разница? Иврит и идиш — это два языка, на которых разговаривают евреи, но они отличаются друг от друга и возрастом, и происхождением, и сферами употребления, и многим другим. Эта статья посвящена основным различиям между двумя лингвистическими системами. Но сначала нужно дать общую характеристику обоим языкам.

Иврит: происхождение

Отличия

Итак, исходя из всех вышеизложенных фактов относительно этих двух языков, в чем разница? Иврит и идиш имеют некоторые основополагающие различия. Вот они:

  • Иврит на несколько тысячелетий древнее, чем идиш.
  • Иврит относится исключительно к семитским языкам, а в основе идиша, кроме семитских, есть еще и германские, и славянские корни.
  • Текст на идише пишут без огласовок.
  • Иврит намного больше распространен.

Исконные носители, знающие и тот, и другой язык, могут еще лучше объяснить, в чем разница. Иврит и идиш имеют много общего, но основное отличие, скорее всего, заключается не в лексике или грамматике, а в цели употребления. Вот какая пословица существовала среди европейских евреев 100 лет назад про это: "Бог говорит на идише в будни, а на иврите - в субботу". Тогда иврит был языком только для религиозных отправлений, а на идише говорили все. Что ж, сейчас ситуация изменилась в точности до наоборот.

Исследования лингвистов привели к выводу, что языки объединены в группы. Древнееврейский язык входит в семитскую группу и является её фундаментом. По приданиям он считается священным, так как:

— именно на нём Бог говорил со своим пророком Моисеем;

— на этом языке на каменных скрижалях были написаны 10 заповедей;

— на этом языке (а также частично на родственном ему арамейском) были написаны Священные писания, во многих странах именуемые Ветхим заветом или Танахом.

Происхождение древнего иврита

Новая британская энциклопедия в 1985 г. (стр. 567, том 22) утверждает, что самые древние записи на основных языках датируются 2 или самое позднее 3 тысячелетием до нашей эры. В других научных источниках также говорится о том, что древние языки были даже более сложными, чем нынешние (журнал «Science Illustrated», 1948 год). Специалисты по восточным языкам, проследив точку их возникновения, также пришли к выводу, что именно упомянутая в Библии земля Сеннаар стала исходной точкой возникновения этих языковых групп.

Заблуждение: «Все языки произошли из древнееврейского». Это неверно, так как сама Библия (в 11 главе книги Бытие) ясно показывает, что множество различных языков чудесным образом появилось в древнем Вавилоне, но до этого времени люди говорили на одном языке - впоследствии используемом Авраамом и его потомками. По этой причине он и назван древнееврейским, хотя на нём говорили многие группы людей.

Доступный источник древнееврейского языка

Самый ранний источник информации на иврите - Библия. Начало её написания восходит ко времени Моисея и выхода израильтян из египетского рабства - концу XVI века до н. э. Хотя найдено много табличек на этом языке, утверждать их более раннее происхождении сложно. Как и другие древние языки, иврит предстаёт в законченном виде и содержит алфавит, правила грамматики и богатый словарный запас, позволяющий выразить всю гамму человеческих чувств и описать окружающий мир.

Сходство и различия

Основное сходство древнего иврита с другими языками - возможность обмена мыслями и чувствами, но вот способы обмена, алфавит, написание символов, построение фраз и многое другое существенно отличаются:

  • Иврит «лаконичен»: в нём всего 22 буквы, в написании слов отсутствуют гласные, способ передачи мыслей предельно прост и краток. При этом не теряются эмоциональность и красота за счёт разнообразия и силы глаголов.
  • Произношение звуков также отличается (гортанное «р», несколько вариантов произношения букв «х» и «г»).
  • Образность: вместо слова «берег» в древнееврейском языке, например, используется выражение «губа моря», вместо «гнев» - «широкие ноздри». Сделать буквальный перевод с такого языка не представляется возможным.

Влияние времени?

Факт, что со временем все языки меняются, но не все в одинаковой мере. Что касается иврита, то со времени написания Моисеем Торы и других частей Писаний на протяжении около 1500 лет изменений практически не было. Поэтому можно говорить о высокой «стабильности» этого языка. Да и жизнь евреев тогда вращалась вокруг Писаний, поэтому именно этот язык лежал в основе их коммуникации. В 1982 году был сделан вывод, что грамматика и лексика последних книг Библии почти не отличается от первых («Международная стандартная энциклопедия Библии» под редакцией Дж. Бромли).

Древних небиблейских текстов немного: Гезерский календарь, Самаритянские глиняные черепки, Силоамская надпись, остраконы из Лахиша, Мишна, нерелигиозные свитки из Кумрана (свитки Мёртвого моря) и некоторые другие. Сегодня интерес к древнему ивриту очень высок и его исследование принесло и ещё принесёт много интересных открытий, связанных с самыми древними культурами.

История иврита
תּוֹלְדוֹת הַלָּשוֹן הָעִבְרִית

Название «иврит» означает собственно «еврейский (язык)». Название «иврит» - относительно новое, появилось около ста лет назад, скорее всего, как калька с европейского термина Hebraic, от слова עברי - еврейский. До тех пор в течении долгого времени евреи называли иврит לשון קדש - святой язык. В Танахе, в книге Нехемии язык евреев называют יהודית - иудейский.
Иврит принадлежит к семитской семье языков. Из современных языков к семитской группе принадлежат арабский (восточные и магрибские диалекты), арамейский (разные диалекты), мальтийский (фактически - диалект арабского), амхарский (государственный язык Эфиопии, он же язык большинства эфиопских евреев), и различные эфиопские наречия.

4000 - 3000 лет назад

По мнению самых смелых еврейских и христианских теологов, именно на иврите Господь разговаривал с Адамом в райском саду - почти 6000 лет назад. Учёные более осторожны в своих оценках. Но и по мнению учёных, иврит является чрезвычайно древним языком.

Начиная как минимум с 20 - 21 в. до н.э., земля Израиля называлась Ханааном - כנען (Кнаъан), а её жители - ханаанеями - כנענים (кнаъаним). К северу от Ханаана лежала страна, позже названая Финикией; суда по всему, финикийцами были те же ханаанеи, имевшие более сильные города (Тир - צור, Сидон - צידון, и др.). Что касается языка, то, по-видимому, и финикийцы, и вообще все ханаанеи говорили практически на одном языке с евреями. (Когда доходит до нужды переводить с языка на язык, Танах об этом упоминает; однако, нигде не упоминается потребность в переводчиках при общении евреев с ханаанеями или жителями Тира - финикийцами).

О языке ханаанеев имеются свидетельства, относящиеся к 13-14 в. до н.э. - Тель-Амарнские клинописные таблички. Таблички представляют собой письма из Ханаана в Египет, и написаны на аккадском (ассиро-вавилонском) языке. Однако, кое-где в тексте в качестве комментариев, пояснений, и т.п. вставлены слова местного(ханаанского) языка - слова, употребляющиеся в иврите по сей день: עפר, חומה, אניה, כלוב, שער, שדה, סוס, מס (см. Абрам Соломоник, «Из истории иврита»). Таким образом, эти слова (тогда ещё - в языке ханаанеев) существовали практически в их сегодняшней форме форме - как минимум за двести лет до завоевания Ханаана евреями.
Библейский рассказ о путешествии Авраама из Ура в Ханаан находит подтверждение в раскопаных в Ираке клинописных табличках; но конечно, трудно сказать, на каком языке говорил Иаков с сыновьями, и на каком языке говорили евреи, выйдя из египетского рабства. Несомненно одно - язык, который мы сегодня называем ивритом, близок языку ханаанеев, а возможно, и является одной из его ветвей. Принято считать финикийский и иврит (а также несколько других наречий) членами ханаанской семьи языков (примерно как русский и украинский происходят от старославянского).
Тут надо заметить, что в эту эпоху гласные звуки не обозначались совсем. Современные слова מים, ארון, מלכים писались как מם, ארן, מלכם. (Л.Зелигер,«Иврит») Поэтому трудно судить, когда и как разошлись древние иврит и финикийский, и чем точно они различались. Слово שמים и позже писалось у финикийцев как שמם, но как узнать, была ли эта разница только в записи, или же сильно отличалось и произношение.
Самые древние сохранившиеся надписи на иврите, найденные в Израиле, насчитывают почти 3000 лет («календарь из Гезера»). Но учёные считают, что древнейшие тексты Танаха были составлены ещё раньше, в 12 веке до нашей эры. Эту дату и принято считать началом истории собственно еврейского языка.

Образец современного письма самаритян.

Древнееврейское (финикийское) письмо. Письмо, судя по всему, евреи переняли у ханаанеев. Судя по всему, именно ханаанеи первыми стали использовать алфавитное письмо. Предполагается, что финикийские буквы происходят от египетских иероглифов. (Самую древнюю разновидность этого письма называют прото-ханаанским). От этого алфавита произошли почти все современные алфавиты, включая современный еврейский, арабский, греческий, латинский. (Другой алфавит, в котором форма букв была основана на клинописи, использовался в городе Угарите на севере от Финикии - но этот алфавит не прижился, и исчез с разрушением города.) Сегодня древнее еврейское письмо (хотя и в сильно изменённой форме) используют для записи свитков своей Торы самаритяне - некогда отколовшаяся от евреев народность (сегодня - около 600-700 человек).

2500 лет назад

После многочисленных контактов с Ассирией и Вавилонией, в частности, после разрушения Первого Храма и Вавилонского Изгнания (~2500 лет назад), иврит подвергся значительному влиянию арамейского языка. Это выразилось как в заимствованиях (которые позже укрепились в языке), так и в многочисленных оборотах, многие из которых позднее исчезли и сохранились только в литературных памятниках.
Интересно, что через арамейский язык (точнее - через вавилонскую версию арамейского) в иврит проникли не только чисто арамейские, но и шумерские (!) слова. (Шумеры были первыми из известных нам жителей Месопотамии, более древними, чем вавилоняне и ассирийцы.) Так, совершенно прижившиеся до сегодняшнего дня слова היכל и תרנגול пришли в иврит из арамейского, в арамейский из аккадского, а в аккадский - из шумерского (см. Барух Подольский, «Беседыоб иврите»). Из Вавилона также пришли и названия месяцев еврейского календаря.

Современная форма еврейских букв также, судя по всему, пришла из Вавилона - наше письмо называют «квадратным» либо «ассирийским» письмом. Впрочем, древнееврейский (он же - финикийский) шрифт также использовался евреями вплоть до восстания Бар Кохбы. Надписи на монетах, которые чеканил Бар Кохба - это последние надписи, сделаные древним еврейским письмом.
После возвращения евреев в Землю Израиля из Вавилонского плена началась борьба за национальное возрождение - в том числе и за языковое. Нехемия пишет:

Кроме этого, многие евреи ещё в Вавилоне перешли на арамейский язык. Книга Эзры написана наполовину по-арамейски; но уже книга Нехемии - написана полностью на иврите. Борьба за национальный язык увенчалась успехом. После Вавилонского плена ещё были евреи, знавшие иврит; несмотря на распространение арамейского языка по всему Ближнему Востоку, всё население Иудеи снова заговорило на иврите - и говорило ещё почти тысячу лет.

Квадратное (ассирийское) письмо. Из Вавилона древние евреи вынесли те буквы, которыми мы пользуемся теперь. В еврейской традиции эти буквы называют «ассирийским письмом» - כתב אשורי (ктав ашури), в противоположность древнему письму - כתב דעץ (ктав даъац). Точное значение слова דעץ не известно; известно только, что этим словом Талмуд описывает древнееврейский шрифт. Тем не менее, нет никакого сомнения, что и «ассирийское письмо» развилось из финикийского. (Современный же ассирийский алфавит скорее похож на арабское письмо, и лишь отдалённо напоминает еврейские буквы.)

2000 лет назад

После разрушения Второго Храма и потерей евреями государственности иврит начал постепенно вытесняться арамейским языком. В результате двух восстаний против Рима (Иудейская Война и восстание Бар Кохбы), Иудея приобрела репутацию«мятежной провинции». Римляне продолжали репрессии долгое время после того, как последнее восстание было потоплено в крови, и еврейское население Иудеи постоянно уменьшалось. Евреи бежали в соседние страны, где население говорило, в основном, на арамейском языке. В те времена были сделаны переводы древнейшей еврейской литературы на арамейский (например, Таргум Онкелос). Тогда же был записан кодекс еврейского законодательства - Мишна. Мишна и первые комментарии к ней написаны на иврите; но чем дальше - тем больше иврит вытеснялся арамейским. Мишна и комментарии к ней (Гмара, Тосефта) вместе составили Талмуд - свод еврейского законодательства(существующий в двух версиях: Вавилонский и Иерусалимский.) Если иврит назывался лешон кодеш (святой язык), то арамейский евреи стали называть лешон hа-хахамим (язык мудрецов) - так как большая часть Талмуда написана на арамейском.
После арабского завоевания, вслед за грамматиками арабского языка, предпринимаются первые попытки анализировать и грамматику иврита: этим начал заниматься Саадия Гаон (8 - 9 в.в. н.э.) и его ученик Менахем бен Сарук.

Огласовки . Иврит окончательно перестал быть живым языком около 4 в. н.э. Возникла опасность утраты правильного произношения священных текстов, и уже в 6 веке были разработаны системы огласовок, уточняющие произношение. Поначалу возникло несколько систем огласовок (т.е., «тивериадская», «вавилонская», и «палестинская»). К 10 веку династия бен Ашеров из Тверии окончательно канонизировала систему огласовок, в основу которой легла тивериадская система - эта система стала общепринятой. (Вавилонскую систему огласовок по сей день используют йеменские евреи при огласовке некоторых книг.)
Полное написание. Постепенно в древней орфографии вводятся «матери чтения» - буквы א, ה, ו, י для обозначения гласных некоторых. Но применение «матерей чтения» поначалу было ограниченным для определённых грамматических явлений, а в большинстве случаев зависело только от прихоти писца. Чуть позднее, в эпоху Талмуда «матери чтения» применяются уже систематически.

С сайта «Виртуальный ульпан»

Два наиболее распространенных наречия, на которых говорят современные евреи, - это язык иврит и идиш, которые, несмотря на имеющиеся лингвистические сходства, все же представляют собой две отдельных самостоятельных единицы. Иторию возникновения и развития каждого из них необходимо изучить более подробно, чтобы увидеть их особенности, оценить все богатство каждого диалекта и понять, каким образом и под влиянием каких факторов изменялись эти языки. Итак, в чем разница - иврит и идиш?

История возникновения иврита

Современный иврит берет свои истоки у древнееврейского языка, на котором написана священная Тора. Самостоятельным он стал примерно в XIII веке до н.э., отделившись от северо-западной подветви семитских языков. Иврит проделал длительный путь развития, прежде чем принял именно тот облик, который имеет сейчас.

Получилось так, что из-за нелегкой судьбы еврейскому народу, который часто находился под гнетом других стран и не имел собственного государства, приходилось вести кочевой образ жизни. При этом, не имея собственного диалекта, они говорили на языке того государства, в котором жили и растили детей. Иврит же считался священным языком, его использовали только для изучения Талмуда и переписывания свитков Торы. Лишь в начале XX века благодаря усилиям группы энтузиастов, которую возглавлял Элиэзер Бен-Йехуда, иврит стал повседненым разговорным языком многих евреев. Он был видоизменен и адаптирован под современные реалии. С 1949 года является официальным языком Израиля.

Какова история идиша?

Считается, что еврейский язык идиш возник в Южной Германии в Средние века (примерно X - XIV в.). К началу XVIII века носители идиша (евреи ашкеназского происхождения) расселились по всей Центральной и Восточной Европе и распространили этот язык. В XX веке приблизительно 11 млн. евреев по всему миру использовали идиш в повседневной жизни.

Несмотря на то что идиш алфавит заимствовал из иврита, его основой являются германские диалекты. Благодаря многочисленным заимствованиям из древнееврейского, арамейского, немецкого и некоторых славянских диалектов, идиш имеет оригинальную грамматику, в которой удивительным образом сочетаются еврейский алфавит, слова с немецким корнем и синтаксические элементы славянских языков. Чтобы дать внятный ответ на вопрос: "В чем разница - иврит и идиш?" - следует изучить особенности каждого языка. Изучение стоит начать с истории возникновения языков, а также их структуры и морфологии. Следует посвятить достаточно времени изучению письменности, потому что именно по ней можно проследить историю развития и изменения языка.

Языки идиш и иврит: алфавит и грамматика

Пожалуй, главное сходство двух языков - это единый алфавит. Он состоит из 22 букв, каждая из которых имеет особое начертание и передает определенный смысл в зависимости от местоположения в слове (основное или конечное). Оба языка используют древнееврейское квадратное письмо, состоящее в основном из согласных букв.

Квадратное письмо означает, что все буквы пишутся особым шрифтом, напоминающим маленькие квадратики. К тому же в этом алфавите нет гласных букв, их заменяют вспомогательные значки, которые ставят сверху буквенных обозначений в виде точек или штрихов.

Грамматика и морфология идиша и иврита абсолютно не похожи друг на друга, по этой причине оба языка воспринимаются на слух по-разному. Например, слова "спасибо" на идиш и на иврите не имеют ничего общего: "a dank" и "toda!" Как видите, идишский вариант слова имеет немецкий корень, тогда как в ивритском чувствуется восточный акцент.

В чем различие шрифта иврита и идиша?

В обоих языках используются только строчные буквы, которые стоят отдельно друг от друга, а слова пишутся справа налево. Главное отличие идишского шрифта от ивритского в том, что в нем не используется система некудоттов (двойных точек и штрихов), для передачи мягких звуков пишутся гласные буквы, что намного облегчает чтение текстов. В отличие от идиша, иврит (алфавит которого также имеет 22 буквы квадратного шрифта) не имеет гласных, поэтому необходимо знать наизусть всю корневую систему слов или запомнить фонетику, чтобы понять, о чем в тексте идет речь. Проведем аналогию, возьмем, к примеру, русский язык. Если бы в нем использовали правила грамматики иврита, то слова бы писались без гласных, т.е. "бг" можно было бы прочитать как "Бог" или "бег". Именно поэтому многие слова в текстах, написанных на иврите, сначала вычитываются и только потом переводятся в зависимости от контекста.

Особенности иврита

Главной изюминкой современного языка считается его особая грамматика и морфология. В нем наблюдается четкая структура, слова которой видоизменяются строго по определенным правилам. Иврит - это логически структурированный язык, в котором практически нет исключений, как, например, в русском. Идиш имеет более гибкую структуру, способную подстраиваться под правило любого языка (немецкого или древнееврейского). Вот в чем разница (иврит и идиш).

В период Возрождения иврит претерпел множество изменений. Одно из самых заметных произошло в грамматике: если в древнем варианте порядок слов в предложении был VSO, то теперь SVO (на первом месте стоит подлежащее, за ним идет глагол и дополнение). Также изменились значения многих древних слов, образовались новые на основе общих корней.

Структура идиша

Особенность идиша в том, что он хранит в себе лучшие качества трех языков: из немецкого он унаследовал богатую культуру и строгий порядок, древнееврейский добавил в него мудрости и язвительной остроты, а славянские диалекты подарили ему мягкую напевность и печальные нотки.

Идиш был распространен на большой территории, вследствие чего появилось множество диалектов этого языка. Их можно разделить на западные и восточные: на первом говорили на западе Германии и Швейцарии (сейчас этот диалект уже мертв), а вот восточные наречия активно используются и по сей день в странах Прибалтики, Белоруссии, Молдавии и на Украине.

Отличия между языками

Исследуя историю возникновения двух языков, можно сделать о них обобщающие выводы. Итак, несмотря на сходства между ними, а именно общий алфавит, который все же имеет небольшие отличия, и корни, относящиеся к древнееврейским и арамейским диалектам, эти два языка представляют собой абсолютно два разных мира. Итак, в чем разница - иврит и идиш?

Если структурировать все различия между этими языками, можно получить довольно большую сравнительную таблицу. Вот самые явные отличительные черты:

  • Идиш относится к германской языковой группе, а современный иврит - это новая, улучшенная версия древнееврейского иврита.
  • Идиш обладает более гибкой структурой управления словами, так, например, в иврите существует лишь два способа образовать из существительного в единственном числе множественное: нужно добавить ים (им) или ות (от) в конце корня слова; а в идише все правила склонения и образования новых слов зависят от самого корня, они как бы состоят из множества исключений.
  • Конечно, невозможно не заметить абсолютно разные звучания этих языков. На слух иврит воспринимается мягче, тогда как идиш имеет экспираторное ударение, которое оказывает на язык сильное влияние, делая его звонким и напористым.

Если посмотреть внимательнее, можно увидеть, что идиш является связующим звеном между Германией и Восточной Европой: благодаря ему в славянские языки проникло множество слов германского происхождения и небольшое количество заимствований из древнего иврита. Удивительно наблюдать, как в идише сочетаются слова с немецкими корнями с их абсолютно отличным от немецкого произношением. Многие слова, заимствованные из иврита, благодаря проводнику-идишу прочно закрепились в обиходе жителей Германии. Как однажды сказал один ученый: "Порой неонацисты употребляют древнееврейские слова, даже не догадываясь об этом".

Идиш оказал заметное влияние на несколько славянских языков: белорусский, украинский, литовский, и даже некоторые русские слова взяты из него. Благодаря ему диалекты славянской языковой группы приобрели колоритность, а сам идиш, в свою очередь, путешествуя по всей Европе, контактировал практически со всеми местными диалектами и впитывал в себя лучшие качества каждого из них.

Сейчас на иврите разговаривает все еврейское население государства Израиль, численно равное 8 млн. человек. Идиш же используют примерно 250 тысяч человек по всему миру, в основном - пожилые люди и представители древнейших религиозных общин: харедим и хасиды.

Иврит - официальный язык Израиля. На нем пишут, говорят и читают. На сегодняшний день - это заурядный факт, как тот, что в России говорят и пишут на русском. Однако, еще в начале 18 века, иврит оставался «книжным» языком, который использовался в синагогальной службе, в литературе и философских трактатах.

Иврит был древнееврейским языком, чем-то вроде латыни или древнегреческого, используемых на богослужениях и понятных только единицам. Широко распространенный в древности, иврит, как разговорный язык, был давно мертв.

История не знает случаев воскрешения «мертвого языка», точнее сказать, не знала. Так как иврит из «мертвого», за довольно короткое время превратился в современный, отвечающий всем потребностям повседневной, деловой и духовной жизни язык, и является одним из решающих факторов еврейского национального возрождения.

История иврита делится на пять этапов:
- Библейский период (источник - Ветхий Зовет, он же Танах или Тора, XII—II вв. до н. э.)
- Послебиблейский или Мишнаитский период (источники - Мишна (устный свод законов) и Кумранские рукописи, I в. до н. э. —II вв. н. э.)
С конца II века до н. э. древнееврейский язык перестает нести функции разговорного языка, становясь в основном языком богослужений.
- Древнееврейский период эпохи Талмуда (источники - пиют (религиозная поэзия), III—V вв.)
- Средневековый период (источники - поэзия, каббалистическая литература, научная литература (философская, медицинская, географическая, филологическая, историческая), X—XVIII вв.)
Иврит по-прежнему остается книжным и религиозным языком. Как раз в это время выходит из употребления «брат» иврита - арамейский язык.
- Современный иврит (XIX вв.)

Возрождение иврита стало возможным благодаря группе энтузиастов, самый известный из которых - Элиэзер Бен-Йегуда - «отец современного иврита».

Он родился в 1858 году на территории современной Витебской области. Его родители были верующими людьми, читали псалмы на иврите. Бен-Йегуда был очень талантливым лингвистом и «одержимым» идеей, что иврит, на котором молятся, читают и пишут может стать и разговорным языком. Известна его знаменитая фраза: «Иври, дабер иврит («Еврей, говори на иврите!»). Создание современного словаря иврита стало делом его жизни. И было это совсем не просто, так как иврит включал в себя слова, относящиеся к богослужению и философии и не имел слов для выражения самых элементарных (бытовых) вещей, таких как: кукла, мороженое, велосипед, электричество, зубная паста. Не было даже слова «словарь»! (обычно говорилось выражение «сефер милим», буквально означающее «книга слов»). Бен-Йегуда взял за основу слово мила («слово») и образовал от него — милон («словарь»).

Возможности словообразования в иврите оказались вполне достаточными для создания новых слов, кроме того, часть слов была заимствована из родственных ивриту арамейских и арабских языков. Всего Бен-Йегуда изобрел около двухсот новых слов, причем около четверти из них так и не закрепились в иврите.

На использование разговорного иврита Бен Йегуда вдохновлял не только своей работой, но и своим личным примером и его семьи.
В 1881 году Элиэзер Бен-Йегуда переехал в Палестину, он и его жена решили говорить в семье только на иврите, их сын Бен-Цион (более известный как Итамар Бен-Ави) стал первым ребенком, для которого иврита стал родным языком, спустя более тысячи лет после того, как иврит перестал использоваться как разговорный.
Основанная в 1886 году в Ришон ле-Ционе школа "Хавив" стала первой в мире школой, в которой все предметы преподавались на иврите.

Однако, далеко не все принимали возрождающийся язык. В 1913 году началась «война языков»: когда во время создания первого в Эрец-Исраэль технического учебного заведения решалось на каком языке будет вести преподавание: на иврите или немецком. Потом дебаты расширились, обсуждался уже вопрос о том, на каком языке вести преподавание во всех учебных заведениях.

«Война языков» закончилась победой сторонников иврита. А вскоре последовала и еще одна победа: британский мандат объявил иврит одним из трех официальных языков подмандатной Эрец-Исраэль.

Еще одним из важнейших достижений Элиэзера Бен-Йегуды стало также создание Академия языка иврит, которая существует в Израиле и сейчас, ей принадлежит право устанавливать грамматические нормы языка и расширять его лексическую и терминологическую базу.

Будучи когда-то «мертвым» книжным языком, современный иврит за короткое время превратился в родной язык для нескольких миллионов человек, удовлетворив все лингвистические потребности современного, стремительно развивающегося общества. Учитывая тот факт, что иврит, еще не так давно, не имел живых носителей, феномен его возрождения до стадии полноценного средства коммуникации до сих пор остается уникальным и неповторимым.