Диоген, его жизнь и взгляд на мир. Диоген: философские идеи философа Диогена Диоген синопский этап развития европейской философии

Диоген Синопский по праву считается ярчайшим представителем школы киников. Его жизнь дала мощнейший толчок не только обществу вокруг, но и всей философии в...

От Masterweb

24.05.2018 22:00

Киники проповедуют естественную и близкую к природе жизнь. Причем, природа понимается больше как инстинкты человека, а не земная флора и фауна. Антисфен основал первую школу киников в Древней Греции. Однако наибольшую известность получил его ученик - Диоген Синопский. Именно он воплотил в жизнь образ истинного кинического мудреца.

Жизнь "до" философии

Родился Диоген в городе Синопа. Его отец работал ростовщиком и жизнь семьи протекала безбедно. Однако, после того как их уличили в чеканке фальшивых денег, они были изгнаны из города. В надежде переосмыслить ценности собственной жизни Диоген отправился в Афины. Там он осознал свое призвание в философии.

Биография Диогена Синопского, особенно ранняя, не может быть окончательно достоверно трактована. О его жизни известно очень мало, а единственный источник информации - записи его тезки, Диогена Лаэртского.

Диоген - ученик

Диоген Синопский твердо решил примкнуть к основателю школы киников - Антисфену. Учитель, в свою очередь, не нуждался в учениках и отказал в обучении. Помимо этого его смущала сомнительная репутация юноши. Но Диоген не смог бы стать величайшим киником, если бы сдавался так просто.

Денег на жилье у него не было, так что он вкопал в землю пифос - большую глиняную бочку - и стал жить внутри. День за днем он продолжал просить пожилого философа об обучении, совершенно не принимая отказов. Его не могли отвадить ни удары палкой, ни грубые гонения. Он жаждал мудрости и видел ее источник в лице Антисфена. В конечном счете, мастер сдался и взял на обучение настырного ученика.

Диоген - киник

Основа философии Диогена Синопского - аскетизм. Он намеренно отказывался от любых благ цивилизации, продолжая жить в пифосе и просить подаяния. Им отвергались любые условности, будь то религиозные, общественные или политические. Он не признавал государства и религии, проповедуя жизнь естественную, наполненную подражанием природе.

Лежа возле пифоса, он читал проповеди горожанам. Он уверял, что лишь отказ от благ цивилизации способен освободить человека от страха. Необходимо отбросить условности и предрассудки, дабы уйти с позиции ведомых. Жить, как живет собака, - свободно и естественно - прямой путь к освобождению и счастью.

Ты видишь перед собой космополита, гражданина мира. Воюю же я против наслаждений. Я – освободитель человечества и враг страстей, хочу быть пророком правды и свободы слова.

Диоген говорил, что каждый человек имеет в распоряжении все, что нужно для счастливой жизни. Однако, вместо того чтобы воспользоваться этим, люди мечтают об иллюзорных богатствах и эфемерных удовольствиях. К слову, наука и искусство, по мнению Диогена, более чем бесполезны. Зачем тратить жизнь на их познание, когда следует познать лишь самого себя?

Диоген, однако, почитал практическую и нравственную стороны философии. Он утверждал, что это - моральный компас людей. Известное высказывание Диогена Синопского, адресованное некому человеку, который отрицал важность философии:

Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?

Диоген всю свою жизнь стремился к добродетели. Он делал это непривычными путями, однако цель его всегда была благородна. И пусть его идеи не всегда находили подходящие умы, но тот факт, что мы читаем о нем сейчас, спустя столько лет, говорит о многом.

Диоген vs Платон


Широко известен факт об извечных спорах между Диогеном и Платоном. Два непримиримых философа не упускали случая подметить ошибки другого. Диоген видел в Платоне лишь "болтуна". Платон, в свою очередь, называл Диогена "безумным Сократом".

Рассуждая о понятиях и свойствах, Платон пришел к выводу, что каждый предмет имеет собственные свойства. Эту теорию с радостью парировал Диоген: "Я вижу стол и чашу, но не вижу чашности и стольности." На это Платон ответил: "Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума.".


Самый блистательный момент Диогена - его несогласие с теорией Платона о том, что человек - это птица без перьев. Во время одной из лекций Платона Диоген ворвался в зал и бросил ощипанного петуха под ноги аудитории, воскликнув: "Глядите, вот он - человек Платона!".

Отношения между ними, в целом, были напряженные. Диоген открыто выказывал свое пренебрежение идеализмом Платона и самой личностью философа. Он считал его пустословом и презирал за пресмыкательство. Платон, не отставая от оппонента, называл Диогена собакой и сетовал на отсутствие у него разума.

Диоген - "рок-звезда" античности


В чем Диоген был хорош помимо философии, так это в экстравагантных выходках. Своим поведением он четко прочерчивал линию между ним и другими людьми. Он подвергал себя жесткой закалке, изводил свое тело испытаниями. Его целью было не только физическое неудобство, но и нравственное унижение. Именно для этого он просил подаяния у статуй, дабы приучить себя к отказам. Одна из знаменитых цитат Диогена Синопского гласит:

Философия дает готовность ко всякому повороту судьбы.

Однажды Диоген начал звать людей, а когда те сбежались на его зов, он накинулся на них с палкой и закричал: "Я звал людей, а не мерзавцев!" В другой раз он ходил днем по улице с зажженным фонарем и искал человека. Этим он хотел показать, что звание "человек" - нужно заслужить добрыми делами, а значит такого найти очень непросто.


Примечателен известный случай встречи Диогена Синопского и Александра Македонского. Александр, прибыв в Афины, пожелал встретиться живущим в пифосе мудрецом, о которым судачил весь город. Как только царь подошел к Диогену, то поспешил представится: "Я - Александр Македонский." Мудрец ответил: "А я - собака Диоген." Александр, восхищенный киником, предложил ему просить чего он только хочет. Диоген на это ответил: "Не заслоняй мне солнца."

Когда философу кинули кости, мотивируя это тем, что он сам себя называет собакой, он просто помочился на них. Когда же Диоген при людях занимался онанизмом, то был недоволен тем, что голод нельзя утолить просто погладив живот. Однажды, читая лекцию на площади, он заметил, что никто не обращает на него внимания. Тогда он заверещал словно птица, и вокруг него собралась целая толпа. На это он сказал:

Вот, афиняне, цена вашего ума! Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.

Хоть его выходки и выглядят довольно странными и отталкивающими, он делал это с определенной целью. Он был уверен, что людей можно научить ценить то, что у них есть только чрезмерным примером.

Рабство


Диоген пытался покинуть Афины, не желая участвовать в боевых действиях, ему было чуждо любое проявление насилия. Философу это не удалось: корабль был настигнут пиратами и Диоген был захвачен в плен. На невольничьем рынке его продали некому Ксениаду.

Занимаясь воспитанием детей своего хозяина, Диоген приучил их к скромности в еде и пище, обращению с дротиками и верховой езде. В общем, он оказался очень полезным учителем и не был отягощен положением раба. Напротив, он хотел показать, что философ-киник даже будучи рабом все равно остается свободнее своего господина.

Смерть


Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.

Смерть настигла Диогена в том же рабстве. Он, по собственной просьбе, был похоронен лицом вниз. На его памятнике была установлена мраморная фигура собаки, символизирующая жизнь Диогена.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ ВПО " МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКА (МЭСИ)" ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

Реферат

Тема реферата по дисциплине " Основы философии " :

Диоген Синопский

Выполнила студентка

Усоян С.Ф.

Ярославль

Введение

1. Биография Диогена Синопского

2. Философия Диогена Синопского

Заключение

Список использованных источников

Введение

Диоген Синопский (IV в. до н.э.) считается наиболее ярким философом-киником. Название этого философского направления - киники, согласно одной из версий возникло от именования афинской гимнасии Киносарг ("зоркий пес", "резвые собаки"), в которой преподавал ученик Сократа Антисфен (V-IV вв. до н.э.). Именно Антисфен считается основателем кинизма. По другой версии, термин "киник" является производным от древнегреческого слова "кюникос" -- собачий. И в этом смысле, философия киников -- "собачья философия". Эта версия согласуется с существом кинической философии, представители которой утверждали, что потребности человека носят животный характер и сами называли себя собаками.

1. Биография Диогена Синопского

Диоген Синопский (жил в IV в. до н.э., современник Александра Македонского) - наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена - "кинос" - собака). В действительности название происходит от слова "Киносарт" - холм и гимназий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диоген родился в городе Синопа, малоазийском полисе на берегу Понта Эвксинского (Черного моря), но был изгнан из родного города за изготовление фальшивых денег. С тех пор Диоген скитался по городам Древней Греции, а наиболее долгое время прожил в Афинах.

Если Антисфен разработал, так сказать, теорию кинизма, то Диоген не только развил идеи, высказанные Антисфеном, но и создал своего рода идеал кинической жизни. Этот идеал включал в себя основные элементы кинической философии: проповедь безграничной духовной свободы отдельного индивида; демонстративное пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни; отказ от удовольствий, богатства, власти; презрение к славе, успеху, знатности.

Девизом всех киников можно считать слова Диогена: "Ищу человека". По преданиям, Диоген, бесконечно повторяя эту фразу, среди белого дня ходил с зажженным фонарем среди толпы. Смысл этого поступка философа заключался в том, что он демонстрировал людям их неверное понимание сущности человеческой личности.

Диоген утверждал, что человек всегда имеет в своем распоряжении средства для того, чтобы быть счастливым. Однако большинство людей живут иллюзиями, понимая под счастьем богатство, славу, удовольствия. Свою задачу он видел как раз в том, чтобы развенчать эти иллюзии. Характерно, что Диоген утверждал бесполезность математики, физики, музыки, науки вообще, считая, что человек должен познать только самого себя, свою собственную неповторимую личность.

В этом смысле киники стали продолжателями учения Сократа, до предела развив его идею об иллюзорности обыденного человеческого представления о счастье, о добре и зле. Недаром Платон называл Диогена "безумствующим Сократом".

Истинное счастье, по мнению Диогена, состоит в полной свободе индивида. Свободен же только тот, кто свободен от большинства потребностей. Средство для достижения свободы Диоген обозначал понятием "аскеза" -- усилие, тяжкий труд. Аскеза -- это не просто философское понятие. Это образ жизни, основанный на постоянных тренировках тела и духа для того, чтобы быть готовым ко всяческим жизненным невзгодам; умение властвовать над собственными желаниями; воспитание в себе презрения к наслаждению и удовольствиям.

Сам Диоген стал в истории примером мудреца-аскета. У Диогена не было никакой собственности. Одно время, подчеркивая свое презрение к людским привычкам, он жил в пифосе -- большом глиняном сосуде из-под вина. Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из своей сумы чашку, промолвив: "Мальчик превзошел меня простотой жизни". Он выбросил и миску, когда увидел мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба. Диоген просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, сказал: "Чтобы приучить себя к отказам".

Поведение философа было вызывающим, даже экстремистским. Например, придя в один роскошный дом, он плюнул в лицо хозяину в ответ на просьбу соблюдать порядок. Когда Диоген брал деньги в долг, то говорил, что хочет лишь взять то, что ему должны. А однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. Подчеркивая свое отличие от окружающих, и выражая им свое презрение, он неоднократно называл себя "собака Диоген".

Идеалом, целью жизни Диоген считал достижение состояния "автаркии" (самодостаточности), когда человек постигает суетность внешнего мира и смыслом его существования становится безразличие ко всему, кроме спокойствия собственной души. В этом смысле характерен эпизод встречи Диогена и Александра Македонского. Прослышав о Диогене, величайший государь пожелал встретиться с ним. Но когда он подошел к философу и сказал: "Проси, чего хочешь", Диоген ответил: "Не засти мне солнца". В этом ответе как раз и заключена идея автаркии, ибо для Диогена совершенно безразлично все, включая и Александра, кроме своей собственной души и своих собственных представлений о счастье.

Уже в древности учение киников стали называть наиболее короткой дорогой к добродетели. А на могиле Диогена был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки с надписью: "Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не прейдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни".

2. Философия Диогена Синопского

Киники - одна из философских школ Древней Греции сократического периода. Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) - и проверка данного образа жизни на себе.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

o возведение свободы вне общества;

o добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

o отсутствие постоянного места жительства, скитания;

o предпочтение; отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

o восхваление физической и духовной бедности;

o крайний аскетизм;

o замкнутость;

o критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

o воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

o неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

o отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

o не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали культуру, мораль, богатство;

o концепция внимания на пороках общества; худших человеческих чертах;

o радикализм, парадоксальность, скандальность.

Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, хиппи и др.

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

o жил в бочке;

o заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!";

o выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей;

o вывел понятие "гражданин мира (космополит);

o жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

o не признавал никаких законов, кроме закона природы;

o гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

o идеализировал жизнь первобытных людей и животных.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Диогена Синопского

· Поучать старца - что лечить мертвеца.

· Любовь - дело тех, кому нечего делать.

· Смерть -- не зло, ибо в ней нет бесчестья.

· Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.

· Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

· Сладострастие - занятие людей, ничем другим не занятых.

· На вопрос, откуда он, Диоген сказал:" Я - гражданин мира."

· Быть в хорошем настроении - причинять муки своим завистникам.

· Если ты подаешь другим, подай и мне, если нет, то начни с меня.

· Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

· Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: "Одна гадюка у другой берет яд взаймы".

· Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец -- самый опасный из ручных животных.

· Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

· На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: "Молодым еще рано, старым уже поздно".

· Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.

· Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

· Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: "Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда сможешь.

· Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология -- самым безумным; суеверие и деспотизм -- самым несчастным.

Суть философии: Сторонники этой философии считали, что боги дали людям все необходимое, обеспечив им легкую и счастливую жизнь, но люди утратили меру в потребностях и в погоне за ними обретают лишь несчастья. Богатство, к которому стремятся люди, расценивается киниками как источник человеческих бед, оно же рассматривается как источник тирании. Они полагали, что достичь богатства можно лишь ценой моральной деградации, путем обмана, насилия, грабежа, неэквивалентной торговли. Провозглашая, что труд есть благо, они ограничивали в соответствии с индивидуалистическими установками своего времени размеры трудовых усилий лишь достижением минимума материальных средств поддержания личной жизни.

В социально-экономических воззрениях киников отразился протест обездоленной массы свободного населения в ответ на угнетение, непосильные налоги, несправедливость властей, алчное хищничество и расточительство тех, кто сколачивал громадные состояния и жил праздно в роскоши. Киники в противовес этому выдвинули пренебрежение к жизненным благам, презрительное отношение к собственности и собственникам, негативное отношение к государству и общественным установлениям, пренебрежительное отношение к науке

Заключение

В призывах киников к освобождению от богатства и пороков, в борьбе против погони за материальным благополучием, в тяге к нравственному совершенству слышатся голоса будущего, воспевающие высшую красоту человеческих деяний, победу духовного начала, раскрывающего равные возможности для всех. Школа киников (циников) исходила из того, что каждый человек самодостаточен, то есть имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Однако не каждый человек способен понять себя, прийти к самому себе и довольствоваться тем, что он имеет в себе самом. Ярким представителем школы киников является Диоген Синопский (400-325 гг. до н.э.).

Путь нравственного развития и обучения киников состоял из трех ступеней: философский киник диоген поведение

Аскеза - отказ от комфорта и благ, которые дает общество;

Ападейкия - игнорирование знаний, накопленных обществом;

Автаркия - игнорирование общественного мнения: похвалы, порицания, насмешек, оскорблений.

Фактически киники демонстрировали не столько самодостаточность, сколько негативную реакцию по отношению к обществу. Естественно, что такое понимание этических норм не могло получить большой популярности. Более распространенным был подход Эпикура (341-270 гг. до н.э.).

Список использованных источников

1. http://studentforever.ru/stati/16-filosofia/47-filosofija-kinikov-i-stoikov.html

2. http://psychistory.ru/antichnost/ellinizm/16-shkola-kinikov.html

3. http://ru.wikipedia.org/wiki

4. http://citaty.info/man/diogen-sinopskii

5. http://ru.wikiquote.org/wiki

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Философия древней Греции в VII-VI веках до н.э. как первая попытка рационального постижения окружающего мира. История возникновение и сущность кинической философии. Антисфен - основатель и главный теоретик кинизма. Философское учение Диогена Синопского.

    реферат , добавлен 24.10.2012

    История жизни Диогена Синопского, его философские взгляды. Создание греческой школы киников. Исповедование мыслителем отрицание всего материально–ценного в жизни: богатства, удовольствий, моральных канонов. Изучение сути идеалов кинитической жизни.

    презентация , добавлен 05.11.2014

    История жизни Диогена Синопского, его философские взгляды и идеи. Создание греческой школы киников. Путешествие Диогена в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет "сделать переоценку ценностей". Проповедование философом аскетического образа жизни.

    презентация , добавлен 07.04.2015

    Кризис античного полиса. Развитие кинической философии. Восхваление физической и духовной бедности, аскетизм, непризнание авторитетов. Социальность, отрицание культуры, нигилизм. Образ жизни Диогена Синопского. Беседа Диогена с Александром Македонским.

    презентация , добавлен 04.10.2012

    Зарождение кинизма, вера Антисфена в "возврат к природе" без правительства, частной собственности, брака, установленной религии. Философские взгляды Диогена Синопского. Ученики Диогена эллинистической эпохи. Кинизм эпохи империи, его значение в философии.

    реферат , добавлен 28.04.2010

    Общие сведения о писателе Диогене Лаэрском. Содержание его суждений о происхождении греческой философии. Изучение Диогеном теорий древних натурфилософов: Гераклита, Демокрита и Киренаики. Четыре положительных результата анализа философии Платона.

    реферат , добавлен 16.05.2011

    Направление западной философской мысли конца XIX - начала XX в. История философии жизни. Жизнь и сочинения Анри Бергсона. Георг Зиммель как представитель философии жизни в Германии. "Жизнь" и "воля" - центральные понятия философии Фридриха Ницше.

    реферат , добавлен 12.06.2009

    Внутренняя духовная жизнь человека как основные ценности, которые лежат в основе его существования, направления исследования данной проблемы в философии. Компоненты духовной жизни: потребности, производство, отношения, особенности их взаимосвязи.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2014

    Общая характеристика современной зарубежной философии. Принципы рационалистического направления: неопозитивизма, структурализма, герменевтики. Основные черты антропологической проблематики в современной философии жизни, фрейдизма, экзистенциализма.

    контрольная работа , добавлен 11.09.2015

    Мировоззрение, его место и роль в жизни. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы. Главные темы и направления русской философии. Теория отражения в философии. Происхождение, признаки и функции государства. Структура общественного сознания.

А его ученик Диоген Синопский дал своей жизнью образец кинического мудреца, что послужило источником для множества связываемых с Диогеном анекдотов, которыми изобилует соответствующая глава в известной книге Диогена Лаэртского. Именно Диоген низвел до крайности свои потребности, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Например, летом он ложился на раскаленный песок, зимой же обнимал запорошенные снегом статуи. Жил он в большой глиняной круглой бочке (пифосе). Увидев, как один мальчик пьет воду из горсти, а другой ест чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба, Диоген выбросил и чашку, и миску. Он приучал себя не только к физическим лишениям, но и к нравственным унижениям. Он просил подаяние у статуй, чтобы приучить себя к отказам, ведь люди подают хромым и нищим и не подают философам, потому что знают, что хромыми и нищими они еще могут стать, а мудрецами – никогда. Диоген довел до апогея презрение своего учителя Антисфена к наслаждениям. Тот говорил, что «предпочел бы безумие наслаждению». Диоген же находил наслаждение в самом презрении к наслаждению. Он учил бедных и униженных противопоставлять презрению со стороны богатых и знатных презрение к тому, что те ценят, и при этом не призывал их следовать его образу жизни с его крайностями и экстравагантностями. Но только чрезмерным примером можно научить людей соблюдать меру. Он говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим.

Диоген в своей бочке. Картина Ж. Л. Жерома, 1860

Сам же Диоген в своем опрощении доходил до полного бесстыдства, он бросал вызов обществу, отказываясь соблюдать все правила приличия, навлекая тем самым на себя град насмешек и провокационных выходок, на которые всегда отвечал с необыкновенной находчивостью и меткостью, смущая тех, кто хотел его смутить. Когда на одном обеде ему, называвшему себя собакой, швырнули кости, он подошел к ним и помочился на них. На вопрос: если он собака, то какой породы? – Диоген спокойно отвечал, что когда голоден, он мальтийской породы (т. е. ласков), а когда сыт, то милосской (т. е. свиреп).

Своим выходящим за всякие рамки дозволенного поведением Диоген подчеркивал превосходство мудреца над обыкновенными людьми, которые заслуживают лишь презрения. Однажды он стал звать людей, а когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. В другой раз он при дневном свете искал с зажженным фонарем человека. В самом деле – так называемые люди соревнуются, кто кого столкнет в канаву (вид состязаний), но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. В своем презрении к людям Диоген не делал исключения ни для жрецов, ни для царей. Когда Александр Македонский однажды подошел к нему и сказал: «Я – великий царь Александр», Диоген, нимало не смутившись, ответил: «А я собака Диоген». Когда в другой раз Александр Македонский , подойдя к гревшемуся на солнце Диогену, предложил ему просить у него, что он хочет, Диоген отвечал: «Не заслоняй мне солнца». Все это якобы произвело на македонского царя такое большое впечатление, что тот сказал, что если бы он не был Александром-царем, то хотел бы быть Диогеном.

Александр Македонский выказывает почтение Диогену. Картина Ж. Реньо

Став рабом некоего Ксениада (Диоген был захвачен пиратами и продан в рабство), философ применил к детям своего хозяина прекрасную систему воспитания, приучив их к скромной пище и к воде, к простоте в одежде, занимаясь с ними и физическими упражнениями, но лишь настолько, насколько это надо для здоровья; он обучал их знаниям, сообщая им начальные сведения в краткой форме для удобства запоминания и приучая их выучивать наизусть куски из творений поэтов, наставников и самого Диогена. Рабство не унизило Диогена. Отказываясь быть выкупленным из рабства своими учениками, он хотел показать, что философ-киник, будучи даже рабом, может стать господином своего господина – раба своих страстей и общественного мнения. Когда его продавали на Крите, он попросил глашатая объявить о том, не хочет ли кто купить для себя хозяина.

Выше всех форм культуры Диоген ставил философию. Сам он обладал поразительной силой убеждения, никто не мог противостоять его доводам. Однако в философии Диоген признавал лишь ее нравственно-практическую сторону. Он философствовал своим образом жизни, который он считал наилучшим, освобождающим человека от всех условностей, привязанностей и даже почти от всех потребностей. Человеку, сказавшему, что ему нет дела до философии, Диоген возразил: «Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?» В превращении философии в практическую науку Диоген превзошел Антисфена. Если Антисфену философия давала, по его словам, «умение беседовать с самим собой», то Диогену философия дала «по крайней мере готовность ко всякому повороту судьбы».

Вместе с тем Диоген интересовался теоретической философией и выражал свое отрицательное отношение как к идеализму Платона , так и к метафизике (как антидиалектике) Зенона , причем как словами, так и действиями. Когда кто-то утверждал, что движения не существует, Диоген встал и начал ходить. Когда Платон рассуждал об идеях, придумывал названия для «стольности» и «чашности», Диоген сказал, что он стол и чашу видит, а стольности и чашности не видит. Диоген систематически насмехался над Платоном, называя его красноречие пусторечием, коря его за суетность и за пресмыкательство перед сильными мира сего. Со своей стороны, Платон, не любивший Диогена, называл его собакой, обвинял в тщеславии и в отсутствии разума. Когда Диоген голый стоял под дождем, то Платон сказал тем, кто хотел увести киника: «Если хотите пожалеть его, отойдите в сторону», – имея в виду его тщеславие. (Так же и Сократ сказал однажды Антисфену, выставляющему напоказ дыру в своем плаще: «Сквозь этот плащ проглядывает твое тщеславие!».) Слова Диогена о том, что он не видит ни чашности, ни стольности, Платон парировал словами: «Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума». Платон назвал Диогена «безумствующим Сократом».

Отвергая все виды социального неравенства между людьми, не отрицая, однако, рабства, высмеивая знатное происхождение, славу, богатство, Диоген отрицал и семью, и государство. Единственным истинным государством он считал весь мир и называл себя «гражданином мира». Он говорил, что жены должны быть общими. Когда некий тиран спросил его, какая медь лучше всего годится для статуй, Диоген отвечал: «Та, из которой отлиты Гармодий и Аристогитон » (знаменитые афинские тираноубийцы). Диоген умер девяносто лет от роду, задержав дыхание. На его могильном памятнике была изображена собака. Его сочинения до нас не дошли.

Как собирательный образ киника Диоген выведен у Лукиана . Там Диоген говорит своему собеседнику: «Ты видишь перед собой космополита, гражданина мира... Воюю же я... против наслаждений... Я – освободитель человечества и враг страстей... хочу быть пророком правды и свободы слова». Далее говорится о том, что станет с его собеседником, коль скоро он захочет быть киником: «Прежде всего я сниму с тебя изнеженность... заставляю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть, что попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве… Котомка твоя пусть будет полна бобов и свертков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой образ жизни, ты назовешь себя более счастливым, чем великий царь... способность краснеть навсегда сотри со своего лица... На виду у всех смело делай то, что другой не сделал бы в стороне».

Античность считается благоприятной почвой для возникновения школ философии – человечество уже сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний, что, в свою очередь, породило еще больше вопросов. Тогда было сформулировано учение , дополненное и переработанное его прославленным учеником . Это учение стало классическим, поэтому остается актуальным и по сей день.

Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа"

Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа - Антисфеном. Яркий представитель этого течения - Диоген Синопский, прославившийся извечными спорами с Платоном, а также эпатажными (порой даже вульгарными) выходками.

Детство и юность

О жизни Диогена известно мало, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».


Согласно книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе (отсюда и прозвище), расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом – так в Древней Греции называли менял и ростовщиков.

Детство Диогена прошло во времена неспокойные – в родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие парня, которое привело его в Дельфы.


В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше.

Философия

Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Неизвестно, как состоялось их знакомство, но Антисфен поразил Диогена до глубины души, а Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа.


У Диогена не было денег (по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины), поэтому купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог себе позволить. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы (недалеко от Афинской агоры – центральной площади) пифос – большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали (античная версия холодильника). В бочке (пифосе) Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена».

Пусть и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена – пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот ученик прославил кинизм как школу античной философии.


В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей (эхо общения с дельфийским оракулом), а себя считал космополитом – гражданином мира.

После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот.


Во время беседы с философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли – подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них.

Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. Голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его.


Обнаженный Диоген

История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента – это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту.

Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых - Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению – «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека».


Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа.

«Это уровень вашего развития, - заявил Диоген, - когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать».

Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось – судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен.

Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим – помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья.


Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.

Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз – как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы. Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена.


Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака?» Диоген ответил просто: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – того облаю, а кто обидит – того кусаю». На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден – мальтийской (т.е. ласковый), когда сыт – милосской (т.е. злой)».

Личная жизнь

Диоген отрицал семью и государство, утверждая, что дети и жены - общие, а между странами нет границ. Исходя из этого, сложно установить биологических детей философа.

Сочинения

Согласно Диогену Лаэртскому, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии (в некоторых источниках число трагедий увеличивается вплоть до 7). Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена.


К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий – «Геракл» и «Елена».

Цитаты

  • «Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле».
  • «Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология - самым безумным, суеверие и деспотизм - самым несчастным».
  • «Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них».

Расцвет кинизма

Диоген Синопский стал символом движения киников. Диоген был старшим современником Александра. Один из источников говорит, что он умер в Коринфе в тот же день, что и Александр в Вавилоне.

Диоген превзошел славу своего учителя Антисфена. Это был молодой человек из Синопа на Эвксине, которого Антисфен невзлюбил с первого взгляда; это был сын менялы с сомнительной репутацией, сидевшего в тюрьме за порчу монеты. Антисфен гнал юношу прочь, но тот не обратил на это внимания. Антисфен побил его палкой, но тот не сдвинулся с места. Ему нужна была "мудрость", и он считал, что Антисфен должен её ему дать. Целью в жизни у него было делать то же, что делал его отец, - "портить монету", но в гораздо более широком масштабе. Он хотел бы портить всю "монету", имеющуюся в мире. Любой принятый штамп фальшив, ложен. Люди со штампом полководцев и царей, вещи со штампом чести и мудрости, счастья и богатства - всё это были низменные металлы с фальшивой надписью.

Диоген решил жить, как собака, и поэтому его назвали "киником", что означает собачий (ещё одна версия происхождения названия школы). Он отвергал все условности, касающиеся и религии, и манер, и одежды, и жилища, и пищи, и приличий. Говорят, что он жил в бочке, но Гилберт Маррей уверяет, что это ошибка: то был огромный кувшин, какие употреблялись в первобытные времена при погребениях. Он жил, как индийский факир, подаянием. Он заявляет о своем братстве не только со всем человеческим родом, но также и с животными. Он был человеком, рассказы о котором собирались ещё при жизни. Широко известен тот факт, как Александр посетил его и спросил, не хочет ли он какой либо милости. "Только не заслоняй мне свет", - ответил Диоген.

Учение Диогена никоим образом не было тем, что мы теперь называем "циничным", как раз наоборот. Он пламенно стремился к "добродетели", в сравнении с которой, как он утверждал, все земные блага ничего не стоят. Он искал добродетель и моральную свободу в освобождении от желания: будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха. Диоген считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес человеку искусства, породившие сложность и искусственность современной жизни.

Диоген не только усилил экстремизм Антисфена, но создал новый идеал жизни необычайной суровости, который на столетия стал парадигматическим.

Выразить всю программу этого философа может одна фраза: "Ищу человека", которую он повторял с фонарем в руках среди толпы и среди бела дня, провоцируя ироническую реакцию. Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив.


"Киник Диоген, - свидетельствует античный источник, - повторял, что боги даровали людям средства к жизни, но они ошиблись насчет этих людей". Свою задачу Диоген видел в том, чтобы показать, что человек всегда в своем распоряжении имеет все, чтобы быть счастливым, если понимает требования своей натуры.

В этом контексте понятны его утверждения о бесполезности математики, физики, астрономии, музыки, абсурдности метафизических построений. Кинизм стал наиболее антикультурным явлением из всех философских течений Греции и запада вообще. Одним из наиболее крайних выводов был тот, согласно которому наиболее существенные потребности человека суть животные.

Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей. Киники без устали настаивали на свободе, теряя меру. Перед лицом всемогущих они были на грани безрассудства в отстаивании свободы слова "parrhesia ". "Anaideia ", свобода действия, призвана была показать всю ненатуральность поведения греков. В одном роскошном доме в ответ на просьбу соблюдать порядок, Диоген плюнул в лицо хозяину, заметив, что не видал более скверного места.

Метод и путь, ведущий к свободе и добродетелям, Диоген обозначает понятиями - "аскеза", "усилие", "тяжкий труд". Тренировка души и тела до готовности противостоять невзгодам стихии, умение господствовать над похотями, более того, презрение к наслаждениям - фундаментальные ценности киников, ибо удовольствия не только расслабляют тело и душу, но серьезно угрожают свободе, делая человека рабом своих привязанностей. По этой же причине осуждался и брак в пользу свободного сожительства мужчины и женщины. Впрочем, киник также находится вне государства, его отечество - целый мир. "Автаркия", т.е. самодостаточность, апатия и безразличие ко всему суть идеалы кинической жизни.