Церковь Святой Троицы. Ельдигино

В 1638 г. село было во владении боярина (с 1638 г.), князя Юрия Андреевича Сицкого (ум. 1644).

В 1618-1622 гг. он на царских обедах "смотрел в большой стол и вина наряжал", в 1619-1620 гг. был рындой при приёмах посла бухарского хана, шведского посланника и посла китайского богдыхана, в 1620, 1633 и 1635 гг. - возницей у царя в поездках на охоту и на богомолье.

В 1635 г. он - чашник, в 1638 г. боярин, в 1639 г. воевода в Астрахани.

В 1640 г., как наместник Нижегородский, принимал датского посла, в 1642 г. - воевода в Веневе, в 1642-1643 гг. присутствовал в Разбойном приказе.

В 1643 г. князь Сицкий встречал датского королевича Вальдемара. Князь был женат на Фетинии Владимировне, урождённой княжне Бахтеяровой-Ростовской. После смерти мужа она владела селом и построила новую церковь.

В 1651 г. была мамкой царевны Евдокии Алексеевны, а затем приняла монашество и схиму в Вознесенском монастыре в Московском Кремле с именем Феодосии, скончалась в 1672 г.

В 1904 г. Арманд вступила в РСДРП. Владимир, по отзыву его знавших, редкой души человек, хорошо образованный, сопровождап Инессу в ссылки, заботился о ней. Потерял здоровье и в 1909 г. умер. В том же году Инесса Арманд познакомилась с В.И. Лениным и стала близким ему человеком.

Арманды любили Инессу и сохраняли добрые чувства к ней до конца дней, но она принесла им много горя.

Развод Инессы с Александром не был оформлен, детей воспитывали вместе, постоянно переписывались, Александр вносил залог и выручал Инессу из тюрьмы, куда она попадала за революционную деятельность, помогал налаживать подпольную работу в Пушкино.

В 1907 г. Евгений Евгеньевич Арманд с супругой посещали содержавшуюся под стражей в Пречистенском полицейском доме невестку. В годы первой революции Александр оставил работу в земстве и городской Думе. В японскую войну он был на Дальнем Востоке уполномоченным по заведованию санитарным отрядом г. Москвы. Во время декабрьского восстания доставил восставшим партию оружия.

В 1907 г. стал директором Пушкинской фабрики, в 1908 г. арестован и сидел около трёх месяцев в Таганской тюрьме по обвинению в организации на своей фабрике забастовки. По выходе из тюрьмы уехал со старшими сыновьями во Францию, где учился красильному делу (1909-1910). По возвращении в Россию работал на фабрике в красильном отделении. Вернувшаяся нелегально в Россию Инесса была арестована в 1911 г. А.Е. Арманд внёс за неё залог и помог скрыться за границу.

В 1915 г. он работал в Земском союзе заведующим авторемонтным заводом, после Февральской революции ушёл с завода.

В 1918 г. по приглашению рабочих трудился на том же заводе выборным заведующим.

В 1918 г. из-за невозможных квартирных условий и болезней членов семьи переехал на жительство в Алёшине

С 1918 г. Инесса Арманд возглавила отдел работниц при ЦК РКП(б). Осенью 1920 г. её послали на лечение на Северный Кавказ, где она заболела холерой и умерла, похоронена на Красной площади в Кремлевской стене.

Анжелика Балабанова, секретарь Коминтерна, так описывала свои впечатления от похорон Инессы Арманд: "Я искоса поглядывала на Ленина. Он казался впавшим в отчаяние, его кепка была надвинута на глаза. Небольшого роста, он, казалось, сморщился и стал ещё меньше. Он выглядел жалким и павшим духом. Я никогда ранее не видела его таким. Это было больше, чем потеря "хорошего большевика" или хорошего друга. Было впечатление, что он потерял что-то очень дорогое и очень близкое ему и не делал попыток маскировать это... Его глаза, казалось, исчезли в болезненно сдерживаемых слезах. Всякий раз, как движение толпы напирало на нашу группу, он не оказывал никакого сопротивления толчкам, как будто был благодарен за то, что мог вплотную приблизиться к гробу".

В 1937 г. храм был закрыт, использовался как склад.

В 1992 г. возвращён верующим и восстановлен.

В нескольких километрах от Ельдигина находится с. Семёновское, в котором до 1970-х гг. стояла деревянная церковь Богоявления, построенная в 1673 г. на пустоши Подберезники рядом с с. Архангельское-Тюриково (с. Новоархангельское Мытищинского района). Церковь относится к типу "клетских".

В начале XVIII в. в Архангельском построили новую, а старую отдали на "погорелое место" в с. Семёновское.

В XIX в. сруб обшили тесом, к трапезной пристроили колокольню, храм покрыли железом.

В 1970-х гг. и сама церковь вывезена в Воскресенский НовоИерусалимский монастырь , в Музей деревянного зодчества, и перестроена до неузнаваемости (сломана колокольня, пристроены галерея и новая глава.

На дороге из Ельдигина в Тишково, при слиянии рек Олыианки и Вязь, в д. Раково в 1896 г. архитектором Борисом Николаевичем Шнаубертом (1852-?) на средства семьи Арманд была построена каменная часовня (разрушена в советское время).


Престольный праздник — Святой Троицы.
Настоятель храма — протоиерей Александр Грузинов, 1959.
Приписные храмы
Храм блгв. вел. кн. Димитрия Донского п. Софрино-1
При храме действует воскресная школа, библиотека.

Краткая история.

Троицкий храм построил в традициях раннего петровского барокко в 1735 г. князь Александр Борисович Куракин по обещанию своему отцу. В то время в Ельдигино стояла деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами во имя святого пророка Илии и преподобного Макария Желтоводского, «да при дворе вотчиниковом церковь св. вмч. Анастасии Узорешительницы». Церковь обветшала, и князь Борис Иванович построил новую деревянную с прежним названием. В 1727 г. князь Куракин умер в Париже и в духовном завещании передал храму деньги в сумме 20 тыс. руб.

Выполнив завещание отца, наследник вотчины сын Александр возвел великолепный каменный храм во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя святого пророка Илии и великомученицы Анастасии. В том же 1735 г. храм освятили.

В 1842 г. владелец усадьбы Любимов к храму пристроил колокольню.

Службы в храме совершались постоянно до 1937 г., затем храм закрыли и использовали как склад.

С момента закрытия храм не реставрировался, поэтому дошел до наших дней в полуразрушенном виде.

В 1992 г. церковь передали верующим. Произведен ремонт большей части храма. Богослужения в храме совершаются постоянно.

Селу Ельдигино 500 лет. Здесь сложился дружный активный приход, который скоро отметит юбилей храма — 280 лет! Название села связано с фамилией Елдегиных, известных митрополичьих подданных, служивших митрополичьему дому из поколения в поколение. В купчей грамоте за 1525 г. указывается, что Елдегиными половина этого села была продана митрополиту Даниилу. Фамилия же их вятского происхождения от «елдыжить», что значит «спорить».

Расположено это старинное село на обоих берегах реки Вязи. Проживает здесь свыше 1000 жителей. Достопримечательность этих мест - усадьба князей Куракиных, впоследствии проданная промышленнику Арманду. От нее остался умирающий липовый парк 18 века с прудами и руины храма Святой Троицы , построенного в традициях раннего петровского барокко в 1735 г: Стены его были расписаны в духе академического направления русской религиозной живописи. Службы в храме совершались до 1937 г., затем храм закрыли и использовали как склад.


С 1992 г. двери храма вновь открылись для прихожан. Весь разрушенный, без кровли и пола, без дверей и окон, без паперти и колоколов, осунувшийся и темный - таким он предстал перед отцом Александром Грузиновым, «потомственным прихожанином» этого храма. Сюда ходила его бабушка, здесь крестили его отца, из этих мест ушел на фронт его дед, в числе погибших его имя выбито на местном обелиске. Некогда сияющий и величественный, теперь же совершенно опустошенный, смотрел храм черными глазницами окон на батюшку.

Первую Троицу встречали под зонтиками и, поскольку крыши не было, дождик щедро поливал всех прихожан. Зато Пасху пели около жаркой печки «буржуйки». Людей – полный храм. Батюшка очень переживал: пола-то нет! Стоит народ на остатках подвальных сводов, как на островках, в руках свечи – необычайно торжественно при свете свечей все вокруг преобразилось, словно нет никакой разрухи и мы в 18 веке…

Постепенно стараниями настоятеля, прихожан, спонсоров и строителей храм поднялся из руин. Для такого села храм огромен, а приход небольшой, средств не хватает. Ведь храм требует еще ремонта, и нужна постоянная поддерживающая реставрация.

Несмотря на трудности, богослужения совершаются регулярно. Действует Воскресная школа «Фавор» с миссионерским отделом, социальной службой и молодежным клубом, наряду с взрослым клиросом появился детский хор, посажен сад, организуются летние семейные лагеря. На базе Воскресной школы сформировался детский экологический отряд, который объявил войну мусору во всем поселении. Идею экоотряда подхватила и Ельдигинская средняя школа, которая находится в тесном сотрудничестве с Воскресной школой. Так что с 2006 г. стали возможными интегрированные уроки по истории и литературе с углубленным изучением православной культуры.


При храме действует отдел помощи малоимущим. На праздник Рождества Христова - и это уже традиция - силами Воскресной школы и клироса устраивается елка с подарками для детей, а во время колядования, которое устраивает молодежь клироса обязательно один из дней посвящается посещениям болящих и стариков, которым также вручаются подарки.

В Ельдигино сохранено сельское хозяйство - ЗАО «Зеленоградское», есть своя ферма, молочный заводик, картофельные и кукурузные поля. Есть в селе школа, детский сад, дом культуры, чебуречная, кафе, гостиница, 5 магазинов. В общем, все условия для нормального проживания. От Москвы село находится совсем недалеко, около 60 км по Ярославскому шоссе. Приход очень дружный. Но что рассказывать, приезжайте в гости - все сами и увидите! Через эту местность проходит много пеших и велосипедных маршрутов, так как с Пестовской гавани открываются очень живописные пейзажи.

Добраться до села из Москвы можно на общественном транспорте с Ярославского вокзала до станции Правда, далее автобусом №25 или №32. На машине можно доехать по Ярославскому шоссе до указателя «Правда» через ж/д переезд до Ельдигино. Либо по Ярославскому шоссе до указателя «Зеленоградская» через ж/д переезд до Ельдигино.

Фото с panoramio.com

Троицкий храм построил в традициях раннего петровского барокко в 1735 г. князь Александр Борисович Куракин по обещанию своему отцу. В то время в Ельдигино стояла деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами во имя святого пророка Илии и преподобного Макария Желтоводского, «да при дворе вотчиниковом церковь св. вмч. Анастасии Узорешительницы». Церковь обветшала, и князь Борис Иванович построил новую деревянную с прежним названием. В 1727 г. князь Куракин умер в Париже и в духовном завещании передал храму деньги в сумме 20 тыс. руб.

Выполнив завещание отца, наследник вотчины сын Александр возвел великолепный каменный храм во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя святого пророка Илии и великомученицы Анастасии. В том же 1735 г. храм освятили.

В 1842 г. владелец усадьбы Любимов к храму пристроил колокольню.

Службы в храме совершались постоянно до 1937 г., затем храм закрыли и использовали как склад.

С момента закрытия храм не реставрировался, поэтому дошел до наших дней в полуразрушенном виде.

В 1992 г. церковь передали верующим. Произведен ремонт большей части храма. Богослужения в храме совершаются постоянно. Имеется воскресная школа, библиотека.

Настоятель - протоиерей Александр Грузинов.

Источник - http: //www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=630

Усадьба Ельдигино расположено севернее Пушкино есть два основных пути, через пос. Зеленоградский или Алёшино, что рядом с "малым бетонным кольцом" А107. Этот, малоизвестный до не давних пор уголок Подмосковья имеет интересное прошлое. Название села Ельдигино (Елдегино) - вятского происхождения. "Елдыжиить" - означало ввязываться в ссору или спор. Возможно, именно из-за земельной распри эти места и получили столь резкое для русского слуха название. В 1630 г. сельцо значилось за стольником, князем Юрием Андреевичем Сицким. К этому времени здесь уже существовал деревянный храм в честь Рождества Богородицы.

В 1662 г. вотчину приобрёл князь Григорий Семёнович Куракин, после чего она более ста пятидесяти лет принадлежала этому знатному роду. "Князья Куракины, несомненно, один из самых блестящих и культурных аристократических родов России, восходящий по преданию к литовскому князю Гедемину и киевскому князю Владимиру святому. Многие его представители были европейски образованны и вошли в историю благодаря ярким дипломатическим дарованиям" - такую характеристику даёт Куракиным Мария Нащокина. В 1694 г. в права наследования вступает Борис Иванович Куракин (1677-1729) - крупный дипломат, сыгравший в формировании усадебного ансамбля заметную роль. Несмотря на большую занятость на государственной службе, участие в петровских баталиях, и дипломатические разъезды по Европе, князь старался не обделять вниманием и своё подмосковное имение, состоявшее в ту пору из хором, голландского сада и плотины с прудами. Сгоревшую Рождественскую церковь было завещано возобновить потомку - сыну Александру Борисовичу, советнику посольства, а позднее полномочному министру при французском дворе. Находясь на службе при французском дворе, можно предположить, что А.Б. Куракин заказал проект подмосковного храма кому-то из мастерской придворных архитекторов. "Центрическое ядро, завершенное восьмериком, окружено пониженным восьмигранным обходом. В Ельдигине заметна и другая особенность: восьмерик здесь формально и пропорционально приближается к барочным барабанам, характерным для архитектуры Рима того времени" - пишет Владимир Седов.

Троицкий храм, сохранившийся до наших дней, был построен в 1735 г. князем Александром Борисовичем Куракиным по обещанию, данному своему отцу Борису Ивановичу Куракину. Князь Б.И. Куракин был выдающимся дипломатом и писателем своего времени, он владел селом с 1684 года. Село досталось ему от деда - князя Григория Семеновича Куракина. В то время в селе Ельдигине при нем стояла деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, старая и ветхая, с приделами св. пророка Илии и прп. Макария Желтоводского. После смерти деда князь Борис Иванович приводит имение в надлежащий порядок, а на месте ветхой церкви строит новую деревянную с сохранением прежнего названия. По прошению князя в том же году в синодальном казенном приказе значится разрешение Куракину на постройку новой церкви. Для этого Борис Иванович из своей вотчины отвел 30 десятин земли и сенные покосы. В 1727 г. князь умирает и в завещании передает деньги в сумме 20 тыс. рублей. После смерти отца его сын Александр строит новый каменный храм во имя Живоначальной Троицы с приделами св. пророка Илии и св. великомученицы Анастасии. В том же 1735 г. храм был освящен. В 1802 г. селом владел дворянин Николай Михайлович Гусятников. В 1842 г. новым владельцем усадьбы действительным статским советником С.И. Любимовым (женат был на Татьяне дочери Гусятникова) к храму пристраивается колокольня, а в 1877 г. усадьба продается почетному гражданину Евгению Ивановичу Арманд. В 1883г. стены расписаны в духе академического направления русской религиозной живописи.

Службы в храме совершались постоянно до 1937 г., затем храм был закрыт и использовался как склад. С 1992 г. двери храма вновь открылись для прихожан, но богослужения совершаются временно в левом приделе, так как в настоящее время храм во имя Святой Троицы находится в полуразрушенном состоянии и в нем ведутся реставрационные работы.

С 1992 г. в разрушенный храм пришел отец Александр Грузинов (сюда ходила его бабушка, здесь крестили его отца, отсюда на фронт ушел его дед, в числе погибших его имя выбито на местном обелиске). Уже в 1994 г. вышла в свет приходская газета под названием «Приходские вести», открылась Воскресная школа. Храм восстановлен из руин. С 1995 г. по просьбе командования военного городка Софрино-1, батюшка стал окормлять живущих там людей. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия начато строительство приписного храма во имя благоверного князя Дмитрия Донского.

С сайтов http://www.podmoskove.ru/usadba/21_usadba.html и http://agios.itkm.ru/8486



Храм в Ельдигине (Елдыгине) известен с XVI в., был деревянным. В первой половине XVIII на селе стояла деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя св.пророка Илии и прп.Макария Желтоводского "да при дворе вотчинниковом церковь св. вмц. Анастасии Узорешительницы". , построенная кн.Б.И.Куракиным, видным деятелем Петровской эпохи. Существующий храм во имя Святой Троицы строился по его завещанию сыном графа, обер-шталмейстером и сенатором кн.А.Б.Куракиным. Храм был приусадебным. Начато строительство в 1730 г., освящена церковь в 1735 г. Боковые престолы были освящены во имя св.пророка Илии и смц. Анастасии Узорешительницы. В 1842 г. к ней была пристроена двухъярусная колокольня, на средства действительного статского советника Н.С.Любимова. Интерьер украшал резной иконостас, настенная живопись появилась позднее. В 1937 г. храм был закрыт и разграблен. К моменту передачи церкви общине верующих в 1992 г. все внутреннее убранство было утрачено. Церковь является интересным образцом т.н. "аннинского" барокко. Представляет собой ярусный центрический храм, завершенный восьмериком с главой. Массивный восьмерик опирается внутри на четыре столпа. Строгое внешнее убранство характерно для своего времени. Пристроенная колокольня стилистически нейтральна и не играет в храмовом ансамбле существенной роли. Церковь Троицы в с.Ельдигино Пушкинского района является объектом культурного наследия регионального значения (первоначально - памятник истории и культуры местного значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 2).

Источник: протоиерей Олег Пенэжко "Храмы г.Пушкино и окрестностей, г.Королева, г.Ивантеевки". Владимир, 2003 г. Каталог "Памятники архитектуры Московской области", т. 2. Москва, 1975 г.



Кирпичная церковь Святой Троицы строилась в 1730-1735 гг. при усадьбе обер-шталмейстера и сенатора князя А.Б.Куракина. Четырехстолпный храм типа "восьмерик на лепестковом основании", плоскостной декор в традициях барокко аннинского времени. Стилистически нейтральная двухъярусная колокольня пристроена в 1842 г. на средства действительного статского советника Н.С Любимова. Не использовалась в культовых целях с 1937 по 1991 гг. Церковь Святой Троицы в с.Ельдигино Пушкинского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 2)



В селе Ельдигине в XVI ст. Московского уезда находилась церковь во имя Покрова Богородицы; когда и по какому случаю она была упразднена - неизвестно. Церковная земля, принадлежавшая к Покровской церкви, отдавалась в оброк и в приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1638 г. писалась: «с церковной земли Покрова Пресвятой Богородицы села Митрополья приселка Елдегина на стольнике князе Юрии Андреевиче Сицком, оброку 18 алтын, да за 1635-37 гг. по 18 на год».

В Ельдигине была построена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, о ней имеется первое сведение в переписных книгах за 1646 г.: «за вдовою княгинею женою Юрия Андреевича Сицкова вотчина село Ельдигино, а в селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, у церкви во дворе поп Илья».

В 1662 г. «бил челом великому государю Александр Митрополитов о церковной Покровской земле, числившейся на оброке на князе Юрии Сицком, чтоб сию церковную землю в приходных оброчных книгах казенного приказа очистить и впредь не писать для того, что поставлена на той земле церковь января в 22 день, по помете на выписке велено очистить и впредь не писать». В приходной книге казенного приказа «жилых церквей» написано: «в 1662 г., по выписке за пометою дьяка Перфилия Иванова, внесена в приходную книгу из пустых земель церковных в жило за оброк данью церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине Александра Митрополитова в сельце Елдегине; за оброк данью 17 алтын и 24 января те деньги платил человек Александра Митрополитова».

Жена князя Ю. А. Сицкого вдова княгиня Фитинья Владимировна, после старица Вознесенского девичьего монастыря в инокинях Федосья, купленную вотчину мужем ее - село Ельдигино по духовному завещанию 1655 г. отказала государыне царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне, а в 1662 г. оно отдано князю Григорию Семеновичу Куракину и за ним в том же году утверждено отказною книгою, в которой упоминается «в селе церковь Рождества Богородицы, да приделы: св. пророка Илии и преп. Макария Желтоводского и Унженского, да при дворе вотчинниковом церковь св. муч. Анастасии Узорешительницы; при церквах во дворе поп Федор, дьячок Григорий Андреев».

По смерти князя Г. С. Куракина селом Ельдигиным владел в 1694 г. его внук князь Б. И. Куракин. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Ельдигине вновь церкви. Дело началось по прошению князя Б. И. Куракина. В прошении, поданном в казенный приказ 3 мая 1705 г., он писал: «в Московском уезде, в вотчине моей в селе Ельдигине, была церковь деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы и в прошлых годах та церковь Божия сгорела; да в том же селе имеется церковь деревянная во имя Анастасии Узорешительницы и ныне; государь, обещался я тое деревянную церковь св. муч. Анастасии Узорешительницы, разобрав, исподи подрубя и ветхие бревна не ременя, построить на прежнем церковном Рождественском месте церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а на том церковном месте мученицы Анастасии построить вновь церковь во имя тое же престол каменную и чтоб указом повелено было: старую деревянную церковь св. муч. Анастасии, разобрав, построить на прежнем Рождественском месте во имя Рождества Богородицы и в той церкви на престол новое одеяние положить и новый антиминс выдать и тое церковь освятить, также и о строении новой каменной церкви вмц. Анастасии дать благословенную грамоту»… Резолюция преосвящ. Стефана, митрополита Рязанского и Муромского: «дать благословенная грамота церкви строить», отмечено: «дана». По смерти князя Б. И. Куракина село Ельдигино принадлежало его сыну Александру. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Ельдигине каменной церкви по прошению князя А. Б. Куракина, поданному в казенный приказ 16 июня 1730 г.

В прошении князь А. Куракин писал: «вотчина моя в Московском уезде, в Боховом стану, село Ельдигино, а в том селе церковь деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы ветхая; а обещание мое в том селе Ельдигине построить церковь каменную настоящую Живоначальной Троицы, да два придела: св. Илии пророка и св. вмц. Анастасии Узорешительницы и чтоб указом повелено было о строении каменной церкви с приделы в селе Ельдигине дать мне указ». Того же года 1 июля из Синодального казенного приказа выдан указ князю А. Б. Куракину, велено: «в селе Ельдигине построить вновь каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, да в приделах св. пророка Илии, да вмц. Анастасии; пошлин 10 алтын, нужнейших 1½ чети взято».

Он же, князь Куракин входил в Синодальный казенный приказ 29 августа 1735 г. с прошением: «в вотчине его, в селе Ельдигине, подле деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы поставлена вновь каменная церковь Живоначальной Троицы с приделами св. пророка Илии и св. вмц. Анастасии и к освящению в готовности и чтоб указом повелено было об освящении вышеписанной настоящей церкви с приделом св. муч. Анастасии дать указ и освященные антиминсы выдать». В книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1738 г. написано: «марта в 7 день, указ об освящении церкви Большого Успенского собора протопопу Никифору Иванову, по челобитью действительного тайного советника князя Александра Борисовича Куракина служителя его Ивана Соловьева, велено: в Московском уезде, в селе Ельдигине, при настоящей Троицкой церкви построенный придел св. пророка Илии освятить ему протопопу на выданном из Синодального дома освященном антиминсе».

В селе Ельдигине по переписным книгам находились: в 1646 г. двор боярский, двор скотный, 7 дворов дворовых людей, в них 18 чел., 19 дворов крестьянских, в них 49 чел.; в 1678 г. - двор князя Г. С. Куракина, дворы приказчиков и скотный, в них 5 чел. деловых, 11 дворов крестьянских, в них 33 чел., и 20 дворов бобыльских, в них 39 чел.; в 1704 г. - дворы вотчинников, приказчиков, конюшенный, да в том селе слободка, в ней 5 дворов, в них живут кабальные люди: повар, кузнец, садовник и лесник, 20 дворов крестьянских.

После князя А. Б. Куракина этим имением владела в 1754 г. его жена вдова княгиня Александра Ивановна с сыном Борисом, а от последнего перешло в 1765-88 гг. к сыну князю Алексею Куракину, по разделу с его родными братьями Степаном и Александром.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.